рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Сказкотерапия как метод психокоррекции

Сказкотерапия как метод психокоррекции - Реферат, раздел Психология, Сказкотерапия как метод психологической коррекции Сказкотерапия Как Метод Психокоррекции. В Системе Традиционных И Нетра...

Сказкотерапия как метод психокоррекции.

В системе традиционных и нетрадиционных методов психологической коррекции все больше места занимают специальные техники, куда входят следующие направления: куклотерапия, пескотерапия (sand-play), арт-терапия, сказкотерапия.

Остановлюсь подробнее на таком методе психологической коррекции, как сказкотерапия. Сказкотерапией люди занимались всегда. Правда, называли это иначе. Сегодня выделяют четыре этапа в развитии сказкотерапии. Примечательно, что ни один из выделяемых этапов не заканчивался, уступая место новому. Поэтому каждый этап ознаменовывал начало определенного процесса. Первый этап сказкотерапии – устное народное творчество. Его начало затеряно в глубине веков, но процесс устного (а позднее и письменного) творчества продолжается и по сей день. Второй этап сказкотерапии – собирание и исследование сказок и мифов.

Исследование мифов и сказок в психологическом, глубинном аспекте связано с именами К Г. Юнга, М Л. фон Франц, Б. Беттельхейма, В. Проппа и других. Приятно отметить, что и терминология психоанализа основана на мифах Процесс познания скрытого смысла сказок и мифов так же продолжается и по сей день. Третий этап – психотехнический. Наверное, нет ни одной педагогической, психологической и психотерапевтической технологии, в которой бы ни использовался прием «Сочини сказку». Современные практические подходы применяют сказку как технику, как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности.

Четвертый этап – интегративный. Этот этап связан с формированием концепции Комплексной сказкотерапии, с духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков. Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и т.д. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых.

Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной эмоциональной обстановке создавать эффективную ситуацию общения. Очень важно создать такие условия для психологической и педагогической работы, в которых эта способность проявляется, усиливается и помогает человеку преодолевать то, что тормозит его развитие.

Этот аспект стал основополагающим в создании концепции сказкотерапии. Ибо сказкотерапия – это и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные части личности [6]. Принципы сказкотерапевтической психодиагностики, коррекции и развития близки к принципам гуманистической, позитивной терапии: 1. Под психодиагностикой с помощью «сказочных» приемов подразумевается проективная диагностика, описывающая как целостную картину личности, так и отдельные ее проблемные и потенциальные элементы. 2. Под сказкотерапевтической коррекцией понимается систематическое усиление потенциальности и творческих способностей человека, за счет которого происходит пре одоление проблемных элементов. 3. Сказкотерапевтическая коррекция исключает директивное изменение негативных форм поведения. Вместо этого предлагается принцип «расширения спектра альтернативных реакций». То есть человеку в сказочной форме предлагается множество моделей поведения в различных ситуациях и предоставляется возможность проиграть, «прожить» как можно больше из этих моделей.

Опыт показывает, что чем больше у человека арсенал возможных решений, моделей поведения, тем лучше он адаптирован к условиям окружающего мира [7]. Источниками концепции сказкотерапии стали работы А.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, исследования и опыт Б. Беттельхейма, терапия историями Р. Гарднера, работы Э. Фромма, Э. Берна, идеи К Г. Юнга и М А. фон Франц, позитивная терапия притчами и историями Н. Пезешкяна, исследования детской субкультуры М. Осориной, работы В. Проппа, идеи Е. Романовой, психотерапевтические сказки и идеи А. Гнездилова, опыт А. Захарова а также разработки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой.

Выделяют следующие коррекционные функции сказки: 1. Функция зеркала - содержание сказки становится тем зеркалом, которое отражает внутренний мир человека, облегчая тем самым идентификацию с ним. 2. Функция модели - сказки отражают различные конфликтные ситуации и предлагают возможные способы их решения или указывают на последствия отдельных попыток решения конфликтов. Таким образом, они помогают учиться при помощи модели. 3. Функция опосредования - сказка выступает в качестве посредника между клиентом и психологом, снижая, тем самым, сопротивление клиента. 4. Функция хранения опыта - после окончания психокоррекционной работы сказки продолжают действовать в повседневной жизни человека. 5. Функция возвращения на более ранние этапы индивидуального развития - сказка помогает вернуться к прежней радостной непосредственности.

Она вызывает изумление, удивление, открывая доступ в мир фантазии, образного мышления, непосредственного и никем не осуждаемого вхождения в роль, которую предлагает содержание. 6. Функция альтернативной концепции - сказка звучит для клиента не в общепринятом, заранее заданном смысле, а предлагает ему альтернативную концепцию, которую клиент может либо принять, либо отвергнуть. 7. Функция изменения позиции - сказка неожиданно вызывает у взрослого или у ребенка новое переживание, в его сознании происходит изменение позиции [2]. Возможности работы со сказкой 1. Использование сказки как метафоры.

Текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни клиента, и затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены. 2. Рисование по мотивам сказки.

Свободные ассоциации проявляются в рисунке, и дальше возможен анализ полученного графического материала. 3. Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, что служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека, выявляет систему оценок человека в категориях: хорошо - плохо. 4. Проигрывание эпизодов сказки.

Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку или взрослому почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции. 5. Использование сказки как притчи-нравоучения.

Подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации. 6. Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание, работа со сказкой). Сказки разделяют на:  традиционные (народные):  бытовые (например, "Лиса и журавель");  сказки-загадки (истории на сообразительность, истории хитреца); сказки-басни, проясняющие какую-нибудь ситуацию или моральную норму;  притчи (истории о мудрых людях или о занимательных ситуациях);  сказки о животных;  мифологические сюжеты (в том числе истории про героев);  волшебные сказки, сказки с превращениями (" Гуси-лебеди", "Крошечка-хаврошечка" и т.д.).  авторские.

Любой из подходов имеет и свои преимущества, и свои недостатки [3]. При использовании народных сказок в целях психокоррекции к преимуществам можно отнести:  Метафоричность и символичность сказок, что обеспечивает хорошие возможности личностных проекций;  Знакомство группы (или отдельного клиента) с сюжетом, иногда даже дословное знание текста; & #61485; Сюжет, «отполированный» вековым пересказом, отсутствие лишних подробностей;  Динамичность;  Разнообразие, возможность подобрать необходимую тематику;  Соответствие национальному характеру.

Недостатки сказкотерапии на основе использования народных сказок:  Недостаточная подробность текста, условность характеров, в результате – недостаточная «психологичность»;  Отсутствие изменений в характере героя за время действия сказки; & #61485; В очень архаичных текстах, например в сказках о животных или в некоторых бытовых сказках, герои руководствуются весьма сомнительными этическими принципами.

В использовании известных авторских сказок можно отметить почти те же преимущества, что и при использовании народных сказок:  Известность сюжета, обычно с детства, что иногда рождает ложное ощущение «уже виденного», когда психотерапевт пытается побудить к раскрытию смысла сказки;  Метафоричность, ведущая к большому количеству проекций, личностным включениям;  Разнообразие сюжетов;  Различные национальные варианты, возможность выбора между ними. К трудностям использования известных авторских сказок в сказкотерапии можно отнести:  Возможное снижение интереса, мы как бы читаем книгу, конец которой уже известен;  Зачастую множество сюжетных линий делает сказку слишком длинной, непригодной для краткосрочной, тем более экстренной, терапии, а также для некоторых видов групповых занятий;  Авторская сказка, как каждое произведение искусства, требует бережного отношения, поэтому не всегда допустимо изменение сюжета, предлагаемое психологом в качестве метода работы.

Изменение может восприниматься как разрушение, порча сказки, что, конечно же, нарушает атмосферу психологического контакта.

Если сказки создаются специально для сказкотерапии, то большинства этих трудностей можно избежать. Сказки сочиняются по проблемам, характерным для того клиента, с которым работает психолог; иногда сказка пишется для конкретного клиента.

Сказка, предлагаемая группе или отдельному клиенту, не известна ему, поэтому более интересна, особенно, если предлагается в связи с волнующей проблемой или анонсируется как его личная сказка.

Сказки, создаваемые для психологической работы, содержат специально закладываемые «зацепки» для клиента (группы). Актуальная проблема представлена в сказке в метафорической форме; как правило, приписана значимому герою – принцу, принцессе, королю.

Привлекательность сказок для психокоррекции и развития личности заключается в следующем: 1. Отсутствие в сказках прямых нравоучений, назиданий. События сказочной истории логичны, естественны, вытекают одно из другого, а ребенок усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире. 2. Через образы сказки человек соприкасается с жизненным опытом многих поколений. В сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек:  отделение от родителей;  жизненный выбор;  взаимопомощь;  любовь;  борьба добра со злом. Победа добра в сказках обеспечивает человеку психологическую защищенность: чтобы ни происходило в сказке - все заканчивается хорошо.

Испытания, выпавшие на долю героев, помогают им стать умнее, добрее, сильнее, мудрее. Таким образом, ребенок усваивает, что все, что происходит в жизни человека, способствует его внутреннему росту. 3. Отсутствие заданности в имени главного героя и месте сказочного события.

Главный герой - это собирательный образ, и ребенку легче идентифицировать себя с героем сказки и стать участником сказочных событий. 4. Ореол тайн и волшебства, интригующий сюжет, неожиданное превращение героев - все это позволяет слушателю активно воспринимать и усваивать информацию, содержащуюся в сказках [8]. Основные приемы работы со сказкой 1. Анализ сказок. Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведением героев.

Например, для анализа выбирается известная сказка. При этом ребенку предлагается ответить на ряд вопросов: "Как вы думаете, о чем эта сказка?"; "Кто из героев больше всего понравился и почему?" ; "Почему герой совершил те или иные поступки?"; "Что произошло бы с героями, если они не совершили бы тех поступков, которые описаны в сказке?", "Что было бы, если бы в сказке были одни хорошие или плохие герои?", а также другие вопросы.

Данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет, подростков и взрослых. 2. Рассказывание сказок. Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Процедура состоит в следующем: ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы лиса, Баба Яга или Василиса Премудрая. "Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы Яги, лисы, Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел Колобок". 3. Переписывание сказок.

Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку, подростку или взрослому чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и т.д. Это - важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи, клиент сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения - в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки. 4. Постановка сказок с помощью кукол.

Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить. 5. Сочинение сказок.

В каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета. Главный герой появляется в доме (в семье), растет, при определенных обстоятельствах покидает дом, отправляясь в путешествия. Во время странствий он приобретает и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется и побеждает зло и возвращается домой, достигнув цели. Таким образом, в сказках дается не просто жизнеописание героя, а в образной форме рассказывается об основных этапах становления и развития личности.

Волшебные сказки описывают глубинный человеческий опыт прохождения эмоциональных кризисов и преодоления страха. Они дают человеку опору в условиях неопределенного эмоционального опыта и подготавливают его к кризисным переживаниям. Каждая из волшебных сказок содержит информацию об определенном типе дезадаптации и способе проживания определенного кризиса.

События сказки вызывают у человека эмоции, герои и их отношения между собой проецируются на обыденную жизнь, ситуация кажется похожей и узнаваемой. Сказка напоминает о важных социальных и моральных нормах жизни в отношениях между людьми, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Она дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения. Во время прослушивания страшных сказок или сказок "со страшными" эпизодами ребенок учится разряжать свои страхи, его эмоциональный мир становится гибким и насыщенным [8]. В процессе работы необходимо следить за всеми изменениями, происходящими с клиентом, включая малейшие изменения мимики и пантомимики, и строить работу в соответствии с его реакцией.

Движение глаз тоже отражает внутреннее состояние человека: - движение глаз влево и вверх означает использование прошлых зрительных воспоминаний, - движение вправо и вверх свидетельствует о построении новых или будущих образов, - отсутствие фиксации взгляда говорит о работе воображения, - движение глаз влево и вниз свидетельствует о внутреннем слуховом процессе, - горизонтальное движение влево и вправо указывает на слуховое восприятие, - движение глаз вправо и вниз говорит о кинестетических ощущениях.

Все эти реакции ребенка необходимо использовать в сказкотерапии по созданию метафор, учитывая, таким образом, не только сознательный чувственный опыт клиента, но и его бессознательный чувственный опыт [5].

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Человек устроен таким образом, что ему свойственно стремиться к внутреннему равновесию, гармонии, физическому и психическому здоровью. Однако,… К сожалению, в нашем обществе недостаточно развита психологическая культура,… Многие проблемы человек может решать самостоятельно, используя рекомендации специалистов - психологов.Каждый человек…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Сказкотерапия как метод психокоррекции

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Основная характеристика психокоррекции
Основная характеристика психокоррекции. Существует несколько определений понятия «психологическая коррекция»: Психологическая коррекция – это «деятельность по исправлению (корректировке) тех особен

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги