ГЛАВА 11. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

Анализ специфики взаимодействия этнических сообществ и групп ставит проблему изучения этносоциальных отношений. Выделение этноса в качестве субъекта коллективного действия или социального взаимодействия является методологически оп­ределенным, так как субъект деятельности, ее предмет и сред­ства составляют единое целое. Рассмотрение понятий «этниче­ское сообщество», «этнический коллектив», «этническая группа» как рядоположенных позволяет использовать инструментарий, применяемый в социальной психологии малых групп и коллек­тивов.

Проблема изучения социально-психологических характери­стик групп (коллективов) как факторов результативного социального взаимодействуя стала интенсивно изучаться в отече­ственной социальной психологии в 1960—1970-х гг.

Одним из первых к этой проблеме обратился Л. И. Уманский. Выделяя социально-психологические характеристики группового субъек­та, он подчеркивал, что психологическая структура контактной группы актуализируется и реализуется только в социальном взаимодействии, именно в нем, группа реально и динамично функционирует. Психологическая структура группового субъек­та, с его точки зрения, может быть представлена тремя блоками характеристик. Первый—»общественный» блок—включает в себя социальную направленность, организованность и подго­товленность субъекта деятельности, отражая соответственно идеологическую, управленческую и профессионально – деловую сферы групповой жизнедеятельности. Второй – «личностный» блок—объединяет интеллектуальную, эмоциональную и воле­вую коммуникативность и отражает три стороны сознания и соответствующие сферы жизнедеятельности входящих в группу личностей. В третий блок – «блок общих качеств» – вошли такие социально-психологические характеристики контактного группового субъекта, как интегративность, микроклимат, референтность, лидерство, интро- и интергрупповая активность.

Выделенные социально-психологические феномены, возника­ющие в процессе межличностного взаимодействия, могут найти применение при изучении этнических групп и сообществ. Так, «социальная направленность» может характеризовать социаль­ную ценность принятых этнической группой целей, мотивов взаимодействия, ценностных ориентации и групповых норм, т. е. идеологическую сферу группового сознания. «Организо­ванность» этнической группы раскрывает ее способность к са­моуправлению, к оптимальным функционально-ролевым взаи­моотношениям. «Подготовленность» может рассматриваться как готовность членов этнической группы к тому или иному взаимо­действию на основе необходимых для этого знаний, умений и навыков. «Интеллектуальная коммуникативность» может ха­рактеризовать межличностное восприятие и установление вза­имопонимания между участниками взаимодействуя в процессе общения. «Эмоциональная коммуникативность» определяет эмоциональность межличностных связей членов группы, дина­мику эмоционального настроя и его потенциалы. «Волевая ком­муникативность» рассматривается как способность этнической группы противостоять трудностям и препятствиям, как своеоб­разная стрессоустойчивость, надежность в экстремальных си­туациях. «Интегративность» выступает мерой единства, слит­ности, общности членов этнической группы. «Микроклимат» определяет самочувствие каждого этнофора в группе, его удов­летворенность группой, комфортность в ней. «Референтность» означает степень принятия членами группы группового эталона, их идентификацию с эталоном групповых этнических ценно­стей. «Лидерство»—влияние наиболее авторитетного этнофора на группу. «Интрогрупповая активность» выступает мерой ак­тивности этнофоров. «Интергрупповая активность» означает влияние одной этнической группы на другие.

Другое направление исследований характеристик коллектив­ного субъекта деятельности базируется на концепции деятельностного опосредования групповой активности, предложенной А. В. Петровским. Коллективный субъект, согласно этой кон­цепции, выступает как иерархически организованная, много­уровневая система активиости, состоящая из различных по степени опосредованности процессом совместной деятельности элементов. В качестве ведущего фактора становления и разви­тия всех форм внутригрупповой активности выделяется со­циально значимая совместная деятельность.

Социально-психологический анализ эффективной групповой деятельности показал, что влияние на ее успешность оказы­вают, главным образом, те изменения, которые происходят в специфических отношениях, возникающих при совместной деятельности. Межэтническое взаимодействие в этом аспекте может быть представлено в виде активного и координированного сотрудничества, предполагающего ведущие занятия и цели до­минирующей этнической группы в данном сообществе. На ус­пешность деятельности группы должны оказывать влияние те изменения, которые происходят не только в ее структурно-фор­мальных параметрах, но и в специфических для нее отноше­ниях, возникающих в процессе совместной коллективной дея­тельности.

Решая вопрос о соответствии системы критериев (показате­лей, признаков) эффективности группы, необходимо различать два уровня такого соответствия: нормативный и сверхнорматив­ный, т. е. соответствие поведения и результатов деятельности членов группы только правовым нормам и соответствие не толь­ко им, но и высшим морально-нравственным ожиданиям, не ставшим еще нормами для всех. Понятию «сверхнормативная активность группы», с нашей точки зрения, созвучен термин, введенный в употребление Л. Н. Гумилевым, —»пассионарность этноса» (или образно—»локомотив этногенеза») как способ­ность и стремление к изменению окружения. Импульс пассионарности бывает столь силен, что носители этого признака – пассионарии – не могут рассчитать себя в плане последствий своих поступков. Степени пассионарности различны, но для того чтобы она имела видимые и фиксируемые историей прояв­ления, необходимо много пассионариев, т. е. это признак не только индивидуальный, но и популяционный. Исходя из этого можно сформулировать и закон этногенеза: работа, выполня­емая этническим коллективом, прямо пропорциональна уровню «пассионарного напряжения», т. е. количеству имеющейся в эт­нической системе пассионарности в зависимости от количества персон, составляющих этнос. В терминах социальной психоло­гии пассионарность можно рассматривать как уровень актив­ности этнического коллектива (сообщества), этнос в данном случае выступает субъектом коллективной жизнедеятельности со своим набором характеристик.

В качестве основных характеристик субъекта совместной деятельности, раскрывающих ее динамический (процессуаль­ный) характер, исследователями, в частности А. Л. Журавле­вым, выделяются: целенаправленность, мотивированковать, структурированность, согласованность, интегративность, орга-низованность, результативность, пространственные и времен­ные особенности жизнедеятельности коллективного субъекта.

Целенаправленность как ведущая социально-психологическая характеристика коллективного субъекта деятельности раскры­вает такое состояние коллектива, при котором цель оказывает главное влияние на совместную деятельность, подчиняет ее себе. Целенаправленность характеризуется групповыми инте­ресами, социальными установками, убеждениями, идеалами.

Следующая характеристика коллективного субъекта—ор­ганизованность, т. е. упорядоченность, подчиненность членов коллектива определенному порядку выполнения совместной деятельности. Жизнедеятельность традиционных этнических сообществ достаточно жестко регламентирована этническими нормами и предписаниями, при этом основными параметрами организованности коллективного субъекта выступают уровни исполнительности и самоуправляемости в совместной деятель­ности.

Завершая рассмотрение наиболее известных подходов к вы­делению социально-психологических характеристик группового субъекта социального взаимодействия, необходимо подчеркнуть их разнообразие, которое связано с неоднозначностью концеп­туальных критериев, выбираемых разными авторами для такого выделения. Тем не менее в качестве ведущей характеристики группового субъекта взаимодействия, в том числе и этниче­ского, большинством исследователей предлагается использовать его направленность. Это ставит перед этнической психологией задачу раскрыть понятие направленности этноса как интеграль­ного фактора регуляции этносоциального взаимодействия.

Как известно, регуляция социального поведения детерминиро­вана социальными потребностями, что можно конкретизировать и применительно к этносу. Традиционно принято выделять сле­дующие группы социогенных потребностей:

1) потребность в сотрудничестве, кооперации, совместных коллективных дейст­виях, взаимопомощи;

2) потребность в лидерстве, руководстве;

3) потребность в передаче информации, обмене информацией, мнениями, знаниями;

4) потребность в самовыражении, само­утверждении, самореализации и тесно связанная с ней потреб­ность в уважении, престиже, успехе.

Соотношение уровней диспозиционной регуляции и форм эт­нического взаимодействия не является однозначным, поскольку существует определенная зависимость между уровнем социаль­ного развития этнического субъекта и формой организации его взаимодействия с другими субъектами. Это позволяет нам пред положить наличие опосредующего психологического фактора, который может стать интегратором межличностных отношений в процессе этнического взаимодействия. Таким интегрирующим фактором в этническом коллективном взаимодействии, по на­шему мнению, является социальная направленность этнического субъекта как социально-психологическая основа его активности. Она имеет сложную трехко-мпонентную структуру, включающую в себя когнитивный (осознание объекта социальной активно­сти), аффективный (эмоциональная оценка объекта, проявле­ние симпатий и антипатий к нему) и праксический (последо­вательное поведение по отношению к объекту) компоненты. Каждый из них отличается собственным набором психологи­ческих характеристик этнического субъекта социального взаи­модействия. Когнитивный компонент раскрывается через целе­направленность и мотивированность, аффективный компонент— через эмоциональность и стрессоустойчивость, праксический компонент—через интегративность, организованность и кол­лективность.

Рассмотрим более подробно выделенные структурные эле­менты.

Целенаправленность может быть рассмотрена как харак­теристика этнического субъекта, отражающая его готовность к достижению групповых целей этносоциального взаимодействия. Цель взаимодействия является исходным пунктом развертыва­ния всех форм внутригрупповой активности, это организующее и системообразующее начало взаимодействия. Цель взаимодей­ствия можно рассматривать как феномен опережающего отра­жения, как идеальное представление будущего результата, ко­торое определяет характер и способы этносоциального взаимо­действия.

Мотивированность как характеристика этнического субъекта раскрывает особенности активного, заинтересованного отноше­ния к этносоциальному взаимодействию. Она представляет со­бой особую сопряженность мотивов в конкретной социальной ситуации, процесс осознания субъектом потребности в достиже­нии этносоциальных групповых целей.

Эмоциональность проявляется в отношениях к взаимодейст­вию и формируется 'под влиянием сложившихся обстоятельств, которые приобретают эмоциональную значимость для этниче­ской группы (сообщества, коллектива) и избирательно вызы­вают позитивное или негативное отношение членов такой груп­пы к различным сторонам взаимодействия. Эмоциональность субъекта выражается прежде всего в удовлетворенности чле­нов группы реализацией этносоциальных целей.

Стрессоустойчивость как характеристика этнического субъ­екта и как фактор взаимодействия обусловлена способностью субъекта согласованно и быстро мобилизовывать эмоциональ­но-волевой потенциал для противодействия различного рода деструктивным силам. Она обеспечивается степенью включен­ности членов этнической группы в социальное взаимодействие, содержанием взаимодействия, адекватным отражением причин эмоциональной напряженности, уровнем социально-психологи­ческого развития и организованности этнической группы, сте­пенью принятия членами группы своих функционально-ролевых обязанностей по нейтрализации дисфункций, подавлению де­структивных проявлений.

Интегративность раскрывает генезис интегративных про­цессов в этнических группах, коллективах, собществах и пред­ставляет несомненный теоретический и практический интерес, так как в социальном взаимодействии этнических субъектов наблюдается наличие двух социально-психологических процес­сов: интеграции и дифференциации. Интеграционные процессы обеспечивают необходимые для этноса монолитность, структу­рированность, согласованность, позволяющие рассматривать его как единое целое. Значительная часть социальных психоло­гов имеют тенденцию выводить особенности интеграционных процессов из группового общения и взаимодействия, в которых они видят сущность групповых явлений. Общение как способ организации внутригруппового взаимодействия способствует проявлению интегративных феноменов этнического субъекта, таких как психологический климат, межличностные отношения и т. д.

Выделение этих факторов в качестве показателей соци­альной направлености этнического субъекта и фактора взаимо­действия обусловлено особенностями процессов самоуправления и самоорганизации группы, коллектива, сообщества на всех этапах их жизнедеятельности. При этом необходимо отметить, что, например, организованность этнического субъекта связана прежде всего с функционально-ролевыми взаимодействиями, поскольку каждый член этнической группы занимает определенное место в ее иерархической структуре. Групповой этнический субъект, как и любой другой, наряду с официальной имеет и неофици­альную структуру, наличие которой во многом обусловлено ли­дерскими процессами, а само лидерство выступает как фактор организованности этнической группы.

Наконец, коллективность характеризуется рядом показате­лей, внутренне присущих деятельности этнического коллекти­ва, но имеющих разную степень выраженности. «Инициатив­ность» предполагает выход членов этнического коллектива за определенные нормативные ограничения, неизбежные в любом виде деятельности. «Заинтересованность» позволяет определить степень мотивировации каждого этнофора в совместной дея­тельности. «Дисциплинированность» проявляется в отношении этнофора к нормативным ограничениям, к целесообразности и справедливости требований, к соблюдению правопорядка как ценности. «Ответственность» раскрывается через совпадение интересов и стремлений членов этнического коллектива в при­нятии ответственности за результаты совместной деятельности. «Добросовестность» отражает соответствие реального поведения этнофора его функционально-ролевым обязанностям, соответст­вие поведения и деятельности нормативным предписаниям, ко­торые функционируют в виде традиций, обычаев, групповых мнений и составляют наряду с другими характеристиками об­раз жизни этнического коллектива. «Требовательность» озна­чает степень должного отношения этнофора к этническим и социальным нормам, регулирующим поведение и деятельность. «Бережливость» («экономность») раскрывает органическое един­ство социальной и хозяйственной сторон жизнедеятельности этнического коллективного субъекта, опосредуется отношением членов этнического коллектива к процессу и результатам своей деятельности и является показателем их экономической воспи­танности. «Критичность» характеризует отношение к 'недостат­кам и способствует коррекции отклонений, возникающих как в организации совместной деятельности, так и в межличностных отношениях. «Соревновательная активность» оценивает степень включенности участников в совместную деятельность для до­стижения целей, поставленных перед этнической группой, кол­лективом, причем ценность целей определяется этнической груп­пой а сравнении с результатами аналогичной деятельности других групп.

В заключение отметим, что степень проявления выделенных нами характеристик обусловлена следующими психологиче­скими факторами:

— устойчивость основных интересов членов этнического коллектива в совместной и социальной деятельности;

— наличие развитых межличностных отношений;

— причастность к этническому коллективу, активное уча­стие в совместной и социальной деятельности;

— наличие в этническом коллективе достаточно развитой системы самоуправления и самоорганизации;

— наличие реальных соревновательных отношений, имеющих тенденцию охватывать не только совместную деятельность, но и многие другие сферы жизнедеятельности этнической группы (коллектива).