Понятие сознания и его определение

Понятие сознания и его определение. Психика есть способность живых существ создавать чувственные и обоб¬щённые образы внешней действитель¬ности и реагировать на эти отображе¬ния сообразно своим потребностям, а у человека также соответственно его интересам, целям и идеалам. Сознание является частью психики, ибо в ней происходят не только сознательные, но и подсознательные и бес¬сознательные процессы.

Сознательны¬ми называются такие психические яв¬ления и действия человека, которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые, следователь¬но, совершаются со знанием того, что он делает, мыслит или чувствует. Перейдем к вопросу к вопросу о том, чем определяется, обусловливается воз¬никновение и развитие сознания. Факторы, которые оп¬ределяют этот процесс, называют детерминантами или детерминаторами. Внешними детерминаторами сознания являются при¬рода и общество.

Сознание присуще лишь человеку, возникает и развивается лишь в условиях общественной жизни. Однако оно обусловлено не только социально. Внешняя действительность для животного — природа; для человека — природа и общество. Поэтому сознание человека детерминировано внешними факторами двоя¬ко: явлениями и законами природы и общественных отношений. В содержание сознания входят мысли о при¬роде и обществе (а также о людях как природных и об¬щественных существах). Природа в процессе органической эволюции создала ту анатомическую и физиологическую систему, без коей невозможно сознание, как продукт действия этой «маши¬ны». Но природа детерминирует сознание не только гене¬тически, создав предпосылки сознания.

Она действует и в условиях общества, формируя вторую сигнальную си¬стему действительности и изменяя характер действия рецепторов и анализаторов сообразно условиям общест¬венной жизни. Итак, вся телесная основа и механизмы сознания созданы и изменяются природой как в условиях живот¬ного, так и человеческого существования.

Хотя физиоло¬гическая основа сознания и ее механизмы и не входят в само содержание сознания, т. е. в ту совокупность мыс¬лей и чувств, которая в нем содержится, однако это содержание обусловливается и определяется не только характером внешних явлений, но и устройством воспри¬нимающего их аппарата. Образ внешнего мира отлича¬ется от самого внешнего мира. Сознание есть субъектив¬ный образ объективного мира. Сознание присуще только человеку и возникло в условиях общественной жизни.

Лишь в последних усло¬виях развился человеческий разум и его контроль над волей. Именно общественная жизнь, основанная на тру¬де, создала человека с его сознанием. Таким образом, говоря о сознании как единстве двух детерминации, мы имеем в виду органический и нераз¬рывный комплекс двоякого рода факторов, определив¬ших и определяющих развитие психики человека, факто¬ров, действовавших не порознь, а в единстве и взаимопроникновении.

Поэтому, занимаясь человече¬ским сознанием, мы все время будем иметь в виду не только факторы чисто социальные, т. е. сверхличные, но и факторы биологические, подвластные в полной мере законам органической природы, а также факторы пси¬хологические, подвластные двум указанным детерминаторам. Сознание детерминировано не только действием внешних факторов. Сознание человека подчинено еще действию законов нейрофизиологии и психологии (об¬щей и социальной), т. е. имеет еще и внутреннюю, пси¬хофизическую детерминацию.

При этом физиологическая обусловленность сознания, будучи внутренней, в том смысле, что она осуществляется внутри организма, яв¬ляется объективной, материальной, а психологическая детерминация имеет субъективный, идеальный характер. Внешняя детерминация — воздействие на сознание объективного мира, природы и общества — является первичной, а внутренняя, психофизиологическая обус¬ловленность — вторичной.

Если содержание сознания определяется внешними факторами, то, с другой стороны, все явления психики и сознания протекают в тех формах, которые фиксиру¬ются законами и категориями физиологической и пси¬хологической наук. Это ощущения, восприятия и пред¬ставления, мысли, эмоции, чувства, Память, воображе¬ние и пр. Психологические формы — это как бы соединяющиеся сосуды, в которых «переливается» все содержание сознания. По своей форме сознание не вы¬ходит за пределы психологических процессов.

Содержание и форма сознания не вполне идентич¬ны. Сознание человека есть отражение действительности, ее образ. Всякий образ носит на себе отпечаток как того, что в нем отражается, так и того материала, на котором этот снимок отпечатывается, и свойств того аппарата, которым этот снимок сделан. Сознание это не только субъективно-психологическое явление, а единст¬во объективного и субъективного на основе объективно¬го. Оно имеет объективное содержание, прошедшее че¬рез различные психологические «сита», «экраны», в виде установок и ориентации, налагаемых общественным положением человека и его прошлым жизненным опытом.

В отдельных областях сознания последнее подчиня¬ется также и более специальным законам. Так, в обла¬сти познания оно совершается по законам логики, без соблюдения которых невозможна правильная обработка полученного материала наблюдений и экспериментов. В области явлений, ориентация в которых связана с оценками (политика, идеология, этика, эстетика, право), сознание действует в соответствии со спецификой каждой из этих областей. Вся умственная, познавательная, идеологическая и оценочная деятельность людей подчи¬нена закономерностям.

Действие всех указанных групп законов, выражаю¬щих сложный характер детерминации сознания, осуще¬ствляется в их неразрывной связи и взаимопереплете¬нии. Однако эта нераздельность не означает потери каждой из этих групп своей самостоятельности и специ¬фичности. Поэтому мы, например, различаем рабочего: а) как производительную силу, как природную «маши¬ну», производящую продукт; б) как члена общества, т. е. как социальную единицу в) как психологический, разумно-эмоциональный комплекс в отличие от машины, на которой он работает.

Как же можно определить сознание? Сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. 2.