Психоаналитическая терапия искусством

ГизелаШмеерПсихоаналитическая терапия искусством Переводс немецкого Научныйруководитель докторфилософских наук ОвчаренкоВиктор Иванович Москва1995Психоанализ,исследовательская и врачебная концепция и труд Зигмунда Фрейда, базируется насамонаблюдении интроспекции , размышлении и воспоминании рефлексии ивыражении через слово вербализации .Является ли деятельностью выражение через живопись? Классический психоанализ понимал ипонимает на сегодняшний день под деятельностью любую отличающуюся отговорения форму выражения и коммуникации, например, язык тела и живопись, т.е.формы, обходящие нормальный способ осознания через слово.

Выражение при помощи языка тел и выражениечерез живопись в сумме не менее ценны они дают пациенту возможность повторитьстарые переживания через действие, а не через воспоминание, заставляют егоостановиться в самой глубине сознания.Каким образом при таком высоком значении словав психоанализе может идти речь о психоаналитической терапии искусством?Уже в течении несколькихдесятков лет существуют отдельные психоаналитики, которые не оставляют и нехотят оставлять без внимания художественное творчество своих пациентов.

Пациентприносит на прием что-либо, что он нарисовал или сделал.Спонтанно или по привычке он выражается черезживопись, и созданное им может быть приобщено к психоаналитическому процессу,так как пациент чувствует, например, что с помощью этого он может выразить себяв большей степени и быть лучше понятым, или потому что он страдаетзатруднениями или природными дефектами речи.Модифицированный психоанализВ последние годыпсихоаналитические школы открыли для себя такую возможность, и в качестверасширения или модификации того, что в свое время было приобщено к выражениючерез воображение и живопись с помощью анализов, проведенных К.Г. Юнгом, врамках, например, моих семинаров возникла своего рода школа психоаналитическойтерапии искусством, где на переднем плане выступают психодинамическое пониманиеи работа с картинами или их элементами.

При этом психодиагностические итерапевтические начала заимствуют все основные правила психоаналитическихметодов.

Отличие наблюдается только в том, что во время работы с картинойпациент должен не лежать, а сидеть напротив терапевта. Действительно, мимика,жесты и знаки пациента очень важны для того, чтобы терапевт не ожидал от негобольшего, чем он может восстановить.Необходимо запомнить картина часто бываетперенасыщенабессознательным.Ни одинэксперт не может предсказать содержание картины!Каждый психотерапевт привык к работе соснами и внутренними картинами пациентов.

Он обучен и в той или иной мереталантлив, чтобы во всех красках представить себе то, о чем рассказываетпациент.И все же мы бываем оченьудивлены, когда пациент, раньше только говоривший, начинает по Вашей просьберисовать сон, конфликт, какое-либо чувство и т.д. Картина выглядит не так,как мы представляли ее себе, слушая пациента она более красочная, напыщенная,ничтожная, сильная, здоровая , хрупкая, разорванная, непропорциональная,могущественная, устрашающая, детальная, бедная, богатая, нереальная,абстрактная, духовная - она совершенно другая.

Ни один опытнейший аналитик неможет высказать точных предположений относительно того, что изобразитего пациент на бумаге и как какими мазками, какими красками,каковы будут композиция и распределение пространства.Игра смены физических сил иантисил, регрессивная и прогрессивная динамика, разделяющееся и собирающеесядвижение - все это видно на картине, все это чувствуется.

Картина становитсятретьим помощником, указывающим на невидимое ранее, предлагающим источники ирешения.Картина как посредник другого языкаПсихотерапевт может теперь сопровождатьсвоих пациентов по ландшафтам души, ими созданными по лабиринтам, переливам ипятнам цветов, загадочным символам, существам и духам, по чему-то хаотическираспадающемуся, неприятно точному, по горам, символам страха, ненависти иужасным сексуальным символам, по прибоям и берегам, опасным приключениям идругим местам.

Терапевт дозирует, т.е. затрагивает обсуждает ровно столько элементов картины, сколько еехудожник сможет восстановить и переработать.Процесс восстановления в случае модифицированного психоанализа с помощью картин или в случае психоаналитической терапии искусством при изменяющемся центре внимания снова происходит через слово итак, картина образ становится посредником более глубокого,основательного, богатого, красочного и приближенного к истине языка.Процессыпознанияв психоаналитической терапии искусствомУ терапии искусством имеется, как мыувидели, несколько основных положений.Одно из этих положений называется выражением.На переднем плане находится творческий процесс как таковой. Способностьпациентов самовыражаться например, в виде живописи поощряется терапевтамиискусством.В психоаналитической терапии искусством на первом месте какя понимаю находится процесс познания.

Познание и осознание фигурируетво всех известных в психоанализе течений.На примере одной картины мне хотелось бы кратко осветитьследующие темы см. рис. на стр.115 .1. Я вконтексте психодинамикиПрежде всего Я следует искатьтам, куда указывает сам художник сама художница и говорит Это - я . На этойкартине художница сидит, прислонившись к дереву и протягивает руки к матери.Мать стоит на коленях в темной пещере, вытянув руки, и смотрит в другуюсторону.Позиция Я у художницы этой картины регрессивна взгляд налево на картине и беспомощна прислонение протянутые руки .2. Механизм защиты ФиксацияХудожница фиксируется на матери. Вотмоя мать стоит на коленях в пещере, наклонившись вперед, и молит о внимании.

Если я умру, вы будете в этом виноваты! В конце концов она покончила жизньсамоубийством.

Сидя у корня дерева, словно приклеившись к нему, художница смотрит на вину , оставшуюся ей послесмерти матери.Наблюдая за этим комплексом вины и из-за этого уничтожая своюдуховную энергию, художница открывает для себя дорогу направо, дорогу кпрогрессу.3. Перенос ПроекцияКаждая картина, нарисованная спонтанно,содержит элементы отношений. Не только между личностями, нарисованными на ней,но и между автомобилями, дорогами, реками, зверями, цветами и предметамисуществует динамика отношений.

Эта динамика отношений исследуетсяпсихоаналитически ориентированными терапевтами искусством как в плане актуальном,так и проективном.Например, терапевт спрашивает пациентку Существует лимежду мной и ней такая же ситуация переноса , как на картине? Вдруг я условно - дерево, к которому прислониласьхудожница? Или я тянущаяся вверх сестра? Переносит ли на меня пациенткаразличные комплексы вины например, если она вынуждена была отменить встречу опоздала иногда не принимает меня ?4. Взаимный переносТерапевты, которые пережили примерно тоже самое относительно своих матерей, могут склоняться к тому, чтобысмешать собственные негативные чувства и чувства художницы, оценить отношениематери как давление и, следовательно, осложнить конфликт пациентки с матерью.Терапевтам, исключившим оттеснившим отделившим от себя отца,не приходит в голову, что на этой картине отца нет. Отрицание , слепое пятно терапевта и художницы совпадает и является препятствием.Или оно может быть шансом психотерапевт, сам закончившийкурс по самопознанию и имеющий опыт в этом отношении, отдает себе отчет всуществовании слепых пятен и использует взаимный перенос для диагностическихцелей.5. СопротивлениеПредложение врача продолжить картину налисте бумаги, положенном справа, т.е. изобразить дистанцию между собой иматерью или новую ситуацию отношения, повергает художницу в нерешительность.Сопротивление воспринимается и обрабатывается ориентированными на психоанализтерапевтами искусством со всей серьезностью.

Оно означает отказ от фиксации накомплексе вины, в данном случае, например, отделение от матери.

В конце концовхудожнице удается нарисовать в качестве продолжения картины дорогу, котораяведет ее, ее брата и сестру в собственную жизнь см. рис. на стр. 117 . Новыйконтекст этой картины превращает старую вину в черную мозоль , на которойтеперь никто не фиксируется и не задерживается.6. ИсточникиДорога, по которой идут трое братьев исестер, теперь освещается дорисованным деревом и висящим над ним солнцем.Дерево - архетипный символ матери.

Солнце символизирует отца.Архетипные символы представляют собой противовес нехватке настоящих родителей.

Как мы смогли увидеть, психоаналитическая терапия искусствомтребует как от терапевта, так и от пациента раскрытия всех смысловыхканалов и каналов познания.

Тела, души, язык картин , ум и дух делят междусобой плоды познания ясность и правду.Библиография1. Шмеер Г. Я на картине. Применениепсиходинамики в терапии искусством. Pfeiffer Verlag, Mьnchen 1992.2. Шмеер Г. Лечебные деревья. Картины деревьев впсихотерапевтической практике. Pfeiffer Verlag, Mьnchen 1990.