Компьютерная зависимость

Компьютерная зависимость житейские наблюденияНаркомания - от греч. narke - оцепенение и mania - безумие, восторженность, страсть ,болезнь, характеризующаяся непреодолимым влечением к наркотикам от греч.narkotikos, природные и синтетические вещества, вызывающие наркоманию ,вызывающим в малых дозах эйфорию греч. euphoria, состояние приподнятогонастроения, довольства, не соответствующего объективным условиям , в больших -оглушение, наркотический сон. Систематическое употребление наркотика вызываетпотребность в увеличении доз. Воздержание сопровождается абстенентным синдромом болезненным состоянием, похмельем , которое развивается унаркоманов при прекращении приема наркотиков . При наркомании поражаютсявнутренние органы, возникают невротические и психические расстройства,развивается социальная деградация.

Так, Советский энциклопедическийсловарь определяет распространенное и известное явление, которое хотелосьбы затронуть с не совсем обычной точки зрения.Компьютеры широко внедряются в повседневную жизнь.

Возрастает число людей, умеющих работать с компьютерными программами. В томчисле - играть в компьютерные игры. По наблюдениям автора, игрушки для практически всех пользователей персональных ЭВМ - в числе первыхпрограммных продуктов а часто - и первые, даже единственные , с которыми онинаучились работать.Обучение происходит быстро, процесс игры увлекателен, хотядаже обычная работа на персональном компьютере в профессиональных, неигрушечных программах, весьма привлекательна и увлекательна. Это хорошаяпсихологическая разрядка, средство для снятия напряжения после работы.

Но, понаблюдениям автора, средство зачастую превращается в самоцель. Причем моментэтого перехода едва уловим, вовремя установить трудно. Можно наблюдать, как пользователи часамираскладывают на экране монитора карточные пасьянсы, гоняют шарики, водятсамолетики, поражая какие-то цели и набирая очки, нервничают, если не удаетсядостигнуть цели игры, и ликуют, когда удается.На диске компьютера не остаетсясвободного места для профессиональных программ, все дисковое пространствозанимают новые и новые игрушки , зачастую весьма громоздкие изараженные компьютерными вирусами , поскольку игроки собирают такиепрограммы всюду, где только могут, переписывая у случайных знакомых и непроверяя но это- отдельная тема . Для профессиональной работы с ПЭВМ неостается времени если раньше человек играющий отдавал любимомузанятию обеденный перерыв или оставался на работе после окончания рабочего дня,то сейчас он предается ему во время работы и вместо работы.

Начинаютсяконфликты с руководством.

Но они мало затрагивают человекаиграющего центр всех жизненных интересов для него сейчас - поскорее вернутьсяк любимой игрушке и пройти, наконец, заветный новый уровень, накотором его то есть его компьютерного героя , убили злые монстры из игры DOOM или фашисты из WOLF . Мнимое бытие становится ярче, полнее,привлекательнее, чем реальное.Здесь наш человек играющий - простосотрудник какой-нибудь организации либо фирмы, член семьи, которому приходитсярешать малоинтересные житейские вопросы.

Там, в компьютерном мире, которыйнаяву представляет собой лишь кучку электронов на магнитном диске, как выразилсястудент ХГТУ Хабаровский Государственный Технический Университет - прим.редактора , один из знакомых автора, он - капитан звездолета, всемогущий магили герой вроде Терминатора в заколдованной броне, имеющий несколько жизней инаделенный оружием невероятной убойной силы, его боятся монстры, колдуны,призраки Автор не претендует на научные выводы.

Но спростой житейской точки зрения это - настоящая эпидемия настоящей болезни.Болезнь развивается постепенно.Первая стадия заражение случайное, отнечего делать , или с осознанным желанием отвлечься от проблем, окунутьсяв сладкий дурман грез. Вторая стадия - втягивание в конце-концов пестрыхкувыркающихся кубиков простого Тетриса становится мало, и человек играющий приносит от знакомых первую глобальнуюстрелялку-ходилку Воздержание сопровождается настоящим похмельем и скучно, и грустно, и повседневные дела не идут на ум,и хочется вечно быть никогда не существовавшим воителем с мускулами как уШварцнегера или бравым капитаном звездолета, и не хочется идти домой, где женаждет с готовыми упреками Пэ-Э- Вэ-Эм - это у вас так сейчас пьянканазывается ? Третья стадия полная зависимость.

