ГЛАВА 8. ЭТНИЧЕСКИЕ ДИСПОЗИЦИИ.

Этническое в личности—это целостная система отношений и установок, выработанная в процессе исторического развития эт­нической общности и проявляющаяся, актуализирующаяся в данное историческое время, в данной этносоциальной среде. Этническая установка призвана регулировать способ социаль­ного существования (бытия) человека, поскольку этническая общность является одним из видов социальных общностей.

В социальной психологии хорошо известно, что любая соци­альная установка включает в себя три основных компонента: эмоциональный, когнитивный и поведенческий. Эта триада пред­ставляет собой целостную систему.

Чтобы ответить на вопрос, как возникает отношение между компонентами этой системы, про­комментируем диспозиционную концепцию В. А. Ядова. Автор вводит понятие «диспозиционная структура личности», понимая диспозицию как продукт столкновения потребности и ситуации (условий деятельности), в которой соответствующая потреб­ность может быть удовлетворена и закрепляется в личностной структуре в ходе онтогенеза. Предлагая 4-уровневую диспозиционную структуру личности, Ядов строит ее на основе струк­туры потребностей, условий деятельности и реализации пове­дения. В момент, непосредственно предшествующий поведенче­скому акту, поступку или деятельности, в соответствии с уров­нем деятельности (предметная среда, социальная среда, сфера специальной профессиональной деятельности или общие усло­вия жизнедеятельности) вся диспозиционная система приходит в состояние актуальной готовности, т. е. образуется актуальная диспозиция, которая, в свою очередь, регулирует поведение и деятельность личности (таблица).

Диспозиционная структура регуляции поведения и деятельности.

 

Ситуация (условия деятельности) Диспозиция Потребность
Предметная ситуация (например, прием пи­щи) Элементарные фикси­рованные установки Поведенческий акт Витальные потребно­сти (потребность в пище)
Социальная среда (например, групповое общение) Социальные установки Поступок или при­вычное действие Социальные потребно­сти (включение в пер­вичную контактную группу)
Социальная деятель­ность (например, труд) Общая направлен­ность личности: интере­сы, мотивы Поведение Сложные социальные потребности (включение в деятельность)
Социальная жизнедея­тельность в целом (на­пример, социальная си­туация в стране) Система ценностных ориентации на цели жизнедеятельности и средства их достижения Жизнедеятельность в целом Высшие социальные потребности (включение в социальную среду и реализация индивиду­альных и социальных ценностей)

Таким образом, регуляция жизнедеятельности проходит по схеме:

Ситуация Диспозиция Потребность

 
 


Деятельность


 


Исходя из диспозиционной концепции В. А. Ядова, можно описать структуру этнических диспозиций личности. Начнем с того, что окружающая среда, в которой живет этническая общность, включает в себя два основных вида условий:

1) гео­графические условия (например, равнина или горы, пустыня или берег моря, степь или леса)

2) плотность окружения данной этнической общности другими этносами.

Предположим, что этническая общность имеет три уровня потребностей:

— потребность в выживании;

— потребность в общении и взаимодействии с другими этно­сами;

— потребность в создании социума.

Как уже отмечалось, этническое дано человеку в отношении, в частности в отношении к людям своей и других общностей. Этносоциальные установки формируют стереотипы чувствова­ния, стереотипы поведенческих реакций, стереотипы познания окружающих людей. Воспитываясь в этнической среде, человек усваивает сложившиеся там ранее этносоциальные установки и стереотипы и руководствуется ими при взаимодействии со своим и чужими этносами. Оценивать этнические установки как пло­хие или хорошие неправомерно. Они существуют в реальности длительное время и способствуют выживанию этносов в окру­жающем этническом и социальном мире.

Гипотетически можно выделить четыре варианта базовых эт­нических установок:

1) поведенческие реакции, дозволенные в своей, но не до­зволенные в чужой этнической общности;

2) поведенческие реакции, дозволенные и в своей и в чужой этнической среде;

3) поведенческие реакции, не дозволенные ни в своей, ни в чужой этнической среде;

4) поведенческие реакции, не дозволенные в своей, но дозво­ленные в чужой этнической среде

Наиболее ярко этнические установки проявляются в невер­бальных формах общения (позы, движения, жесты, мимика, ди­станция, интонации и пр.), типичных для различных этнических групп.

Базовые этнические установки создают предпосылки для формирования более сложной диспозиционной системы.

Этнические установки на восприятие своего и других наро­дов основываются не только на знании традиций этих народов, в которых наиболее ярко представлены стереотипы поведения, и истории межнациональных отношений, в которой проявляются стереотипы восприятия друг друга, – в них обязательно содер­жатся эмоциональный и оценочный компоненты. То, что в отно­шении собственного народа называется экономностью, примени­тельно к другому народу может именоваться скупостью.

Одно и то же по­ведение в зависимости от отношения к его субъекту может ин­терпретироваться полярно: «наглость—внимательность», «без­ответственность – очень большая занятость», «небрежность – творческое отношение к делу».

Таким образом, этнические уста­новки формируют:

1) этнические стереотипы восприятия друг друга;

2) этнические стереотипы интерпретации и оценки пове­дения друг друга;

3) этнические стереотипы поведения в окру­жении своего и чужого этносов.

Этнические стереотипы довольно жестко закрепляются в этно- и онтогенезе. Поступая определенным образом по отноше­нию к представителю своего или чужого этноса, человек не за­думывается о мотивах своего поступка. Поступать подобным образом принято, стереотипизировано.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать ряд выводов о системе этнических диспозиций:

1. Этническое в личности—это целостная система диспози­ций, выработанная в процессе исторического развития этниче­ской общности и актуализирующаяся в данное историческое время в данной социальной среде.

2. В этногенезе при взаимодействии людей, принадлежащих к одной этнической общности, в диспозиционной структуре их личностей постепенно утверждаются базовые, основополагаю­щие установки, регулирующие этническое поведение.

3. Структура базовых этнических установок и диспозиций определяется природными и социальными условиями жизнедея­тельности этнической общности и ее основными потребностями.

4. Базовые этнические установки регулируют стереотипы восприятия и интерпретации личностных качеств представите­лей своей и чужих этнических общностей, стереотипы их пове­дения и деятельности в ситуациях межэтнического взаимодей­ствия.

5. Представители разных этносов различаются не набором личностных качеств, а спецификой базовых этнических устано­вок на приемлемость либо неприемлемость того или иного сте­реотипа поведения в своей и чужих этнических общностях.