рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Звуковосприятие

Звуковосприятие - раздел Психология, Звуковосприятие Я Взвесил Звук, Измерил И Расчислил, В Загадку Слова Хитрост...

Звуковосприятие Я взвесил звук, измерил и расчислил, В загадку слова хитростью проник. И умное злодейство я замыслил - Предать железу свой живой язык А. Журавлв Свойство звуков вызывать цветовые образы было замечено давно. Много писалось о цветовом слухе А. Скрябина, который музыкальные звуки видел в цвете. Целое направление в искусстве - цветомузыка - основано на этом свойстве звуков музыки. Есть свидетельство о том, что звуки речи, особенно гласные, тоже могут восприниматься в цвете.А. Рембо написал даже сонет Гласные, в котором так раскрасил звуки А - черный белый - Е И -красный У - зелный О - синий тайну их скажу я в свой черед Но французский языковед К. Нироп приписывал гласным совсем другие цвета он считал И - синим, У - ярко желтым, А - красным.

Немецкий лингвист А, Шлегель писал, что для него И - небесно-голубой, А - красный, О - пурпурный.А вот русский поэт А. Белый утверждал, что ему А представляется белым, Е - желто-зелным, И - синим, У - чрным, О - ярко-оранжевым.

Если продолжать называть индивидуальные суждения о цвете гласных, то каждый звук окажется раскрашенным во все цвета радуги. Так существуют ли в таком случае вообще какие-либо определнные звукоцветовые соответствия Не фантазии ли это Или, может быть, случайно возникающие неустойчивые ассоциации между звуком и цветом А возможно, что звуковые связи - следствие исключительно тонко устроенных механизмов восприятия отдельных людей На эти вопросы давались разные ответы, но чаще всего сходились на том, что связь звук речи - цвет - редкий сугубо индивидуальный феномен.

Современная наука признает явление существующим лишь тогда, когда оно либо непосредственно наблюдается, либо воспроизводимо проявляет себя в экспериментах, либо строго вычисляется. Причем в любом случае последнее слово остается за практикой нужно, чтобы явление наблюдаемо функционировало или обнаруживались бы следы его действия. Но там, где речь идет о психике человека, все выглядит иначе.В эту область наука, как в зону пикника на обочине, проникает пока ещ редко и с трудом, а проникнув, натыкается на непонятные полные пустышки, которые вскрыть своими инструментами не может.

Психические явления чаще всего непосредственно не наблюдаются, в экспериментах то проявляются, то нет, вычислению поддаются плохо, а следы их функционирования неопределенны, зыбки, нерегулярны. Особенно в области подсознания. Вот, скажем, интуиция.Каждый может припомнить случаи, когда, как нам кажется, правильное решение или поступок были подсказаны нам интуицией.

Более того, как выяснилось в процессе работ над искусственным интеллектом, человек в сложных ситуациях принимает решение не путем перебора всех возможных вариантов, а эвристически, подсознательно, интуитивно находит нужный путь. Но с другой стороны, интуиция ведь и подводит нередко.Как же понять, когда интуиция нашептывает нам правильное решение, а когда каверзно подталкивает нас в тупик Вот так и со звукоцветовыми соответствиями. Если они существуют, то кто прав - А. Рембо или А. Белый Чья интуиция вернее Идея экспериментов проста регистрируются реакции многих испытуемых на определнный стимул, а затем следует статистическая обработка полученного материала, чтобы выявить основные тенденции в реакциях.

Техника регистрации разнообразна испытуемым либо предъявляются звуки речи - требуется подобрать к ним цвета, либо предъявляются различные цветовые карточки - требуется написать на них звуки, либо датся задание выстроить звуки по цвету, скажем, от самого красного и до наименее красного, самого синего и до наименее синего и т.п. Многие такие эксперименты с тысячами информантов показало, что в подавляющем большинстве испытуемые окрашивают по крайней мере гласные вполне определнно.

Особенно единодушны мнения относительно трх гласных - А, Е, И. Звук и букву звукобукву А вполне согласованно называют красной , Е - чтко зелная, а И - определнно синяя.Звукобукву О все считают светлой и яркой, но хотя большинство испытуемых называют е жлтой, вс же довольно часто встречаются ответы белая.

Получается, что она солнечная. Заметьте, что лингвисты считают гласные А, О, Е, И основными, опорными для речевого аппарата человека и главными во всех языках. А физики главными считают соответствующие этим гласным цвета, потому что их комбинации дают все другие цвета и оттенки. Чем и пользуется цветная фотография, цветное телевидение.Не удивительно ли, что и в языке соответствия именно главным цветам оказались наиболее четкими Видимо, здесь проявляется коллективная интуиция людей цветовое устройство мира отразилось в цветовом устройстве языка.

Названия главных цветов встречаются в речи наиболее часто, и звуки О, А, Е, И наиболее частотны из гласных. А между названиями основных цветов и этими гласными, в свою очередь, прослеживается связь название определнного цвета содержит соответственно окрашенный звук, причем он занимает в слове самую важную - ударную позицию красный, синий.Остальные гласные имеют оттеночную окраску, как и цвета, с которыми они связываются, к тому же связь эта прослеживается менее четко - здесь больше разброс мнений испытуемых.

Так, У - ассоциируется с тмными оттенками синего цвета тмно-синим, тмно-голубым, тмным сине-зелным, тмно-лиловым. Звукобуква Ю тоже связывается с оттенками синего цвета, но со светлыми голубым, светло-сиреневым.Интересно ведт себя звукобуква . По написанию она сходна с Е, а по звучанию с О. И в цветовом отношении она вполне определнно располагается между жлтой О и зелной ЕЖ примерно половина испытуемых называет е желтой, а половина - зелной.

Так что - светлая жлто-зелная. А вот Я окраской почти не отличается от А, разве что воспринимается как более светлая и яркая. Что касается Ы, то здесь следует говорить не о цвете, а скорее о световой характеристике.Если О - звукобуква света, то Ы - звукобуква мрака, тьмы. Она самая тмная из всех гласных, и ей испытуемые единодушно дают самые тмные характеристики - темно-коричневая, чрная.

Любопытно, что на восприятие, строго говоря, согласного звука Й явно повлияла графическая форма буквы Й, передающей этот звук. Сходство Й с И привело и к сходным цветовым оценкам - Й воспринимается как синяя звукобуква, хотя и с меньшей определенностью, чем И. Букву Э пришлось исключить из анализа. Хотя она передат почти тот же звук, который в большинстве случаев передатся буквой Е, зелной звукобуква Э по ответам испытуемых не получается буквенная форма другая.И вообще никакой определнный цвет с Э не связывается.

А поскольку и встречается Э в текстах крайне редко гораздо реже всех других гласных, то при дальнейшем анализе текстов е решено было не учитывать. Конечно, не у всех звукоцветовые соответствия одинаково прочно закреплены в подсознании.Есть испытуемые, которые во всех экспериментах показывают чткие и единообразные результаты, совпадающие с коллективным мнением всех опрошенных, а есть и такие, чьи ответы в разных экспериментах разноречивы, неустойчивы, и по их ответам никакой определнной окраски звуков не прослеживается.

Ну и что ж, ведь дальтоники не видят цвет предметов, но это не значит, что окраски предметов не существует. Важно, что большинство испытуемых в целом согласованно и достаточно единообразно устанавливают вполне определнные связи между звуком и цветом, хотя почти никто этого не осознат.Результаты эксперимента по звукоцветовым соответствиям ЗвукобуквыЦвета Агусто-красныйЯярко-красный Осветло-жлтый или белыйЕзелныйжлто-зелныйИсинийЙсиневатыйУ тмно-синий, тмный сине-зелный, тмно-лиловыйЮголубоватыйЫмрачный тмно-коричневый или чрный Если соответствия звуков речи определнным цветам существуют, пусть даже в подсознании, то они должны где-то проявляться, звукоцвет должен как-то функционировать в речи. И пожалуй, прежде всего нужно искать проявления звукоцветовых ореолов в поэзии там, где звуковая сторона особенно важна.

Эффект звукоцвета может сыграть свою роль в том случае, когда в стихотворении создается определнная цветовая картина, и рисунок гласных стиха должен бы поддержать, подсветить эту картину звуками соответствующего цвета.

Если это так, то естественно ожидать, что при описании, например, красных предметов и явлений в тексте будет подчркнута роль красных А и Я они будут встречаться чаще, чем обычно, особенно в наиболее важных, наиболее заметных позициях скажем, в ударных.Описание чего-либо синего будет сопровождаться нагнетанием синих И, У, Ю зелного - нагнетанием Е, и т.д. Стоило начать проверку этой гипотезы, как в сухих статистических подсчтах стала на глазах проявляется живая игра звукоцветовых ореолов поэтического языка, поражающая своей неожиданностью, своим разнообразием и точным соответствием понятийному смыслу и общему экспрессивно-образному строю произведений.

Судите сами. У А. Блока есть стихотворение, которое он написал под впечатлением от картины В. Васнецова Гамаюн, птица вещая.Стихотворение о грозных пророчествах передат трагический колорит картины - мрачно-багровый цвет казней, пожаров, крови.

На гладях бесконечных вод, Закатом в пурпур облечнных Вещает иго злых татар, Вещает казней ряд кровавых И трус, и голод, и пожар, Злодеев силу, гибель правых И вещей правдою звучат Уста, запекшиеся кровью Если исходная гипотеза верна, то в звукобуквенной ткани стихотворения должны встречаться чаще, чем положено по норме, красные А, Я и тмные, мрачные У, Ы. Не так ли Поскольку и сама проблема звукоцвета, и анализ стихотворений с этой точки зрения уж очень необычны, то одного утверждения, что это действительно так, будет наверняка недостаточно.

Обычная реакция любого, кто впервые слышит о звукоцвете в поэзии Этого не может быть А на машинные расчеты чаще всего смотрят с тайной уверенностью в подвохе.Поэтому опишем хотя бы кратко методику компьютерного анализа этого и других стихотворений, о которых здесь будет идти речь. В тексте стихотворения включая заголовок подсчитывается количество каждой из 10 звукобукв, перечисленных в таблице.

Чтобы учесть особую роль ударных гласных, они при счте удваиваются. Так как , Я, Ю, Й связываются лишь с оттенками основных цветов и ещ потому, что встречаются они сравнительно редко, самостоятельного значения в звукоцветовой картине стиха они не имеют. Поэтому приплюсовываются к основным гласным.Поскольку звукобуква оказалась двухцветной, то е количество разделяется поровну между О и Е. Синева Й выражена слабо, поэтому количество Й сокращается наполовину и только затем приплюсовывается к И. Подсчитывается также количество всех букв с удвоением ударных величина N. Затем определяются доля частотность каждой гласной в тексте стихотворения и единицы размаха колебаний для данного текста Полученные частности сопоставляются с нормальными среднестатистическими для языка, и вычисляются нормированные разности этих частотностей, чтобы установить, случайно или нет наблюдаемые в стихотворении частотности отличаются от нормальных и как именно отличаются Звукоцвет в стихотворении Гамаюн, птица вещая Звукобуквыn ZЦветО0.5280.0890.1260.019-1.95АЯ500.159 0.1160.0182.39красныйЕ0.5310.0980.1020.0 17-0.24И0.5Й20.50.0650.0770.015-0.80УЮ16 0.0510.0400.0111.00тмный сине-зелныйЫ110.0350.0240.0091.22чрный, коричневыйВсего звукобукв в стихотворении 315 Как видим, звуков А и Я в обычной речи должно было бы встретиться 116 на тысячу, а в стихотворении их гораздо больше . При такое отклонение частности 0.159 - 0.116 0.044 превышает случайное в 2.39 раза, то есть едва ли может быть случайным. Значит, поэт интуитивно нагнетал красные А и Я, чаще обеспечивая им ударные позиции вещает казней ряд кровавых.

Вторым по превышению нормы идет Ы, придавая красному тону мрачное, трагическое звучание.

Наконец, У также с превышением частотности над нормой добавляет звукоцветовой картине тмные сине-зелные и лиловые оттенки.

Частотность всех остальных гласных ниже нормы.Если теперь изобразить в цвете игру доминирующих в стихотворении гласных, то получится картина в красно- багровой и чрно-синей гамме, кое-где с тмной прозеленью.

А это и есть цветовая гамма картины В. Васнецова. Остатся только поражаться, насколько точно талант поэта подсказал ему выбор и пропорции доминантных звуков. Таким способом на компьютере прочитано много стихотворений.Для некоторых из них в общей табличке приведены итоговые величины Z, чтобы можно было убедиться, что обнаруженные звукоцветовые соответствия - не парадокс статистики, не случайное совпадение цифр. Значимые превышения частотностей отмечены полужирным шрифтом.

В последнем, восьмом столбце дана цветовая расшифровка результатов.Звукоцвет в поэзии СтихотворенияЗвукобуквы и величины ЦветО0.5АЯЕ0.5И0.5ЙУЮЫАлександр БлокГамаюн, птица вещая-1.952.39-0.24-0.801.001.22тмно-кра сный, тмный сине-зелныйСергей ЕсенинОтговорила роща золотая 1.00-0.330.820.20-1.00-0.17желтый, зелныйВыткался не озере алый свет зари 0.751.56-0.40-2.002.700.35красный, тмный сине-зелныйВоздух прозрачный и синий-2.570.69-0.231.180.000.00синийЗелн ая причска, девическая грудь 0.56-2.001.36-0.921.22-0.29зелный, тмный сине-зелныйАрсений ТарковскийПеред листопадом3.471.93-1.43-0.83-3.330.14жлт ый, красныйI строфа2.801.21-1.25-1.29-2.22-0.50жлтыйI I строфа1.65-1.20-1.431.88-0.282.71тмно-си нийIII строфа0.452.270.43-1.84-1.72-0.43красный Синицы-0.680.170.291.33-0.550.11синийСир ени вы, сирени0.29-1.940.400.080.40-0.12сине-зел ныйДождь0.27-1.800.360.501.781.57тмный сине-зелныйПетровские казни-0.210.50-1.470.130.452.33чрный, багровыйПускай простит меня Винсент Ван Гог1.930.14-1.92-0.821.250.00жлтый, тмно-синийА. ВознесенскийВасильки Шагала-1.50-1.131.384.14-0.600.25синий, зеленоватыйПожар в архитектурном0.172.08-4.361.80-0.290.33к расный, синийСирень Москва - Варшава-3.09-0.082.50-0.752.70-2.60сине- зелныйОчищение3.14-0.71-0.85-2.734.36-1. 83тмно- синий, бело-жлтый Хорошо видно, как точно использует изобразительные возможности звукоцветовх ореолов С. Есенин.

При сравнении уже первых строчек его стихотворений с цветами доминирующих гласных сразу обнаруживается явное соответствие словесных и звукоцветовых картин.

Отговорила роща золотая - доминирующий цвет жлтый, слегка зеленоватый.

Выткался на озере алый свет зари - звуки создают густо-красную и тмно-синюю гамму. Воздух прозрачный и синий - звукоцвет синий, чуть розоватый. Зелная причска, девическая грудь - зелная и тмно-зелная с синевой гамма звукоцветовых соответствий. Как говорится, комментарии излишни.Да, поэты могли бы сказать о себе словами А. Вознесенского Мы видим звук. Они его действительно видят внутренним взором таланта, чувствуют его радужный ореол и зажигают эту радугу в своих стихах. Ну а компьютер проявляет скрытые в тексте цветные картины, показывая тем самым, что способен уловить и эту удивительную особенность поэтической речи. По книге А. Журавлва Диалог с компьютером.

Молодая гвардия, 1987 год.

– Конец работы –

Используемые теги: Звуковос, ятие0.052

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Звуковосприятие

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Программы системы 1С: Предприятие. Конфигурирование и администратирование в программах 1С: Предприятие
Конфигурации являются собственно прикладными решениями. Каждая конфигурация ориентирована на автоматизацию определенной сферы экономической… Функциональные компоненты включаются в состав продуктов системы 1С… Она может использоваться для расчета заработной платы любой сложности, расчетов по ценным бумагам и других видов…

Звуковосприятие
Немецкий лингвист А, Шлегель писал, что для него И - небесно-голубой, А - красный, О - пурпурный.А вот русский поэт А. Белый утверждал, что ему А… Если продолжать называть индивидуальные суждения о цвете гласных, то каждый… Современная наука признает явление существующим лишь тогда, когда оно либо непосредственно наблюдается, либо…

1С:ПРЕДПРИЯТИЕ
На сайте allrefs.net читайте: "1С:ПРЕДПРИЯТИЕ"

Влияние когнитивного стиля на восприятие цифровых комбинаций в цене товара
Поэтому, планируя стратегию ценообразования, компания должна не только определить, какую цену она выставит на продукт, но также понять, как будет… Во-первых, реакция потребителя определяется не только оценкой товара и его… Таким образом, один аспект стратегии ценообразования - представление цен такими способами, которые повлияют на это…

Автосервисное предприятие
Настоящий бизнес-план будет использоваться для планирования деятельности предприятия. Источники, из которых планируется получить финансирование:… Уставной капитал определен в размере 100 минимальных заработных плат. Сведения… Цели и задачи В настоящее время в данной сфере услуг открылось много конкурирующих предприятий. Некоторые из них…

1С:ПРЕДПРИЯТИЕ
На сайте allrefs.net читайте: "1С:ПРЕДПРИЯТИЕ"

1С:ПРЕДПРИЯТИЕ
На сайте allrefs.net читайте: "1С:ПРЕДПРИЯТИЕ"

ВОСПРИЯТИЕ И ЕГО РАЗВИТИЕ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
На сайте allrefs.net читайте: "ВОСПРИЯТИЕ И ЕГО РАЗВИТИЕ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ"

Программирование в системе 1С:Предприятие 7.7
На сайте allrefs.net читайте: "Программирование в системе 1С:Предприятие 7.7"

Восприятие реальности
На сайте allrefs.net читайте: "Восприятие реальности"

0.032
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам