Структура и источники сознания

Структура и источники сознания. Понятие «сознание» неоднозначно.

В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отраже¬ние действительности независимо от того, на каком уровне оно осу¬ществляется — биологическом или социальном, чувственном или рациональном. В более узком и специальном значении под сознанием подразу¬мевают не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму психического отражения действительности. Создание здесь структурно организовано, представляет собой це¬лостную систему, состоящую из различных элементов, находящих¬ся между собой в закономерных отношениях.

В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты как осознание вещей, а также переживание, т.е. определенное отноше¬ние к содержанию того что отражается. Развитие сознания пред¬полагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и сте¬пень ясности понимания. 0тсюда обыденное, научное, философское, эстетическое, религиозное осознание мира, а также чувст¬венный и. рациональный уровни сознания.

Ощущения, воспри¬ятия, представления, понятия, мышление образуют ядро со¬знания. Однако они не исчерпывают его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компо¬нент. Именно, благодаря сосредоточенности внимания определен¬ный круг объектов находится в фокусе сознания.

Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личнос¬ти включает в себя собственно чувства, представляющие собой от¬ношения к внешним воздействиям. Чув¬ства, эмоции суть компоненты структуры сознания. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное, сложно-структурированное целое. Перейдем теперь к вопросу об источниках сознания. Этот вопрос в течение длительного времени был и остается предметом анализа фи¬лософов и естествоиспытателей. Выделяют следующие факторы: Во-первых, внешний предметный и духовный мир; природные, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конк¬ретно-чувственных и понятийных образов.

В самих этих образах, нет самих этих же предметов даже в уменьшенном виде, нет ничего вещественно-субстратного от этих предметов; однако в сознании имеются их отображения, их копии (или символы), несущие в себе информацию о них, об их внешней стороне или их сущности. Такого рода информация является результатом вза¬имодействия человека с наличной ситуацией, обеспечивающей его постоянный непосредственный контакт с нею. Вторым источником сознания является социокультурная среда, общие понятия, этические, эстетические установки, социальные иде¬алы, правовые нормы, накопленные обществом знания; здесь и сред¬ства, способы, формы познавательной деятельности.

Третьим источником сознания выступает весь духовный мир инди¬вида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний: в отсутствии непосредственных внешних воздействий человек способен переосмысливать свое прошлое, конструировать свое будущее и т.п. Четвертый источник сознания — мозг как макроструктурная при¬родная система, состоящая из множества нейронов, их связей и обес¬печивающая на клеточном (или клеточно- тканевом) уровне организации материи осуществление общих функций сознания.

Не только условно-рефлекторная деятельность мозга, но и его биохими¬ческая организация воздействуют на сознание, его состояние. Отметим, что при формировании актуального содер¬жания сознания все выделенные источники сознания взаимосвязаны.

При этом внешние источники преломляются через внутренний мир человека; далеко не все, идущее извне (допустим, от общества), вклю¬чается в сознание. Мы приходим к общему выводу, что источником индивидуального сознания являются не сами по себе идеи и не сам по себе мозг. Источник сознания не мозг, а отображаемое – предметный мир. Определяющим во взаимоотношении субъекта и объекта, сознания и предмета, безусловно является бытие.

Реальный образ жизни человека, его бытие – вот что определяет его сознание. А мозг – это орган, который обеспечивает адекватную связь человека с действительностью, т.е. правильное отражение внешнего мира. Источником сознания является реальность (объективная и субъективная), отража¬емая человеком посредством высокоорганизованного материального суб¬страта — головного мозга и в системе надличностных форм общественного сознания. 4. Функции сознания Функции сознания — это такие его свойства, кото¬рые делают сознание орудием, инструментом познания, общения, практического действия.

Орудие есть средст¬во для действия. Коренная и главнейшая функция сознания есть получение знания о природе, обществе и человеке. Отражательная функция сознания, яв¬ляется самой общей и всеохватывающей его функцией. Однако отражение имеет различные стороны, имеющие свою специфику и связанные с этой спецификой другие, более специальные функции. Функцию сознания, а именно, что оно раскрывает отношение между человеком и действительностью.

Сознание как отношение между объектом и субъектом присуще лишь человеку. У животных отсутству¬ет субъективная сторона отношения. Животное — непосредственно тождественно со своей жизнедеятельностью. Оно не отличает себя от своей жизнедеятельности. Оно есть эта жизнедеятель¬ность. Человек же делает самоё свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания. Его жизнедея¬тельность — сознательная. Творческая функция созна¬ния, понимаемая в широком смысле, как активное воз¬действие на окружающую человека действительность, изменение, преобразование этой действительности. Жи¬вотные, растения, микроорганизмы изменяют внешний мир самим фактом своей жизнедеятельности.

Однако это изменение нельзя считать творчеством, ибо оно лишено сознательной постановки целей. Творческая деятельность, как и вся практика в це¬лом, имеет своей основой не только отражение, но и указанное отношение, так как в этой деятельности, чело¬век должен сознавать свое отделение от объекта.

В понятии отражения фиксируется преимущественно воздействие объекта на субъект, а и понятии отношения применительно к сознанию — главным образом обрат¬ное воздействие субъекта на объект. Творчество, как и практика человека вообще, нетож¬дественно с отражением как сущностью психического процесса. В своей сущности творчество есть акт созна¬тельный. Твор¬ческое сознание является моментом перехода от отра¬жения к практике. Отражение в творческом сознании представляет собой образ созидаемого человеком, отлич¬ный от образа внешней действительности.

Это образ того, что создает человек, а не природа. Важной функцией сознания является оценка явлений действительности (в том числе и совершаемого челове¬ком). Как и творчество, оценка базируется на отраже¬нии, ибо, прежде чем что-либо оценивать, надо знать, что собой представляет предмет оценки. Но вместе с тем оценка является формой отношения человека к действи¬тельности.

В сознании отражается все, что ему доступно по строению нейрофизиологического аппарата и по сте¬пени развития технических средств наблюдения и экс¬перимента. Оценка же производит выбор из всего того, что добывает знание. Оценивать — это значит подхо¬дить к действительности с точки зрения того, что нужно человеку. Это отношение особого рода. Здесь субъект, его потребности, интересы, цели, нормы и идеалы выступают как основания и критерии положительного или отрицательного отношения к объекту оценки. Поэтому оценочная функция сознания относительно самостоя¬тельна, автономна.

Указанные функции сознания, будучи относительно самостоятельными, выполняют служебную роль в отно¬шении к практике. Они, так сказать, подготовляют ре¬шения человека о том, как надо практически действо¬вать. Они способствуют формированию регулятивно-управленческой функции его сознания. Сознание, как и вся психика человека в целом, су¬ществует в конечном счете для практики, для регулиро¬вания и управления поведением человека, его деятель¬ностью.

Регуляторное значение для осуществления действия образ имеет уже в непосредст¬венно воспринимаемой действительности. Отражаемые психикой свойства объекта по своей значимости для организма различны: необходимые, полезные, вредные, безразличные. В зависимости от характера этих свойств осуществляются и различные реакции организма. Еще большее значение имеют образы результата деятельности, образы ожидаемого. Эти образы направляют деятельность живого организма к дости¬жению ожидаемого результата.

Наконец, в самом про¬цессе деятельности происходит корректирование дейст¬вия, если оно не обеспечивает достижения нужного ре¬зультата. В производственной области функ¬ция управления различного рода машинами остается за человеком. Не менее важна роль сознания в области регулирования и управления социальными процессами, органами и учреждениями общества Краткий обзор функций сознания свидетельствует о диалектическом их характере, вытекающем из диалек¬тической же природы сознания - как единства объектив¬ного и субъективного, единства отражения и отношения, воздействия внешнего мира и «обратной связи» субъ¬екта с объектов. 5. Активность сознания Активность сознания, как и его уже рассмотренные функции, является реальным свойством сознания, выте¬кающим из природы последнего и «работающим» на различных уровнях: сенсорном, понятийном и социаль¬ном. Психика вообще и сознание человека в частности об¬ладают рядом свойств, проистекающих из их назначения в процессе органической эволюции и роли в обществен¬ной жизни.

Из этих многообразных качеств можно выде¬лить два атрибута психики: свойства отражения и ак¬тивности.

Отражение наиболее адекватно выражает природу, сущность психики, без коей невозможно выполнение ее назначения как орудия ориентировки организма в его жизненных условиях; активность же психики является основным внутренним условием для осуществления это¬го назначения. Для животного важно не только получить сигнал о присутствии пищи или врага, но и схватить пищу или отразить нападение врага.

Отражение не имело бы биологического смысла без активности. Сознание человека как высшая форма психики имеет еще более сложное назначение — преобразование внеш¬него и внутреннего мира человека в целях общественной жизни. Выполнение этого объективного назначения под¬нимает значение активности сознания на неизмеримо большую высоту, чем активность психики животных. Последняя является основой и элементарной формой активности, а активность сознания — ее высшей формой.

Проблема активности сознания не только нейрофизиологическая и психологическая, но и философская проб¬лема, связанная с самими основами мировоззрения. В ряде идеалистических тео¬рий активность рассматривается так же, как субстанци¬ональное качество «души», духовного начала, приводя¬щего в движение косную материю. Материалистическое мировоззрение, отрицающее существование духовного начала как особой субстанции, неразрывно связано с признанием активности как свой¬ства всего живого.

Активность, жизненность являются свойствами всей природы. Поэтому проблему активности вообще и активность со¬знания необходимо рассматривать в широком философ¬ском смысле. Из комплекса многообразных источников активности сознания следует выделить потребности, интересы, цели и убеждения человека. Перечисленные явления порож¬дают активность, являются ее основаниями, «генерато¬рами» активности. Человек действует либо на основании потребностей своего тела, либо на основании интересов и целей своего общества, класса или другой социальной группы, поскольку эти интересы и цели стали его собст¬венными убеждениями, либо, наконец, побуждаемый к действию требованиями общества, государства или со¬циального коллектива.

Активность сознания нельзя рассматривать лишь в плане ее внешнего проявления в деятельности. Всякая дея¬тельность опосредуется предварительно сознанием является результатом этого опосредованно и не всегда адекватна непосредственному воздействию.

Поэтому активность следует изучать не только «снаружи» (т. е. как действие, практику), но и «изнутри» (т. е. как внутренние процессы психики). Активность сознания выражается как в форме внут¬реннего напряжения сознания (сила мысли, чувств и воли), так и в форме внешнего ее проявления (деятель¬ности). Таким образом, активность сознания проявляется как в мышлении, так и на практике. Активность сознания имеет свои предпосылки, расположенные как бы в двух «этажах». Внизу, в качестве первого «этажа», находятся потребности (естественные, искусственные и культурные), инте¬ресы (общечеловеческие, общеисторические, возрастные и конкретно-исторические: классовые, национальные и пр.) и связанные с ними цели, нормы, идеалы и т. д. Второй «этаж» составляют различные оценки, имеющие своим основанием и критериями социально-психические явления нижнего «этажа». Решение проблемы активности сознания, взя¬той в ее гносеологическом и социологическом аспектах, должно, по нашему мнению, исходить прежде всего из различения внутренней активности (активности сознания и подсознательных факторов и феноменов) и внешней активности (деятельности, практики). Первая форма яв¬ляется предпосылкой и подготовкой второй. Внутренняя активность в свою очередь состоит из ряда звеньев: по¬требности, интересы, цели и пр.; познание — оценка предыдущих факторов; волевые процессы, направленные на действие.

Эти звенья нельзя рассматривать как ли¬нейный ряд, так как в одних случаях внутренняя актив¬ность начинается непосредственно с чувственных импуль¬сов, в других — с рациональных, познавательных про¬цессов.

Но во всех случаях все эти процессы, протекающие в сознании, определяют степени и формы внешней активности. Ценностное отношение также во всех (или в большинстве) случаях остается ближайшим звеном перехода к практике. 6.