Ошибки стихийного диалогического консультирования

Министерство образования Российской ФедерацииТюменский государственный нефтегазовый университет ДОКЛАДпо дисциплине Психология и педагогика натему Ошибки стихийного диалогического консультирования Выполнил гр.НР 1 Проверил ПерминоваЕ.Б. Тюмень 2002Вопреки распространенному мнениюо подростковом негативизме, обостренном чувстве взрослости и независимости,наши собеседники-подростки обращаются по телефону доверия с такими вопросами Что мне делать Посоветуйте , Как Зачем? Они явно хотят, чтобы их учили жить, и рады, когда взрослыйчеловек делится с ними своим жизненным опытом.

Беседы с подростками и юношамипо телефону доверия это, в сущности, педагогический диалог.Принципы диалогическогоконсультирования перекликаются с идеями гуманистической психологии ,но заметно отличаются от них. Обсудим это на примере Ф. началразговор крайне возмущенным тоном Когда кончится этот кошмар Ждать или сразу в петлю Он обрушил на консультанта всю свою агрессию ненависть к правительству, желание перестрелять, потопить в крови, резать ижечь Дать собеседнику выговориться,разрядить аффект норма психологической помощи.

Консультант проявляетсочувствие к человеку, впавшему в отчаяние, но как быть ему, если он вовсе несочувствует злобным чувствам собеседника? Чтобы это отрицательное отношение ксостоянию говорящего не перешло на оценку его личности, консультант долженсохранять позицию вненаходимости.Консультанту необходимо оставаться самимсобой, иметь свою позицию и не поддаваться напору эмоций собеседника.Чтобы не нарушитьгиппократовскую заповедь Не навреди консультант, говоря словамипсихолога Л.С. Выготского, должен стоять на незыблемой скале нравственных ценностей.Следующий примериллюстрирует другой принцип диалогического консультирования умение слышатьвнутренний диалог собеседника Л. 17 лет.Он позвонил, жалуясь на одиночество нет друга, девушки.

Потом заговорил отрудностях жизни все злые .Консультант высказал своемнение о том, что это от бездуховности, на что Л. ответил жалобами над ним всесмеются, издеваются за то, что он не такой, как все, не пьет, не курит, несоблазняет девушек.

Консультант сказал ему о здоровой овце в больномстаде . А вы с мужем счастливы и считаете, что все вокруг больные? в этой реплике Л. консультант признала свою ошибку осуждение людей,находящихся в бедственном состоянии Девушка в отчаянии еепреследует психически больной сосед, требуя выйти за него замуж. Онтерроризирует ее и всю семью.Обращения в милицию и в психдиспансер непомогают его периодически кладут в больницу и снова выписывают.

Как избавитьсяот соседа? За что такая судьба? Проявив искреннеесочувствие собеседнице, консультант убеждается, что изменить внешнюю ситуациюнет возможности. Рассказывает девушке еще более трудную ситуацию, аналогичнуюэтой. Острота переживания постепенно убывает, и тогда начинается диалог овозможности иного отношения к жизненным испытаниям.За что такаясудьба? нам не дано знать.Признаком успешногодиалога является переживание глубокого внутреннего контакта с собеседником ичувство спокойного удовлетворения, звучащего в голосе консультируемого ипереживаемого самим консультантом.

Между ними наступает согласие. На первый взгляд можетпоказаться, что для успешного диалога достаточно иметь общительный, мягкий идоброжелательный характер и все пойдет само собой. Но опыт говорит о том, чтоэтого недостаточно.Сочувствие людям, желание скорее помочь нередкооборачиваются повышенной активностью консультанта в общении, тогда как от неготребуется сдержанность и взвешенность в словах он дает преждевременныеповерхностные советы и рекомендации вместо того, чтобы терпеливо помогатьсобеседнику самому осознать смысл своих трудностей и найти путь их преодоления.Типичными ошибками вдиалоге являются перенос своего личного опыта на ситуацию другого человека, атакже на оценку личности собеседника и отношение к нему. Например, если человекрассказывает о своей беспричинной ревности к жене, сопровождающейся мыслями обубийстве соперника, консультант-женщина, у которой есть свой личный опытнемотивированной, необоснованной ревности мужа, невольно испытывает чувствоантипатии к собеседнику, и пристрастное, необъективное отношение к ситуацииконсультируемого может привести к ложным оценкам и выводам.

Диалог несостоится вместо умиротворения собеседника консультант сама вступит в конфликтс ним и усугубит его личные трудности.

Симпатии и антипатии к собеседникамвозникают помимо воли, пока нет доминанты на собеседнике и вненаходимости.Распространенной ошибкой в диалоге является стремление скорее успокоитьконсультируемого, не разобравшись в существе его проблемы, не вникнув вовнутренний диалог собеседника. Но часто оказывается, что его душевная больвызвана муками совести, и тогда благие желания консультанта не приносятглубокого примирения человеку с самим собой.

Принцип гуманистической психологии не оценивай , распространенный и среди наших отечественныхпсихологов, не позволяет высказать свою оценку нравственной ситуации, и тогдаконсультант утрачивает свой голос, пассивно следуя за собеседником.

Вместо диалогавыходит монолог консультируемого. Сочувствуя человеку,можно легко увязнуть в его отрицательных переживаниях и вместо того, чтобыумиротворить его, самому прийти в душевное расстройство. Другая опасность увязнуть в личных взаимоотношениях с консультируемым, стать виной новыхтрудностей и неразрешимых душевных проблем.Сочувствуя одиноким, инвалидам,жаждущим общения, консультант может утратить ту душевную ясность и трезвость,которая дается вненаходимостью Юноша-инвалид обращается кконсультанту уже не в первый раз ему нравится говорить с добрым, приятнымчеловеком.

Беседа длится более часа и заканчивается приглашением собеседницы ксебе в гости. Консультант не может принять это приглашение и вынужденаотделываться неопределенными уклончивыми фразами.Добрые намерения консультантамогут обернуться для этого юноши душевной болью обнадежив его личным участием,приятельским тоном, она вынуждена отказать в личных отношениях, которых ждет отнее одинокий человек.Характерной ошибкойнеискусного в диалоге консультанта является стремление скорее продвинуть собеседника в духовном плане.

Это оказываетсябезрезультатным Девушка жалуется наодиночество, пустоту и бессмысленность своей жизни.В ответ на это консультант своодушевлением говорит о развитии личности, о духовности Собеседница вежливовыслушивает, поддакивает, но консультант чувствует, что контакта нет, беседаидет вхолостую.

Последняя фраза девушки Да, но мне нужен друг выражает суть ее обращения, мимо которой прошла консультант, поторопившисьнаставить ее на путь истины.Первичным дляконсультанта должно быть внимание к непосредственным мотивам обращениясобеседника, его вопросу, каким бы маловажным он ни выглядел в его глазах. Этовнимание способствует непосредственному контакту.Когда он установлен,собеседник сам охотно раскрывает свои глубинные личностные проблемы и в такойдоверительной беседе сам же и осознает их.Необходимо понимать разные языкии уметь ими пользоваться.

По опыту консультирования можно сказать, что выбортого или другого языка, тональности, стиля общения происходит непроизвольно.Диалогом руководит не рассудок, а духовное Я посредством интуиции.Важно доверять этому своему творческому началу. Диалог творческое духовноеобщение, и слово в нем не планируется, а рождается.Вопросы1. Какие бывают ошибки стихийногодиалогического консультирования?2. Какие ситуации могут привестиконсультанта к ложным оценкам и выводам?3. К чему может привести работаконсультанта, когда он дает преждевременные поверхностные советы и рекомендации?4. Почему нельзя консультантусочувствовать консультируемому?Литература1. ФлоренскаяТ.А. Диалог в практической психологии. М. ВЛАДОС , 2001г.