рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ГЛАВА 10. ЭТНИЧЕСКИЕ ЭКСПЕКТАЦИИ И НОРМАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 10. ЭТНИЧЕСКИЕ ЭКСПЕКТАЦИИ И НОРМАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. - Конспект, раздел Психология, Введение в этническую психологию В Отечественной Этносоциологической И Этнопсихологической Литературе Большинс...

В отечественной этносоциологической и этнопсихологической литературе большинство авторов ставят вопрос об «объектив­ной властности этнических норм», т. е. о том, насколько нормы обусловливают социальное поведение «человека этнического», независимо от каких бы то ни было типов «конвенций» или «авторитетности», субъективных воль, желаний и предпочтений индивидов и общностей. Основное назначение и действие этни­ческих норм, равно как и мотивация согласия личности с этими нормами, состоят в обеспечении существования и функциониро­вания этноса в качестве организованного целого, а ее участни­ков в качестве членов организационной системы, занимающих определенное положение в ее функциональной, операциональ­ной и статусной структурах и обеспечивающих существование этноса как единого целого.

Социальное взаимодействие людей обусловлено множеством факторов, среди которых этнические экспектации (или ожида­ния) имеют особое значение. Выступая в определенной роли, каждый человек обладает правами по отношению к другим участникам взаимодействия. Его права образуют ожидания, об­ращенные к другим участникам и побуждающие их что-то де­лать ради него. Поскольку роли взаимосвязаны, то зкспектации обязательно взаимодополнительны. Что составляет право для одного партнера—является обязанностью для другого. Суть социальных ролей заключается в том, чтобы исполнять обязан­ности, которые налагаются определеной ролью, и осуществлять свои права по отношению к другим.

В этнической психологии такой подход находит самое ши­рокое применение. Ведь идентификация субъекта с определен­ным этносом и осознание себя как представителя этноса, эт­нической группы начинается прежде всего с принятия роли представителя данной этнической группы.

Множественность обусловливающих реальный процесс эт­нического взаимодействия объективных и субъективных факто­ров предопределяет то, что функционально-ролевая структура группы «стремится» к социальной адекватности, к соответствию объективным требованиям более мощных социальных систем. Это предполагает наличие в разной степени осознанной крити­ческой оценки членами этнической группы как собственной функциональной роли в структуре взаимодействия, так и самой структуры в целом. Поскольку функционалыно-ролевая струк­тура группы в значительной степени мобильна, то степень ее полноты, адекватность персонификации ролей возможностям и способам действий исполнителей закономерно продуцируют определенную степень напряженности и конфликтогенности межличностных и межэтнических отношений, особенно когда этнофоры не адекватны в своем поведении существующим эт­ническим экспектациям и ролям. Таким образом, кооперация может протекать без помех в том случае, если ясно определены роли, и эти определения в достаточной степени разделяются всеми участниками и обязательны в организованном взаимо­действии.

При анализе социального взаимодействия индивидов норма выступает как эталон, образец, регулирующий психологические механизмы деятельности, как организационно-структурный «па­раметр», компонент «планов» поведения, как образ, регулиру­ющий процесс деятельности. К механизмам такой регуляции относятся: сопоставление реального поведения и образца, оцен­ка отклонения, выбор альтернативных вариантов поведения с учетом заданной нормы, выбор самого образца (нормы), со­поставление результатов деятельности с заданными образцами.

Воздействие на поведение человека через сознание путем прямого представления нормы в словесной формулировке – один из важнейших каналов социализации индивида и приоб­ретения им знаний о нормах. Но и этот путь, и структурные преобразования внутреннего мира личности под влиянием со­циальных норм наиболее эффективны при организации усло­вий, форм, способов поведения, в которых заложены, объекти­вированы необходимые социальные нормы, в частности нормы этнические. Таковыми обычно являются как стихийно складыва­ющиеся так и исторически детерминированные этнические нор­мы поведения. С учетом этнических норм могут быть специаль­но организованы конкретные условия деятельности и поведения человека, а в более широком контексте—этнической группы и общности. Ведь формирование личности и ее субъективного мира протекает в конкретных, частных условиях, в непосредст­венном окружении и главным образом в прямом контакте и во взаимоотношениях с членами реальных групп.

Каждый член этнической группы выполняет множество обя­занностей. Одни из них четко нормированы предписаниями (например, должностными инструкциями); другие регулиру­ются распоряжениями, приказами руководителей, референтных лидеров; третьи обусловлены определенным социально-психо­логическим статусом каждого члена группы. Выполнение обя­занностей контролируется, и если они не выполняются, при­меняются соответствующие санкции. При этом мера исполне­ния членом группы ролевых предписаний может зависеть и от того, в какой степени этим предписаниям следуют другие члены социальной или этнической группы.

Принятие роли—это сложный процесс, включающий в себя прежде всего идентификацию с другим человеком. Только во­образив себя на месте другого, человек может представить его внутреннее состояние. Однако способность человека постигать поведение других, ограничена его культурой и личным опытом.

Изучение же психологических механизмов функционирования этнических обычаев и норм может осуществляться по двум на­правлениям: как анализ механизмов социальной нормативной регуляции индивидуального поведения и как исследование ме­ханизмов трансформации индивидуального поведения в элемен­ты совместной деятельности членов этнической группы. Проб­лема психологических механизмов достаточно детально разра­ботана социальными психологами. Особое внимание обращено на регуляцию поведения индивида посредством выработанных в обществе и группе норм, образцов, стереотипов и пр.

Большинство положений о природе социальных норм тяго­теет к одному из двух полюсов: конвенциальному или автори­тарному. При «конвенциальной» трактовке социальные нормы сводятся к правилам, результатам договора, соглашения, сдел­ки. При, «авторитарной» трактовке они считаются навязанными авторитетом, обычно речь идет о «надгрупповой» сущности, «надчеловеческом» содержания норм, о привнесении их извне, об их априорности, стабильности. Если в одних общностях вырабатываются и действуют нормы, опирающиеся на всевозмож­ные формы авторитета (от группового лидера до абсолюта),. а в других—конвенциальные нормы (нормы-соглашения, нор­мы-сделки, нормы-правила), то истоки этого следует искать в объективных условиях. Содержание норм во многом опреде­ляется не только характером группового взаимодействия, но и социальными этническими факторами.

Социальные психологи, конфликтологи, юристы уделяют большое внимание разработке средств такого согласования и анализу причин, вызывающих аномальное, отклоняющееся, противонормное поведение. Противоречие между функциональ­ными влечениями, мотивами человека и функциональными тре­бованиями общества неизбежно вызывает конфликт при социа­лизации личности. Низкая мотивация превращает человека в автомат, повинующийся внешним импульсам и стимулам. Вза­имосвязь мотивации и нормативной регуляции в конфликтной ситуации возможна в двух случаях: 1) когда выполнение ролей и следование нормам направлены на достижение личного ста­туса и 2) когда общество представляет лицам, занимающим определенный статус, социальные награды.

Существуют ситуации, когда мотивация к несогласию с нормами несравненно сильнее, чем мотивация к согласию с ними. В этих случаях исследователи обращаются к теории со­циального контроля. Оказывается, что наличия высокой моти­вации личности недостаточно для обеспечения следования нор­мам, необходимо привлечение вырабатываемых обществом средств внешнего принуждения и побуждения. Стремление к «согласию с нормами» может привести к возникновению глу­боких конфликтов личности с нормативными требованиями со­циума, если имеет место фрустрация влечений, которая в итоге разрушает побудительную мотивацию и приводит к несогласию с социальными нормами, в том числе этническими. Фрустрация побуждений и влечений может стать базисом для мотивации поведения, идущего вразрез с предписанными, запрещающими нормами. Для предотвращения открытого выражения личностью противонормного поведения и предлагается использовать сред­ства и методы социального контроля.

Проблему защиты общества от фрустрированных (конфликтогенных) влечений личности сторонники психоанализа связы­вают с возможностью использования в этих целях механизмов, разрабатываемых в психоаналитической персонологии как ме­ханизмы защиты «эго» от «страдания», т. е. механизмов заме­щения, сублимации. Следует отметить, что при известной одно­сторонности психоаналитического подхода к субъективному миру личности в работах психоаналитиков делаются попытки анализа таких нравственных образований личности, как мораль­ная тревожность, стыд, вина, переживание социальных санкций и др., имеющих и этническую окраску. Защитные механизмы должны освободить личность от внутреннего конфликта с нор­мами, дать ей возможность каким-то образом реализовать по­буждение и мотивацию. В ряде случаев предлагаются технологические процедуры, которые могут быть использованы как частные средства психологической помощи и терапии. В рабо­тах этого направления идет активный поиск средств защиты как социума, так и личности в целях обеспечения и упрочения стабильности существующей нормативной системы. Вопрос же о преобразовании, переструктурировании, изменении мотивационной сферы личности в ходе ее социализации не ставится.

Среди институциональных способов регулирования норма­тивного поведения наиболее популярны и эффективны две группы: требовательности и стимулирования.

Наиболее популярным способом проявления требователь­ности к этнофорам или всей этнической общности является приказание. Приказание—это категорическая форма требова­ния. Категоричность – высокая степень волевого побуждения – может быть выдержана в общей деперсонифицированной фор­ме, но может формулироваться и в отношении к конкретному лицу (лицам), которое проявляет тенденцию к девиантному этническому поведению.

Требовательность как способ регулирования предполагает строгое и четкое регламентирование поведения и деятельности, при этом важное значение приобретают последовательность и систематичность социального контроля общности над кон­кретным субъектом.

К популярным способам нормативного регулирования через стимулирование относятся такие, как доверие и одобрение.

В заключение сформулируем основные принципы регулиро­вания нормативного поведения.

Принцип определенности состоит в том, что лидер или сама этническая общность должны определить, насколько выбранный способ воздействия может стимулировать нормативное поведе­ние. Так, поощрение в виде одобрения в разных формах долж­но побуждать к проявлению добросовестности, ответственности и дисциплинированности, но возможна ситуация, когда этот способ воздействия не будет эффективным.

Принцип адекватности предполагает, что система применя­емых способов воздействия должна быть понятна всем членам этнической группы или общности и расцениваться как справед­ливая. Это необходимо для соблюдения меры объективности и соразмерности одобрения. Только на основании такого под­хода можно оценить достижения субъекта и определить спра­ведливую меру поощрения или наказания. Ведь наказание в нормативной регуляции не только мера ущемления субъекта, но и основание для раздумий и переоценки поведения и дея­тельности. А для этого необходимо, чтобы субъект понимал смысл воздействия и считал его объективным. Объективность и соразмерность коррегирующего воздействия—важные аспекты принципа адекватности регулирования нормативного поведения, Но они должны быть таковыми не только по содержанию, но и по форме. В разнообразии форм и заложена возможность ин­дивидуального подхода к личности этнофора.

Принцип своевременности применения социальных санкций, казалось бы, не вызывает сомнения. Однако на практике он не всегда соблюдается. Обычно отклонение от норм, не исполне­ние в должной мере социальной роли карается группой или общностью, но важно, чтобы как поощрение, так и наказание наступали вслед за совершенным поступком. При стимулиро­вании своевременность является одной из форм проявления объективности и быстроты оценки выполнения существующих норм, положений или распоряжений.

Принцип наглядности означает предметное выражение того, что нужно познать и как лучше сделать, помогает активизиро­вать воздействие. Формы наглядности весьма разнообразны и зависят от возможностей этнической группы (общности). Наи­более эффективны те, которые используются в средствах мас­совой информации. Этот принцип должен обязательно соблю­даться лидерами.

Названные принципы нормативного регулирования безуслов­но должны применяться комплексно. Ни один из них не может быть назван хорошим или плохим, адекватным или неадекват­ным без учета конкретной социальной ситуации.

Социальные условия в обществе изменчивы. Меняются и системы норм. Человек может быть полноценным и активным участником социального, в том числе этнического, взаимодейст­вия, не только усваивая жестко фиксированные, конкретные по содержанию и направленности нормы, но и гибко приспосабливаясь к ним. Следует иметь в виду, что системы норм, особенно норм трудовых, политических, используемые при регуляции частных, конкретных актов этнического поведения и взаимо­отношений, достаточно мобильны. Поэтому нормативная регу­ляция служит принципом организации реальной динамической системы поведения и деятельности личности или целой общ­ности.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в этническую психологию

Введение в этническую психологию. Конспект учебного пособия. Под ред. Ю.П. Платонова. 1999...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ГЛАВА 10. ЭТНИЧЕСКИЕ ЭКСПЕКТАЦИИ И НОРМАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЕВРОПЕЙСКИЕ ФИЛОСОФЫ О ПСИХОЛОГИИ НАРОДОВ.
Проблема этнических различий, их влияния на быт и куль­туру народов, на жизнедеятельность людей давно заинтересовала исследователей. Об этом писали еще Гиппократ, Страбон, Платон и др. Пе

СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.
Развитие западной этнической психологии в XX в. обусло­вили два важнейших фактора: стремление свести все проблемы, касающиеся различных структурных уровней этнических общностей, прежде всего к инди

СТАНОВЛЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ.
В России этнопсихологические исследования первоначально были делом литераторов, этнографов и языковедов. Объектом познава­тельного интереса этническое самосознание русского народа стало в

СОВЕТСКАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Историю советской этнической психологии можно условно разделить на несколько периодов. В первые годы становления Советского государства интерес к этнической проблематике был стимулирован

ГЛАВА 2. ТРАДИЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИИ ЭТНОСА.
В структуре этнической психологии традиционно выделяют статические (долговременные) и динамические (кратковременные) компоненты. Когда психические явления, сложившиеся в процессе исторического разв

ГЛАВА 3. ПРЕДМЕТ СОВРЕМЕННОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.
Этническая психология представляет собой область знаний, источниками которых выступают различные гуманитарные нау­ки, в том числе этнология и психология. Ее статус как междисциплинарной науки вытек

ГЛАВА 4. ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.
Изучение влияния этнических особенностей на структурно-функциональную организацию психики на отдельных этапах онто- и филогенеза – важнейшее условие для понимания психо­физиологических отличий пред

ГЛАВА 5. ЭТНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.
Основной задачей этнопсихологического подхода к изуче­нию личности является определение закономерностей ее раз­вития в постоянно меняющемся мире. Становление личности идет параллельно становлению и

ГЛАВА 6. ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ.
Этническая общность – это первичная форма организации социального бытия. Появление этнического в личности обус­ловлено социальными отношениями. Оно возникает уже в ис­торически первичной человеческ

ГЛАВА 7. ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ.
Впервые понятие «стереотип» было введено в науку амери­канским психологом У. Липпманом. В 1922 г. в книге «Обще­ственное мнение» он использовал термин «социальный стерео­тип», определяя его как упо

ГЛАВА 8. ЭТНИЧЕСКИЕ ДИСПОЗИЦИИ.
Этническое в личности—это целостная система отношений и установок, выработанная в процессе исторического развития эт­нической общности и проявляющаяся, актуализирующаяся в данное историческое время

ГЛАВА 9. ЭТНИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ.
(аксиология этнического) В современной социально-психологической науке под цен­ностью понимают предельно обобщенный социальный опыт, по­лучаемый в фило- и онтогенезе. Пр

ГЛАВА 11. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
Анализ специфики взаимодействия этнических сообществ и групп ставит проблему изучения этносоциальных отношений. Выделение этноса в качестве субъекта коллективного действия или социального взаимодей

ГЛАВА 12. ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИИ АСПЕКТ В ПЕДАГОГИКЕ.
Целостное описание этнической общности предполагает изу­чение особенностей ее системы воспитания как института пере­дачи поколениями своего культурно-исторического опыта. В современном мире личност

ГЛАВА 13. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЭТНОСА.
Как известно, понятие культуры имеет несколько значений. Два из них являются основными: 1) культура как результат материальной и духовной деятельности людей; 2) культура как у

ГЛАВА 14. РУССКИЕ И СУДЬБА РОССИИ.
(опыт этнопсихологического исследования) Россию (а также ее «наследника»—СССР) со времен Ивана Грозного отличает от стран Запада неравномерность исторического развития, «рваный ри

ОГЛАВЛЕНИЕ.
ГЛАВА 1. История этнической психологии: 1.1. Европейские философы о психологии народов (Бороноев А. О.)..... …………. …….. 1 1. 2. Современная западная этническая психология

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги