рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Хроническая форма самоубийства

Хроническая форма самоубийства - раздел Психология, Особенности девиантного поведения Хроническая Форма Самоубийства. В Отличие От Ярко Выраженного, Очевидного Стр...

Хроническая форма самоубийства. В отличие от ярко выраженного, очевидного стремления к самоуничтожению, свойственного самоубийцам, существуют и незаметные, скрытые формы этого явления, которое К.Меннингер определяет как хроническое самоубийство. Так, аскетизм, или жизнь, посвященная непрерывному и порой изощренному поиску все новых лишений, является не чем иным, по его мнению, как утонченной формой медленного умирания, и поведение многих аскетов и мучеников, по своей сути, является деструктивным при этом неважно, претендует ли жертва на святость, героизм является пациентом психиатрической лечебницы или просто недалеким человеком.

В процессе анализа становится очевидным, что компоненты саморазрушительных побуждений аналогичны мотивам фактического самоубийства, основаны на стремлении наказать себя, агрессивности и искаженном либидо.

Само собой разумеется, присутствие тех или иных мотивов меняется от случая к случаю. Отсрочка смертельного исхода свидетельствует о нейтрализующем влиянии эротической составляющей, которая также носит избирательный характер. Несколько обобщая, можно отметить ряд характерных особенностей взаимодействия деструктивных и созидательных тенденций. В случаях хронического самоубийства преобладают эротические мотивы, и, соответственно, стремления к деструктивным действиям теряют былую силу. В случаях фактического самоубийства наблюдается прямо противоположная картина. Но борьба противополож-ностей не утихает даже у тех, чья жертвенность едва не погасила искру жизни.

Система воспитания и образования в какой-то мере прививает человеку аскетические навыки, которые проявляются в бескорыстном и самоотверженном служении обществу и заботе о собственных детях.

Однако дальнейшие сравнения будут поверхностны, если не провести грань между сознательной, порой неоправданной жертвенностью и нормами социального поведения, согласующимися с общественным благом. Ограничения, которые налагает на себя нормальный член общества, подчиняясь необходимости следить за здоровьем, следовать социальной и экономической целесообразности, обусловлены внешними факторами и согласуются с реалиями жизни. Иными словами, эти правила продиктованы самой жизнью. В отличие от рядового члена общества, хронический самоубийца руководствуется внутренней потребностью жертвовать собой.

То, что на первый взгляд воспринимается как законное стремление увековечить свое имя, на поверку оказывается замаскированным проявлением деструктивных сил. 10 с.152 Причины хронического мученичества кроются в агрессивности, принимающей форму зависти, которая, в свою очередь, проявляется в эротизированном стремлении к самонаказанию. Изучая поведение великомучеников и аскетов, К.Меннингер отмечает те же характеристики агрессивность, самонаказание и эротическое поощрение.

Принципиальное отличие аскетов от мучеников-невротиков проявляется в реакции общественного мнения на эти явления. Первых общество склонно идеализировать, а ко вторым относится с явным презрением. Невротик озабочен лишь своей персоной, и все, кто имел с ним дело, безошибочно определяют это качество. Говоря языком психоанализа, налицо явная предрасположенность к нарциссизму. Этот комплекс дает о себе знать проявлением болезненных симптомов и не может быть нейтрализован поощрительной реакцией других людей.

При этом его внешние проявления могут не соответствовать истинной тяжести патологии. Так, некоторые невротики преуспевают в своих болезненных намерениях, ибо не проявляют агрессии к окружающим, противопоставляя себя лишь докторам и медицинским сестрам. Однако встречаются и такие, кто объявляет войну всему миру. Итак, каковы же психологические и физиологические причины этого явления? В действительности хроническое мученичество является результатом взаимодействия многих факторов. То, что человек предпочитает радости страдание, объяснить непросто.

Понимание приходит лишь тогда, когда затаенное страдание или даже страх перед этим страданием становится более очевидным, чем внешние проявления. Упрощая, можно сказать, что некоторые люди предпочитают скорбь забвению. Иными словами, для этой категории страшнее остаться в одиночестве, быть нелюбимым и обделенным заботой, чем подвергать себя физическим мучениям и даже риску умереть. Таким образом, эти люди воспринимают скорбь как проявление любви, и для них она предпочтительнее, чем смерть и забвение.

Фактически человеку приходится платить страшную цену, принося в жертву самого себя. В этом смысле цена жизни определяется хроническим расстройством, которое в конце концов полностью разрушает личность. Подобное искаженное представление о реальности должно иметь глубокие корни, и К.Меннингер считает, что исходным материалом для его формирования служит изначальный инстинкт самоуничто- жения, воображаемая битва между силами разрушения и эротизмом, то есть между стремлением к разрушению к смерти и любовью к жизни.

В том случае, когда доминирует инстинкт смерти, человек обречен. Лишь тогда, когда эротические мотивы побеждают, человек способен свернуть с пути невольного мученичества и вернуться к нормальной жизни 10 с. 167. Алкогольная зависимость является одной из форм самоуничтожения и характеризуется искаженной направленностью внутренней агрессии, половой неудовлетворенностью и подсознательным стремлением к наказанию, порожденным чувством вины за собственную агрессивность.

Отличительной чертой этого феномена является то, что осуществление деструктивных тенденций происходит вопреки и в то же время за счет одного и того же источника страданий 10 с. 193 . Саморазрушительные намерения также скрываются под маской антиобщественного поведения, последствия которого во многих случаях прямо указывают на агрессивную сущность невротического характера, преступного поведения и половых извращений.

Анализ мотивации таких поступков позволяет отметить несомненное сходство их первичных установок с причинами фактического самоубийства, за исключением доминирующей роли инстинкта смерти 10 с. 223 . Отказ от объективного восприятия реальности создает предпосылки и прямо провоцирует развитие умственного расстройства, известного как психоз и в некоторых случаях являющегося одной из форм самоуничтожения.

Последнее может быть направлено непосредственно против собственного эго, например, в тех случаях, когда психопат корит и винит себя самого или заявляет о том, что он мертв. В равной степени разрушительные тенденции могут быть направлены на уничтожение суперэго с последующим освобождением от условностей и запретов, проявляющимся в частичном уничтожении личности и формировании негативных комплексов 10 с.238 4. Мысли о смерти Исследования 1000 жителей Чикаго выявили актуальность темы смерти практически для всех лиц пожилого возраста, хотя вопросы финансов, политики и т.п. были для них не менее значимыми.

Люди этого возраста философски относятся к смерти и склонны воспринимать ее на эмоциональном уровне скорее как продолжительный сон, чем как источник страданий. Исследования выявили, что у 70 лиц пожилого возраста мысли о смерти касались подготовки к ней 28 - составили завещание 25 - уже подготовили некоторые похоронные принадлежности и половина уже обговорила свою смерть с ближайшими наследниками 19. Эти данные, полученные при опросе пожилых людей США контрастируют с результатами подобных исследований жителей Великобритании, где большинство исследуемых избегали этой темы и на вопросы отвечали следующим образом Я пытаюсь как можно меньше думать о смерти и умирании , Я стараюсь переключаться на другие темы и т.п. В переживаниях, связанных со смертью, достаточно определенно проявляется не только возрастная, но и половая дифференциация. K.W.Back 1974 , исследуя возрастную и половую динамику переживания времени методом Р. Кнаппа, предъявлял исследуемым наряду с метафорами времени и метафоры смерти. В результате исследования 17 с.201-207 он пришел к выводу, что мужчины относятся к смерти с большим неприятием, чем женщины эта тема вызывает у них ассоциации, проникнутые страхом и отвращением.

У женщин описан комплекс Арлекина, при котором смерть представляется загадочной и в чем-то даже привлека- тельной.

Иная картина психологического отношения к смерти была получена спустя 20 лет. Национальное агентство по развитию науки и космических исследований Франции изучало проблему танатологии по материалам исследования более 20 тысяч французов.

Полученные данные были опубликованы в одном из номеров Regards sur Iactualite 1993 - официальном издании Французского государственного центра документации, публикующего материалы и отчеты по важнейшим для страны проблемам. Полученные результаты свидетельствовали о том, что мысли о смерти особенно актуальны для лиц 35 - 44 лет и во всех возрастных группах женщины чаще задумываются о конечности жизни, что наглядно отражено в таблице 1. Таблица 1. Распределение частоты встречаемости мыслей о смерти по возрасту и полу в. Пол Возраст, годы 18-24 25-34 35-44 55-69 Мужчины 18 14 30 21 Женщины 22 29 35 41 У женщин мысли о смерти чаще всего сопровождаются страхом и беспокойством, мужчины относятся к этой проблеме более взвешенно и рационально, а в трети случаев и вовсе безразлично.

Отношение к смерти у мужчин и женщин отражено в таблице 2. Таблица 2. Распределение мыслей об отношении к смерти по полу в. Пол Страх, беспокойство Спокойствие Безразличие Удовлетворение Мужчины 38 21 30 2 Женщины 59 19 12 1 Исследуемые, отнесшиеся к проблеме смерти с безразличием или спокойствием, объяс-няли это тем, что, по их мнению, есть более страшные состояния, чем смерть табл. 3 Таблица 3 Мужчины Женщины Жить в одиночестве 16 18 Быть беспомощным, зависимым 47 48 Быть брошенным любимым человеком 17 10 Потерять близких 33 44 Страдать от неизлечимой болезни 44 47 Безусловно, мысли о смерти рождали осознаваемый и неосознаваемый страх.

Поэтому наиболее универсальным желанием у всех тестируемых был быстрый уход из жизни. 90 опрошенных отвечали, что хотели бы умереть во сне, избежав страданий 17. Многие люди испытывают неловкость при разговорах на тему суицида из-за социального табу. Также имеется один распространенный миф на тему суицида. Он гласит Нельзя разговаривать на тему суицида в присутствии людей склонных к депрессии, так как такие разговоры могут посеять зерно раздумий в умах этих людей. Но большинство психиатров и психологов пришли к мнению, что лица, имеющие суицидальные мысли, могут получать облегчение, разговаривая о своих чувствах. 5.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Особенности девиантного поведения

Современная точка зрения- современная психология девиантного поведения - это междисциплинар-ная область научного знания, изучающая механизмы… В последнее время особенно ясно становится, что в условиях… К отклоняющемуся поведению относят агрессивные действия по отношению к другим, преступность, употребление алкоголя,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Хроническая форма самоубийства

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Личностные факторы суицидального риска
Личностные факторы суицидального риска. Преморбидные особенности личности, как один их факторов риска аутоагрессивного поведения изучены достаточно глубоко как психиатрами, так и психологами и псих

Генетические аспекты самоубийства
Генетические аспекты самоубийства. Как было показано ранее - суицид зависит от множества факторов, как личностных, так и внешних, определяемых окружающей средой. В то же время, нет сомнений в сущес

Возрастные особенности
Возрастные особенности. Ш Пожилые люди стадия поздней зрелости по Э. Эриксону Уровень суицидов среди пожилых людей в 4 раза выше, чем в популяции. Последние годы отмечены стремительным ростом суици

Профилактика и терапия
Профилактика и терапия. Знание социально-психологических и медицинских предвестников суицида во многих случаях позволяет предотвратить их. Естественно, что суицид всегда индивидуален. Не сущ

Экспериментальная часть
Экспериментальная часть. Сложность и многогранность проблемы самоубийств обуславливает актуальность выбранной нами темы исследования. Цель исследования Выяснить отношение к смерти и суициду

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги