Определение самосознания

Определение самосознания. Самосознание личности начинает складываться в процессе взаимодействия с другими людьми и ощущения своей непохожести на них, т.е. с открытием личностью своего Я. В самосознании проявляются отношения личности к своим потребностям, особенность формирования представлений о самом себе как социальном существе, способном иметь и защищать личностные и общественные интересы, совершать общественно значимые поступки, действия и др. Самосознание это субъективный образ своего Я. В работах многих отечественных психологов доказано, что субъективные представления личности о себе формируются под воздействием социальной среды, представляют систему самовосприятий и связаны с влиянием оценочных отношений других людей, соотнесением своих мыслей и поступков, мотивов и целей с общественными нормами.

Одна из функций самосознания найти смысл своей собственной деятельности, смысл всей своей жизни. Другая функция самосознания познание себя, понимание себя, принятие себя и обеспечение саморазвития личности.

Самосознание обладает совокупностью принятых индивидом знаний об окружающем и внутреннем мире, четким различением своего Я и не-Я. 0.0.0. Самоценность личности Одной из составляющих самосознания является самоценность личности, которая понимается как совокупность оценочных и притязательных качеств человека.

Самоценность человека, его личности имеет не только оценочную и притязательную области. Важным моментом является конгруэнтность. Человеку очень важно быть конгруэнтным т.е. согласованным с самим собой он говорит то, что думает, чувствует, переживает открыто, не скрывая это от других. В такой ситуации человек чувствует себя комфортно, его тылы надежно прикрыты. Совершенно иные психические состояния возникают, когда есть необходимость скрывать свои истинные переживания, говорить иные слова, чем чувствует человек, т.е. наступает рассогласование самоценности, языка слов и языка тела. В жизни таких ситуаций немало, и их испытывал на себе каждый человек.

Но здесь речь идет о преимущественном стиле поведения. Проследим это на примере поведения школьника в семье, где доминирует жесткий порядок, строгость, практически отсутствуют компромиссы Ученица 00 линейного класса Наташа М. в очередной раз после многих обещаний пришла домой поздно после 00 часов вечера, а ей разрешалось быть вне дома только до 00. Она весело провела время в компании своих сверстников, но вынуждена была скрыть это от своих родителей, т.к. они считали, что, кроме глупостей, так ничему другому научиться нельзя, и тщательно пытались следить за ее времяпрепровождением.

Поэтому Наташе нужно было скрывать истинные причины опозданий и она начала длинный и подробный рассказ о том, как они с подругой готовились к будущему сочинению по литературе.

Демина Л.Д Ральникова И.А. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности Барнаул,0000 000 с. Ослабление личностной конгруэнтности приводит к определенной зависимости, формированию стереотипного, ригидного способа реагирования, дискомфортного психического и физического состояния. Для того, чтобы избежать рассогласования указанных характеристик, нейтрализовать психологические защиты, очень важно формировать высокую самоценность. Только человек, имеющий высокую самоценность, приобретает возможность консенсуса вербального и невербального языков.

Высокая самоценность это уникальность личности, уважение себя, чувство собственного достоинства. Уильям Глассер, Глассер У. Школа без неудачников. М 0000. изучая личностные особенности школьников, испытывающих постоянные неудачи в учебе, игре, общении, пришел к выврду о том, что не существует разнообразных неудач, если даже они преследуют человека на протяжении всей жизни. Согласно его точки зрения, в основе всех неудач лежит заниженная самоценность личности, рассогласование вербальных и невербальных экспрессивных выражений своих чувств.

Психологи нашли людей, которые считали себя неудачниками в жизни, утратили перспективы, стали пессимистами в оценке собственной судьбы, и обследовали каждого по специальным методикам. И что же почти у всех выявились задатки и способности, о которых они почти не подозревали. Неудачниками люди стали потому, что были обречены на это в силу каких-то недостатков.

Просто их самоценность была очень низкой потому, что они не достигали ожидаемых результатов своей деятельности. Низкая самоценность, как это выяснилось в ходе исследования, была связана с тем, что деятельность планировалась ими в расчете на личностные качества, которых на самом деле не было. Когда психологи им помогли переориентировать жизненные цели на фактически имеющиеся возможности, провели с ними цикл специальных занятий, то многие из вчерашних неудачников заново открыли себя в течение трехмесячного курса индивидуального обучения с учетом открывшихся вновь задатков.

Некоторые из них, прежде никогда не бравшие в руки кисть, научились рисовать, да причем так, что их картины стали принимать на выставки работ профессиональных художников. Таким образом, достаточно высокая самоценность личности является одной из базовых психологических характеристик, обеспечивающих формирование и реализацию ее жизненных стратегий и снятие психологических защит. 0.0.0. Я-концепция Теория самосознания активно изучается в рамках Я концепции.

Я концепция целостное психическое образование, его структура состоит из трех компонентов 1. когнитивный познавательный Я образ, связанный с характеристикой содержания субъективных представлений о себе образ своих способностей и познавательных возможностей, внешности, качеств характера, склонностей, интересов и др. 2. аффективный эмоционально-ценностный, включающий отношение к себе или к отдельным качествам своей личности самооценка, самоуважение, самолюбование, самокритика и др. 3. поведенческий волевой стремление строить поведение согласно требованиям определенной ситуации самопрезентации, взаимодействия и др Я образ особенно интенсивно формируется у старшеклассников и выступает как установка по отношению к самому себе. Психологи описывают различные проявления образа Я и показывают фактическое их множество.

Одни из них, в зависимости от конкретной ситуации, выступают на первый план, другие пока остаются в тени. Например, Я образы личности как школьника, друга, гостя, спортсмена и др. система Я концепций в течение жизни изменяется, уточняется, корректируется. Образ Я может переживаться в момент самого действия.

Тогда его принято называть реальным Я. Это сиюминутное Я личности, которое может довольно быстро измениться. Например, ученик 00 класса, решив трудную задачу, может думать о себе Я хороший интеллектуал, но вскоре не может понять логики теоремы и возникает другой Я образ Какой же я глупый.

Реальное Я это представление о себе в настоящее время. Однако, каждый человек, живя в обществе, в той или иной степени, осознает моральные нормы, ценности и формирует образ идеального Я, т.е. то, каким он должен стать, чтобы быть успешным в жизни это идеал, к которому личность стремится как к вершине своего совершенства. Среди различных Я образов выделяют и фантастическое Я то, каким человек желал стать в будущем, если это было бы возможно. Например, физически слабый подросток видит себя покорителем снежных вершин или юноша, испытывающий безответную любовь формирует Я образ известно ученого с мировым именем, имеющего много поклонниц и др. Образы фантастического Я обычно являются основой реальной и нереальной мечты, грез. По мнению К. Роджерса Я дифференцированная часть феноменального поля, а Я концепция это то, как человек сам себя представляет и воспринимает.

Поэтому с точки зрения феноменологических воззрений Я концепция отражает самовосприятие человеком себя с позиций его представлений о тех или иных социальных ролях и как он их выполняет реально в различных жизненных ситуациях.

Отсюда выделение в структуре Я концепции реального Я и идеального Я. И хотя Я меняется всякий раз при условии нового опыта, оно в всегда сохраняет качество целостной системы гештальта. 0.0.0. Самоопределение личности Самоопределение личности созидательный акт, сознательный выбор и утверждение личностью своих позиций в разнообразных жизненных ситуациях, ориентир для самоорганизации.

Самоопределение длительный процесс осмысления, пересмотра и восстановления целей и жизненных ориентиров. За выбор пути личность несет персональную ответственность, т.к. в процессе самоопределения человек сам выбирает, какие ценности будут руководить им, какие социальные нормы для него приемлемы, какие смысловые ориентиры в его жизни будут доминировать и др. Современная социокультурная среда содержит множество образцов и имиджей для выбора жизненных ориентиров. Формируя представление о достойном образе жизни, молодые люди по-разному оценивают роль материального благополучия и своего духовного багажа в нем. Возникает два прямо противоположных мнения.

Одно из них достойная жизнь человека определяется уровнем его материального богатства и хорошими условиями бытового сервиса. Приводится ряд аргументов в пользу этой точки зрения. Самый важный из них это дает человеку реальную возможность удовлетворять свои желания, иметь свой шарм и др что позволяет занять высокое социальное положение, а значит и жить достойно. Юноши и девушки, разделяя это мнение, ищут разные способы приобретения материальных благ вплоть до того, что становятся рэкетирами, не брезгуют мошенничеством, разделяют судьбу ночных бабочек.

Другая группа молодежи, также разделяя эти представления о достойной жизни, но, не имея реальной возможности добыть блага силой, обманом, теряют надежду на лучшие перемены в своей жизни и отстраняются от проблем, уходят в себя, находя удовлетворение в алкоголизме, наркомании. При этом в обоих случаях наблюдается пренебрежительное отношение к культурным ценностям, литературе, искусству, образованию.

У них формируется и своеобразный мир, где скромность, тактичность, сострадание оцениваются с отрицательным знаком. Противоположная точка зрения на роль материальной обеспеченности в жизни состоит в признании значимости высших человеческих ценностей. Конечно, редко можно встретить людей если таковые есть вообще, которым нравилась бы нищета, безработица, недоедание, отсутствие жилья.

Сторонники этого направления считают, что для достойной жизни человеку достаточно иметь возможности удовлетворять разумные материальные потребности, а не превращать бесконечную добычу материальных благ в основную цель своей жизни. Известны притчи о том, что профессор ходит с ободранным портфелем, известный писатель имеет старое, ветхое пальто, а музыкант-виртуоз дает концерты много лет в одном и том же фраке. Но нельзя сказать, что их жизнь не является достойной.

Конечно, между представленными крайними точками зрения существует великое множество промежуточных. Но бывает не мало и этих крайних позиций, доведенных до абсурда. Так, стремление к обогащению, наживе, постоянному преумножению своего богатства всеми путями и всякими способами непременно приводит к душевной личностной деградации, классические образы которой великолепно описаны Н.В. Гоголем вспомним Плюшкина, Коробочку. С другой стороны, не вызывает восхищения и голый аскетизм, формирующий безразличие к психологическому и социальному комфорту, культуре, окружающим людям, а, зачастую к самому себе. В структуре личностного самоопределения выделяют самоопределение коллективное и самоопределение профессиональное.

Проблема самоопределения наиболее актуальна для возраста ранней юности. Деятельность личности в этом направлении является в юности ведущей. Именно в этом возрасте вырабатываются жизненные стратегии, оцениваются жизненные перспективы, формируются жизненные планы.

И особо важную роль играют субъективные представления о будущем, которое, как показывает ряд проведенных исследований, у современных старшеклассников окрашивается либо в розовые, либо в серые и черные тона. 0.0.0. Самость Есть еще одна характеристика самосознания самость. К. Роджерс утверждает, что принятие собственной самости предпосылка к более полному восприятию других людей, и наоборот принятие личности другими людьми в группе обычно повышает уровень ее собственной самоценности, является источником внутренней собственной активности, стремления к росту, прогрессу, более полной реализации своих потенций, личностному росту, снятию психологических защит.

Ему удалось выделить условия, стимулирующие личностный рост, которые могут быть созданы как самой личностью, так и с помощью психолога конгруэнтность, безусловное принятие другого человека, сопереживание эмпатия, организмическое доверие, эмпирическая свобода, креативность. Он оценивал возможности личностного роста как неисчерпаемые, и достичь успеха в этом может каждый человек.

Определение уровня и адекватности самости один из ориентиров выбора направления на пути движения саморазвития к самосовершенству, к реализации потребности быть личностью и самоактуализации. 0.0.0. Саморазвитие Саморазвитие личности базируется на особенности ее потребностей. По мнению А. Маслоу, в течение жизни человек непрерывно удовлетворяет внутренние потребности от основных физиологических и до высших метапотребностей самоактулизации.

Вполне логично формируется вывод о том, что самоактулизирующимся личностями являются те, которые уже удовлетворили свои низшие потребности и стремятся реализовать все свои возможности. А. Маслоу предложил наличие еще одного уровня высших потребностей, следующего за самоактулизацией трансперсональных трансцендентальных, трансчеловеческих, обращенных к миру вообще. Ибо без них человечество индивиды могут попадать в область злобы, насилия, нигилизма, или апатии, неверия, деструкции.

При этом автор обращает внимание на то, что удовлетворение основных потребностей не сводится к приобретению вещей, имущества, денег, автомобилей, одежды и других запросов тела, а определяется стремлением человека к безопасности, защите надежности 0 принадлежности к социальной общности группе, семье, кругу друзей 0 к самоуважению и уважению других, их одобрению, поддержке, достоинству 0 свободе как одном из важнейших условий реализации своей самости 0. Он писал о том, что для человека очень важно восприятие своей собственной внутренней природы, что выливается в развитие личности и индивидуальности.

Эти взгляды А. Маслоу легли в основу развития новой концепции человека и его здоровья. 0.0.0.