Статус в социологии и социальной психологии

В В Е Д Е Н И Е Личность изучается комплексомнаук.Социология - одна из реша-ющих определяющих вэтом комплексе, но она все-таки не способназаменить всеостальные философию, этику, психологию, социальнуюпсихологию, педагогику и т.д.Вовлекая в круг своих размышленийданные самых различныхнаук, социология, между тем, преимуществен-но концентрируется наодном ракурсе изучения личности - личностькак источниксоциальной жизни, как ее единственныйреальный носи-тель и деятель, как далее неразделимый элементсоциальной жизни,социальныхвзаимодействий, институтов и т.д. Для выполнения конкретных функций в ходесоциального взаимо-действия на человека накладываются определенные функциональныеобязанности.И вместе стем он наделяется определенными правами,что являетсясвоеобразной формой фиксации принципа платы и воз-награждения ,лежащего в основе социальных связей наиболее значи-мые обязанности иправа возникают, естественно в рамках социальныхинститутов.

В этомслучае обязательства и права достаточно четкорегламентированы,выполнение человеком его обязанностей контролиру-ется.В данном реферате основной целью является сравнение понятиястатуса которое мыможем встретить как в социологии так и в соци-альнойпсихологии.Используя за основу курслекций по социологии и Социальнуюпсихологию Дэвида Майерса попробуем сравнить что дан-ное определение значитв вышеперечисленных науках.

Функции индивида и вытекающие из нихобязательства и права поотношению к другимучастникам социального взаимодействия определя-ет социальный статус человека.Иначе говоря,в статусе фиксируетсятот набор конкретныхдействий,которые должны быть ему предоставленыдля осуществления своей деятельности.Зная социальный статус конк-ретного человека,егосоциальные функции,мы ожидаем от него,что онбудет осуществлятьисключительно типичный набор действий,обладать 2 - ГГ должен выполнять человек в - 2 - тем типичным наборомкачеств и особенностей,которые как нам предс- тавляется,необходимыдля исполнения этих функций.

Каждый человек включен не в однусоциальную связь, социальныйинститут, а являетсясвоеобразным пересечением великого множествасвязей, взоимодействует с другими людьми и выполняет различныефункции.Особую рольиграют генеральные статусы.Первый - статус че-ловека, его права иобязанности другой генеральный статус - статусчлена данногообщества, государства гражданина .Генеральные ста-тусы являются фундаментом статусной позиции личности.

Статус можнообрести отрождения.Это - национальность русский, башкир и т.д. ,место рождения москвич, минчанин, одессит .Подобные статусы назы-ваютсяпредписанными.Другие статусы мы преобретаем достигаем, т.е.это статусыприобретенные, достигнутые.Это статус учителя или фут-болиста, пианиста илижены.

Статусы могут быть формализованными или неформализованными,что зависит оттого, в рамках формализованных илинеформализован-ных социальных институтов,и более широко - социальных взаимодейс-твий - выполняется таили иная функция.Множественность статусов неозначает их равнозначности.Они находятся в определенной иерархиипо степени важностисоциального института, в рамках которого сфор-мирован этотстатус.Безусловно, что во всех случаяхособое значе-ние имеет статусличности, связанный с работой, профессией.Хотяследует отметить, чтоиерархия статусов может меняться.

Видимо сле-дует различатьосновную, общую иерархию статусов личности, котораясрабатывает вбольшинстве случаев, и специфическую,проявляющуюсяв особых условиях.Выделение главного статуса хотя и сложно, но важно так какименно он определяет и, что не менееважно самоопределяет человекасоциально.Причем не всегда тот статус,который в качестве главноговыделяет общество в данном человеке,совпадает с тем статусом, ка-кой выделяет в себе как главный самаличность.

На этой почве возни- - 3 -кает немало драматических противоречийвнутреннего мира личности,неадекватно представляющей свое место в обществе, в общественноммнении.Так предприниматель можетнадеяться, что главное в его со-циальной характеристике - материальноеположение.Но в общественноммнении, среди значимых для него родственников, друзей и приятелейрешающее значение может приобрестиуровень его образования и куль-туры. Принятая иерархия статусовпредставляет собой основу социаль-ной стратификации данного общества.Когдамы говорим о ранжированиистатусов, мы имеем в виду социальныйпрестиж функций, закрепленныхза данным статусом.Престиж по сути представляет собой иерархиюстатусов, разделяемую обществом изакрепленную в общественном мне-нии.Сама иерархия, и соответственно, престиж статусовформируетсяпод влиянием двух факторов 1. Реальной значимости тех илииных функций для развития об-щества, воспроизводства его основныхструктур 2. Системы ценностей, шкалы предпочтений учитываемые в даннойкультуре при взвешивании социальных функций.

Эти два фактора тесно взаимодействуя, в то же время обладаютощутимой независимостью.Социальныйпрестиж статуса играет огромнуюроль в распределении социальных желаний,планов, энергии в особен-ности, молодежи.Самовосприятие естьсвоеобразное зеркало восприя-тия другим своего статуса.И последнее неменее, если не более зна-чимо. Статус - положение субьектав системе межличностных отноше- ний, определяющее его права, обязанности и привилегии.В различныхгруппах один и тот же индивид может иметь разныйстатус.Важнымихарактеристиками статуса являютсяпрестиж и авторитет как своеоб-разная мера признания окружающими заслугиндивида. 1 1. А.В.Петровский.Психология.Словарь.М. Политиздат, 1990 г - 4 - Статус предполагает соотнесение чтобы воспринимать себя какличность, имеющую определенный статус, необходимо чтобы какие-толюди занимали более низкоеположение.Таким образом, одно психоло-гическое преимущество любой системыстатусов - это ощущение пре-восходства.Многие из нас могутприпомнить, как когда-то испытывалитайное удовольствие от чьей-то неудачи -возможно, когда наказыва-ли брата или сестру.Предрассудки частоболее сильны у тех, кто за-нимает невысокое социально-экономическоеположение или чье положе-ние резко ухудшилось.

Возможно люди сболее прочным статусом меньшенуждаются в ощущении собственногопревосходства.Но и другие факто-ры, связанные с низким статусом могуттакже быть причиной предрас-судков.Может ли провал в тестированииповлиять на оценку, даннуювам в школе ? По сравнению с контрольной группой, чьей самоценкеничего не угрожало студенты, потерпевшиенеудачу, давали более вы-сокие оценки своей школе и более низкие - университету.

По-видимо-му, чувство гордости за свою собственную группу и принижение их также может укреплять собственноеЭго.Все это наводит на мысль отом, что мужчина, сомневающийся в собственной силе и независимос-ти, может путем выражения сострадания слабым и зависимым женщинамповышать значимость своего маскулинногообраза.Когда просили муж-чин - студентов Государственногоуниверситета в Вашингтоне прос-мотреть видеозаписи интервью сженщинами при приеме на работу,мужчины с низким уровнем самооценкииспытывали неприязнь к силь-ным, независимым женщинам.А мужчины свысокой самооценкой отдавалипредпочтение именно таким.Презрение к ним служит и другой цели потребности принадлежать к своим .Школьный дух единства никогдане бывает столь сильным, как в то время когда в игре до пределаобостряется соперничество.Чтобы Германиясплотилась вокруг нацис-тов, Гитлер использовал еврейскую опасность .Презрение к чужим может сплотить группу - 5 - Люди с высоким статусом обладают наибольшим влиянием.Исследо-вание нарушений правил уличногодвижения, проведенные с помощью 24тысяч ничего не подозревающих пешеходов,выявили что частота нару-шений обычно составляющая 25 , падает до17 в присутствии законо-послушных подсадных ивозрастает до 44 когда подсадные начи-нают играть роль нарушителей.

Милграм 1974 год сообщает, что вего экспериментах на подчинениелюди м низким статусом намногоохотнее выполняли указаниеэкспериментатора, чем испытуемые с вы-соким статусом З А К Л Ю Ч Е Н И Е В заключение уместно было бы привести в пример изречениеДжеймса Болдуина Главноедостижение общества и его беда состо-ит в том, что оно способно убедить людей, которым предоставляетнизкий статус, будто бы его приговорсоответствует реальному поло-жению вещей. Проведя сравнительный анализ одного и того же определения вдвух научных дисциплинах приходим квыводу о разном подходе в ин-терпритации и значении данногопонятия.Несомненно есть и сходства,заключающиеся в принадлежности этогопонятия к общественному илисоциальному в рамках социологии и социальной психологии.Несмотряна то что социологи и социальныепсихологи имеют дело в некоторойстепени с одинаковым понятийнымаппаратом, иногда используют ана-логичные методы исследования, социальныепсихологи включают в свойарсенал еще и эксперименты, в которых они манипулируют тем илииным фактором.Например, наличием илиотсутствием давления со сто-роны сверстников, чтобы посмотреть к какому результату этоприве-дет.Факторами, которые исследуютсоциологи обычно трудно или неэ-тично манипулировать.

Следует заметить о внешней стороне изучения данного опреде-ления в социологии, отнюдь неподразумевающего поверхностный ха-рактер, основываясь на теории исоциологических исследованиях. Характеризуя подход социальной психологии к данному определе-нию делаем вывод о совокупности внешней и внутренней стороны ,синтезе теории, практики и эмпирических исследований не уменьшаяроли в изучении поведенческогокомпонента - 7 - Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я 1. Д.Майерс Социальнаяпсихология Спб. Питер,1997. 2. А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский.

Психология . Словарь. М. Политиздат,1990. 3. А.Г.Эфендиев Основысоциологии . Курс лекций.

М. Об-во Знание России,1994 П Л А Н В В Е Д Е Н И Е 1. ПОНЯТИЕ СТАТУСА В СОЦИОЛОГИИИ. 2. ПОНЯТИЕ СТАТУСА В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. З А К Л Ю Ч Е Н И Е Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я.