Психологический театр импровизации Уличные постановки. Становление и развитие

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМПРОВИЗАЦИИ УЛИЧНЫЕ ПОСТАНОВКИ.СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ.В последнее время интерес к объединению психологиии театра все более усиливается. Широкое распространение получает Форум-театр, вкотором происходит проживание зрителями и участниками различныхсоциальных ролей. Появляются постановки пьес театра парадокса , гдегротеск и абсурд становятся источниками состояния глубокой рефлексиисобственного поведения.Под влиянием всего вышеперечисленного родилась идеясоздания Психологического Театра Импровизации.

В его основу лег Театрспонтанности Я.Л. Морено. Нашей целью было создание такой формы групповойпсихологической деятельности, при которой получение обратной связи участниками,развитие рефлексии и эмпатии происходило за сравнительно небольшой промежутоквремени.Главным действующим лицом в уличной постановкеявляется основной актер - постановщик. Его задачей является дирижерство ходом постановки.Он, в случае затянувшейся паузы,предлагает проиграть сцену из жизни, выполнить упражнение на расслабление,замещает участника, который неожиданно выбыл из действия.

От постановщиказависит, во многом, динамичность и эффективность уличного психологическогопредставления. Но без ассистентов и помощников основному актеру было бы трудноделать постановку, кроме того, она не имела бы эффективности. По этой причинепоявились первичные актеры.Эти люди привлекают внимание прохожих, выполняяразогревающие упражнения или разыгрывая короткую сцену, а также помогая основному актеру во время постановки.Сама постановка состоит из нескольких этапов.

Напервом участники-актеры, взятые из числа зрителей, выполняют упражнения,направленные на преодоление замкнутости и стеснения. Это могут быть подвижныеигры или техники телесно-ориентированной терапии. На втором этапе актерыразыгрывают сцены из жизни В Универмаге , Семейнаяссора , С друзьями в баре и другие. Участникам предлагаетсясамостоятельно решить возникший в сцене конфликт.Этот этап, собственно,является главным во всей постановке. Именно решая возникшие затруднения вигровой ситуации, актер может видеть причины и последствия конфликта.

Это, какбыло замечено, побуждает его к рефлексии собственных действий. Поэтому многиеактеры сами предлагают сцены для проигрывания. На третьем этапе используются расслабляющие техники,направленные на осознание происшедшего. Очень часто на данном этапе происходитобратная связь. Уличное представление длится от 60 до 90 минут.Летом осенью 2001 года было сделано шесть уличных постановок и четыре внутрипомещения в гг. Симферополь, Ялта, Владимир, Иваново.

По результатам былисделаны некоторые выводы 1. Представление наулице отличается тем, что пространство открыто, участник не чувствуетпсихологической замкнутости здания, может в любой момент уйти. Этим объясняетсявысокая степень включенности актеров в игру.2. Как говорилиучастники, они проваливаются в предложенную игровую роль, живут ей .На наш взгляд, это свидетельствует о вчуствовании в неповторимыйпроцесс групповой игры.3. За 90 минутнезнакомые ранее люди объединялись настолько, что, забыв о театрализованностидействия, начинали всерьез обсуждать игровые сцены, делать их психологическийанализ.4. Уличныепостановки, в отличие от внутризальных , характеризуются высокимпроцентом участников. К примеру, в представлении на улице и в зале присутствует50 человек зрителей.

В первом случае, заменяя друг друга, актерами, из числа зрителей,будут до 30 человек, а во втором до 15. Это мы объясняем вышеназванным эффектом свободы , присутствующим на улице.

В помещениипсихологически труднее выйти из действующей постановки.Таким образом, на основании всего вышесказанного,нами делается вывод, что уличные постановки Психологического ТеатраИмпровизации являются нетрадиционной формой тренинга, где человек глубжепознает себя и окружающих.Именно по этой причине Театр Импровизацииразвивается на основе экспериментального применения различных упражнений ипсихотехник.

В связи с этим необходимо осторожно использовать психологические приемы, руководствуясь главнымпринципом Не навреди Ведь принимая участие в уличныхпредставлениях, где значительная часть действия строится на мобилизациипсихолого- коммуникативных возможностей актера, он сможет конструироватьсобственные эффективные механизмы нейтрализации негативных переживаний ибеспокойства в постоянно изменяющемся окружающем мире.