рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Необычные состояния сознания и их смысл в культуре

Необычные состояния сознания и их смысл в культуре - раздел Психология, Необычные Состояния Сознания И Их Смысл В Культуре Владимир Майков В Каком-Т...

Необычные состояния сознания и их смысл в культуре Владимир Майков В каком-то смысле вся история человечества есть история необычных состояний сознания. Под этим углом зрения мы можем посмотреть на все события, потому что все новое, что пришло к нам в культуру, оно пришло оттуда-то, издалека.Это иной язык, иной опыт, иное соответствие опыта языку, это смена «редактора реальности». Необычные переживания сознания как озарения, поворотный пункт. В цикле рассказов Стефана Цвейга о Звездных часах человечества отражена эта перспектива.

Человеческая духовность, ее рост и развитие, обязана откровениям, которые получил Христос, Будда, Мухаммед, Заратуштра и другие основатели духовных школ, религий. Наука продвигается в результате того, что ученый открывает законы космоса, формулируя их на земном языке и соотнося возможности человеческого действия с божественными возможностями. Человек немножко демиург, производит технологии на основе открытий, формулирования закономерностей.Новое нередко приходит в нашу культуру под маской безумия и это особая тема. До того как это новое пришло, его как будто бы и нет. То есть оно есть, но его нет в нашем мире. Например, до того как Сезанн нарисовал свои знаменитые яблоки, никто не видел эти яблоки. Пока Ван Гог не нарисовал это бурное небо облачно - хмурое небо или подсолнухи, сияющие, никто не видел этих подсолнухов в мире. Ван Гог дал нам органы чувств.

Модильяни нарисовал своих женщин с узкими глазами и склоненными волосами, и помог нам видеть таких женщин везде.

Мы стали смотреть и замечать эти типы. Типы Дали. Типы Модильяни. Типы Толстого. Типы Достоевского. Каждый крупный художник, приходя в этот мир, приносит новый язык. И дает нам новый язык, который порождает возможность нового опыта. Без этого языка, я имею в виду не только вербальный язык, а язык культуры, язык искусства, язык мистического опыта у нас нет этого опыта.Нередко, появление нового языка не что иное, как результат накопленного пластами опыта, ну скажем как движения снежного кома. Мы как снежный ком, который скатывается по склону горы, наматывая на себя все новые и новые комья снега.

Точно так же и мы наматываем на себя все новые слои опыта вместе с соответствующими словами, языками, метафорами, ключами к этому опыту. И затем, когда мы сталкиваемся с понятием, символом, в нас активируется соответствующее переживание, опыт, и это означает, что мы знаем.Мы попадаем в резонанс, струны, которая звучит, отзывается в нас, вибрации струн. Язык это не слова.

Язык это вибрации, которые соединяют нас с опытом, с общечеловеческим опытом, расколдовывают этот мир для нас, оживляют его. Я употребляю «язык» в смысле более широком как то, что является и невербальным языком и языком жестов, и языком искусства в широком смысле, как то, что соединяет коммуницирует нас с опытом.Такое представление о «языке» соответствует Бодхидхарме, древней индийской теории, наиболее «рабочем» представлении о сознании, тому, с чем можно работать.

Если брать современные психологические представления, то «ближайшая» - школа Арни Миндела «процессуальный подход». Ну, скажем, как мы могли бы определить, что такое сознание? Как мы можем осознавать настоящий момент? Мы вообще осознаем, что сейчас происходит или нет, как вы думаете? Каждый из нас с еле заметным отставанием дублирует все слышимое и видимое.То, что сейчас я говорю, интонации, дублируются вами, «сличается на достоверность». Это можно зафиксировать чувствительными приборами по биотокам гортани, языка: будет видна абсолютно точная синхронизация.

То есть для того чтобы понять, воспринять мы вживаемся и буквально повторяем. Повторив, если это резонирует с нашим опытом, с нашим переживанием мы понимаем.Одновременно с этим работает мысль, мысли-комментарии свои собственные: «Так, так - согласен - не согласен - противоречие», то есть какое-то пространство обсуждения в каждом из нас. Работает еще один важный аспект, который выделяет Арни Миндел - канал взаимоотношений.

Чрезвычайно важен для человека. Наша природа и индивидуальна и коллективная. Сознание представляет собой поле в многомерном диалоге голосов. И имеет два вектора, один из которых устремлен внутрь в бесконечность другой, вовне в максимальность, то же до бесконечности. И каждый из нас находится в связи с другими людьми и если мы посмотрим, друг на друга внимательно, то каждый кого-то напоминает, где-то мы встречали этого человека когда-то с чем - то он ассоциируется.И каждый человек вызывает у нас определенного рода ощущения.

Обратите внимание, с кем мы не встречаемся взглядом, каждый вызывает какого - то рода реакцию. Что-то вот такое, что мы уже что-то знаем. Мы уже знаем, а дальше мы начинаем вступать во взаимоотношения. Работает канал взаимоотношений.И то, что мы видим, то, что переживаем, отношения другого человека это не то, что на самом деле это всегда результат работы канала взаимоотношений. 50 на 50. 50% - это то, что мы видим и 50% это результат наших взаимоотношений.

Дальше работает канал движения. Очень важный канал. По которому мы так же воспринимаем и оцениваем ситуацию, свое состояние. Это то, как мы перемещаемся. Очень важная информация - это то, как молодой человек или барышня танцует на балах. По этому тоже много можно было понять. Очень важный канал это канал сновидений.Язык ночи. Не менее важно - это наше совокупное соматическое состояние, канал проприорецепции, то есть наши телесные внутренние ощущения: тяжести, тепла, каких-то симптомов и т. д. И последний канал, который надо отметить - это канал мировой, интуиции, или канал мировой или парапсихический, как хотите, канал шестого чувства.

То есть что-то приходит к нам, мы не знаем как, то есть это что- то не из конкретного канала органов чувств, а мировой канал, то есть связи без каких либо ограничений.Такова наша реальность, так этот канал работает, только у большинства людей информация, которая поступает из этого канала, обрабатывается редактором реальности и интерпретируется исходя из представления о реальности.

Но канал работает, потому что такова наша природа. Работает всегда. То есть сигнал, который мы осознаём: воспринимаем и переживаем, это не тот, который к нам приходит, это обработанный сигнал. Это важно знать. И четко понимать, что осознанные сигналы уже обработаны нашими совокупными установками и редакторами реальности.Меняются программы обработки или как говорил Кастанеда, смещается «точка сборки» и мы воспринимаем совершенно другие сигналы.

Точно так же как, используя широкополосный приемник, воспринимающий сигналы от 0 Гц до сотен гигагерц, меняя настройку, мы могли бы принимать совершенно новые станции, совершенно другие сигналы.Точно так - же, меняя процесс обработки сигнала, поступающий к нам, мы можем настраиваться на совершенно различные миры. И результат обработки выступает уже нашим «Я», прочно «цементирующим» ему знакомый мир. Когда как бы итоговый интегральный процессор порождает наше «Я» и мир. Вот основные каналы, по которым к нам поступает информация. Которая составляет наш мир, наши переживания, потому - что ничего кроме переживаний, которые есть сейчас в нас нет. Ничего.

Все прошлое присутствует в настоящем моменте, как совокупность их следствий. Все будущее присутствует как причина всех возможных ситуаций и свободных действий. Есть на самом деле только вот это. Оно в настоящий момент. И наше присутствие в настоящий момент и больше ничего. Вот эти переживания.И под переживаниями я понимаю все совокупные сигналы, которые проходят через нас, которые мы воспринимаем, которые мы процессируем.

Потенциально - это бесконечный канал восприятия в рамках доступного нам диапазона органов чувств, мышления (слов, понятий), и работа мирового канала, т. е. Единственный канал, который ничем не ограничен - это мировой канал.Это - канал духа. Все остальные каналы они человеческие. И канал взаимоотношений, и канал всех органов чувств и канал мышления, язык, понятия и т. д. Они сугубо ориентированны на наш мир обитания.

И чувства сформатированы соответственно с тем, что мы люди. Но канал духа, он универсален, в нем нет никаких ограничений. Он работает всегда, вне зависимости от того спим мы или бодрствуем.Мы всегда находимся в связи с господом богом с главным офисом по всем 6 каналам и по мировому каналу. То есть дух наш не спит никогда - бодрствует и бдит. И вот результат работы, совокупной работы обработки информации от наших органов чувств это всевозможные культурные, эволюционные стереотипы и мы могли бы сказать, используя компьютерную метафору - программы обработки.

Процессирование всего этого и дает на выходе - наш мир. То есть сигнал, который мы воспринимаем и переживаем, это не тот, который к нам приходит это обработанный сигнал. Исходя из такого рода модели, нам легко понять природу необычных состояний сознания. То есть наше состояние ограниченно - это результат обработки мощным редактором реальности, процессором.И интегратор нашего опыта, который мы называем своим «Я», имея в виду эмпирическое, маленькое «Я». Где-то там наше большое «Я». Он работает так, что помещает за гранью воспринимаемого что плохо, то, что нам не нравиться, и пропускает внутрь, то, что наше то, что хорошо, то, что мы. Так происходит наращивание, рост опыта, просеивания опыта.

Но естественно много других фильтров: на сколько это родственно, на сколько это знакомо, понятно, на сколько это привычно, на сколько это созвучно тому языку, которым мы владеем.

Вот совокупная работа всех наших предрассудков. Так фильтруется наш опыт. Но, тем не менее, существуют каналы и каналы это, и есть прямой контакт с миром. Прямой контакт. И мы можем это использовать. В эзотерических текстах подробно объясняется, как мы можем использовать работу чувств.Для того чтобы углубить свое восприятие, для того, что бы понять, как на самом деле работает «редактор реальности». Но неизбежно возникают необычные состояния сознания, потому что большой логос, большой мир отсекается и тогда все что нам не знакомо - это необычно для «Я». И для удобства мы можем использовать другую стратегическую метафору это метафору самоорганизующейся системы и синергетика.

Наша жизнь наше восприятие, наше «Я» мы можем представить как живую открытую самоорганизующуюся систему. Синергетика, которая изучает живые системы и их развитие, открыла общие законы. Гомеостаз, т.е. поддержание равновесия живых систем.И мы люди, как живые системы, находимся в обмене энергии информации с внешним миром всей «фабрики пищи», о которой говорил Гурджиев.

То есть мы питаем наше физическое тело для того, что бы поддерживать гомеостаз организма, относительное постоянство его, нам нужно питание чувств, впечатлений, эмоций и нам нужно питание духовное. И наше «Я» стабильность его - это результат такого равновесия, гомеостаза.И это относительное равновесие и есть наше «Я», самоорганизующаяся переработка входящих и выходящих потоков энергии, информации.

Но если мы начинаем менять процесс поступления или уход информации из себя, то тогда неизбежно начинает меняться гомеостаз, и любое изменение гомеостаза вызывает у нас необычные состояния сознания. Неизбежно. Такова природа. То есть меняется равновесие, меняется совокупность поступления сигналов, меняется редактор реальности, информации, энергии.И с точки зрения такого информационно - канального кибернетического подхода мы видим, что в необычные состояния сознания нет ничего необычного.

Необычное состояние сознания - это есть иное описание того, что мы видим, раскрытие и объяснение нашей природы. Ограниченности нашего восприятия. И первое, и самое главное, о чем говорят необычные состояния сознания просто о том, что мы меняемся, редактор нашей реальности меняется, мы начинаем дестабилизироваться. Расширяться изучать другие миры восприятия. И здесь, в силу безбрежности этих миров восприятия, переживания могут быть самые необычные ужасающие.И у нас имеются фильтры, которые не пускают переживания травм или скажем родовой травмы в наш мир. Потому наше «Я», с моей точки зрения есть эволюционный атавизм у человека.

Наше «Я» которое работает как специфический интегратор, присваивающий себе, доступный ему опыт всего человечества. «Я» резко противоречит природе сознания, которое оно узурпировало. «Я» узурпирует мощь сознания, божественное сознание, для того чтобы структурировать логос восприятия мира в соответствии с древними интересами «борьбы за выживание», выживания сильнейших или коллектива сильнейших.

Это структурирование «Я» находится в резком противоречии: как бы стремление эволюционное направленно на расширение, преодоление, трансформацию и постижение истинной природы того, что есть на самом деле, а «Я» стремится сохраниться, защититься, отгородиться понадёжнее. И буддийские мастера, которые приехали первоначально на запад и стали обучать буддизму, говорили о том, что западная цивилизация психически больна.Главный невроз западной цивилизации состоит в том, что она верит в «Я» и считает его реальным, а это является иллюзией. Достаточно посмотреть на природу «Я». Разобраться поглубже в том, как возникает «Я», в истории.

Построить археологию «Я». И посмотреть с чем, и как оно связано. С какими человеческими практиками, с какими человеческими страхами. Посмотреть куда идет вектор эволюции, чем занимались духовные школы, открытия. Мы без труда это поймем.Современный аппарат западных теорий в виде системного подхода и психокибернетики позволяет нам понять, что отдельного «Я» не существует.

Есть всегда система отношений. Мы всегда, мы только, и только в системе каких - то отношений. В контексте какого-то опыта, каких-то слов. Это мы, которые присваивают себе и ограничивают себя опытом. Это мы результат ограничения богатства опыта. Мы как мы только потому, что мы в клетке. Мы и есть эта клетка.А мы держимся за эту клетку, считая ее реальным, развивая ее. Делаем прутья, вместо ржавых, золотые или платиновые и гордимся, какое «Я». Какое достижение, какие мы сильные.

И дело конечно не в том, что бы взять и разрушить это «Я». Вовсе нет и это глупость. Я сам категорически против, и обличаю неверно понятый ньюэйджеровский и мистический пафос, что нужно разрушить это «Я» и тогда будет свобода. Ничего подобного нужно вырасти за пределы этого «Я». Использовать это «Я» как инструмент, потому что наше «Я» это совершенный коррелянт ситуации.Это орган необходимый для общения с нашим обществом, с другими людьми.

Ведь это существует, и дело не в том, чтобы это как-то разрушить. Люди, которые занимаются этим систематически представляют собой печальное зрелище. Они утрачивают вместе с этим разрушенным «Я» и механизм адаптации в обществе, навыки жизни в обществе. Речь идет о том, что бы расти за пределы этого «Я», открывать, то, что лежит за ним то, что освоено человечеством, то, что показано.И пользоваться, спокойно пользоваться этим инструментом как мы пользуемся другими своими органами.

Руками, ногами, другими своими навыками. «Я» - это то же навык - это орган для жизни в обществе. Это совокупность наших отношений, совокупная работа нашего опыта, работа нашего редактора реальности.Никто же не сказал, что мы должны жить в этой клетке вечно. Если мы выросли, то мы можем открывать и выходить на волю. Да это было нашим домом, но если мы хотим путешествовать, то почему бы ни иметь другие дома, другие средства, другой транспорт для передвижения? Выбор же есть колоссальный! Жизнь слишком коротка, говорит Миндел для житья в одном «Я» совокупности одних ролей.

Действительно слишком коротка это добровольное самозаточение. И этот материал по природе необычных состояний сознания, связанный с природой нашего «Я» позволит нам поглубже понять сущность холотропного подхода.И рационально, образно, интуитивно понять, что же это такое? Что же с нами происходит в сессии холотропного дыхания? Что происходит с нашим сознанием? Как оно меняется? Мы будем с вами это понимать, понимать, каждый раз все глубже и глубже по ходу нашего семинара. Обучиться чему бы то ни было можно только через переживания.

Поэтому в каком-то смысле все что я говорю бесполезное сотрясание воздуха. Хорошо если это рассердит вас или шокирует, вызовет у вас какую-либо реакцию. Это зацепка или конкретная связь, связанная с какими-либо переживаниями, сновидениями. Но это только слова.Поэтому они расколдовываются и принимают смысл, когда есть реальный опыт. Для меня это не просто слова, для меня это опыт. Я стараюсь передавать этот опыт. И для вас вполне возможно воспринять этот опыт, потому что я говорю правду.

И мои слова уполномочены соответствующим знанием, энергией. Поэтому возможно получить это. Необходим свой личный опыт, свои личные переживания, потому что учимся мы всегда конкретно. Знания, которые есть в мире - это всегда конкретные знания. Нет никакого абстрактного знания.Это, какие выдумки людей, которые не понимают истинной природы реальности.

Знания, мудрость - всегда конкретны. Мудрость - это ничто иное, как прямой контакт с реальностью. Вот и все. Когда ничто не мешает работать вашим каналам. Вы прекрасно осведомлены обо всем, что происходит. И имеете всегда неадекватные средства выражения этого. На любом необходимом окружению и вам языкам.Так что в этом нет ничего такого мистического, запредельного, а где та мудрость, где-то просветление, о котором все говорят? Просто убрать препятствия и все. Просто не мешать тому, что уже есть реальное положение дел. И вот для того, что бы сделать еще один круг, приближаясь по спирали к сути, и немножечко надстроить такого рода систему, интеллектуальную систему.

Символическую систему я даю вам некоторую логику, излагая, может быть немного хаотично, но, тем не менее, соблюдая два порядка изложения, давая некоторую историю или генеалогию, некую археологию и некоторое соотнесение с известными понятиями.Это то, что я называю таким логическим рассказом, то есть с понятийным уровнем изложения и одновременно я постоянно употребляю символы, метафоры, которые помогают соотнести то, что я говорю с вашей глубиной, с вашим собственным опытом.

Тут нет никакой логики это поэзия это искусство это прямой резонанс нашего опыта. И круг сомкнется, когда у вас будет свой собственный опыт. Тогда у вас это полностью свяжется и тогда у вас будет свой собственный язык. На котором мы будем свободно говорить и общаться.Древняя загадка «Первого не вижу, второго не замечаю, третьего не помню (рождение, жизнь, смерть)» - останется в арсенале моделей мира, но может быть перестанет доминировать. Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.apollina.ru/.

– Конец работы –

Используемые теги: необычные, состояния, сознания, смысл, культуре0.088

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Необычные состояния сознания и их смысл в культуре

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Культура средневековой Европы, культура Возрождения, новоевропейская культура
Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. В то же время искусство живет и развивается по своим собственным законам,… И научившись ценить и понимать это особое содержание искусства, люди становятся наследниками того духовного богатства,…

Сознание и психика. Уровни сознания. Сознание и самосознание. Феномен человеческого "Я"
Для более конкретного описания сознания как феномена даются взгляды различных философов на сознание как на проблему. Затем дается определение самосознания, как категории, без которой невозможна… С помощью сознания происходит преобразование человеком не только окружающей действительности, но и внутреннего мира.…

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Основные понятия теории и методики физической культуры
РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ... ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ... ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...

Организационная культура (о корпоративной культуре, стратегиях коммуникативного взаимодействия, влияния психотипа руководителя на структуру и стиль управления организацией, культура персонала на примере Японии)
Знакомство с опытом таких экономических гигантов, как США и Япония, обнаруживает, что одним из признаков развитой организационной культуры является… Деловое кредо любой компании включает декларирование той роли, которую… Кредо должно работать на конечный результат деятельности предприятия. Сотрудники многих крупных преуспевающих фирм…

История и современное состояние духовной культуры города Серпухов
Основанный Иваном Калитой, он стал главным городом «отчины» его внука – князя Владимира Андреевича Храброго.Князь Владимир, воспитанный Митрополитом… Это был оплот веры православной на юге крепнущего Московского княжества. В… Воспитанник Митрополита Алексия князь Владимир Андреевич продолжает дело своего наставника. По его приглашению в…

Культура Эпохи Высокого Возрождения и ее представители как светочи мировой культуры
Этот термин достаточно условен. Его применяют по аналогии с итальянским Возрождением,но если в Италии он имел прямой первоначальный смысл… Повсеместные религиозные войны, борьба с господством католической церкви … И действительно готическая напряженность и лихорадочность в северном Возрождении не исчезают. Но,с другой стороны,…

Политическая культура. Уровни и типология политической культуры
Она выражает суть социально-политической системы, определяет правила игры в политике, базовые политические ценности и общественные цели. Без… Уровень политической культуры во многом определяет уровень общей культуры как… Она сравнительно часто подвергается изменениям. Но это не означает ее конъюнктурности, ибо в конечном счете…

Русская культура в XIV--XVI вв. В XIV в. начинается новый подъем русской культуры. Идет активное каменное строительство в Москве (белокаменный кремль), Новгороде (церкви Фёдора Стра-тнпата, Петра и Павла на Славне). Создается Лаврентьевская летопись. В
Активна общественная мысль. Новгородская ересь («жидовствующие») отрицала иконы и церковную организацию. Им одно время тайно благоволил Иван III,… Монах Филофей выдвинул идею «Москва — третий Рим», считая Москву наследницей… В конце XVI в. Фёдор Конь возводит Китай-город и Белый город в Москве и крепость города Смоленска. В 1550-х гг.…

Физическая культура как вид культуры личности и общества
Самые ловкие фехтовали на пиках, ходили по натянутым канатам, дюжие силачи поднимали лошадей, валили наземь быка, впрягались в груженые возы, гнули… Медленно растет значение физкультуры и спорта в международных… В 1908-1910 годах чемпионом России среди конькобежцев был российский скороход Николай Струнников.

Использование средств физической культуры с целью повышения психоэмоционального состояния, повышения работоспособности
Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходи¬мо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься… Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора. Здоровый… Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) пра¬вильно…

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам