рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Значение игры в эмоционально-волевом развитии младшего школьника

Значение игры в эмоционально-волевом развитии младшего школьника - раздел Психология, Эмоционально-волевое развитие младшего школьника во вне учебной деятельности Значение Игры В Эмоционально-Волевом Развитии Младшего Школьника. Значение Иг...

Значение игры в эмоционально-волевом развитии младшего школьника. Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность.

Есть основание говорить о влиянии игры на жизненное самоопределение школьников, на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества. Игра с позиции психологов имеет несколько другие концепции. В. Штерн в своей теории игры принимает позицию К. Грооса игра как упражнение, но, вместе с тем, рассматривает ее со стороны сознания и проявления в игре детской фантазии.

В теории игры К. Коффки, с точки зрения гештальт-психологии, игре отводится огромнейшее значение в детском мире ребенка. Мир ребенка, согласно Коффке, похож на мир примитивного человека, наделяющего живое и неживое мистическими свойствами, но такое обращение с вещами характерно только для детства. Становясь взрослым, человек обращается с ними совершенно иначе. То, что для ребенка являлось полноправным миром, для взрослого становится игрой . .Немов,1999 c.36 . Близок к такой позиции и взгляд на игру Ж. Пиаже, который считает, что внутренний мир ребенка построен по своим особым законам и отличается от внутреннего мира взрослого.

Мысль ребенка, по его мнению, является как бы посредником между аутистическим миром ребенка и логической мыслью взрослого. Большое влияние на исследование игры оказал психоанализ 3. Фрейда. Он предлагает два подхода к детской игре. Один подход рассматривается, как удовлетворение потребностей, влечений, которые не могут быть достигнуты в реальной жизни.

Второй подход характеризуется тем, что реальные потребности и эмоции ребенка становятся предметом игры, меняют свою природу, и он активноуправляет ими. Следует отметить исследования игры А. Адлера, который показал возможности исполъзовать игру для адаптации, понимания, обучения и терапии детей. Он выделяет 8 функций драматической игры подражание, разыгрывание реальных жизненных ролей отражение опыта ребенка выражение подавленных потребностей выход запрещенных побуждений обращение к ролям, помогающим расширить свое Я отражение роста, развития, взросления ребенка разрешение в игре своих проблем.

А.Н.Леонтьев,1993 с.55 Наряду с концепциями А. Адлера, Э. Фромма и др. известных ученых неофрейдистов, следует остановиться на концепции Э. Берна. В исследованиях Э. Берна показана природа человеческого общения, за единицу общения принята трансакция.

Игра, по мнению Э. Берна, передается от поколения к поколению и может охватывать около сотни лет в прошлое и прогнозироваться на будущее. В этом состоит ее историческое значение. Автор отмечает, что воспитание детей в большинстве случаев сводится к тому, что разные варианты игр детей зависят от культуры, социального класса семьи. В этом Э. Берн видит культурное значение игры. Следует отметить, что социальное значение игры, по мнению автора, состоит в том, что люди приходят к играм, как к компромиссному решению, чтобы отвязаться от скуки времяпрепровождения и не подвергать себя опасностям.

Э. Берн считает, что люди выбирают себе друзей, партнеров, близких чаще всего из числа тех, кто играет в те же игры. В этом и состоит личностное значение игр. Особый вклад в изучение игры в конце XIX - начале XX века внес выдающийся русский психолог П.Ф. Коптерев. Его исследования особо актуальны сегодня, когда коренным образом изменилось отношение к игре в процессе обучения детей. Автор отмечал, что в обучении ребенку чрезвычайно важно уметь сосредотачивать свое внимание на различных предметах.

Этому великому искусству учит игра. Для достижения этой цели нужно, чтобы не было противоположности между игрой и учением, чтобы учение не являлось чем-то чрезвычайно сухим и отталкивающим по существу и по форме. Д.Б. Эльконин,1978 с.60 Особое внимание в умственном развитии детей П.Ф. Коптерев уделяет развитию органов чувств. Это постоянная наблюдательность, требуемая игрой, способствует развитию органов внешних чувств глазомера, слуха, рук, ног ни одно движение противной партии, даже ни одно ее намерение, не должны ускользнуть от наблюдательного глаза, от постоянно прислушивающегося уха и против всякой мины и атаки сейчас должны быть введены контрмины и атаки. Отсюда следует отметить, что развитие чувств больше поддерживается играми, чем ученьем.

По мнению П.Ф. Коптерева, игры должны быть признаны существенным подспорьем систематическому учению обучение и игры не враги - это друзья, которым сама природа указала идти одною дорогою и взаимно поддерживать друг друга Т.Д. Марцинковская,2004 с.26 . В книге Д.Б. Эльконина Психология игры автор определяет игру следующим образом Человеческая игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности. В своей теории Д.Б. Эльконин определил путь изучения ролевой игры, как выделение неразложимых единиц, которые обладают свойствами целого.

По его мнению, такими единицами являются роль, сюжет, содержание, игровое действие.

Анализируя теорию игры Выготского и Эльконина, сравнивая их, автор книги Игра как феномен сознания И.Е. Берлянд отмечает, что в теории Л.С. Выготского ребенок учится игре своего Я ,создавая фиктивные точки идентификации - центры Я , а у Д.Б. Эльконина в игре ребенок воссоздает социальные отношения между людьми. В последние годы проводились и проводятся исследования игры, связанные с ее педагогическим, терапевтическим использованием, как подготовкой к взрослой жизни.

Авторы этих исследований С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк, С.А. Шмаков, С.Л. Новоселова, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, Г.Л. Лэндрет и др. По мнению многих исследователей, игра имеет большое значение в воспитании, обучении и психическом развитии детей. Она дает возможность робким, неуверенным в себе детям преодолеть свои комплексы и нерешительность. Игру можно использовать для обучения абсолютно всему, и результаты часто бывают выше, чем при других видах учебной работы.

В книге Технология игры в обучении и развитии авторов П.И. Пидкасистого и Ж.С. Хайдарова говорится Сегодня мало кого удивишь тем, что в передовых учебных центрах взрослые люди, студенты и школьники учатся уму-разуму, играя, как малые дети, интересно и весело. И играют они не в жмурки-бирюльки, а в законы и формулы, в войну и мир, в большой и малый бизнес, словом - в жизнь. В современной педагогической литературе изложен достаточно широкий спектр подходов к классификации игр. Остановимся лишь на некоторых.

А.В. Запорожец и А.П. Усова разработали следующую классификацию 1 Игры творческие и их разновидности игры - драматизации и строительные игры 2 подвижные игры 3 дидактические игры. Сюжетные игры могут быть разделены на несколько подгрупп ролевые когда ребенок превращается в доктора, маму, бабушку режиссерские игры разыгрывает сражения, управляя игрушечными солдатиками, управляет жизнью кукольной семьи игра - драматизация можно провести аналогию со спектаклем А.В.Запорожец, 1995 c.34 . Таким образом, игра направлена на развитие общеучебных умений и навыков психического развития и самореализации состояния.

Игра способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе, преодолению личностных комплексов нерешительности, застенчивости. Не менее важным фактом является и то, что игра - это упражнение по формированию самостоятельности, инициативности, коммуникативного общения, она создает равные условия в деятельности, речевом партнерстве, разрушает барьер между педагогом и воспитанником. Игра всегда выступает как бы в двух временных измерениях в настоящем и будущем.

С одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций.

В. Л.Сухомлинский писал Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка Для него игра - это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В.Л. Сухомлинский так же отмечал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества В.Л.Сухомлинский,1969 c.91 . Между тем, игра с годами занимает все менее значимое место в жизни коллективов, где преобладают дети школьного возраста.

Одна из причин тому - недостаточное внимание к разработке теории игры школьников. Ярчайший образец игровой позиции педагога представляет нам деятельность А.М. Макаренко.

Он писал Одним из важнейших путей воспитания я считаю игру. В жизни детского коллектива серьезная ответственная и деловая игра должна занимать большое место. И вы, педагоги, обязаны уметь играть. Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают М.А.Панфилова,1995 c.37 . Эта специфическая особенность игры несет в себе большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, педагог может программировать определенные положительные чувства играющих детей.

В игре совершенствуются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование и лишь с очарованием высших форм творчества сравнимая прелесть. Таким образом, если игровые действия по своему содержанию незначимы для ребенка, то он может и не войти в игру, в игровое состояние, а будет лишь механически исполнять роль, не переживая связанных с ней чувств.

Нельзя человека насильно включить в игру, помимо его воли, как и в процессе творчества. В.М. Минаева,19996с.25 О творческом характере детской игры говорят многие деятели искусства. К.С.Станиславский советовал актерам учиться у детей, игру которых отличает вера и правда. Известный кинорежиссер Г.Л.Рошаль писал Всякая детская игра - это всегда мир иллюзий.

В этом мире иллюзий ребенок, однако, никогда не теряет своего реального я. Скача на лошади - стуле, ребенок не думает, что стул под ним - это действительно конь, или стол, на который он карабкается как на гору гора. В своей игре он похож на актера недаром искусство актера называют игрой Итак, детская игра может быть названа игрой театральной, а иллюзия детской игры - театральной иллюзией. Но творчество не появляется само собой, оно воспитывается, оно развивается в результате длительной систематической работы педагогов.

Развитие игрового творчества проявляется, прежде всего, в постепенном обогащении содержания игры. От богатства и характера содержания игры зависит развитие замысла и средств изображения задуманного. В игре постепенно развивается целенаправленность действий. Если на четвертом году жизни у детей часто преобладает интерес к действию, из-за чего цель временами забывается, а на пятом году жизни можно научить детей обдуманно выбирать игру, ставить цель и распределять роли, то у детей 7 - 9 лет возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать.

И замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время завладевают воображением. М.Б.Зацепина,2004 с.25 Основной парадокс при переходе от предметной игры к ролевой заключается в том, что непосредственно в предметном окружении детей в момент этого перехода существенного изменения может не произойти.

В самих действиях на первых этапах развития ролевой игры ничего существенно не меняется. Внешне ребенок проделывает те же самые действия и с той же самой игрушкой. Однако, все эти предметы и действия с ними включены теперь в новую систему отношений ребенка к действительности, в новую аффективно-привлекательную деятельность. Благодаря этому они объективно приобрели новый смысл.

Ребенок на границе перехода от предметной к ролевой игре не знает ни общественных отношений взрослых, ни общественного смысла их деятельности. Он действует в направлении своего желания, объективно ставит себя в положение взрослого, при этом происходит эмоционально-действенная ориентация в отношениях взрослых и смысла их деятельности. Здесь интеллект следует за эмоционально-действенным переживанием. Обобщенность и сокращенность игровых действий является симптомом того, что такое выделение человеческих отношений происходит и что этот выделившийся смысл эмоционально переживается.

Благодаря этому и происходит сначала чисто эмоциональное понимание функций взрослого человека как осуществляющего значимую для других людей и, следовательно, вызывающую определенное отношение с их стороны деятельность Д.Б. Эльконин,1978 c.44 . К этому следует добавить еще одну особенность ролевой игры. Ребенок, сколь эмоционально ни входил бы в роль взрослого, все же чувствует себя ребенком Он смотрит на себя через роль, которую он на себя взял, т.е. через взрослого человека, эмоционально сопоставляет себя со взрослым и обнаруживает, что он еще не взрослый.

Сознание того, что он еще ребенок, происходит через игру, а отсюда и возникает новый мотив - стать взрослым и реально осуществлять его функцию Л.И. Божович показала, что к концу младшего школьного возраста у ребенка возникают новые мотивы. Эти мотивы приобретают конкретную форму желания поступить в школу и начать осуществлять серьезную общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность.

Для ребенка это и есть путь к взрослости Л.И. Божович,1989 c.71 . Игра же выступает как деятельность, имеющая ближайшее отношение к потребительской сфере ребенка. В ней происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает сознание своего ограниченного места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым. О.В.Гордеева,1995 с.30 Значение игры заключается в том, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи.

В игре возникает новая психологическая форма мотивов. Гипотетически можно представить себе, что именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих досознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности. Основное значение ролевой игры для развития ребенка - это то, что ни в какой другой деятельности нет такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых. 1.3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Эмоционально-волевое развитие младшего школьника во вне учебной деятельности

Современные дети знают гораздо больше, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже удивляются и восхищаются, возмущаются и… Однако, как справедливо указывали А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, только… Система образования направлена на развитие личности ребёнка, однако недостаточное внимание уделяется…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Значение игры в эмоционально-волевом развитии младшего школьника

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эмоционально-волевая характеристика младшего школьника
Эмоционально-волевая характеристика младшего школьника. Недостатки эмоционального развития детей младшего школьного возраста часто обсуждаются всеми участниками воспитательного и образовательного п

Влияние художественной литературы на эмоциональное развитие ребёнка
Влияние художественной литературы на эмоциональное развитие ребёнка. Л.П.Стрелкова в своей работе рассмотрела вопросы восприятия детьми художественных произведений, влияние театрализованных игр на

Программа эмоционально-волевого развития на уроках
Программа эмоционально-волевого развития на уроках. Программа эмоционально-волевого развития младшего школьника представлена следующим образом Цель формирование эмоционально-волевого развития младш

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги