Пограничная ситуация и человек.

Пограничная ситуация и человек.Экзистенциальная философияповернула внимание современной культуры к проблеме смерти. Быть или не быть индивидуум- тьма в философии человека XX века ещеболее популярная, чем во времена Шекспира.А. Камю в Мифе оСизифе заявил, что место центрального философского вопроса должна занятьпроблема самоубийства.И он видел своюгуманистическую задачу в том, чтобыпомочь человеку, который находится награни отчаяния, на грани самоубийства, сохранить жизнь.Чем ему способна помочьфилософия? Во всяком случае, рассуждает Камю, не благодушно-оптимистическими уверениями втом, что жизнь прекрасна - к нимотчаявшийся человек скорее всего отнесется без всякого доверия.

Бессмысленны,безнравственны и те концепции философии прошлого, согласно которым человек живет в лучшем из миров.Мир этот абсурден, заявляетКамю, так же, как абсурдны действия Сизифа, поднимающего, но наказаниюбогов, камень на гору, с которой он снова должен покатитьсявниз И все-таки жизнь даже в ситуацииабсурда - ценность, равной которой у человека нет. Но этожизнь, всегда пограничная со смертью.Жизнь на грани смерти, утрата и поиск смыслажизни - ситуации, которые в философии илитературе XX века исследовались глубже и тщательнее, чем прежде.

К сожалению,в нашей литературе и философии долгое время господствовало пренебрежительноеотношение и к этим проблемам, и к ихосмыслению - как будто они не заботят абсолютно каждого человека.Каждый переживал смерть близких, многим в разгар жизниили на ее исходе приходилось смотреть в глаза смерти всякий человек обязательно задумывается о смерти.

Жизнь индивида может бытьнаполнена смыслом, но может вдруг иутратить для него этот смысл. Достойно умереть, когда приходит смерть, бороться с нею, когдаесть шанс жить, помогать другим людям в их смертной борьбе - это великое и нужное любомучеловеку умение. Ему учит сама жизнь.Жизнь и смерть человека, смысл жизни - это вечные тьмы искусства ифилософии.Однако в классической мысли ив современной философии тема смерти занимает разное место смертьоценивается существенно по-разному.

Самое страшное из зол, смерть, не имеет к ядам никакогоотношения, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует а когдасмерть присутствует, тогда мы не существуем писал, выражаямироощущение и ценности своей эпохи, древнегреческий философ Эпикур.Современная же экзистенциальнаяфилософия определяет жизнь не иначе как бытие к смерти . В какой-то степени это верно - едвародившись, человек устремляется к смерти.

И смерть в любой моментможет оборвать нить жизни Можно, да и нужно понять людей, чьи мысли и чувства - под влиянием личных исоциальных переживаний - повернулись, восновном, к проблеме смерти.Это бывает не только в случаях социальной патологии параноидальной одержимости идеейсамоубийства , но и в ситуациях, не такуж редко выпадающих на долю вообще-то здоровых людей в ситуациях конфликтноговыбора, отчаяния, причем нередко, как показал Шекспир на примере Гамлета,совпадающих с высокими духовно-нравственными порывами личности.

И все же, рассуждая о человеческом бытии одновременнореалистически и гуманистически, правомерно усомниться в теоретической инравственной справедливости определения сущности жизни человека как бытия ксмерти. Человеческая жизнь да и жизньвообще постоянно развертывается не просто через противоположность, через устремленность к смерти, аскорее через противодействие ей. И человек в нормальном состоянии ориентируетсяименно на жизнь.Он научился полагатьсяна ее силу. О смерти же он мыслит изаботится скорее в крайних, действительно пограничных междужизнью и смертью ситуациях - но даже и в них человек способен не только и непросто отдаться бытию к смерти , а либо проявлять огромную волю к жизни, либо сознательно жертвовать своей жизнью во имя высоких принципов, во имя жизни других людей.Экзистенциальная философияоправданно исходила из того, что близость, угроза смерти чаще всего заставляет людей за думаться о смысле исодержании прожитой жизни, повернуться от быта, от повседневности ксамому бытию, к собственной экзистенции - сущности, которая едина с существованием.

Это предположение отнюдь не беспочвенно, иписатели-экзистенциалисты умели остро и ярко осмысливать ситуации на гранижизни и смерти.

По существу, герои их главных произведений помещены впограничные ситуации.Примеры - пьесыСартра повесть А. Камю Посторонний повесть С. де Бовуар Самая легкая смерть -сильный и жесткий рассказ об умирающей матери и т. д. Такой поворот не был случайным онсвидетельствовал о выступлении эпохи, когда пограничная ситуация стала нетолько индивидуальной, но и социальной, более того - общечеловеческойпроблемой.Глобальная историческая ситуация в наши дни стала пограничной возможны и гибель человечества, и его выживание.

Человечество впервые в истории не абстрактно, а вполне реально оказалось перед угрозойсмерти.Как и в жизни индивидов, так и в сегодняшней жизни человеческого родатребуются высокий жизненный порыв, критическая рефлексия, усилия разума, борьба с иррациональными устремлениями, ангажированность - активность и инициатива всех нас икаждого из нас. Важнейший шаг, которыйдолжно сделать и уже делает современное человечество осознание того, чтосложилась качественно новая ситуация, что она действительно пограничная.

Дажестрах перед глобальной катастрофой, которым сегодня охвачены многие люди, должен послужить делу выживания человечества.Применимостьэкзистенциальных понятий, ранее относимых к индивиду, ко всему человечеству, еще раз демонстрируетнеразделимость судеб уникального индивида и общества, всего человечества.

Человек свободен осознать своюнеотделимость от человечества - и он должен это осознать.Его сверхзадача создать такие историческиеусловия, при которых мысль о мире в целом, об истории, о других людях небудет наполнять его ни страхом, ни болью, ни отчаянием.Проблема специфики человеческогобытия в мире является центральной и длямногих направлений современной религиозной философии.

Причем концентрация внимания на проблемечеловека, его места в мире и здесь произошла в результате длительной и острой борьбы, постепенного пересмотра исторически сложившегося традиционалистского понимания задач, целей и методов философствования.