Концепция психоанализа Фрейда

Сущность метода психоанализа З. Фрейда концепция Зигмунд Фрейд 6.5.1856 австрийский невропатолог,психиатр и психолог, основоположник психоанализа. Окончил медицинский факультетВенского университета. В 1876-1882 годах работал в Венском физиологическоминституте и Э. Брюкке, где познакомился с взглядами школы Г. Гельмгольца,энергетические идеи которого Фрейд позднее перенес в психологию.В 1885-1886годах работал в клинике Сальпетриер Париж у Ж. Шарко. Был удостоен степенидоктора медицины в 1881г. С 1902 года профессор Венского университета.

В 1908вместе с Э. Блейлером и К.Г. Юнгом основал Ежегодник психоаналитических ипсихопатологических исследований , а в 1910 международнуюпсихоаналитическую ассоциацию, за что был удостоен литературной премии им. Г тев 1930 году. После захвата Австрии фашистской Германией 1938г. эмигрировал вВеликобританию.Ранние труды Фрейда посвящены локализации мозговыхфункций и другим проблемам физиологии и анатомии головного мозга, афазиям 1891 , детскому параличу 1891-1897г.г В 1884 году одним из первыхобнаружил болеутоляющее действие кокаина, что стимулировало развитие учения оместном обезболивании. Под влиянием французской школы психотерапии Шарко,Бернхейм с начала 90-х годов занимался проблемами неврозов особенно истерии как заболеваний, при которых не обнаруживают органического субстрата, а такжепсихотерапевтическими методами лечения и их психологическими основами.

Вместе сЙ. Бр йером изучал психические механизмы истерии и предложил катартическийпсихотерапевтический метод отреагирование, основанное на выявлении всостоянии гипноза бессознательных переживаний травмирующего характера.

С 1895года разрабатывал метод лечения неврозов психоанализ , основанный на техникесвободных ассоциаций и анализе ошибочных действий и сновидений как способепроникновения в бессознательное.Одним из первых начал изучение психологическихаспектов развития сексуальности, выделял в этом развитии ряд качественноразличных стадий, каждая из которых, по Фрейду, может служить источникомбессознательных конфликтов, выражающихся в неврозах и перверсиях. В 1900 годахвыдвинул общепсихологическую теорию строения психического аппарата какэнергетической системы, в основе динамики которой лежит конфликт междуразличными уровнями психики, прежде всего сознанием и стихийнымибессознательными влечениями.

Неправомерно расширяя сферу примененияпсихоанализа, Фрейд попытался распространить его принципы на различные областичеловеческой культуры мифологию, фольклор, художественное творчество, вплотьдо истолкования религии как особой формы коллективного невроза. В целом идейнаяэволюция взглядов Фрейда шла от физиологического материализма имеханизма школы Гельмгольца к утверждению автономии психического иантропологического построениям, близким натуралистическим разновидностямфилософии жизни.

Влияние идей Фрейда сказалось на самых различных направленияхбуржуазной философии и социологииПоявилось такое течение, как Фрейдизм общееобозначение различных школ и течений, стремящихся применить психологическоеучение Фрейда для объяснения явлений культуры, процессов творчества и обществав целом.

Фрейдизм как социальную и философско-антропологическую доктринуследует отличать от психоанализа как конкретного метода изучениябессознательных психических процессов, принципам которого Фрейд придаетуниверсальное значение, что приводит его к психологизации общества и личности.Фрейдизм с самого начала своего существования непредставлял собой чего-то единого, двойственное отношение самого Фрейда кбессознательному, в котором он видел источник одновременно как творческих, таки разрушительных тенденций, обусловило возможность различного, иногда прямопротивоположного истолкования принципов его учения.Уже среди ближайших учеников Фрейда в 1910-х годахвозник спор о том, что следует считать основным движущим фактором психики.

Еслиу Фрейда таковым признается энергия бессознательных психосексуальных влечений,то у А. Адлера и в основанной им индивидуальной психологии эту роль играеткомплекс неполноценности и стремление к самоутверждению, в школе аналитическойпсихологии К.Г. Юнга первоосновой считается коллективное бессознательное и егоархетипы, а для О. Ранка вся человеческая деятельность оказывалась подчиненнойпреодолению первичной травмы рождения .Широкое распространение Фрейдизма началось после 1-имировой войны 1914-18 и было связано как с общим кризисом буржуазного обществаи культуры, так и с кризисом ряда традиционных направлений психологическойнауки. При этом различные направления Фрейдизма стремились восполнитьотсутствующее у Фрейда философское и методологическое обоснование положений егоучения, опираясь на разные философские и социологические доктрины.

В конце 1930-х годах возник неофрейдизм, которыйстремится превратить Фрейдизм в чисто социологическую и культурологическуюдоктрину, порывая при этом с концепцией бессознательного и с биологическимипредпосылками учения Фрейда.

Влияние Фрейдизма особенно проявилось в социальнойпсихологии, этнографии, литературоведении и художественной критике.

Наряду сэтим воздействие Фрейдизма сказалось в теории и практике различныххудожественных модернистских течений сюрреализм, претендовавший на расширениесферы искусства через привлечение бессознательного.