Автору приходилось видеть в техническом университете и в НИИ компьютерных технологий г.Хабаровска , какбледные молодые люди с горящими глазами просиживали всю ночь до утра, только иделая, что нажимая клавиши на клавиатуре и выкрикивая время от временибессвязные слова.

Их речь звучит весьма странно Я вчера нашел планетку,ископаемых немеряно, биология всякая, хотел продать и звездолет новыйдостроить, а арахноиды восемь кораблей против одного моего ! Я за осьминоговфайтал, арахноиды на них - в кэ-зэ. Кру-у-уто! Пьяный бред несет большеинформации, понятной для окружающих О сомнительных моральных ценностях, которыеусваиваются в процессе таких игр, пока умолчим тоже отдельная тема. Финаломмогли бы сделаться поголовное переодевание в так называемые шлемыизориэлити , то есть альтернативной мнимой реальности уже создан и зарубежом достаточно широко известен шлем, в котором вогнутый экран в видесегмента сферы располагается перед глазами человека играющего идает картину полного включения в иллюзорное бытие , забвение сна, еды и томуподобных необходимых атрибутов реальности не мнимой, а в итоге - смерть от истощенияфизического и психического. Не говорю уж о смерти социальной - о полном отрывеот общества, о социальном наркотическом оцепенении.

К счастью, сие покасдерживается тем, что еще не все население поголовно сделалось пользователямиперсональных ЭВМ. Да и шлемы изориэлити пока что - чудовищнейшедорогой дефицит в отличие от водки и конопли . Смертельные случаи на подобнойпочве автору пока не известны да и как выделить их среди обычных историйболезни гипертоников, невротиков, сердечников Но в личных беседахспециалисты Хабаровского краевого центра психического здоровья высказывалимнение, что компьютерная наркомания - это наркомания в полном смысле слова, только не совсем обычная . И сетовали, что не имеют достаточных сили времени, чтобы исследовать ее. Кстати, в самом Центре компьютеры тоже биткомнабиты игрушками , и сотрудники тоже отдают этому интересномузанятию изрядную долю времени.

Думается, со временем встанет вопрос и озаконодательных актах, направленных на сдерживание этого явления.

Хотя практикавсегда опаздывает - необходимо накопление фактов, требующих соответствующейоценки.

Автор помнит, в каком замешательстве был врач, которому в концесемидесятых годов потребовалось обследовать наркомана, укурившегося обыкновенной коноплей и снятого с поезда на станции Омск в полумертвомсостоянии врач просто не знал, что делать, да и наркомании как явления тогдаеще не было , подробности он узнал от автора этих строк, который,живя в Хабаровске, лицезрел это несуществующее явление . Компьютерныепреступления уже перечислены в новом Гражданском Кодексе Российской Федерации.Компьютерная электронная наркомания еще не признана даже наркоманией.

Но современем придется это сделать. О необходимости таких действий предупреждалиписатели-фантасты еще лет тридцать тому назад.К примеру, А. и Б. Стругацкие вромане Хищные вещи века описали слег - наркотическое действиезвуков определенной частоты, извлекаемых из обыкновенного радиоприемника путемне совсем обычного применения обычных электронных схем, и показали социальныепоследствия его. Хотя конкретно компьютерная наркомания у них не описана.Упомянуты - в другом их произведении - только игры с ЭВМ в шашки.

Пока какявление забавное и безобидное.Практика не поставила перед фантастами этотвопрос, ведь литераторы - если они не наркоманы, а здоровые люди живут тожев реальном мире . ЛитератураИсточник Происхождение разума на Земле, сборникдокладов, Приамурское географическое общество, Хабаровск, 1997.