ГЛАВА 12. ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИИ АСПЕКТ В ПЕДАГОГИКЕ.

Целостное описание этнической общности предполагает изу­чение особенностей ее системы воспитания как института пере­дачи поколениями своего культурно-исторического опыта. В современном мире личность выступает членом нескольких со­обществ: этноса, государства, мирового сообщества, но исто­рически всего прочнее – ее этническое окружение. Этнографиче­ские и этнопсихологические исследования образа жизни раз­личных народов фиксируют устойчивую этническую специфику поведения, которая в ряде случаев носит доминантный харак­тер. Является ли этот феномен производной унаследованного, прирожденного или он обусловлен процессами социального научения? Этот вопрос в виде антитезы «природы» и «воспи­тания» был сформулирован еще в 1874 г. английским психо­логом и антропологом Ф. Гальтоном.

В его понимании воспитание выступает как процесс социализации, протекающий в форме последовательного и по­степенного усвоения индивидуумом и группой социально вы­работанных норм, ценностей, способов деятельности.

Как явление, присущее любым этносоциальным сообщест­вам, воспитание имеет некоторые общие признаки (передача накопленного опыта, овладение знаниями, забота о здоровье и физическом развитии, формирование мировоззрения и т. д.), но по своим целям, содержанию, организации и методам сущест­венно зависит от истории развития социальных отношений в конкретном этническом сообществе.

Ядром направленного воспитания является образование – процесс передачи накопленных прошлыми поколениями знаний и культурных ценностей. Образование, в свою очередь, вклю­чает в себя целенаправленное, специализированное и формали­зованное по своим методам обучение, а также просвещение как процесс распространения национальной культуры, предпо­лагающий относительно самостоятельный и свободный выбор индивидами сообщаемой информации. Поскольку образование, и особенно обучение, ассоциируется преимущественно с пере­дачей интеллектуальной информации, воспитание можно рас­сматривать как систему эмоциональных воздействий, формиру­ющих нравственный, эстетический, т. е. ценностно-ориентационный мир личности и ее социализацию.

Термин «социализация» многозначен, и его интерпретации разными авторами не совпадают. В самом общем виде социа­лизацию определяют как влияние среды в целом, которое при­общает индивида к общественной жизни, учит его восприятию культуры, поведению в коллективах, самоутверждению и вы­полнению различных социальных ролей.

Эволюция содержания и методов социализации неразрыв­но связана с историческим изменением социально-экономиче­ской структуры общества. По мере усложнения и обогащения культуры объем передаваемых из поколения в поколение зна­ний, умений и навыков увеличивается, а сами формы их пере­дачи дифференцируются и специализируются. Дифференциа­ция процессов и институтов социализации тесно связана с ус­ложнением социальной структуры и организации общества на макроуровне. По мере урбанизации и индустриализации зна­чение общественных институтов и средств социализации неук­лонно возрастает. Воспитание становится непосредственно общественным, государственным делом, требующим планирова­ния и систематической координации усилий отдельных инсти­тутов. Однако эти общие тенденции не являются линейными и реализуются сложным и противоречивым образом. Сравни­тельно-историческое изучение стиля социализации у разных народов показывает, что в различных типах этнических куль­тур выстраиваются собственные модели воспитания.

Согласно принципу культурного детерминизма, конкретный этнокультурный тип личности формируется исключительно вос­питанием через процессы самоопределения личности. Ключевой единицей самоопределения с общепсихологической точки зре­ния являются «конфликтные смыслы „Я»«, т. е. представления личности о своей социальной ценности. В качестве критерия для самооценки выступает «референтная группа», состоящая из реальных или воображаемых лиц. Формирование референтной группы как основного компонента личностной определен­ности – процесс универсальный, общечеловеческий, однако в каждой этнической культуре он подчиняется различным прин­ципам.

В качестве образца для формирования референтной группы может выступать реальная социальная группа (например, ро­довая, семейно-родственная, иногда персонифицированная в легендарных или реальных предках и т. д.). Очевидным при­знаком культур, где распространен такой вариант формиро­вания референтной группы, являются разного рода генеало­гии, имеющие большое значение для коллективной памяти этнического сообщества.

Референтной может быть и условная социальная группа, выделяемая на основе общности целей деятельности (напри­мер, общественный слой, сословие, конфессиональная группа и. т. д.).

Статистический анализ данных по этой группе и многим другим показал, что национальная принадлежность и социально-классовое положение как вместе, так и порознь сильно влияют на педагогические взгляды и эмоциональные реакции родителей. Однако картина далеко не единообразна. Во всех этнических группах родители из бо­лее низких социально-экономических слоев склонны к боль­шей строгости и требовательности, чем представители средних слоев. Но у разных народов это проявляется по-разному, в зависимости от конкретной шкалы (типа поведения), связан­ной с различным отношением к тем или иным поступкам (так как терпимость в одном отношении часто сочетается с повы­шенной строгостью в другом).

Стиль воспитания обусловлен наличием в данной культуре тех или иных мотивационных синдромов (потребность в дости­жениях потребность в аффилиации, ориентация на других). Родители, в этнической культуре которых сильно выражена потребность в достижениях, больше, склонны опекать своих детей, незамедлительно откликаясь на их просьбы о внима­нии.

А установка на воспитание в детях послушания, даже в ущерб их инициативе и самостоятельности, может социально детерминироваться потребностью поддерживать стабильность существующего общественного строя, что характерно для кон­сервативных, традиционных систем.

С этих позиций педагогика различных народов выглядит очень похожей, выступая одновременно и как теоретическая, и как прикладная. Наследование и преемственность социаль­но-этнического опыта осуществляются на основе традиций се­мейного воспитания, раскрывающих народные педагогические воззрения. Традиции и обычаи—это две взаимосвязанные формы институциональных воздействий на подрастающее по­коление. Если обычаи передают конкретные образцы конкрет­ных поступков, действий, то традиции формируют социально значимые качества члена этнической группы. На традициях основывается трудовое, физическое, эстетическое и религиоз­ное воспитание. Определенные педагогические функции вы­полняют и средства воспитания, в том числе такие, как колы­бельные песни, приговоры, сказки, легенды и предания. Тра­диции включают в свой состав обычаи, обряды, ритуалы как нравственные и другие стереотипизированные формы социаль­ного поведения. Обычаи строго регламентируют поступки чле­нов этноса в конкретных ситуациях, регулируют поведение личности в той или иной сфере жизни и деятельности, в том числе и в межличностных отношениях, требуя проявления нравственных, а также трудовых качеств, типичных для дан­ного этноса.

Педагогический аспект обычаев, таким образом, состоит в выработке у детей определенных привычек и стандартов по­ведения. Дидактическое начало в этом случае проявляется прежде всего в виде правил для подражания.

Нравственное обучение в этнопедагогике выступает в фор­ме устного народного творчества, которое сохраняет в памяти поколений преимущественно идеальные нормы и правила пове­дения, высоконравственные требования и постулаты. Сила эмоционального воздействия нравственных идеалов позволяет регулировать эмоциональные состояния и корректировать нравственный опыт детей.

Одним из важнейших индикаторов направленного развития этнокультурных процессов является установка обследуемого населения на язык школьного обучения, определяемая по сте­пени осознания необходимости преподавания детям языка сво­ей национальности и по выбору типа школы и языка обучения своих детей.

В современном обществе индивид может одновременно от­носиться ко многим социальным группам, но чтобы стать чле­ном этнической группы, он должен знать ее символы, нормы поведения, стандарты коммуникации, которые задаются обще­ством, культурой. Шаблоны поведения, характерные для той или иной этнической общности, обнаруживают различия глав­ным образом в вербальных и. невербальных средствах комму­никации.

Причастность каждого отдельного человека к национальной истории предопределяется не биологической наследственно­стью, а степенью сознательного приобщения к тем ценностям, которые образуют духовную культуру этноса. Националь­ность – это не просто дар природы, она порождается актом выбора, человек сам духовно определяет себя, относя к кон­кретному народу. Он может даже «переменить» народ, но не произвольно, а путем долгого и упорного пересоздания детер­минирующей его системы ценностей.

Этнокультурные ориентации индивидов складываются, таким образом, под воздействием многих факторов и определяются социально-этническими макросредой (моно- или иноэтнической) и микросредой (система воспитания, время проживания в иной этнической среде), а также социально-демографически­ми характеристиками самой личности. Индивид считается взрослым, если закончился процесс его воспроизводства как полноценного члена этнической общности, т. е. если он соот­ветствует всем требованиям, предъявляемым ее взрослым членам.