рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Влияние художественной литературы на эмоциональное развитие ребёнка

Влияние художественной литературы на эмоциональное развитие ребёнка - раздел Психология, Эмоционально-волевое развитие младшего школьника во вне учебной деятельности Влияние Художественной Литературы На Эмоциональное Развитие Ребёнка. Л.п.стре...

Влияние художественной литературы на эмоциональное развитие ребёнка. Л.П.Стрелкова в своей работе рассмотрела вопросы восприятия детьми художественных произведений, влияние театрализованных игр на эмоциональное поведение детей.

Восприятие художественного произведения - очень сложная развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвует воображение, восприятие, внимание, мышление, память, внимание, воля. Каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности - в знакомстве с явлениями окружающей действительности через искусство.

Книги, сказки, спектакли являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии приобщает его к духовному богатству, накопленного человечеством.

Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые Э.Г. Чурилова,2001 c.31 . Однако и волнение, и сострадание, и радость ребенка должны быть адресованы именно тем персонажам и тем событиям, которые этого достойны, а недостойные поступки должны соответственно осуждаться. Необходимым условием такого отношения к изображаемому является правильное его понимание, умение разобраться в ситуации, выделить поступки героев, их причины и следствие.

Взрослый обращает главное внимание на развитие чувств ребенка, не забывает о тех мыслительных процессах, на которых основывается эмоциональное отношение к событиям. Только полностью уверенный в том, что малыш, верно понимает изображаемые явления, воспитатель может ожидать от него соответствующих эмоциональных оценок и чувств.

Произведения искусства расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности главное - вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Высоту благородного поступка и низость коварства, злобы и предательства маленький ребенок может постигнуть из произведений искусства, и особенно из сказок. Погружаясь в сказку, ребенок испытывает целую палитру чувств - радость, жалость, сострадание, гнев, страх, разочарование, стыд, вину, удивление.

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и черпает первые представления о справедливости и несправедливости, откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. Очень многое приводит ребенка к пониманию через искусство, литературу, заставляет его задуматься и прочувствовать то, что затруднительно для него или вообще невозможно в повседневной жизни. Л.Ф. Обухова,2003 с.64 Сказка особенно пробуждает активность ребенка, так она настраивает ребенка на сопереживание, сочувствие ребенок мысленно проходит с героем весь путь. Само построение сказки ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и очень определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи явлений, доступные пониманию дошкольника, результаты разных характерных поступков, повторы - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей.

Их захватывают события, детям порой бывает трудно оставаться в роли зрителя или слушателя, им хочется действовать, активно помогать или отвергать.

Дети действуют по-разному одни вскакивают с мест, подсказывают героям, плачут, смеются, другие застывают в напряженной позе. От взрослого требуется глубокое знание детей, чтобы понять, что и как чувствует ребенок, слушая сказку. Если он не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямит детскую душу В.А.Сухомлинский,1969 c.47 . Художественная литература влияет на формирование личности ребенка активизирует воображение, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, в результате чего у ребенка появляются новые знания и представления, а, самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему к людям, предметам, явлениям.

В связи с этим перед взрослыми, и в первую очередь перед воспитателями, встают две основные задачи во-первых, понять, разобраться в том, что чувствует ребенок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны, открылось ли ему что-либо новое в мире чувств под влиянием литературы, а если нет, то почему и, во-вторых, помочь ребенку полнее высказать, проявить свои чувства, создать для него особые условия, в которых могли бы развернуться его активность, его содействие персонажам произведения.

Н.Ф.Сорокина, 2002 с.19 Поэтому только чтения художественного произведения недостаточно, чтобы оценить, что освоено ребенком в эмоционально-нравственном плане, и чтобы помочь малышу глубже прочувствовать события и поступки персонажей.

Необходимо создать такие игровые условия, в которых дети и персонажи как бы сблизятся, войдут в контакт друг с другом. Тогда те чувства, те эмоции, которые возникли в процессе чтения, найдут выход и получат такое развитие, которое предопределяет педагогический процесс.

Прочитанная книга еще долго должна жить в группе, в семье в виде различных игр, разговоров, драматизаций. Л.С. Выготский,1978 с.53 Иногда дошкольники, хорошо понимая условность художественного произведения, как бы отстраняются от него, от его персонажей, от их бед и страданий. Такой уход, с одной стороны, способствует сохранению жизнерадостного, безмятежного, ничем не омраченного состояния с другой - дети, не обнаруживая отзывчивости, тем самым избегают труда души. Необходимо четко определять, что ребенок смог перенести из сказки или рассказа в свой нравственный опыт, что изменилось в его эмоциональной сфере создавать оптимальные условия, в которых дети могли бы проявить не только сочувствие, но и реальное содействие, хотя бы в игровых ситуациях.

В дальнейшем, когда игры-драматизации будут освоены и воспитателем, и группой, можно попробовать создать реальные ситуации в группе, опирающиеся в основном на взаимоотношения и взаимодействия детей в данном коллективе. Иначе говоря, необходимо не только разбираться в мотивах и эмоциях ребенка, но и управлять ими. Для свободной ориентировки в ситуациях, возникающих в группе, при разрешении конфликта необходимо использовать такой бесценный источник формирования нравственных качеств личности как литература и игра. К.Фопель, 1999 с.50 Игры-драматизации дают возможность ребенку стать на позицию персонажа, проникнуться его эмоциями и на данный момент как бы забыть о себе. Игры-беседы позволяют на основе такого действенного переживания, как проигрывание роли, немного отойти от нее, став самим собой, и, зная все горести и радости данного персонажа, отнестись к нему уже со своей позиции, что чаще всего вызывает у ребенка сочувствие к положительным персонажам и возмущение поступками отрицательных.

Педагог, похвалив ребенка за такое правильное, доброе и справедливое отношение к героям сказки или рассказа, незаметно переключает внимание всех ребят на аналогичные ситуации, которые имели место в группе давно или в настоящее время - это не имеет значения. Главная цель здесь - формирование обобщенного отношения детей к добру и злу, способности различать добрые и злые поступки, умения не только совершать добрые дела, но и достаточно стойко противостоять злым, несправедливым поступкам.

Игра-драматизация театрализованная игра является одним из этапов в работе педагога над книгой.

С.Я.Маршак говорил, что произведение детской литературы может лишь тогда считаться художественным, если его можно разыгрывать или превратить в бесконечную эпопею, придумывая к ней все новые и новые продолжения. И.А. Генералова,1997 с.41 Игры, связанные с сюжетом литературных произведений, появляются у детей под влиянием взрослого и самих произведений, в которых доступно и ярко описаны люди, их взаимоотношения и их деятельность.

Являясь одной из форм сюжетно-ролевой игры, театрализованная игра по сюжету художественного произведения имеет и свои специфические особенности она представляет собой синтез восприятия, усвоения художественного произведения, является, во-первых, особой внутренней творческой деятельностью во-вторых, в результате ее в ходе сопереживания и сочувствия персонажам у ребенка появляются новые представления и новые эмоциональные отношения.

Взрослый создает, подготавливает условия, в которых такая игра может появиться и развиваться Т.Н. Караманенко,1982 c.82 . В этом виде игр особенно важен творческий подход детей и взрослых к разыгрываемым событиям. В спектаклях, поставленных впервые, принимает участие и педагог, так как он может незаметно направить игру в нужное русло, включая в сказочные ситуации моменты из жизни детей, но не нарушая тем самым общего сюжета развития игры. Д.Б.Эльконин,1978 с.60 Лучше всего, когда в детском саду есть свой театр, и игра начинается именно там. Но она может разворачиваться и в группе, в уголке сказок, так как более соответствует сюжетно-ролевой игре, где артисты и зрители должны быть максимально приближены друг к другу.

Нравственное общение артистов и зрителей, возникающее по ходу развития сюжета, любые дополнения, вводимые детьми в сюжет, если они связаны с проявлением подлинно ценностных ориентаций или с возможностью показать, исправить, сформировать более высокий уровень социальных эмоций воспитатель всячески поощряет и стимулирует.

После изготовления костюмов и декораций по возможности вместе с детьми подбираются исполнители. И самым ответственны моментом в этом распределении является подбор артистов для исполнения противоположных ролей.

Роль положительного персонажа желательно предоставить ребенку с низким уровнем социальных эмоций, а роль отрицательного героя предложить дошкольнику, отличающемуся нравственным поведением. В случае отказа от отрицательной роли воспитатель либо вызывает добровольцев, либо играет сам особенно в первых театрализованных играх, когда у детей еще нет соответствующих навыков. Ю.П. Караманенко,1982 с.30 Дети по-разному относятся к проигрыванию отрицательной роли одни исполняют ее формально другие категорически отказываются играть плохих персонажей в этом случае взрослый не настаивает, а предлагает ребенку роль второстепенного персонажа нейтрального характера третья группа детей небольшая с нескрываемым удовольствием, очень эмоционально проигрывают роль отрицательного персонажа.

В данном случае необходимо особенно наблюдать за тем, не вносит ли ребенок свое личное эмоционально-нравственное отношение к таким сказочным моментам, которые по существу являются аналогами соответствующих жизненных ситуаций.

И если это имеет место быть, нужно постараться показать всем детям жестокость поступков отрицательного героя, а также выявить эмоциональное отношение к этой роли ее исполнителя. Очень важен отклик зрителей, их эмоциональная оценка и действий персонажа, и особенностей игры артиста И.А. Генералова,1997 c.55 . Театрализованная игра позволяет ребенку психологически сблизиться с героем сказки, пережить его победы и поражения, счастье и беду. Это раздвигает границы жизненного опыта, обогащает его. В театрализованных играх дети могут в определенных рамках изменять отдельные моменты сюжетной линии, творчески изменять события, находить бескомпромиссные варианты в затруднительных ситуациях, восстановить справедливость.

Все хорошее, что пережили ребята во время чтения художественного произведения, они могут реализовать в театрализованной игре, проявить свою активность, преданность, отзывчивость. Н.Р. Сорокина,2002 с.48 Таким образом, значение игры и художественнй литературы заключается в том, что у ребенка возникают новые по своему содержанию эмоции и волевые действия. Через чтение художественной литературы, игру ребенок познает окружающий мир и ни в какой другой деятельности нет такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, нет такого эмоционально наполненого вхождения в жизнь взрослых. 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Эмоционально-волевое развитие младшего школьника во вне учебной деятельности

Современные дети знают гораздо больше, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже удивляются и восхищаются, возмущаются и… Однако, как справедливо указывали А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, только… Система образования направлена на развитие личности ребёнка, однако недостаточное внимание уделяется…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Влияние художественной литературы на эмоциональное развитие ребёнка

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эмоционально-волевая характеристика младшего школьника
Эмоционально-волевая характеристика младшего школьника. Недостатки эмоционального развития детей младшего школьного возраста часто обсуждаются всеми участниками воспитательного и образовательного п

Значение игры в эмоционально-волевом развитии младшего школьника
Значение игры в эмоционально-волевом развитии младшего школьника. Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и

Программа эмоционально-волевого развития на уроках
Программа эмоционально-волевого развития на уроках. Программа эмоционально-волевого развития младшего школьника представлена следующим образом Цель формирование эмоционально-волевого развития младш

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги