ГЛАВА 9. ЭТНИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ.

(аксиология этнического)

В современной социально-психологической науке под цен­ностью понимают предельно обобщенный социальный опыт, по­лучаемый в фило- и онтогенезе.

Процесс иерархизации ценностей, выделения высших из них, осуществляется в группе, в том числе этнической, при совмест­ной деятельности и общении. Существует горизонтальная (внут­ри группы, этноса) и вертикальная (межпоколенная) передача ценностей. Индивид, принявший присущую группе систему цен­ностей, становится носителем группового сознания. Если же речь идет об этнических ценностях, то употребляется термин «этнофор», обозначающий индивида как носителя этнического сознания. Поэтому этнические ценности всегда двойственны по своей структуре, так как психологичны по локусу существова­ния и социальны по функции.

В этнической психологии существует несколько классифика­ций этнических ценностей. Одна из последних предложена А. О. Бороноевым и П. И. Смирновым, на примере русского этноса выделившими 5 групп ценностей:

1) модусы социальной значимости, включающие в себя це­левые ценности субъекта деятельности: духовность, зна­ния, слава, мастерство, дело, власть, богатство;

2) инструментальные ценности социального происхождения:

право, справедливость, свобода, солидарность, мило­сердие;

3) инструментальные ценности природного происхождения:

жизнь, ум, здоровье, ловкость, сила, красота;

4) целевые ценности субъекта, содержащие в себе характе­ристики природной среды: вещество, энергия, простран­ство;

5) высшие общечеловеческие ценности: бог, общество, род­ной народ, человек (как «ближний»).

Присущий этническим ценностям аффективный элемент реа­лизуется через индивидуальные и коллективные ценностные от­ношения к действительности. Эти ценностные отношения фикси­руются в идейно-психологических формах: мнениях, образах, персонификациях общественных отношений. В них отражены представления о действительности, желаемом, должном, спра­ведливом.

В этнической психологии выделяются различные стороны отражения этнического в структуре личности. Наиболее про­работанные в теоретическом плане концепции этнического пред­лагают многоуровневую структуру этого социально-психологи­ческого образования.

Национальная идеология, вырабатываемая государством и обществом в виде социальных институтов. Это теоретически оформленная система взглядов этнофора на:

1) национальные проблемы,

2) национальные интересы,

3) национальные (этни­ческие) ценности.

Это высший уровень национального. Здесь сильны когнитив­ные элементы, а аффективные элементы слабее. Последние мо­гут вноситься в национальную идеологию осознанно, и история человечества знает национальные идеологии, где аффективное, неадекватное отражение действительности служило ядром и как бы ценностным стержнем. Такие идеологии всегда строятся при обильном использовании мифов, стереотипов, предрассудков, «образа врага».

Такое понимание этнического фактически воспроизводит структуру стереотипа, в том числе этнического стереотипа, где принято выделять когнитивную, аффективную и поведенческую составляющие.

Процесс формирования и становления у индивида этниче­ского проходит ряд стадий, соответствующих уровням диспозиционной регуляции социального поведения личности. Базирую­щаяся на ценностных ориентациях личности система диспозиций в качестве регуляторов социального поведения личности впер­вые была предложена В. А. Ядовым.

Первому уровню этнических диспозиций соответствуют на­циональные чувства. Индивид на начальном этапе онтогенеза в процессе социализации (этнизации) вырабатывает комплекс стойких поведенческих реакций на представителей своего этно­са.

По мере взросления индивид все чаще и чаще становится сначала зрителем, а затем и участником ритуалов, вытекающих из национальных традиций. Это второй уровень этнических дис­позиций, соответствующий национальной психологии. Нацио­нальные чувства при этом укрепляются.

На третьем уровне этнических диспозиций—уровне нацио­нального самосознания—уже можно говорить о примате когни­тивных компонентов над аффективными.

И, наконец, четвертому, высшему, уровню этнических диспо­зиций в структуре личности соответствует национальная идео­логия. На этом уровне происходит усвоение (интериоризация, по Л. С. Выготскому) выработанных как обществом, так и государством концепций этнического, схем межэтнических отно­шений, представлений об этносах, норм поведения в полиэтни­ческом социуме, идеалов «желаемого будущего», «справедли­вого будущего», «базовой для конкретного этноса личности» и других идеально-ценностных конструкций, призванных выпол­нять регулирующую функцию в обществе. Этот уровень этнического в определенной мере зависит от политики государства в национальном вопросе, он подвержен воздействию государствен­ных институтов, средств массовой информации как прямо, так и косвенно.

Диспозиционный подход к пониманию этнического как цен­ности, проявляющейся в поведении, выводит нас на проблему усвоения индивидом как человеком конкретного этноса опреде­ленных матриц поведения, вырастающих из этнических стерео­типов. Общество через систему санкций и поощрений способст­вует полному и адекватному в случае благоприятной социаль­ной ситуации усвоению этнического стереотипа поведения. Он поддерживает индивида в реализации данного стереотипа пове­дения, облегчает его становление и развитие. Окраска в цен­ностные тона стереотипов поведения, вырастающих из этниче­ских традиций, обычаев, норм, играет социально-регулирующую роль.

В заключение сделаем несколько общих выводов.

Этническое как ценность имеет двойственную структуру: оно психологично по локусу существования и социально по функциям.

2. Этническое как ценность существует в форме диспозиций и может быть представлено на четырех уровнях (от нижнего к верхнему):

— национальные чувства,

— национальная психология,

— национальное самосознание,

— национальная идеология.

Перемещение от нижнего уровня к верхнему сопровожда­ется двумя изменениями: нарастанием доли когнитивных эле­ментов и уменьшением (но не исчезновением!) доли аффектив­ных элементов. Только на уровне национальной идеологии воз­можно теоретическое отражение действительности, тогда как предшествующие уровни связаны с обыденным сознанием. На­бор поведенческих матриц индивида как представителя этноса определяется этническими диспозициями всех четырех уровней.

3. Глубина и размах межэтнических конфликтов на межлич­ностном уровне зависят от характера коммуникативного пове­дения партнеров. Обращение к партнеру в межэтническом об­щении должно исключать пересекающиеся коммуникации— следствие общения с разных уровней этнических диспозиций.

4. Этнопсихологическая маргинальность, существующая в формах объективной этнопсихологической маргинальности и этнопсихологической двойственности, может обострять пережива­ния этнического как ценности и выступать фактором дестабили­зации межэтнических отношений.

5. Наряду с традиционными средствами этнической консоли­дации (флаг, греб, гимн) существуют и более современные: этническая элита и истеблишмент, баланс между которыми влияет на стабильность государства и общества. Национальная идеология вырабатывается элитой, однако ее реализация осу­ществляется истеблишментом.