рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Эффект “Дежа вю” как феномен человеческой психики

Эффект “Дежа вю” как феномен человеческой психики - раздел Психология, Содержание 1. Введение …2. Иллюзия “Уже Виденного”… 7 3. Из Истории …15 Совре...

Содержание 1. Введение …2. Иллюзия “уже виденного”… 7 3. Из истории …15 Современные подходы к объяснению эффекта “дежа вю” …… 18 Три модели “deja vu”….23 Теория реинкарнации ….…. 24 Психоаналитическая теория …29 Трансперсональная теория … 32 Теория генетической памяти …40 Теория вещих снов …44 Заключение … 50 Библиография…. 54 Введение В нашей работе мы затрагиваем такую тему как эффект “дежа вю”. “Дежа вю”- это одна из загадок человека, которая неотъемлемо присутствует в жизни каждого и, которая своим существованием и проявлением никого не может оставить равнодушным.

Чувство “дежа вю” настолько не похоже на какие бы ни было наши чувства, настолько оно странно и загадочно, что испытывая его не можешь сдержаться от удивления и от некоторого страха. Феномен "дежа вю" (ощущение "уже виденного") знаком большинству людей: у человека, переживающего то или иное событие и полностью осознающего его уникальность, возникает чувство, что в точно такой же ситуации он оказывался в прошлом.

Когда ты вдруг видишь знакомые лица, но не знаешь кто это, в чём ответ таится? Мог ли ты ошибиться? Когда оказываешься в особом месте, думаешь, что раньше был там, и оно не ново, но уверен ли ты в том? Так как знаешь, что это раньше произошло, и ты знаешь, как нереален этот момент. Потому что чувствуешь “дежа вю”. Чувствовал, что и прежде здесь был. Когда, разговаривая с кем-то, понимаешь, что уже вёл эту беседу, не странно ли это? И, когда говоришь со своим собеседником, ты чувствуешь, что знаешь, о чём скажет он. Всё, как по плану.

Так как раньше ты всё уже это слыхал, и нереальны эти мгновенья. Но все эти моменты проходят как бы в фоновом режиме. И чаще всего это как вспышка (и по эффекту и по продолжительности), возникает объемная, но статическая картинка, которая наплывает на застывшую на какие-то доли секунды реальность, мозг осознает, что вот оно - повтор и жизнь потекла дальше.

Не всегда все происходит быстро, иногда успеваешь осознать, что это уже было, но даже не пытаешься изменить ход событий, то ли страшно, то ли что-то держит. Кажется можешь сделать так, чтобы события пошли по-другому, но почему-то не делаешь. Чувствуешь себя одураченным. Словно недавно открыл книгу “Будущее”, выхватил глазами несколько строчек. А потом быстро захлопнул ее и поставил на полку. Автора не помнишь (а может, НЕ ХОЧЕШЬ ВСПОМИНАТЬ?). Лица библиотекаря — тем более Французский медик Флоренс Арно подарил открытие “дежа вю” (deja vu) миру в 1900 году. С тех пор ощущение “Я это уже видел” называется именно так. По крайней мере раз в жизни бывает оно у каждого.

Другое дело, что некоторые о нем сразу забывают. Кстати, феномен одними зрительными впечатлениями не ограничивается. Он может принимать форму “deja entendu” (“уже слышанного”), “deja lu” (“уже читанного”) или “deja eprouve” (“уже испытанного”). Человечество заметило дежа вю задолго до французского медика. Наблюдения и примеры помещены в исторических хрониках, летописях и древних манускриптах.

Но точное объяснение наука не может найти до сих пор. Иллюзия “уже виденного” всегда привлекала умы человечества, это одна из загадок, которую всегда пытались разгадать. Она всегда была предметом философских рассуждений, так как заключала в себе некий тайный и мистический смысл, а в дальнейшем и научных изучений и обоснований. Но как ни странно эта загадка до сих пор не решена, не выяснена природа возникновения этого феномена, не раскрыты и не доказаны ее процессы, составляющие и результаты.

Одно остается постоянным- внезапность возникновения этого чувства, короткий срок его переживания, чувство некоторого удовольствия вперемешку с замешательством, а в конце- полная растерянность и непонимание. Это симптом, проявление более глубокой сути. Конечно, оно вызывает некоторое удивление, недоумение; бывает и у психически здоровых при необычных обстоятельствах.

Но не несет опасности. Во-первых, человек воспринимает предметы и отношения между ними так же, как обычно. Во-вторых, прекрасно понимает, что впечатление об “уже виденном” нереально. Недаром, описывая его, люди пользуются словосочетаниями “как будто”, “как бы”. В настоящее время тема “дежа вю” стала наиболее популярной и актуальной, этот эффект несет в себе настолько много загадочного, что он вхож в литературу, кино, телевидение, прессу и т.д. Литературные деятели, посредством своих произведений, постоянно обращаются к этому излюбленному феномену, пытаясь понять его смысл и донести это понимание до нас, и нередко чтобы заинтриговать читателя дают одно и то же название своим произведениям- “Дежа вю”. Последнее поколение кинолент, фильмов всячески используют этот феномен в своих целях, привлекая зрителей своей зрелищностью и загадочностью.

Чего только стоит фильм “Матрица”, который не просто демонстрирует нам эффект “дежа вю”, но и дает полное и ясное объяснение- люди живут выдуманной жизнью в то время, когда на самом деле спят. Пресса смакует “дежа вю” во всевозможных ракурсах и направлениях, пишет как о загадочном явлении, которое так хочется постичь и понять.

Это настолько распространенный и общеизвестный феномен, его тема настолько часто используется, настолько часто переживаемый, что стоит ему лишь позавидовать. Но в то же время настолько он не изученный и недоказанный, что противоречия налицо- используется та тема, сущность которой еще не изучена.

Но это не говорит об уникальности такого противоречия, ведь в нашей жизни огромное количество подобных загадок, которые являются частыми посетителями, но их сущность и природа нам еще не известны. Со времени появления человечества люди постоянно познают окружающий мир, его предметы и свойства, человек всегда искал и ищет объяснения всему, он ищет зерно рациональности во всем, что его окружает. Но даже если рациональность и логика сходят на нет, то человек все равно пытается найти хоть какое-то определение и объяснение тому или иному.

Эволюционно развиваясь человек все больше постигает свою природу и в то же время окружающий мир. Перед ним постоянно возникают противоречия между тем, что есть определенный объект, предмет, явление и т.д. и тем, что человек не имеет о нем достаточного представления и понимания. Человек становится активным именно тогда, когда его любопытство и интерес не удовлетворились, когда он не знает достаточно, когда возникают противоречия- это стимул для поисков, которые к сожалению могут никогда не кончиться.

Окончания поиска правды может никогда не быть, процесс пути может быть бесконечным- но это же ведь не главное, главное само желание и стремление к истине, которая может оказаться вовсе неинтересной и скучной. И поэтому в нашей работе мы попытались хоть немного приблизиться к пониманию этого феномена. Эффект “дежа вю” является объектом нашего исследования, который существует как данность, что стремится к разгадке.

А предметом исследования является происхождение и причины появления этого эффекта, так как именно по этому поводу в настоящее время идут горячие споры между представителями всевозможных теорий, что пытаются по своему доказать и объяснить причины возникновения этого феномена. И поэтому целью нашего исследования является нахождение наиболее полного определения этого феномена, нахождение его происхождения, причин возникновения, посредством анализа всевозможных теорий.

Гипотеза- эффект “дежа вю” является проявлением многомерной этиологии психики человека. А именно мы считаем, что “дежа вю” не может быть объяснено одной лишь причиной своего происхождения, мы пытаемся доказать, что касательно одного явления может быть несколько причин, которые дают объяснение. В ходе исследования мы решали следующие задачи: - анализ теорий, которые каким-либо образом объясняли феномен “дежа вю”, и их интеграция - нахождение противоречий в их обоснованиях, - выведение наиболее полного и обоснованного объяснения причин появления феномена “дежа вю”. Методы, которые мы использовали проявляются в анализе литературы, а именно в анализе и интеграции различных теорий.

Научная новизна нашей работы состоит в том, что это одна из тех немногих попыток объяснить эффект “дежа вю”. Научная новизна в плане интегративного взгляда на природу возникновения феномена “дежа вю” в жизни человека, в плане попытки объяснения столь загадочного и странного феномена нашей психики.

Ведь понимание этого феномена станет одним из ключей к пониманию сущности человека, его природы и понятия. Это один из путей к пониманию такого великого и загадочного феномена- “человека” один из ключиков, который может привести нас к той истине, которую стремится постичь все человечество. Иллюзия “уже виденного”. Отразился не впервые в каплях солнечный очков - вспомнил эти мостовые и морзянку каблучков. То ли солнце заревало, упуская горизонт То ли что-то назревало, если только повезет.

Знак из прошлого для встречи, до которой доживу. Точно так же гасли свечи, или это дежа вю Проходное чувство-кроха не оставит и следа. Дежа вю - не так уж плохо для посмертного суда: неподвижен, веки смежил - просто фишка на кону. Вроде жил, а вроде не жил - благо, есть решать кому. Павел Лукаш. "Мы все знаем особое чувство, овладевающее внезапно нами и заставляющее нас думать, что говоримое или делаемое нами теперь, было уже сделано и сказано давно, что мы были окружены в прошлом неясном времени теми же вещами и лицами; что мы знаем то, что сейчас последует, как будто мы все это внезапно вспоминаем”. Диккенс.

Многими переживается состояние, когда настоящее представляется до мелочей тождественным с бывшим прежде: будто жизнь совершила круг по своей орбите и снова пересекает те же определяющие ее бег точки в пространстве и времени. Мы чувствуем, что настоящее неотразимо стремится совпасть с отрывком какого-то прошлого, заполнить уготованную форму. Набегающий миг как печатный станок являет предуготованные знаки.

Все мелочи обстановки, все оттенки чувств, настроения, вся последовательность движений, все звуки, цвета, прикосновения, запахи, весь внешний и внутренний мир—сама невыразимая жизнь роковым образом воспринимается как уже знакомое, уже пережитое. Многим кажется, что это явление присуще только им; другими оно просматривается благодаря мимолетности. Хорошее описание такого явления находим в одном юношеском дневнике: „Летом 1912 года, июня 12-го. Из Выборга в Гельсингфорс мы отправились пароходом вдоль берегов, по шхерам.

В Финляндии я был в первый раз. Был солнечный летний день. Блестело море, за кораблем летели чайки, куда хватал глаз—всюду были рассыпаны маленькие гранитные островки. Я был на палубе, в носовой половине. Однообразно плескала вода о борт, мерно уходили и появлялись новые и новые граниты. Все красные. Вдруг вдалеке замаячил большой белый камень. К нему бежало наше судно. Я обернулся и прочел название парохода над рубкой, оно было написано по-шведски: „Эбба Мунк". И показалось мне сразу и на миг, что я уже знаю все, уже видел прежде до мельчайших подробностей окружавшее.

Когда-то ждал белого гранита, видел блики солнца на воде, также чувствовал на щеке мягкое дуновение ветра. Так же господин в кепи стоял у борта, были такие же два шведских слова перед глазами, так же было сладко и ясно на душе Я попытался ухватиться за это счастливое широкое чувство, хоть на секунду продлить его. Напрасно, я уже жил по-прежнему, обыкновенно ".1 Здесь бессознательно намечены главные приметы воспоминания настоящего. На Западе это душевное переживание называют разными именами.

Немцы склонны отнести это явление к расстройству воспоминания—„обманы воспоминания", „отожествляющие обманы воспоминания"; англичане именуют его „галлюцинациями памяти", „внутренними галлюцинациями", „призраками памяти", „двойственными воспоминаниями"; итальянцы дают общее название—„ложная память „ложное узнавание". Французы особенно метко и просто, не гонясь за греческим и латинским выражением, говорят-—„иллюзия уже виденного", „уже прожитого", "уже слышанного". У них выходит не так замкнуто, не так резко ограничено и классифицировано; слово дает возможность, не изменяясь, расширить разумеемое понятие.

Это особенно ценно в процессе разработки и объяснения описываемого явления. У русских по большей части употребительны международные названия — парамнезия, псевдореминисценция. Почти везде слышится расстройство памяти; только французы, не дробя и не обрубая явления, говорят об иллюзии повторения прожитого.

Сама нечеткость определений и их разнообразие говорят за то, что ни одно из них не выражает полностью понятия. Одного слова не хватает для полной ясности, да и за целой фразой даже ищется что-то дополняющее, будто нужно самому испытать это состояние, и только тогда будет вполне понятен смысл различных обозначений. Несказанность явления—вернейший признак его жизненности. Лица, подверженные иллюзии, испытывают неопровержимую уверенность, что данное впечатление получаемо во второй раз. Иллюзия проявляется весьма резко и длится от долей секунды у людей нормальных до часов, дней и годов у душевнобольных.

Она наступает внезапно, „как стрела пронзает" разум, „как молния освещает душу", являет сразу все детали, будто каждая мелочь одновременно с другими занимает центр восприятия. Если внимание и перебегает от одного предмета к другому, то лишь удостоверяется в исполнении, в тождестве уже предугаданному.

Воспоминание находит оригинал, по которому тосковало. Вместо пунктирного круга, состоящего из черточек - впечатлений, мы созерцаем круг из сплошной линии. Такова полнота восприятия иллюзии. Мы целиком заняты восприятием тождества, наше внимание сковано, обычный ассоциативный процесс заторможен. Порядок размещения впечатлений во времени нарушен. Воображение совершенно бездействует, так как мечта становится действительностью. Часть не занимает сознания, оно занято „всем". „Все" единственный актер сцены. Будто мы пересекаем сферу иного мира, на миг становимся чужды своей привычной жизни и в то же время здесь нет совершенно ничего нового ни предмета, ни взаимодействия.

Мы уже предчувствовали, уже знали, „уже пережили" это „все". Вещи кажутся лишенными реальности, свой внутренний мир—у порога сна. Прошлое отожествляется с настоящим, уже заключает какое-то будущее Личное настроение, чувственная окраска узнавания при схожести кажутся способными создать из настоящего иллюзию прошлого.

Нельзя отрицать, что каждая отдельная мысль, каждое влечение, восприятие вызывают в нашем самочувствии тончайшие изменения. Быть может, воспроизведение известного тона, оттенка в самочувствии лежит в основе узнавания хранящихся в памяти следов („энграмм") ушедших событий или мыслей. Мы переживаем прошлые настроения и потому-то отожествляем прошлое с настоящим. Если переживание слабо простое воспоминание, если сильно и свежо — воспоминание настоящего.

Узнавание—дитя чувства. Первичное отожествление не иное что, как чувство удобства, легкости при восприятии действительности. „Уже пережитое" погружает нас в особое чувство беспрепятственности, наше душевное состояние становится тождественным с находимым в узнавании. Сочетательная и чувственная деятельность при известном напряжении их протекают гармонично в цельной личности. Известная постепенность неотъемлема от здоровья. Узнавая, узнаем обычно одну вещь, на которую обращаем внимание.

Воспоминание настоящего ударяет внезапно по всем струнам, внешнее и личное сразу вторгаются в сознание. „Я" становится страдающим лицом „с ним делается", а уже не „он делает". Расслоение “Я", потеря личности, деперсонализация отличают переживание иллюзии. Ассоциативный процесс лишается волевой узды, стираются границы действительности. Первобытное, аутистическое мышление становится полновластным хозяином. Рефлекторная дуга замыкается сама на себя. Восприятие не вызывает воспоминания, сочетательно связанного, а само становится воспоминанием, оставаясь в то же время и раздражением.

Течение останавливается, возвращается вспять. Как во время реактивного психоза современных подследственных, которым грозит смертная казнь, как во сне, как под влиянием наркотиков, как у умирающих, — восприятие времени в переживании прошлого в настоящем своеобразно. Постоянство времени теряет свою силу, как в разных системах, движущихся с различной скоростью, будто незримый поступательный ритм жизни изменяет скорость своего размаха.

Мера времени представляется такой же "относительной", как и величина нашей „душевной скорости" . Субъективная оценка временно-пространственных отношений может и прекратить для нас течение времени (бессознательное состояние) и бесконечно ускорить (маниакальное возбуждение). Можно понимать время как форму внутреннего чувства, искони данного (априорного), заложенного в нас или связывать представление о течении времени с содержанием сознания, представляя его как результирующую форму процессов сознания.

В обоих случаях понимания, восприятие времени приводит к ядру нашего " Я". В многомерном мире пространство и время не представляют двух совершенно различных сущностей, которые можно рассматривать отдельно друг от друга, но являются двумя частями одного и того же целого. Причинное же действие первого по времени события на второе молча допускается нами. Только потрясения, затрагивающие глубокие слои личности, способны сместить временно пространственные восприятия и сообщить свой "уклон" ассоциативным процессам. При попытках точной обрисовки слагаемых воспоминания настоящего мы встречаем те же затруднения, что и при обозначении других субъективных ощущений.

Эта несказанность, непередаваемость приводит к языку аналогий, которыми стремятся выразить сущность явления. Всякое впечатление сопровождается как бы эхом, которое повторяет и фиксирует впечатление в нашем сознании. Это— слабый образ действительного. Нежданно, без видимого повода, прошлое подменяет настоящее. Испытывается легкость, подвижность мышления, до известной степени напоминающая „вихрь идей" маньяков, как передают лица, испытавшие то и другое ощущение.

Волевое напряжение падает, уступая место автоматическим поискам деталей воспринимаемого. Двигательные процессы носят характер "скованности", бессилия. Дыхание задерживается, сердце работает сильнее. Задерживаются движения век. Поле сознания суживается. Восприятие тождества вытесняет прочие впечатления.

По окончании наступает реакция—усталость, недоумение, как будто произошло что-то непонятное, что-то переменилось, произошла какая-то душевная перестановка. Трудно, конечно, установить, как выражается переживание в мимике. Если судить по субъективным ощущениям испытавших „уже виденное", то дело можно представлять в следующем виде: лицевая мускулатура настраивается на внутреннее внимание, на воспроизведение тех движений, какие имели будто бы место при кажущемся в прошлом восприятии.

Обычно восприятия эти в прошлом не вызывали резких душевных движений. В некоторых случаях лицевые мускулы расслаблены; в положении туловища, рук и ног лежит субъективный отпечаток безопорности, беспомощности, "хочется к чему-нибудь прислониться", „сжаться" Другие сравнивают ощущение своего физического образа с вспоминаемым своим юношеским и детским обликом. Все душенное триединство захватывается явлением. Смешение настоящего с прошлым, мощность и своеобразие чувства, автоматизм объединяются в нечто целое, особое.

Своеобразные состояния памяти, сознания, личности, подтверждают эту цельность построения, единство архитектурного плана "уже пережитого". Оно представляется вполне обособленным психологическим явлением. В частности, вряд ли возможно видеть здесь только „иллюзии памяти"; скорее, здесь дело идет о явлении более общем и могучем, несмотря на его деликатность и трудность обозначения. Узоры субъективных переживаний, совершенно бесконтрольных, определяют наше суждение о повторении прошлого.

Свое собственное, непередаваемое и неприметное для других, личное до крайности, составляет существенную черту. Кусок моей жизни вновь живет во мне. Мой двойник бежит мне навстречу. Заостряются полюсы противоположных душевных процессов. Древний остов личности выступает из противоборствующих волн. Здесь прерывность. Здесь прошлое становится настоящим. Летящая стрела на миг застывает в воздухе. Утомленное внимание от окружающего на миг влечет нас к самим себе. Упразднен ум, оставлено интеллектуальное усилие, легкость автоматизма пленяет нас. Невиданное и родное сливаются в общем чувстве.

Нам уже не нужно искать полноценного вне нас, в объекте, оно и есть мы сами, хотя бы мы и являли собою нечто несовершенное. Не двигаться, не чувствовать, не говорить, вернуться в утробу матери, уснуть Пусть вернется назад круг жизни. Пусть не дифференцируются системы и органы, пусть каждая клетка живет полной жизнью. Нам жаль пройденного пути, мы тоскуем по первой форме. Память, создавшая нас, угрызает самое себя. Кабы можно было растянуть этот сладкий миг "уже виденного". "Кабы можно, братцы, начать жизнь сначала" восклицает Алексей Толстой.

Нам безразлично содержание наших грез „наяву", нам лишь желательно это состояние как таковое. Как под магнитом железо, резко поляризуются чувства. Одна и та же основа переживания характеризуется противоположными чертами. „Приятно и неприятно" , „радостно и грустно", недоуменно и восторженно", „родное и чужое", „будто я ребенком это вижу", „только прежде я был здесь старше будто бы летами", „вижу прошлое и будущее разом”. И то, и другое, и плюс и минус, разом бьют по сознанию.

Ритм жизни достигает большой быстроты. Переживания активируют конституцию, обнажая ее от всех покрывающих наслоений. Как дитя, оторванное от материнского организма, еще без сочетательных связей, без " Я"—"мы" одиноки в мире. Глухо шепчет свое—сердце, свое—дыхание; ткани тела и органы чувств не собирают свои впечатления в отдельные точки анализаторов: Я испытывал переносящее куда-то чувство", „сама себе чужая становлюсь", „чужое вторгается", „оно зависело не от меня, приходило и уходило мгновенно", „чувство мое нельзя передать", "ослабело тело, дыхание сделалось с задержкой”. Так, по разному, передают одно переживание.

Вглядываясь, находим архаические, первозданные черты, отнесение в неизвестное прошлое, будто о времени, как о правом и левом, известно лишь направление, знак. Будто в этот миг возвращается к своему истоку само понятие времени.

Будто прошлое осеняется будущим. „Однажды я сидела в своем садике и вдруг мне мелькнула в глаза на дереве птичка, она пела, и мне казалось, что она давно также пела, и я была здесь же. Я видела это наяву, как во сне". Я пошел в Панино в первый раз Увидел пруд и показалось мне, что я тут когда-то был; мне стало приятно и неприятно, но вдруг это пропало. Я увидел это, как во сне". 2 Это пишут маленькие дети—девочка в возрасте 12 лет и мальчик 13 лет, ученики городских школ. Сонная замкнутость, расслабленность, изоляция от внешнего мира, сладость чувства, собственный образ, вода — воскрешают златокудрого юношу—Нарцисса—на берегу зеркального ручья. Сын реки и нимфы, никого никогда не любивши, увидел себя в зеркальной воде, в лесу. Зачарованный, остался он на месте и умер; из него вырос цветок.

В образе Нарцисса, созерцающего самого себя, явление получает свое символическое изображение. Древние и современные описывают одну и ту же обстановку.

Лес и вода наичаще инсценируют иллюзию „уже виденного". Нежные и расплывчатые для слова переживания сгущаются в символ, где перекрещиваются и воплощаются сокровеннейшие чаяния. Вспоминания настоящего резко отграничиваются от обычных воспоминаний, резко подчеркивается тождество обстановки до мелочей. У испытавших “иллюзию” получить ее описание легко; неиспытавшим—понимание дела дается трудно. Мужчины вообще яснее формулируют и сильнее переживают “иллюзию”. Какое-либо изменение в длящейся картине стимулирует явление—дуб среди обычного северного леса, облако в солнечный день „Обернулся", „оглянулся", „очнулся"—так начинаются описания.

Как говорит герой Вересаева „нужно совсем неожиданно оглянуться, чтобы уловить из нее (природы) хоть что-нибудь. Название „повторение прошлого" есть внешний облик явления; его структура остается пока без характерного наименования, равно, как для „Я", для „личности" не даны еще выразительные структурные обозначения.

Из истории

Во второй категории больше представлены чисто неврологические объяснен... Мы полагаем, что мир таков, каким он нам представляется говорит он Все... Сознание человека хранит информацию обо всех его предыдущих воплощения... Сказка „уже виденного" присуща человечеству, она влечет нас к себе. Кроме того, они широко используются в теории и практике психологии, пс...

Трансперсональная теория

Более того, они же человеку создают часть проблем и опасностей, вместо... Но не просто как в кинозале, в качестве пассивного зрителя. В отличие от этого, в холотропном состоянии сознания человек потенциал... Иными словами, мы одновременно присутствуем в двух разных реальностях.... Точно также и холотропные переживания вполне приемлемы и даже желатель...

Теория генетической памяти

Биосфера также как и отдельные организмы, «помнит» свое прошлое, поэто... Развитие человеческой цивилизации связано с появлением вида Homo sapie... И если отбросить всё наносное и связанное с коммерческими интересами т... Пророк этот тот человек, который познал в достаточной мере истинность ... Нет Теперь день.

Заключение

Заключение Касательно теорий, которые объясняют происхождение “дежа вю” чисто физиологическими процессами, которые основываются на двойной обработке информации нашим мозгом, на двойном восприятии, на ошибках памяти, то можно сказать, что все они ставят во главу угла человеческий мозг как физиологический центр, который является причиной различных явлений, в том числе и “дежа вю”. Этот подход настолько отрицает даже намек на духовность человека, представляя его бездушным “роботом”, микросхемы которого время от времени начинают ломаться и тем самым принося некоторые проблемы и неудобства нашему организму, “глюки”, которые нам кажутся настолько интересными и загадочными.

Но это же получается чистый материализм, ну не хочется верить, что мы машины, которые не имеют в себе доли рациональности, чувственности и духовности.

И поэтому многие ученые пошли другим путем, занялись поисками других причин появления “дежа вю”, “копаясь” в психике человека, в его активности и уникальности.

Одна из наиболее фантастических теорий- теория реинкарнации, которая по-своему доказывает происхождение “дежа вю”. Объясняет его перерождением человека в другое время, а само “дежа вю” является кратковременным воспоминанием души своей прошлой жизни.

Да, существует много примеров по этому поводу, когда люди даже до мельчайших подробностей вспоминают свою прошлую жизнь.

И когда приходит чувство “дежа вю” нам кажется, что мы видели это в прошлой жизни, что вся ситуация идентична, но как она может быть полностью идентичной, если это было другое время, когда окружающая среда не могла быть полностью такой же, картина окружающей местности не могла быть идентичной, так как время проходит, а окружавшие нас вещи стареют и сменяются другими. Лишь одна картина остается неизменной на долгое время- картина природы, которая меняется медленнее, чем картина человеческого окружения; моря, реки, озера имеют длинную жизнь, дерево может вновь вырасти на месте погибшего, и поэтому переживания “дежа вю” безусловно в ряде случаев могут объясняться явлениями реинкарнации.

Психоаналитическая теория трактует происхождение феномена “дежа вю” как механизм защиты психики человека, который в ответ на незнакомую обстановку отвечает феноменом “дежа вю”. Эта теория объясняет, что механизмы психики предназначены для того, чтобы справляться с опасными, незнакомыми ситуациями.

Но многие с нами согласятся, что не всегда в ситуациях проявления “дежа вю” происходит в обыденных, мало значимых ситуациях, когда реальной опасности для человека не существует.

Несмотря на это нужно отдать должное и этой теории, так как доля рациональности и логики все же существует, но опять же не во всех абсолютно случаях. Генетическая теория нам представляет “дежа вю” как некие отголоски памяти жизни наших предков, кртины из их жизни, которые мы воспринимаем как свои собственные. Но удивительно как эти картины из далекого прошлого так хорошо сочетаются с нашей современной жизнью, как будто время ничего не меняет и не уносит в небытие.

Эта теория приписывает феноменальные способности психике человека, памяти человека, и определяет устойчивую связь предков и нас посредством генетической памяти, которая также имеет свое доказательство и тем не менее в определенных ситуациях проявляется через феномен “дежа вю”. Теория вещих снов объясняет “дежа вю” со своей точки зрения, а именно в определенный момент времени человек видит сон, затем он его забывает либо просто не придает ему значения, который через некоторое время сбывается и человека охватывает чувство “дежа вю”, что он это уже видел.

И тут два пути- либо он понимает и вспоминает свой сон, либо нет и остается в состоянии странного чувства недоуменности. Но вещие сны- явления крайне редкие, исключительные. Гораздо чаще мы видим вещие сны, искусственно созданные нами самими. То есть увиденное во сне подгоняем к реальным событиям, и если это совпадает с реально произошедшим, относим свой сон к разряду вещих. Таким образом человек, увидевший однажды обычный сон, сознательно или бессознательно запрограммировал себя не определенные действия и поступки. Таким образом противоречие налицо, “дежа вю”- явление крайне частое, а вещие сны- крайне редкое.

Но тем самым нельзя отрицать их место в жизни и снах человека, а тем отрицать “дежа вю” как причину проявления вещего сна в реальной жизни. Теория трансперсональной психологии основывается на существовании холотропного сознания у человека, а именно человек имеет неограниченное поле сознания, имеет доступ к любым аспектам реальности без участия органов восприятия. “Дежа вю”- это эпизоды холотропных состояний различной глубины и продолжительности.

Таким образом взгляд на природу “дежа вю” трансперсональной психологии наиболее интегративный, чем все остальные, так как холотропное сознание включает великое множество мистических и загадочных проявлений психики человека- выход за пределы линейного времени, внутриутробные переживания, опыт предков,  переживания прошлых воплощений, переживания планетарной эволюции, переживания космогенеза, парапсихические феномены, выходящие за пределы времени: предвидение, ясновидение и яснослышание прошлых и будущих событий, психометрия, путешествия во времени.

Таким образом мы видим вещие сны, имеем генетическую память, перевоплощаемся, у нас срабатывают механизмы психологической защиты, имеем космическое сознания, которые отчасти являются причинами и проявляются посредством эффекта “дежа вю”. Каждый из нас имеет информацию обо всей Вселенной, обо всем существующем, каждый имеет потенциальный эмпирический доступ ко всем частям и в некотором смысле являются одновременно всей космической сетью и бесконечно малой ее частью, отдельной и незначительной биологической сущностью, обладающей космическим сознанием.

Люди- представляют собой бесконечные поля сознания, превосходящими пределы времени, пространства и линейной причинности.

Библиография

Библиография 1. Дэвид Гленн статья “Дразнящая загадка памяти” 2004г, 6стр. Иванова Н Нестерова А. “Дежа вю - объяснения нет” М 2003, 432стр. 2. Ильина А. статья “Оно сжигает карму” стр.4 Гранин А. статья “Монстры! Они рядом с нами! Они внутри нас!” 2003г. стр.6 Л.Д. Демина, И.А. Ральникова Учебное пособие «Психическое здоровье и защитные механизмы личности» 2000г. ,стр.123 С. Гроф “Космическая игра”стр.120 С. Гроф “В поисках себя” М. 1994г 217стр. С. Гроф “Холотропное сознание” 2002г 267стр. Р. Альмедер “Жизнь после смерти”. М 1991, 60стр С.Г.Геллерштейн. “Можно ли помнить будущее?” 1967г. 7стр. Тубтен Чодрон “Открытое сердце, ясный ум” 1990г 112стр.

– Конец работы –

Используемые теги: Эффект, Дежа, Феномен, человеческой, психики0.057

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Эффект “Дежа вю” как феномен человеческой психики

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Сознание и психика. Уровни сознания. Сознание и самосознание. Феномен человеческого "Я"
Для более конкретного описания сознания как феномена даются взгляды различных философов на сознание как на проблему. Затем дается определение самосознания, как категории, без которой невозможна… С помощью сознания происходит преобразование человеком не только окружающей действительности, но и внутреннего мира.…

Эффект Комптона. Опыт Боте. Давление света. Эффект Доплера
Давление света Плоский световой поток интенсивности Iосвещает половину зеркальной сферической поверхности радиуса R Найдем с помощью... Сначала найдем силу dF действующую на элементарное кольцо dS рис в... где p c...

Был бы эффект, а вывеска засветится. Использование физических эффектов в конструкциях наружной рекламы
Идеально, если он задействует ресурсы, уже имеющиеся в системе. При рекламе каких товаров можно использовать лед со столь необычным свойством, Вы… Рис. 1. 1 - источник света, 2 - диафрагма, 3 - призма, 4 - экран.Почему бы не… Но в тот момент, когда пучок белого света падает на вершину призмы, лучи не проходят сквозь призму. Это значит, что…

Паранормальные явления человеческой психики
Поэтому нет ничего удивительного в том, что при его постижении мы постоянно сталкиваемся с или иными белыми пятнами. Были времена, когда их тщательно обходили, старались не замечать вовсе. Сейчас становится ясно, что игнорировать и впредь в практической деятельности целый ряд запредельных проблем просто…

Тайные пружины человеческой психики
На сайте allrefs.net читайте: "Тайные пружины человеческой психики"

Очерк развития психики РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ.
Очерк развития психики... РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ Стадия элементарной сенсорной психики Возникновение чувствительных...

Эрнест Цветков. Тайные пружины человеческой психики
На сайте allrefs.net читайте: "Тайные пружины человеческой психики"

Тайные пружины человеческой психики
На сайте allrefs.net читайте: "Тайные пружины человеческой психики"...

"Этика" Спинозы: "О человеческом рабстве" и "О могуществе разума или о человеческой свободе"
Он жил с 1632 по 1677 год, во времена расцвета рационалистической философии. Хотя его наследие не так богато, как, например, наследие Рене Декарта,… Первоначальное образование он получил в семиклассном еврейском училище, где… Практически все свои идеи ему приходилось распространять путем переписки и личного общения. Под его именем и при его…

Паранормальные явления человеческой психики
Поэтому нет ничего удивительного в том, что при его постижении мы постоянно сталкиваемся с или иными белыми пятнами. Были времена, когда их тщательно обходили, старались не замечать вовсе. … Вот поэтому требуется атака по всему фронту изучения непознанного, используя все, пусть даже кажущиеся поначалу,…

0.053
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Эффект Пигу в кейнсианской теории. Взаимодействие с различными функциями потребления. Ограничения эффекта Пигу Он утверждал, что даже в условиях конкурентной экономики может устанавливаться равновесие при неполной занятости. Дебаты породили множество контраргументов. Первое весомое возражение Кейнсу было выражено в 1943 году и принадлежало английскому экономисту Артуру Пигу Arthur…
  • Образование как социальный феномен Так, этапы развития образования следует рассматривать в соответствии с нормативным идеалом. Например в Спарте и Афинах центральным интересом было… Выделяют три типа культуры: а) постфигуративный (доминирует культура традиций,… Образование становится массовым и оторванным от источника знания. Основная задача - сформировать человека знающего. …
  • Человеческая цивилизация становится "цивилизацией городов" В 2000 году горожанами были уже 47% населения, в городах и их ближайших пригородах проживало более 2.8 млрд. человек. 411 городов мира насчитывали… Большинство горожан стран Африки живет в городах с населением менее 10 тыс.… Судя по всему, на всем протяжении человеческой истории (первые статистические данные впервые были получены лишь в…
  • Проблема парникового эффекта Почему это происходит? Ученые утверждают, что причиной, прежде всего, является губительная деятельность человечества, приводящая к глобальному… И, вообще, в последние годы метеорологи разных стран приходят к выводу, что во… Чего опасаться нам: засухи, отсутствия урожая, голода или, наоборот, рассчитывать на постепенное улучшение погоды и…
  • Феномен мнимой экзальтации К какому из трех сорокинских разрядов отнести, скажем, безобидное посвистывание на улице? Оно не обязательно, не рекомендуемо и не наказуемо.По… Его члены не смеют делать ничего сверх обязательного, или хотя бы… Человек интегрирован в культуру через поступок. Для поступка и его соотнесенности с общественной оценкой…