рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Стадии творческого мышления

Стадии творческого мышления - раздел Психология, Способность и одаренность.Креативность, дивергентное мышление. Стадии Творческого Мышления. У Детей Способности К Творчеству Складываются По...

Стадии творческого мышления. У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития.

Эти стадии протекают последовательно прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребенок обязательно должен овладеть качествами, формирующихся на существующих. Исследования детского творчества позволяют выделить как минимум три стадии развития творческого мышления наглядно-действенное, причинное и эвристическое. Наглядно-действенное Мышление рождается из действия.

В младенчестве и в раннем возрасте оно неотделимо от действия. В процессе манипулирования с предметами ребенок решает различные мыслительные задачи. К примеру, играя со сборно-разборными игрушками типа головоломок, методом проб и ошибок ищет принципы их разборки и сборки, учится учитывать и соотносить между собой величину и форму различных деталей. К 5-6 годам дети обучаются совершать действия в уме. В качестве объектов манипулирования выступают уже не реальные предметы, а их образы - представления.

Чаще всего дети представляют наглядный зрительный образ предмета. Поэтому мышление ребенка дошкольника называют наглядно-действенным. Очень важным для развития мышления являются задания на исследование образа-представления. К 5 годам дети обучаются расчленять представление на отдельные части, анализировать контуры предметов, сопоставлять похожие предметы между собой и находить сходство и различие. Выделение отдельных компонентов образа позволяет ребенку соединить детали разных образов, придумывая новые фантастические объекты или явления.

Так, ребенок может представить животное, соединяющее в себе части многих животных и поэтому обладающее такими качествами, которых нет ни у одного существующего животного в мире. В психологии эту способность называют фантазией. Можно выделить несколько психологических качеств, лежащих в основе фантазирования 1. Четкое и ясное представление образов предметов 2. Хорошая зрительная и слуховая память, позволяющая длительное время удерживать в сознании образ-представление 3. Способность мысленно сопоставлять два и более предмета и сравнивать их по цвету, форме, размеру и количеству деталей 4. Способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами.

Хорошими стимулами для фантазии являются незаконченные рисунки, неопределенные образы типа чернильных пятен или каракулей, описание необычных, новых свойств, предметов. Фантазия ребенка на первой стадии развития творческого мышления еще очень ограничена.

Ребенок мыслит еще слишком реалистично и не может оторваться от привычных образов, способов использования вещей, наиболее вероятных цепочек событий. К примеру, если ребенку дошкольного возраста рассказать сказку о докторе, который, уходя в больницу, попросил чернильницу посторожить его дом, то ребенок с этим согласится, так как в сказке вещь может выполнять разные функции. Однако, ребенок начинает активно возражать если ему сказать, что когда пришли разбойники, то чернильница залаяла.

Это не соответствует с реальными свойствами чернильницы. Часто дети предлагают более реалистичные способы воздействия чернильницы на разбойников разбрызгивание чернил, удары чернильницей по голове и т.п. Вывод таким образом, одним из направлений развития творчества на этапе наглядно-действенного мышления является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называют оригинальностью, и оно зависит от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни, образы предметов. Причинное мышление Известно, что предметы и явления действительности находятся в различных связях и отношениях причинно-следственных, временных, условных, функциональных, пространственных и т.д. Наглядно-действенное мышление дошкольника позволяет ему понимать пространственные и временные отношения.

Сложнее осмыслить причинно-следственные связи. Действительные причины событий, как правило, скрыты от непосредственного восприятия, не являются наглядными, не выступают на первый план. Чтобы их выявить нужно, отвлечься от второстепенного случайного.

Поэтому причинное мышление связано с выпадом за пределы представляемого образа ситуации и рассмотрением ее в более широком теоретическом контексте. К примеру, дошкольники объясняют окончание дня наступлением ночи, то есть воспроизводят временную последовательность привычных событий. В младшем школьном возрасте дети уже способны объяснить смену времени суток вращением Земли вокруг своей оси, основываясь на модели Солнечной системы.

Изучение познавательной деятельности детей показывает, что к концу начальной школы наблюдается всплеск исследовательской активности. К 8-9 годам дети, читая или наблюдая за различными явлениями жизни, начинают формулировать поисковые вопросы, на которые пытаются сами же найти ответ. К 11-12 годам практически все дети направляют свою исследовательскую активность формулировкой поисковых вопросов. Это происходит потому, что школьники стараются понять и осмыслить причинно-следственные связи и законы появления различных событий.

Исследовательская активность детей на этапе причинного мышления характеризуется двумя качествами ростом самостоятельности мыслительной деятельности и ростом критичности мышления. Благодаря самостоятельности ребенок научается управлять своим мышлением ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы причинно-следственных зависимостей, рассматривать известные ему факты с позиций выдвинутых гипотез.

Эти способности, без сомнения, являются основными предпосылками творчества на этапе причинного мышления. Критичность мышления проявляется в том, что дети начинают оценивать свою и чужую деятельность с точки зрения законов и правил природы и общества. С одной стороны, благодаря осознанию детьми правил и законов, их творчество становится более осмысленным, логичным, правдоподобным. С другой стороны, критичность может помешать творчеству, так как на этом этапе выдвижение гипотезы может показаться глупым, нереальным и будет отброшено.

Подобные самоограничения сужают возможности появления новых, оригинальных идей. Чтобы стимулировать творческую активность, и устранить отрицательное воздействие критичности, используются различные методы и приемы. Вот некоторые из них 1. Прием образного сравнения аналогии, когда какой-то сложный процесс или явление сравнивается с более простым и понятным. Этот прием используется при составлении загадок, поговорок, пословиц 2. Метод мозгового штурма.

Это метод коллективного решения проблемы. Автор мозгового штурма А. Осборн предложил разделить процесс выдвижения гипотез и процесс их оценки, анализа. Поиск идей ведется в обстановке, когда критика запрещена и каждая идея, даже шуточная или нелепая, поощряется. Благодаря мозговому штурму нередко возникают новые и оригинальные решения проблемных ситуаций 3. Метод комбинационного анализа. В основе комбинационного анализа лежит матрица сочетания двух рядов фактов признаков объектов или самих объектов. Например, при изучении речи ребенок может сочетать понятия, относящиеся к частям речи и членам предложения.

При этом он отвечает на вопрос Какой частью речи может выражаться тот или иной член предложения? Каждая ячейка матрицы представляет сочетание какой-то части речи. Ребенок может придумать предложение с такими сочетаниями либо сказать, что такое сочетание невозможно. Эвристическое мышление По мере взросления, дети сталкиваются с большим количеством ситуаций, когда невозможно выделить одну причину события.

Многие социальные и природные явления вызваны большим количеством разнообразных факторов. Прогнозы развития этих явлений носят вероятностный характер, что свидетельствует об их приблизительной точности и достоверности. Типичными примерами ситуаций с вероятностными прогнозами могут служить прогнозы погоды, исхода шахматной партии, производственного или бытового конфликта и т.д. Во всех этих случаях причинное мышление оказывается недостаточным.

Возникает необходимость в предварительной оценки ситуации и выборе среди множества вариантов и обилия факторов таких, которые имеют существенное влияние на ход событий. Выбор при этом осуществляется с опорой на ряд критериев, правил, которые позволяют сузить зону риска, сделать его более сокращенным, избирательным. Мышление, которое опираясь на критерии избирательного поиска, позволяет решать сложные, неопределенные, проблемные ситуации, называют эвристическим.

Эвристическое мышление формируется ориентировочно к 12-14 годам. Изучения мышления детей и подростков показывает, что, по сравнению с младшими школьниками, подростки по-другому обследуют проблемную ситуацию. В период между 9 и 11 годами исследовательская активность детей очень высокая. Дети задают очень много разнообразных поисковых вопросов, касающихся самых разных аспектов ситуации. Подростки не сразу концентрируют свое внимание на одной или нескольких гипотезах. Это экономит время, позволяет более углубленно проработать проблемные аспекты, хотя это может привести к застряванию на неэффективной идее. Сузить зону поиска помогают критериальные правила, называемые эвристическими.

Например, в шахматной игре применяются следующие эвристики Старайся развить собственные фигуры Сохраняй материальное равновесие Пытайся овладеть центром Атакуй короля противника Защищай собственного короля. Благодаря этим эвристическим правилам шахматист анализирует лишь несколько ситуаций из общего числа.

Однако, они не гарантируют того, что будет выбран наиболее подходящий ход. Так, шахматист, пытающийся сохранить материальное равновесие, может не заметить того факта, что если сейчас противник жертвует фигуру, то в недалеком будущем это может привести к ситуации, грозящей матом. При творческом подходе к проблеме решающей помимо известных, общепринятых эвристик, можно выбрать для себя правила, подходящие к конкретной ситуации. Особенно важно это в нестилизованных заданиях, не имеющих аналогов решения, и проблемных ситуациях.

Самая большая психологическая опасность при эвристическом мышлении - это слишком поспешное принятие кажущегося оптимальным варианта решения. Преодолеть эту опасность можно, если попытаться найти несколько вариантов решения и сравнить их для выбора наилучшего. 2.2

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Способность и одаренность.Креативность, дивергентное мышление.

На свет человек появляется без психологических свойств, а лишь с общей возможностью их приобретения. Только в результате их взаимодействия с действительностью и активной… В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Стадии творческого мышления

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Из истории исследования
Из истории исследования. Группа молодых ученых - Дж. Гилфорд, П. Торренс , Ф .Баррон , К. Тейлор и др осуществила ряд крупных исследований, которые очертили новые границы в психологии творческой од

Общая характеристика
Общая характеристика. Творческий познавательный процесс, опирается на поисково-исследовательскую активность, обеспечивающую обнаружение проблем, раскрытие их сути, прогнозирование неизвестного и сп

Разработки различных психологов
Разработки различных психологов. Концепция креативности Дж. Гилфорда и Э.П.Торренса Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности приобрела популярность после выход

Творчество и творческость
Творчество и творческость. Что мы понимаем под творчеством? Творчество - создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей. Творчество - деятельность, порождающая нечто качественн

Этапы развития креативности
Этапы развития креативности. Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет 1-4 классы. В этом возрасте дети располагают значительными резервами развития. И

Характеристика одаренных детей
Характеристика одаренных детей. Творческие возможности человека проявляются очень рано. Первичное проявление способностей в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным сферам деятельности.

Проблемы диагностики и развития высоко одаренных и талантливых детей
Проблемы диагностики и развития высоко одаренных и талантливых детей. Среди многих психолого-педагогических проблем творческой одаренности ребенка в качестве приоритетной можно обозначить проблему

Методы изучения творческого мышления
Методы изучения творческого мышления. Методика Туник Е.Е. Большинство тестов Туник Е.Е. является модификацией тестов Гилфорда и Торренса. Тесты позволяют оценить различные параметры творческ

Проблемы одаренных детей
Проблемы одаренных детей. Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детми. 1.Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учеб

Особенности творческого урока и роль учителя в развитии креативности школьников
Особенности творческого урока и роль учителя в развитии креативности школьников. Каждый педагог обязан осознать, какую лепту в личностное становление ученика он сможет внести. Необходимо при

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги