Культура общения

Умеетели вы ОБЩАТЬСЯ? Уверена, что все скажут Да, конечно. Но в какой форме проходит это общение? Чаще всего это просто разговор, об-мен информацией.В тоже время, всем известно, что понятиеОБЩЕНИЕ много обширнее, чем наше обычное Привет! Пока . Если заглянуть в прошлое, то нам, считающимсебя людь-ми современными,станет просто стыдно.Ведь люди уже начи-ная с XVI-XVII веков общались на такомвысоком уровне, что нам и не снилось. Сейчас мы оправдываемся перед самими собой,мол бешеный век, нам и присесть некогда не то, что поговорить . И, утешаясебя этой мыслью, продолжаем общать-ся на том же низком уровне.

Предполагая, что умею общаться означает умею пра-вильно общаться ,а только так и надо понимать поставленныйвопрос, то ответна него можно посчитать, как недостаточно скромный. Хотя речь и играет огромнуюроль в общении людей,но ведь все прекраснознают, что люди, например, любящие, ненуждаются в словах,чтобы выражать свои чувства, мысли.Имвполнедостаточно видеть друг друга.

Этот факт имеет своеподтверждениев романе Л.Толстого Анна Коренина в сцене объяснения Кити и Левина,когда они, не произнося ни слова, пишут мелком на зеленом сукне столика для карточныхигр ли-шь начальные буквы слов, составляющих весьма сложные по синтаксису и содержаниюпредложения. Также, огромное значение в общении междулюдьми име-ет мимика собеседников.Не приходилось ли Вам самим об-щаться с кем-нибудьc помощью взглядов, жестов? Конечно, приходилось! Но если Вы понимали друг друга,значит, это по-нимание явилось результатом весьма сложной работы.

Ко всему выше указанному нужно еще не толькоговоритьс собеседником жестикулировать, произносить слова, писатьначальные буквыслов , но и понимать его жесты, взгляды. Еслиу Вас и это получилось,то Вам осталась самая малость чтобысобеседник понималВас. Казалось бы, если отвечает значит понимает. При всей простоте это не всегдатак.Когда ученыепытаются объяснитькакое-то явление или факт, они раскла-дывают его насоставляющие части, а затем подробно описы- вают каждую из них. Получается довольноподробное описание,разложенное по-полочкам . Так и мы попробуем разложить общение на части и, разобравшись, описать их. Итак, процесс общения, коммуникации.

Во-первых, он состоит непосредственноиз самого акта общения,коммуни-кации , в котором участвуют сами коммуниканты,общающиеся.Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-вторых,коммуниканты должны совершать само действие,которое мы и называемобщением, т.е. делать нечто говорить,жестикулировать, позволять считывать со своих лиц опреде-ленное выражение,свидетельствующее, например, об эмоциях,переживаемых всвязи с тем, что сообщается . В-третьих, сооб-щение характеризуется каким-то с о д е р ж а н и е м, какой-то ф о р м о й и каким-то с м ы с л о м. Это не одно и то же. До-пустим, что некто скажем, молодойчеловек преподносит ко-му-то скажем, знакомой девушке букет желтых тюльпанов.И делает он это необычно без улыбки, с отчужденным выраже-нием лица. По форме допустим, что произносится Возьми,пожалуйста, цветыот меня здесь все стилистически, грамма-тически и по этикетукорректно.

С о д е р ж а н и е передачаили подношение цветов ясно и вполне может быть в общем оценено положительно.Но смысл особый юноша расстаетсяс девушкой .Вспомните, что лицо его было серьезным, а тюль-паны были желтые издавна желтыйцвет символ расстования, разлуки . Разумеется, истинный с м ы с л реального коммуни-кативногоакта такогорода может быть и иным, если юноша смог достать только желтые тюльпаны или вообщене знал, что желтый цвет это символ.

Неприветливое выражение лица мо-жет определятьсяобстоятельствами, не имеющими никакого отношения к свиданию.

Важно было только привестипример возможного вообще в этой ситуации с м ы с л а , показать, чемс м ы с л может отличаться и от с о д е р ж а н и я и от фо р м ыконкретного коммуникативногоакта.Необходимо, далее определить в каждом конкретномком-муникативномакте каналсвязи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха в такомслучае го-ворят об аудио-вербальном слухо-словесном канале, проще о слуховомканале.

Форма и содержание письма воспринима-ютсяпо зрительному визуально-вербальному каналу. Рукопо-жатие способпередачи дружеского приветствия по кинеси-ко-тактильному двигально-осязательному каналу.Если же мы по костюму узнаем, что наш собеседник, допустим, узбек, тосообщение о егонациональной принадлежности пришло к нампо визуальномуканалу зрительному , но не по визуально-вер-бальному, посколькусловесно вербально нам никто ничегоне сообщал.

В качестве важного компонента коммуникативногоакта выступают мотивы участников общения, т.е. их цели и намере-ния. Преподаватель,допустим, хочет в лекции сообщить нечто студентам, чтобы они это нечто усвоили.Бывает, что кое-кто из студентов не хочет в это же время усваивать это нечто.Тогдаговорят о ножницах в интенциях намерениях . Общение в таких случаяхлибо затрудняется, либо приходит к нулевому результату.

Наконец, всем хорошо известно, что человекв время акта коммуникации может говоритьодно, а думать другое, т.е. лжет или просто о чем-то умалчивает из каких-то не обязательно плохих побуждений. В целом ряде случаев а с помощью научныхметодов всегда можнообнаружить диссоциацию т.е. рассогласова-ние формы и содержаниясообщения.Криминалисты, напри-мер, хорошо знают, как важно наблюдать во время дачипока-заний за выражениемлица и внешним видом допрашиваемо-го. Да и мы свами, не будучи специалистами, часто говоримчто-нибудь вроде по глазам вижу, что неправда , говорит о веселом, а самвсе ходит, места себе не находит что-тоего тревожит.Спросишь все в порядке , а на деле Следовательно, если мы хотим, чтобы нас понялипра-вильно, надо,чтобы и ф о р м а, и с о д е р ж а н и е, гармонично сливались бы другс другом, не внося элементов диссоциации. И каналы связи при этом должны быть свободны от шума так специалисты называют любые, не только звуковые, помехи . Разговаривая, не хорошоотворачиваться, заниматься посторонними делами например, листать книгу , нельзя,одним словом, зашумлять канал связи.

Естественно, что надо выбрать оптимальнуюгромкость голоса говоритьдостаточно громко,но не оглушать, оптимальную дистан-цию общения обэтом даже есть специальные интересныеисследования .Плохой подчерк не такой уж безобидныйнедостаток, еслиподумать, что он может помешать адре-сату легко и правильнопонять написанное письмо.

А Высами разве неиспытывали раздражения, разбирая с тру-дом чьи-то каракули? Если бы мы хотели классифицировать коммуникантов,то, вероятно,имело бы смысл различать их по таким сущес-твенным с точкизрения эффективности актов общения признакам, как возрастные, половые, профессиональные,общекультурные,образова тельные.

Важен при этом еще ипризнак, которыйможно назвать уровень сформированности культуры общения . Если рассмотреть сами коммуникативные актыпо их вид-ам и типам, то в зависимости отразных критериев классифи-кации мы получили бы и различные разновидности по содержанию производственные, практически-быто-вые, межличностно-семейные,научно-теоретическ ие по форме контактирования прямые, опосредованные.Скажем, перепискаявляется опосредованной формой контак-тирования коммуникантов,а личная беседа прямой формойконтактирования по типу связи двунаправленные и однонаправленные.

Например, чтениекниги, или просмотр кинофильма, или вы-полнение ролизрителя на спектакле однонаправленный коммуникативный акт. Но если Вы аплодируете актерам, или пишете авторупьесы,книги или кинорежиссеру письмо, или награждаете певцов аплодисментами связи становятся дву-направленными,взаимными по степени взаимосоответствия коммуникантов высокая,удовлетворительная,незначительна я, неудовлетворительная,отрицательная.При неудовлетворительной степени взаимо-соответствия в таких случаях и о коммуникабельнойнесов-местимости и дажео полной психологической несовместимо-сти уместно констатировать говорят на разных языках .Хотя имеют приэтом в виду вовсе не разные национальныеязыки, а, например,совершенно несовмещающиеся пристрас-тия, интересы, манеры разговаривать и общатьсяв целом по результатам от негативного совершеннопревратноменя понял, извратилмою мысль через нулевой никак неможем понять другдруга к позитивному он меня понимает,а я его .Шкала негативного и позитивного результатов дос-таточно растянуты мы можем понятького-то так, что он будет в восторге, аможем вызвать просто кивок одобрения.

Непони-мание может граничитьи с извращением понимания.

Именно по этому и необходимо стремиться к максимальномууспехув общении.

Есть люди, которые не очень разговорчивы.Они могут слушать Вас с вниманием, но в тоже самое время Вы этого неувидите. Вам кажется,что Вас просто не хотят слушать, а на са-мом деле у Вашего собеседника такая привычкаи для него этонорма общения.Часто так ведут себя люди, которые имеют ли-бо уважаемое положение в обществе, либовысокий рост и большие размеры.

Часто при разговоре с такими людьми мычувствуем себянеуютно, смущаемся, а иногда и останавлива-емся, т.к. нам кажется, что нас не совсемвнимательно слушаютили просто игнарируют.Этому часто способствует наша собст-венная у с т а н о в к а перед разговором.Если нам кто-то сказал нечто, не делающее собеседнику чести, до разговора, то унас появляется отчуждение, и при том не всегда правомер-ное. У с т а н о в к а очень неприятная вещь. Она может поме-шатьначалу разговора или привести к конфликту в процессе общения.

В гоголевском Ревизоре есть тому подтверждение Г о р о д н и ч и й Позвольте мнепредложить вам пере-ехать со мною на другую квартиру. Х л е с т а к о в. Нет, не хочу! Язнаю, что значит на другую квартиру то есть в тюрьму! Да какое вы имеете право? Да как вы смеете Давот я Я служу в Петербурге. Бодрится.Я, я, я Г о р о д н и ч и й в сторону . О, господи ты боже, какой сердитый!Все узнал, все рассказали, проклятые глупцы . . . . . . . . . . . . . . Г о р о д н и ч и й вытянувшись и дрожа всем телом . Поми-луйте,не губите! Жена, дети маленькие не сделайте несчаст-ным человека.

Х л е с т а к о в. Нет, я не хочу! Вот еще! мне какое дело? От-того,что у вас семья и дети, я должен идти в тюрьму, вот пре-красно Нет, благодаряпокорно, не хочу. При всей вымышленности и условности комедийнойситу-ации она отличается глубоким пониманием очень важного пси-хологического явления,которое специалистами называется у с т ан о в к а . В данном случае у городничего и у Хлестакова выявляются при встречисвои установки, т.е. свои собственныесодержательныепредставления о том что м о ж е т п р о и- з о й т и, что по мнению персонажей д о лж н о п р о и з о й-т и. Ведь городничийж д а л приезда ревизора, поверил Боб-чинскомуи Добчинскому, что ревизор уже здесь, что он, город-ничий, разговаривает с ревизором,которого надо смягчить, привлечь на свою сторону, подмазать и тем самымизбежать краха карьеры.

А Хлестаков з н а л, что он задолжал в гостинице,что его поэтомуожидают неприятности, причем не исключен и арест, так какрасплатиться с долгами он не сможет.

Именно поэтому городничий не сомневается всиле Хлестакова-ревизо-ра, а Хлестаков в намерениях городничего арестовать его.При этом они оба не замечают признаков др у г о й р е а л ь-н о с т и, истолковываютреплики друг друга исключительно нафоне собственныхустановок.Установки всякого рода играют чрезвычайноважную рольв теоретическойи практической деятельности человека и ярко выступают в процессах общения.

Чтобыне попасть впросак са-мому и не поставить в неловкое положение сообеседника, на-дознать, что такое у с т а н о в к а, как онаразвивается в усло-виях общения, как ее можно изменить и как ею следует управ-лять.Проделайте мысленно можно и на практике! такой экспе-римент. Вы с прятелем находитесьв кинозале. Погас свет, на-чалась демонстрация фильма. Все и Вы со своим приятелемтоже внимательно следят за происходящим на экране.Неожи-данно Вы спрашиваете приятеля шепотом, конечно, но так, чтобы Вас было слышно Вспомни, пожалуйста, какназыва-ется яйцекладущее млекопитающее.

Утконос, что ли? Если фильм тематическиникак не связан в данный момент с Вашим утконосом и зоологией вообще, можете несомневаться, что Ваш вопрос не будет даже расслышан. Вас обязательно пере-спросят.Но ведь если Вы спросите что-нибудь уместное, каса-ющееся сюжета фильма, характеристикиактера и т.п вам от-ветят. Даже еслиВы зададите свой вопрос тише чем первый.Почему? Да потому, что уместно , понятно то, что относится к наиболее вероятному в данной ситуации, очем принято в дан-ной ситуации говорить, что входит в установку на восприятиеданного фильма . Все остальное оказывается за пределами поля внимания, а поэтомуи не узнается, не понимается.

В условиях повседневного общения нередкокто-нибудь вдруг именно вдруг , т.е. неожиданно начинает рассказыватьслучай из своей жизни или, скажем, анекдот, в то время, как ни того ни другого отнего не ждут. Некоторые люди начинают раз-говор, как бы продолжая развивать своисобственные мысли, которыми они были поглощены сами, а никто из присутству-ющихо них не имел никакого понятия.

Вот, например Вы думаете это правильно раздраженно спросил од-нажды пожилойчеловек женщину, стоящую рядом с ним в авто-бусе. Та растерялась Простите,но я Вас не понимаю Мы, ка-жется, не знакомы с вами Оказалось, что пожилой разгневанный мужчинахотел оказать растерявшейся женщине услугу стоящая рядом с ней сердобольнаямама посадили на освободившееся место своюздоровенькую ижизнерадостную дочь лет восьми-девяти.

Вотвместо этой девочкии должна была сесть, как полагал разгне-ванный, женщина, не обратившая на происшедшееникакого внимания. Своим возгласом, продолжившим ход его мыслей,мужчина как быприглашал осудить неверный поступок матери девочки.Но разве можно понять его намеренияпо его возгласу? Пришлось разъяснить, тратить нервные усилия, зря терять время Бывает, что человеку весело, у него хорошеенастроение,ему хочется поделитьсяим с окружающими.

Разве это плохо? Иуже рассказываетсявеселый анекдот или поясняется причина радостного состояния. Но при этом человекможет и не заме-тить, что другие-то настроены на другую волну .Их можетчто-то огорчить.Они могут скорбеть о потере друга или родного че-ловека.Как нафоне такой установки может прозвучать шутка? Как выглядит приэтих условиях широкая улыбка? Мы назовем их по праву проявлениями бестактности.Значит, начиная раз-говор, проверьте, уместно ли вообще начинать говорить, надоли говорить то,что Вам захотелось.

Одним словом, вступая в общение, начинайте с ориентировки в ситуации общения всегда ответьтесами себе на мысленные вопросы о том, кто перед вами, о чем и как можно и нужноли вообще говорить. Очень часто нам приходится сталкиваться сситуацией, ког-да наша собственная шутка не вызывает ожидаемой реакции, будь тосмех или хотя бы улыбка.А если мы сами не находим ничего смешного в шутке приятеля?Как поступать тогда? Темболее, если кто-топодшутил над кем-то, и этот второй обидел-ся. Обычно те люди, у которых прекрасноечувство юмора, пре-красно начинаютобщение, а у кого это столь важное чувство отсутствует затрудняются начать разговор,познакомиться.

Не понимает человек шутки пиши пропало!И знаете это уже не настоящийум, будь человек хоть семи пядей во лбу! это слова Антона Павловича Чехова. С этим можно сог-ласиться, можнои не соглашаться, но факт остается фактом ине каждый из насобладает чувством юмора.Трудность обнару-жения у самого себя слаборазвитого чувстваюмора заключает-ся в том, что вообще не существует людей, которые бы не сме-ялись,которым бы не бывало смешно.

Но смех может вызы-ваться разными причинами. Если этипричины ничтожны иливообще не могутбыть, строго говоря, причинами веселья, тоздесь уместнапоговорка Смех без причины признак дура-чины . Например, нельзя считатьуместным смех при виде упав-шей полной женщины,которая шла по улице, неся тяжелую сум-ку с продуктами.Но есть люди которым этосмешно, и тем смешнее, чем больше разных вещей выкатится из сумки упав-шей, чембольше будет грохота.

Человек, способный рассме-яться при этом, вероятно, не способенпридумать ничего смеш-нее, как убрать стул из-под садящегося на него человека. Можнопочти с полной уверенностью сказать, что такой шут-ник еще не доросдо понимания действительно смешного и плохо знает или не знает совсем лучших образцовюмора. Но это не значит, что чувство юмора нельзя развить.Ведь развить можно и это доказано экспериментально и музыкальный слух. Как это сделать? Для этого придется немногопотрудиться,хотя труд в последствиибудет вознагражден сверх меры доб-рым смехом.

Надо будет почитать, наверно, юморестическиеочерки, романы,например, не забыв про Похождения бравого солдата Швейка Самым частым видом общения является разговор. Во вре-мя разговора мы используемязык, будь он наш родной или иностранный, в любом случае он необходим. Я з ы к бесценный дар, которым наделен человек.Языком не расскажешь пальцами не растычешь говорят в народе.

С помощью слов можно рассказатьобо всем. Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, ско-торой все выражается в нем отвлеченные мысли, внутренние лирические чувствования, жизни мышья беготня , крик него-дования, искрящаяся шалость и потрясающаясястрасть , пи-сал А.П.Герцен. Язык орудие человека.Он необходим, чтобылюди могли полноценно общаться. Верно, конечно, поется в старой песне, ведь пороюи молчание нам понятней многих слов . Но ведь это п о р о ю. А в повседневном общении нам чаще всегоне хватает именно с л о в а, и мы корчимся,безъязыкие , пытаясьнайти его, этоединственно нужное, правильное, точное.

Изво-дишь, единогослова ради, сотни тонн словесной руды Это не только о поэтах и поэзии.Это и в каждом, кто ценит высказан-ное, стремится взвешивать свое слово, понимая,что оно явля-ется сильнейшим раздражителем, может оказать огромное воз-действие на человека словоможет убить, слово может спасти . Общение с помощью речи обеспечивает успехсовместной деятельности.

Когла мы хотим выразить свое отношение к ца-рящей вокругнеразберихе, мы говорим Вавилонское столпо-творение! Истоки этих крылатых слов в библейской легенде о сооружении в древнем Вавилонебашни до неба столпа тво-рение , окончившемся неудачей, так как богразгневался, сме-шал языки людей и они перестали понимать друг друга.Го-воримс тобой на разных языках, не можем найти общего , с горечью заключаеммы, когда нет взаимопонимания и отноше-ния не складываются.

Общение посредствомслова речевое общение закрепляет и сохраняет опыт человечества, переда-вая егоот поколения к поколению, потому что язык это ору-дие культуры. В более чем 3,5 тысячах языков мира многогранноотража-ются все достижения науки, техники, искусства. Интерес к род-ному языку,стремление к совершенному владению его пись-менной и устной формами всегда характеризуюткультурногочеловека.Неттакой сферы общения, где бы не требовалось хо-рошее владениеязыком и умение пользоваться этим бесцен-ным даром, завещанным нам предками.

Знаем ли мы родной язык? Конечно ответят многие. Ведь с детства им пользуемся.Да и в школе всякие там склоне-ния-спряженияизучали. Вот чужой, незнакомый язык другое дело. Но оказывается, что склонения-спряжения , да и вся грамматика только составная часть языка.Да и не только в ней суть. Главное в том, что язык важнейшее средство обще-ния. Во все времена и во всех сложившихся обществахповеде-ние людей регламентируется правилами, которые соответст-вуют конкретной ситуацииобщения.

Когда произносят слово этикет ,хочется добавить придворный так часто встреча-ется словосочетание придворный этикет . И сразу в памяти всплывают пышные картины церемоний,блестящие наряды придворных дам с веерами и вельмож со шпагами и с перьями на шляпах.Кавалеры низко склоняются в замысловатых покло-нах и совершают сложные и ловкиедвижения шляпами, подме-тая перьями сверкающий пол дамы приседают, склоняя голо-выв париках.

Слышится музыка неторопливых менуэтов и обра-щения О, сударыня,если бы мне было позволено высказать свое восхищение Понятно, что и вызов на дуэль должен былбыть обставленэффектным швыряниемперчатки к ногам обидчика со словами вроде Имею честь предложить вам, сударь,скрестить вашу шпагу с моей завтра же на рассвете у левой стены монастыря Сен-Жермен! А вызываемый должен был подобрать брошен-ную перчатку,что означало бы вызов на дуэль принят , и отве-тить так, например Я всегда мечтал об удобном случае, су-дарь, чтобы преподнести вам урок фехтованияименно в том месте и в то время, которые вы сами изволили назначить . Но мы сейчас поговорим не об этикетах давноминувшихдней, знакомымпо романам Дюма или Вальтера Скотта, не бу-дем останавливаться и на церемонии раскуриваниятрубки ми-ра в североамериканскихплеменах индейцев.

Существует много книг, расказывающих намо правилах хо-рошего тона, оповедении в общественных местах, о том, как надо правильно сервировать стол, обращатьсяс вилкой и но-жом, и т.д как пригласить на танец и уступить место в трамвае.

Совокупностьвсех правил поведения и словестного обраще-ния и состовляет то, что называется э т и к е т о м. Каждое действие, каждое обращение необходимо,как Вы знаете, сопровождать уместными к случаю ретуалами волшеб-ными словами пожалуйста, благодарю вас и др. Можно, конеч-но, забыть если уж так случилось о той или иной словестной формуле, сопровождающей услугу, найдя что-нибудь другое,не менее подходящее.

Важно лишь всегда помнить, что сущ-ность и значение этикетаопределяются в н у т р е н н е й г о-т о в н о с ть ю одного человека помочь другому и тем,что называется д е л и к а т н о с т ь ю,т а к т и ч н о с т ь ю . Другимисловами, не навязыватьсвоего общества, оставаясь вежливым стремление немешать другим, оставаясь свободным в совер-шении собственных действий. А это значит,в конце концов, что нельзя шуметь и перебивать в разговоре других.Желая выска-затьсвое мнение в том числе и возражение, несогласие со словами или действиями других ,надо предварительно осведо-миться, сказал ли собеседник все, что он хотел, готовли он вы-слушать Вас. Этикет, как вы уже догадываетесь, включает в се-бя не толькословесные формы выражения вежливости, сочув-ствия.

Этикет слова и действия не долженвступать в противо-речие со внешним видом человека, его одеждой.Иными сло-вами,этикет полностью не соблюден, если при всей правиль-ности и вежливости поведения молодые люди являются в те-атр в джинсах и пестрых майках.

Еще хуже, если в яркойэкстра-вагантной одежде кто-нибудь присоединится к похоронной процессии. Даже одеваясь и еще раньше пробретаяодежду , надо иметь в виду, что одежда, походка, манера стоять, сидеть, дажесмеяться образуютсвоеобразную знаковую систему так или иначе одетый человек о чем-то заявляет, что-тосообщает о се-бе другим.Например, свадебное платье, праздничный костюм знаки предстоящеготоржества спортивный костюм, теннис-ная ракетка в руках говорят , чточеловек спортсмен неб-режная прическа и неопрятные джинсы о том, что человекпренебрегает эстетическимичувствами других.

Грязь под ногтями и запачканная одежда вовсе не сигнализируето при-надлежности человека к рабочему классу. Они просто признаки неряхи, которомунедоступны ни правила личной гигиены, ни понятия об эстетике внешнего вида. Громкиепереговоры во время киносеанса, неснятая в помещении шапка признаки невоспитанностии эгоизма.По одежде встречают, по уму проважают ,гласит русская народная мудрость.

Иными словами, в общении важны и внеш-ний вид,и сказанные Вами слова. Этикет, как мы уже говорили,регулируют общение,взаимодействие людей. Надо серьезно, сумом относитсяк этикету, к умению общаться. Правило доволь-но просто то, что может быть неприятноВам, неприятно окру-жающим.Итак, что же все-таки необходимо, чтобы правильнооб-щаться? Надо,в первую очередь уважать собеседника, слушать его с возможным вниманием, не перебиваяи давая высказать-ся, не зашумлять каналы связи.

Необходимо, так же,выгля-деть соответсвующим образом, чтобы не было рассогласова-ния, стараться говоритьтолько то, что думаем, дабы не вносить диссоциации. Все это если не универсальные способы общения,то по крайней мере помогут правильнее общаться и находить общий язык с людьми.Надо еще не забыть, что писал наш великийсоотечествен-ник Михаил Васильевич Ломоносов 230 лет назад Когда к сооружению какой-либо махиныприготовленные части лежат особливо и не которая определенного себе дей-ствия другойвзаимно не сообщает, тогда все их бытие тщетно и бесполезно.

Подобным образом, еслибы каждый член чело-веческого рода не мог изъяснить своих понятий другому, то быне токмо лишены мы были сего согласного общих дел течения, которое соединением нашихмыслей управляется, но едва бы не хуже ли были мы диких зверей.