ГЛАВА 10. ЭТНИЧЕСКИЕ ЭКСПЕКТАЦИИ И НОРМАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

В отечественной этносоциологической и этнопсихологической литературе большинство авторов ставят вопрос об «объектив­ной властности этнических норм», т. е. о том, насколько нормы обусловливают социальное поведение «человека этнического», независимо от каких бы то ни было типов «конвенций» или «авторитетности», субъективных воль, желаний и предпочтений индивидов и общностей. Основное назначение и действие этни­ческих норм, равно как и мотивация согласия личности с этими нормами, состоят в обеспечении существования и функциониро­вания этноса в качестве организованного целого, а ее участни­ков в качестве членов организационной системы, занимающих определенное положение в ее функциональной, операциональ­ной и статусной структурах и обеспечивающих существование этноса как единого целого.

Социальное взаимодействие людей обусловлено множеством факторов, среди которых этнические экспектации (или ожида­ния) имеют особое значение. Выступая в определенной роли, каждый человек обладает правами по отношению к другим участникам взаимодействия. Его права образуют ожидания, об­ращенные к другим участникам и побуждающие их что-то де­лать ради него. Поскольку роли взаимосвязаны, то зкспектации обязательно взаимодополнительны. Что составляет право для одного партнера—является обязанностью для другого. Суть социальных ролей заключается в том, чтобы исполнять обязан­ности, которые налагаются определеной ролью, и осуществлять свои права по отношению к другим.

В этнической психологии такой подход находит самое ши­рокое применение. Ведь идентификация субъекта с определен­ным этносом и осознание себя как представителя этноса, эт­нической группы начинается прежде всего с принятия роли представителя данной этнической группы.

Множественность обусловливающих реальный процесс эт­нического взаимодействия объективных и субъективных факто­ров предопределяет то, что функционально-ролевая структура группы «стремится» к социальной адекватности, к соответствию объективным требованиям более мощных социальных систем. Это предполагает наличие в разной степени осознанной крити­ческой оценки членами этнической группы как собственной функциональной роли в структуре взаимодействия, так и самой структуры в целом. Поскольку функционалыно-ролевая струк­тура группы в значительной степени мобильна, то степень ее полноты, адекватность персонификации ролей возможностям и способам действий исполнителей закономерно продуцируют определенную степень напряженности и конфликтогенности межличностных и межэтнических отношений, особенно когда этнофоры не адекватны в своем поведении существующим эт­ническим экспектациям и ролям. Таким образом, кооперация может протекать без помех в том случае, если ясно определены роли, и эти определения в достаточной степени разделяются всеми участниками и обязательны в организованном взаимо­действии.

При анализе социального взаимодействия индивидов норма выступает как эталон, образец, регулирующий психологические механизмы деятельности, как организационно-структурный «па­раметр», компонент «планов» поведения, как образ, регулиру­ющий процесс деятельности. К механизмам такой регуляции относятся: сопоставление реального поведения и образца, оцен­ка отклонения, выбор альтернативных вариантов поведения с учетом заданной нормы, выбор самого образца (нормы), со­поставление результатов деятельности с заданными образцами.

Воздействие на поведение человека через сознание путем прямого представления нормы в словесной формулировке – один из важнейших каналов социализации индивида и приоб­ретения им знаний о нормах. Но и этот путь, и структурные преобразования внутреннего мира личности под влиянием со­циальных норм наиболее эффективны при организации усло­вий, форм, способов поведения, в которых заложены, объекти­вированы необходимые социальные нормы, в частности нормы этнические. Таковыми обычно являются как стихийно складыва­ющиеся так и исторически детерминированные этнические нор­мы поведения. С учетом этнических норм могут быть специаль­но организованы конкретные условия деятельности и поведения человека, а в более широком контексте—этнической группы и общности. Ведь формирование личности и ее субъективного мира протекает в конкретных, частных условиях, в непосредст­венном окружении и главным образом в прямом контакте и во взаимоотношениях с членами реальных групп.

Каждый член этнической группы выполняет множество обя­занностей. Одни из них четко нормированы предписаниями (например, должностными инструкциями); другие регулиру­ются распоряжениями, приказами руководителей, референтных лидеров; третьи обусловлены определенным социально-психо­логическим статусом каждого члена группы. Выполнение обя­занностей контролируется, и если они не выполняются, при­меняются соответствующие санкции. При этом мера исполне­ния членом группы ролевых предписаний может зависеть и от того, в какой степени этим предписаниям следуют другие члены социальной или этнической группы.

Принятие роли—это сложный процесс, включающий в себя прежде всего идентификацию с другим человеком. Только во­образив себя на месте другого, человек может представить его внутреннее состояние. Однако способность человека постигать поведение других, ограничена его культурой и личным опытом.

Изучение же психологических механизмов функционирования этнических обычаев и норм может осуществляться по двум на­правлениям: как анализ механизмов социальной нормативной регуляции индивидуального поведения и как исследование ме­ханизмов трансформации индивидуального поведения в элемен­ты совместной деятельности членов этнической группы. Проб­лема психологических механизмов достаточно детально разра­ботана социальными психологами. Особое внимание обращено на регуляцию поведения индивида посредством выработанных в обществе и группе норм, образцов, стереотипов и пр.

Большинство положений о природе социальных норм тяго­теет к одному из двух полюсов: конвенциальному или автори­тарному. При «конвенциальной» трактовке социальные нормы сводятся к правилам, результатам договора, соглашения, сдел­ки. При, «авторитарной» трактовке они считаются навязанными авторитетом, обычно речь идет о «надгрупповой» сущности, «надчеловеческом» содержания норм, о привнесении их извне, об их априорности, стабильности. Если в одних общностях вырабатываются и действуют нормы, опирающиеся на всевозмож­ные формы авторитета (от группового лидера до абсолюта),. а в других—конвенциальные нормы (нормы-соглашения, нор­мы-сделки, нормы-правила), то истоки этого следует искать в объективных условиях. Содержание норм во многом опреде­ляется не только характером группового взаимодействия, но и социальными этническими факторами.

Социальные психологи, конфликтологи, юристы уделяют большое внимание разработке средств такого согласования и анализу причин, вызывающих аномальное, отклоняющееся, противонормное поведение. Противоречие между функциональ­ными влечениями, мотивами человека и функциональными тре­бованиями общества неизбежно вызывает конфликт при социа­лизации личности. Низкая мотивация превращает человека в автомат, повинующийся внешним импульсам и стимулам. Вза­имосвязь мотивации и нормативной регуляции в конфликтной ситуации возможна в двух случаях: 1) когда выполнение ролей и следование нормам направлены на достижение личного ста­туса и 2) когда общество представляет лицам, занимающим определенный статус, социальные награды.

Существуют ситуации, когда мотивация к несогласию с нормами несравненно сильнее, чем мотивация к согласию с ними. В этих случаях исследователи обращаются к теории со­циального контроля. Оказывается, что наличия высокой моти­вации личности недостаточно для обеспечения следования нор­мам, необходимо привлечение вырабатываемых обществом средств внешнего принуждения и побуждения. Стремление к «согласию с нормами» может привести к возникновению глу­боких конфликтов личности с нормативными требованиями со­циума, если имеет место фрустрация влечений, которая в итоге разрушает побудительную мотивацию и приводит к несогласию с социальными нормами, в том числе этническими. Фрустрация побуждений и влечений может стать базисом для мотивации поведения, идущего вразрез с предписанными, запрещающими нормами. Для предотвращения открытого выражения личностью противонормного поведения и предлагается использовать сред­ства и методы социального контроля.

Проблему защиты общества от фрустрированных (конфликтогенных) влечений личности сторонники психоанализа связы­вают с возможностью использования в этих целях механизмов, разрабатываемых в психоаналитической персонологии как ме­ханизмы защиты «эго» от «страдания», т. е. механизмов заме­щения, сублимации. Следует отметить, что при известной одно­сторонности психоаналитического подхода к субъективному миру личности в работах психоаналитиков делаются попытки анализа таких нравственных образований личности, как мораль­ная тревожность, стыд, вина, переживание социальных санкций и др., имеющих и этническую окраску. Защитные механизмы должны освободить личность от внутреннего конфликта с нор­мами, дать ей возможность каким-то образом реализовать по­буждение и мотивацию. В ряде случаев предлагаются технологические процедуры, которые могут быть использованы как частные средства психологической помощи и терапии. В рабо­тах этого направления идет активный поиск средств защиты как социума, так и личности в целях обеспечения и упрочения стабильности существующей нормативной системы. Вопрос же о преобразовании, переструктурировании, изменении мотивационной сферы личности в ходе ее социализации не ставится.

Среди институциональных способов регулирования норма­тивного поведения наиболее популярны и эффективны две группы: требовательности и стимулирования.

Наиболее популярным способом проявления требователь­ности к этнофорам или всей этнической общности является приказание. Приказание—это категорическая форма требова­ния. Категоричность – высокая степень волевого побуждения – может быть выдержана в общей деперсонифицированной фор­ме, но может формулироваться и в отношении к конкретному лицу (лицам), которое проявляет тенденцию к девиантному этническому поведению.

Требовательность как способ регулирования предполагает строгое и четкое регламентирование поведения и деятельности, при этом важное значение приобретают последовательность и систематичность социального контроля общности над кон­кретным субъектом.

К популярным способам нормативного регулирования через стимулирование относятся такие, как доверие и одобрение.

В заключение сформулируем основные принципы регулиро­вания нормативного поведения.

Принцип определенности состоит в том, что лидер или сама этническая общность должны определить, насколько выбранный способ воздействия может стимулировать нормативное поведе­ние. Так, поощрение в виде одобрения в разных формах долж­но побуждать к проявлению добросовестности, ответственности и дисциплинированности, но возможна ситуация, когда этот способ воздействия не будет эффективным.

Принцип адекватности предполагает, что система применя­емых способов воздействия должна быть понятна всем членам этнической группы или общности и расцениваться как справед­ливая. Это необходимо для соблюдения меры объективности и соразмерности одобрения. Только на основании такого под­хода можно оценить достижения субъекта и определить спра­ведливую меру поощрения или наказания. Ведь наказание в нормативной регуляции не только мера ущемления субъекта, но и основание для раздумий и переоценки поведения и дея­тельности. А для этого необходимо, чтобы субъект понимал смысл воздействия и считал его объективным. Объективность и соразмерность коррегирующего воздействия—важные аспекты принципа адекватности регулирования нормативного поведения, Но они должны быть таковыми не только по содержанию, но и по форме. В разнообразии форм и заложена возможность ин­дивидуального подхода к личности этнофора.

Принцип своевременности применения социальных санкций, казалось бы, не вызывает сомнения. Однако на практике он не всегда соблюдается. Обычно отклонение от норм, не исполне­ние в должной мере социальной роли карается группой или общностью, но важно, чтобы как поощрение, так и наказание наступали вслед за совершенным поступком. При стимулиро­вании своевременность является одной из форм проявления объективности и быстроты оценки выполнения существующих норм, положений или распоряжений.

Принцип наглядности означает предметное выражение того, что нужно познать и как лучше сделать, помогает активизиро­вать воздействие. Формы наглядности весьма разнообразны и зависят от возможностей этнической группы (общности). Наи­более эффективны те, которые используются в средствах мас­совой информации. Этот принцип должен обязательно соблю­даться лидерами.

Названные принципы нормативного регулирования безуслов­но должны применяться комплексно. Ни один из них не может быть назван хорошим или плохим, адекватным или неадекват­ным без учета конкретной социальной ситуации.

Социальные условия в обществе изменчивы. Меняются и системы норм. Человек может быть полноценным и активным участником социального, в том числе этнического, взаимодейст­вия, не только усваивая жестко фиксированные, конкретные по содержанию и направленности нормы, но и гибко приспосабливаясь к ним. Следует иметь в виду, что системы норм, особенно норм трудовых, политических, используемые при регуляции частных, конкретных актов этнического поведения и взаимо­отношений, достаточно мобильны. Поэтому нормативная регу­ляция служит принципом организации реальной динамической системы поведения и деятельности личности или целой общ­ности.