Темперамент и эмоции

Темперамент и эмоции. Темперамент трудно изменить на диаметрально противопо¬ложный. Невозможно из меланхолика сделать сангвиника. Рано или поздно меланхолик сорвется, особенно в сложных жиз¬ненных обстоятельствах. Но как все-таки удержать нейротизм в рамках «приличия»? Один из способов предлагают специалисты по музыкальной психотерапии. Для молодежи лучше всего подойдет современная музы¬кальная группа, в «арсенале» которой — световые и музыкаль¬ные приемы своеобразного массового гипнотизма. Ритм и темп воздействия (частота 4—5 Гц) рассчитан на здоровый молодой организм и вызывает синхронизацию цветомузыкальных воз¬действий с биоритмами участников представления.

Музыканты и участники сливаются как бы в единое целое. Для публики постарше и музыка, и темп другие. Синхронизация идет более сложная: от мажорного к минорному, от подъема к спаду пере¬живаний, от оптимизма к пессимизму и т. д. Можно ли самому себе «прописать» музыкальные рецепты? Специалисты-психологи, занимающиеся этим, отвечают утвер¬дительно и предлагают пакеты программ классической музыки.

Но надо еще уметь правильно определить свое состояние. А для этого необходимо пройти достаточно тщательное тестирование эмоциональных состояний (тревожности, раздражительности) и свойств личности (подозрительности). Кроме того, существует большая вариативность субъективных предпочтений того или иного музыкального произведения. Это связано с нашей эмоциональ¬ной памятью: у каждого свой эмоциональный опыт, свои ассоци¬ации музыкальных образов и конкретных переживаний (от поло¬жительных, индифферентных до отрицательных). Например, у кого-то звучание «Лунной сонаты» Бетховена совпало с тяжелы¬ми событиями и переживаниями.

И это уже накладывает свой отпечаток на отношение к произведению. У другого нет субъек¬тивных наслоений, и он ощущает ее более «объективно». Кроме того, роль музыки в жизни каждого различна, что зависит от музыкальности слуха, в том числе слуховой чувствительности, от наличия культуры ощущения музыки.