рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Влияние общественно-политических событий и процессов на развитие психологических представлений о душе в античности

Работа сделанна в 2005 году

Влияние общественно-политических событий и процессов на развитие психологических представлений о душе в античности - Контрольная Работа, раздел Психология, - 2005 год - Министерство Образования И Науки Украины Одесский Национальный Университет И...

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И.И. МЕЧНИКОВА ИНСТИТУТ ИНОВАЦИОННОГО И ПОСЛЕДЕПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Дисциплина История психологии.ВЛИЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ И ПРОЦЕССОВ АНТИЧНОГО МИРА НА РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДУШЕ. Выполнила Алешина В.Е. Курс I Специальность Клиническая психология Форма обучения Заочная Одеса 2005 С древнейших времен происходило взаимодействие культур идеи и духовные ценности, сложившиеся в недрах одной культуры, оказывали воздействие на другие.

Поэтому особенности древнегреческой цивилизации не должны рассматриваться изолировано от достижений Востока. Это относится и к античной философии, охватившей всю совокупность научных взглядов. Зарождение ее было обусловлено коренными изменениями в материальной жизни людей, своеобразной промышленной революцией, связанной с переходом от бронзы к железу в сфере производства.Широкое применение в производстве получает рабский труд. Происходит интенсивный рост торгово-ремесленных элементов, возникают полисы города-государства, ремесло отделяется от сельского хозяйства.

Широко развернувшаяся классовая борьба между старой аристократией и новыми социальными группами привела к установлению нового типа рабовладельческого общества рабовладельческой демократии.Радикальные общественные изменения, развитие товарно-денежных отношений, быстрое расширение экономических связей, установление морской гегемонии все это производило глубокие преобразования в жизни и сознании древних греков, от которых новые обстоятельства требовали предприимчивости, энергии, инициативы. Расшатываются прежние верования и легенды, быстрыми темпами идет аккумуляция положительного знания математического, астрономического, географического, медицинского.

Укрепляются критический склад ума, стремление к самостоятельному логическому обоснованию мнений.Мысль индивида устремляется к высоким обобщениям, охватывающим мироздание в едином образе.

Появляются первые философские системы, авторы которых берут за первооснову мира, рождающую все неисчерпаемое богатство явлений, тот или иной вид материи воду Фалес, неопределенное бесконечное вещество алейрон Анаксимандр, воздух Анаксимен, огонь Гераклит. Возникает не только новая картина мира, но и новая картина человека. Индивид выводился из-под власти мифологических существ, обитающих на Олимпе.Перед ним открывалась перспектива постижения законов бытия посредством наблюдения и логической работы ума. Принимая решение, индивид уже не мог полагаться на сверхъестественные силы. Ему оставалось руководствоваться собственным планом, ценность которого определялась степенью близости к миропорядку.

Гераклитовы идеи о неразрывной связи индивидуальной души с космосом, о процессуальном характере течении, изменении психических состояний в единстве с допсихическими, о различных, переходящих один в другой уровнях душевной жизни зачатки генетического подхода, о подчиненности всех психических явлений непреложным законам материального мира навсегда вплелись в ткань научно-психологического знания. Новые учения возникают не в континентальной Греции с ее земледельческим укладом, а в греческих колониях на побережье Малой Азии в Милете и Эфесе крупнейших торгово-промышленных и культурных центрах того времени.

С утратой этими центрами политической самостоятельности восток древнегреческого мира перестает быть средоточием философского творчества.

Им становится запад. Возникают учения Парменида конец VI века до н.э. в Элее и Эмпедокла 490-430 гг. до н.э. в Агригенте на острове Сицилия, распространяется философия полумифического Пифагора с острова Самос. После греко-персидских войн V век до н.э. экономический подъем и развитие демократических институтов способствовали новым успехам философии и науки.Наиболее крупные из них связаны с деятельностью Демокрита из Абдер, создавшего атомистическую теорию, Гиппократа с острова Кос, воз зрения которого на организм имели значение не толь ко для медицины, но и для философии, Анаксагора уроженца Клазомен, который, придя в Афины, учил, что природа построена из мельчайших материальных частиц гомеомерий, упорядочиваемых внутренне присущим ей разумом.

Афины в V веке до н.э. центр интенсивной работы философской мысли. В этот же период раз вернулась деятельность учителей мудрости софистов. Их появление было обусловлено расцветом рабовладельческой демократии.Возникли учреждения, участие в которых требовало красноречия, образованности, искусства доказывать, опровергать, убеждать, т.е. эффективно воздействовать на сограждан не внешним принуждением, а путем влияния на их интеллект и чувства.

Софисты за плату обучали этим умениям. Против софистов, доказавших относительность и условность человеческих понятий и установлений, выступил Сократ.Девиз Сократа гласил Познай самого себя. Под познанием самого себя Сократ разумел не обращение вовнутрь к собственным переживаниям и состояниям сознания само понятие о сознании к тому времени еще не вычленилось, а анализ поступков и отношений к ним, нравственных оценок и норм человеческого поведения в различных жизненных ситуациях. Это вело к новому пониманию сущности души. Если софисты приняли за исходный пункт отношение человека не к природе, а к другим людям, то для Сократа важнейшим становится отношение человека к самому себе как носителю интеллектуальных и нравственных качеств.

Впоследствии даже говорили, что Сократ был пионером психотерапии, пытаясь с помощью слова обнажить то, что скрыто за внешними проявлениями работы ума. После Сократа, в центре интересов которого была преимущественно умственная деятельность ее продукты и ценности индивидуального субъекта, понятие о душе наполнилось новым предметным содержанием.

Его составляли совершенно особые сущности, которых физическая природа не знает.Идеи, выдвинутые Сократом, были развернуты в теории его выдающегося ученика Платона.

Исследования Платона заложили новые тенденции не только в философии, но и в психологии. Он впервые выделил этапы в процессе познания, открыв роль внутренней речи и активность мышления. Он также впервые представил душу не как целостную организацию, но как определенную структуру, которая испытывает давление противоположных тенденций, конфликтующих мотивов, которые не всегда воз можно примирить с помощью разума.Эта идея Платона о внутреннем конфликте души станет особенно актуальной в психоанализе, в то время как его под ход к проблеме познания отразится на позиции рационалистов. Знание о душе от его зачатков на античной почве до современных представлений развивалось, с одной стороны, в соответствии с уровнем знаний о внешней природе, с другой в результате освоения культурных ценностей.

Ни природа, ни культура сами по себе не образуют область психического, однако последняя не может существовать без взаимодействия с ними. Философы до Сократа, размышляя о психических явлениях, ориентировались на природу, искали в качеств эквивалента этих явлений одну из природных стихий, образующих единый мир, которым правят естественные законы.

Лишь сравнив это представление с древней верой в души как особые двойники тел, можно ощутить взрывную силу той философии, которую исповедовали Гераклит, Демокрит, Анаксагор и другие древнегреческие мыслители.Они раз рушили старое мировоззрение, где все земное, в том числе психическое, ставилось в зависимость от прихоти богов, сокрушили мифологию, которая в течение тысячелетий царила в умах людей, возвысили разум и способность человека логически мыслить, попытались найти реальные причины явлений.

Это была великая интеллектуальная революция, от которой следует вести отсчет научного знания о психике. После софистов и Сократа в объяснениях сущности души наметился переворот к пониманию ее как феномена культуры, ибо входящие в состав души абстрактные понятия и нравственные идеалы невыводимы из вещества природы.Они суть порождения духовной культуры.

Для представителей обеих ориентаций природ ной и культурной душа выступала как внешняя по отношению к организму реалия, либо вещественная огонь, воздух, либо бесплотная средоточие понятий, общезначимых норм. Шла ли речь об атомах Демокрит или об идеальных формах Платон предполагалось, что то и другое попадает в организм извне, со стороны.Аристотель 384-322 гг. до н.э. преодолел эти воззрения, открыв новую эпоху в понимании души как предмета психологического знания.

Его источником стали для Аристотеля не физические тела и бестелесные идеи, но организм, где телесное и, духовное образуют нераздельную целостность. Душа, по Аристотелю, не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. Тем самым было покончено и с наивным анимистическим дуализмом, и с изощренным дуализмом Платона. Аристотель преобразовал ключевые объяснительные принципы психологии системности организации, развития, детерминизма.Душа для Аристотеля не особая сущность, а способ организации живого тела, представляющего собой систему, душа проходит разные этапы в развитии и способна не только запечатлевать то, что действует на тело в данный момент, но и сообразовываться с будущей целью.

Аристотель открыл и изучил множество конкретных психических явлений.Но чистых фактов в науке нет. Любой факт по-разному видится в зависимости от теоретического угла зрения, от тех категорий и объяснительных схем, которыми вооружен исследователь. Обогатив объяснительные принципы, Аристотель представил совершенно иную, сравнительно с предшественниками, картину устройства, функций и развития души. С возвышением Македонии IV век до н. э. создается грандиозная империя, после распада которой начинается новый период эллинистический.

Для него характерны укрепление тесных связей между греческой культурой и культурой народов Востока, а также расцвет в некоторых эллинистических центрах особенно в Александрии опытного и точного знания.Основные философские школы этого периода были представлены перипатетиками последователями Аристотеля, эпикурейцами последователями Эпикура 341-270 гг. до н.э. и стоиками.

Философским учениям эллинистического периода свойственна сосредоточенность на этических проблемах. Положение личности в обществе коренным образом изменилось.Свободный грек утрачивал связь со своим городом-полисом и оказывался в водовороте бурных событий. Его положение в изменчивом мире становилось непрочным, что порождало индивидуализм, идеализацию образа жизни мудреца, неподвластного якобы игре внешних стихий.

Росло недоверие к познавательным способностям человека.Возник скептицизм, родоначальник которого, Пиррон, проповедовал полное безразличие ко всему существующему атараксию, отказ от деятельности, воздержание от суждений о чем бы то ни было. В идеологическом плане учения стоиков, эпикурейцев, скептиков утверждали покорность индивида по отношению к военным рабовладельческим монархиям, возникшим после распада империи Александра Македонского.

Мудрость усматривалась не в том, чтобы познавать природу вещей, а в том, чтобы вырабатывать правила поведения, позволяющие сохранить невозмутимость в круговороте социально-политических и военных потрясений. Вместе с тем появляются новые центры культуры, где взаимодействуют различные течения западной и восточной мысли.Среди этих центров выделялась Александрия в Египте, где были созданы в III веке до н.э. при Птолемеях библиотека и Мусей. Мусей представлял по существу исследовательский институт с лабораториями, комнатами для занятий со студентами, ботаническим и зоологическим сада ми, обсерваторией.

Здесь был проведен ряд важных исследований в области математики Эвклид, географии Эратосфен, механики сюда приезжал из Сиракуз Архимед, анатомии и физиологии Герофил и Эразистрат, грамматики, истории и других дисциплин. Нарастает специализация научного труда, складываются объединения лиц, занятых научной деятельностью научные школы.Совершенствование техники анатомических исследований ведет к ряду открытий, важных не только для медицины, но и для психологии.

Древний Рим, развитие культуры которого непосредственно связано с достижениями эллинистического периода, выдвинул таких крупнейших мыслителей, как Лукреций I век до н.э. и Гален II век н.э Позднее, когда восстания рабов и гражданские войны начали сотрясать Римскую империю, широкое распространение получили взгляды, враждебные материализму и опытному изучению природы.Принцип абсолютной нематериальности души утвердил древнегреческий философ Плотин ок. 203 ок. 269 гг. н.э основатель римской школы неоплатонизма. В основе существования всего телесного он видел эманацию истечение божественного, духовного первоначала.

Если отвлечься от религиозной метафизики, проникнутой мистикой, то применительно к прогрессу психологической мысли в представлениях Плотина о душе содержался новый важный момент.У Плотина психология впервые в ее истории становится наукой о сознании, понимаемом как само сознание.

Поворот к исследованию внутренней психической жизни человека наметился в античной культуре задолго до Плотина. Однако при заметно нараставшей в эллинистический период тенденции к индивидуализации, предпосылки для осознания субъектом самого себя в качестве конечного самостоятельного центра психических актов еще не сложились. Эти акты считались производными от пневмы у стоиков, от атомных потоков у эпикурейцев.Плотин вслед за Платоном учил, что индивидуальная душа происходит от мировой души, к которой она и устремлена другой вектор активности индивидуальной души направлен к чувственному миру. Сам Плотин выделил еще одно направление, а именно обращенность души на себя, на собственные незримые действия она как бы следит за своей работой, становится ее зеркалом.

Через много столетий способность субъекта не только ощущать, чувствовать, помнить, мыслить, но и обладать внутренним представлением об этих функциях получила название рефлексии.Такая способность служит неотъемлемым механизмом сознательной деятельности человека, соединяющим его ориентацию во внешнем мире с ориентацией в мире внутреннем, в самом себе. Плотин отграничил этот механизм от других психических процессов, на объяснении которых была сосредоточена мысль многих поколений исследователей психики.

Сколь бы широк ни был спектр этих объяснений, они в конечном счете сводились к поискам зависимости душевных явлений от физических причин, от процессов в организме, от общения с другими людьми.

Рефлексия, открытая Плотинам, не могла быть объяснена ни одним из этих факторов. Она выглядела самодостаточной, ни из чего не выводимой сущностью. Таковой она и оставалась на протяжении веков, став исходным понятием интроспективной психологии сознания В развитии психологии античность прославлена великими теоретическими успехами.К ним относятся не только открытие фактов, построение новаторских моделей и объяснительных схем. Античные ученые поставили проблемы, веками направлявшие развитие наук о человеке. Именно они впервые попытались ответить на вопросы, как соотносятся в человеке телесное и духовное, мышление и общение, личностное и социокультурное, мотивационное и интеллектуальное, разумное и иррациональное и многое иное, присущее человеческому бытию.

Античные мудрецы и испытатели природы подняли на огромную высоту культуру теоретической мысли, которая, преобразуя данные опыта, срывала покровы с видимостей здравого смысла и религиозно-мифологических образов. За эволюцией представлений о сущности души скрыта полная драматических коллизий работа исследовательской мысли, и только история науки может раскрыть различные уровни постижения этой психической реальности, неразличимые за самим термином душа, давшим имя нашей науке.

Список литературы М.Г.Ярошевский. История психологии. М. Мысль, 1996.

– Конец работы –

Используемые теги: Влияние, общественно-политических, событий, процессов, развитие, психологических, представлений, душе, античности0.122

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Влияние общественно-политических событий и процессов на развитие психологических представлений о душе в античности

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

1. УЧЕНИЕ ГИППОКРАТА, 2.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ПЛАТОНа, 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ (ФОМА АКВИНСКИЙ, У. ОККАМ), 4. ВЗГЛЯДЫ Б. СПИНОЗЫ, 5. РАЗВИТИЕ ИДЕЙ АССОЦИАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ В ТРУДАХ Д. БЕРКЛИ
Самым плодотворным путем познания в медицине Гиппократ считал опыт и наблюдение.Все болезни объяснял естественными причинами, выявление которых… Требовал индивидуального подхода в каждом конкретном случае: врач не знает… И все это случается у нас от мозга, когда он нездоров и окажется теплее или холоднее, влажнее или суше своей природы…

Лекция 8. Общие представления о геодинамических процессах. Магматизм – ведущий эндогенный процесс
Лекция Общие представления о геодинамических процессах Магматизм ведущий...

Критические точки – это точки, контролируемые при переходе от процесса к процессу. Для описываемого процесса критическими точками являются:
На сайте allrefs.net читайте: Критические точки – это точки, контролируемые при переходе от процесса к процессу. Для описываемого процесса критическими точками являются:...

Затвердевание сплавов. Строение жидкого металла. Термодинамические стимулы и кинетические возможности процесса затвердевания. Влияние переохлаждения и примесей на процесс кристаллизации
В газах межмолекульные расстояния большие, молекулы не взаимодействуют друг с другом. У газа отсутствует объём и форма. Жидкости и твёрдые тела… Жидкости характерна некоторая зависимость в расположении атомов; характерное… Твердому телу характерна стабильная, постоянная форма. 2. Термодинамические условия кристаллизации Переход металла из…

Устранение слабых сторон заводского технологического процесса, а также снижения трудоемкости и себестоимости технологического процесса механической обработки путем перевода технологического процесса с устаревших моделей оборудования на более современные
Графическая часть содержит 10 листов формата А1, в качестве приложений приведены спецификации на разработанные нами приспособления и… Объектом разработки является технологический процесс механической обработки… Эффективность данного производства, его технический прогресс, качество выпускаемой продукции во многом зависят от…

Подразумевают процессы сплочения или разобщения группы, развитие групповых норм. формирование лидерства, развитие симпатий и антипатий и т.д.
На сайте allrefs.net читайте: Подразумевают процессы сплочения или разобщения группы, развитие групповых норм. формирование лидерства, развитие симпатий и антипатий и т.д....

Развитие познавательной активности дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений
Объект исследования Формирования элементарных математических представлений у дошкольников. Предмет исследования процесс Развития познавательной активности дошкольников в… Детские сады и подготовительные классы учитывают этот интерес и пытаются расширить знания детей в этой области…

Влияние исторических событий на развитие Советского Союза
Оно совпадает с тем этапом освободительного движения в России, который В.И. Ленин назвал пролетарским.Это было время ожесточенных классовых боев,… В искусстве 1890-х годов обнаружилась следующая тенденция. Многие художники… В самом конце 1890-х годов в России формируется новое художественное общество Мир искусства во главе с А.Н. Бенуа и…

Влияние социальных процессов на развитие туризма
Туризм - один из немногих динамично развивающихся видов отечествен¬ного бизнеса. Интерес предпринимателей к туризму объясняется рядом фак¬торов. Во-первых, для того чтобы начать заниматься туристским бизнесом, не требуется… Во-вторых, на туристском рынке вполне успешно взаимодействуют крупные, средние и малые (с небольшим коли¬чеством…

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ... Семиотика... В клинической психологии традиционно выделяют восемь зна чимых для клинической практики психических процессов...

0.041
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам