рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ГЛАВА 14. РУССКИЕ И СУДЬБА РОССИИ.

ГЛАВА 14. РУССКИЕ И СУДЬБА РОССИИ. - Конспект, раздел Психология, Введение в этническую психологию (Опыт Этнопсихологического Исследования) Россию (А Также Ее...

(опыт этнопсихологического исследования)

Россию (а также ее «наследника»—СССР) со времен Ивана Грозного отличает от стран Запада неравномерность исторического развития, «рваный ритм». История России при­мечательна и поучительна прежде всего тем, что все попытки русских приблизиться к Европе по уровню цивилизованности оплачивались чрезвычайно дорого, однако в целом были мало­успешны. Кратковременные (иногда, впрочем, блестящие) успе­хи достигались в отдельных сферах деятельности, но были не­прочны. И во все времена явно отставало хозяйство по уровню технологии, качеству продукта, экономичности.

Параллельно с указанными особенностями исторического развития России существует еще одно любопытное явление, а именно стереотип, отражающий русский характер. Попробуем разобраться, существует ли взаимосвязь между особенностями развития России и чертами русского этнического характера и каков ее механизм? Какие факторы сильнее всего повлияли на форми­рование русского этнического характера и на российскую исто­рию? Почему «историческая судьба русского народа была не­счастной и страдальческой и развивался он катастрофическим темпом, через прерывность и изменение типа цивилизации» (Н. Бердяев)? Действительно ли, «умом Россию не понять, аршином общим не измерить» (Ф. Тютчев)?

Эти вопросы с особой остротой встают перед русским наро­дом сегодня, при переходе к рыночной цивилизации. Возможно, наша версия исторического развития Рос­сии окажется не бесспорной. Но ясно одно, что если на эти (или подобные) вопросы не будут получены адекватные отве­ты, будущее России останется весьма туманным, а такая неоп­ределенность таит в себе угрозу не только для русских людей, но, может быть, и для всего мира. Вкратце нашу позицию мож­но представить несколькими положениями.

Во-первых, мы убеждены, что существует взаимосвязь между особенностями развития России и русским этническим харак­тером. И в этом убеждении мы следуем за такими выдающими­ся деятелями русской науки и культуры, как П. Чаадаев, С. Со­ловьев, С. Булгаков, Д. Лихачев.

Во-вторых, опираясь на высказывания П. Чаадаева и Э. Фромма, полагавших каждый в свое время, что существует общий западноевропейский социальный характер (который Фромм назвал «рыночным»), мы выдвигаем следующую гипо­тезу: русский характер является особым социальным характе­ром, сформировавшимся в специфических условиях российского общества; в противоположность западноевропейскому харак­теру его можно назвать «нерыночным».

В-третьих, следует отказаться от описания русского этниче­ского характера с помощью нравственно-психологических черт типа «добрый—злой», «храбрый—трусливый», «трудолюбивый – ленивый», «щедрый – скупой» и т. д. до бесконечности. Такое описание малопродуктивно, ибо нелегко достоверно уста­новить наличие подобных черт у какого-либо народа. А если даже попытаться сделать это останется неясным генезис этих черт. Следовательно, непонятно, можно ли на них воздейство­вать и способствуют они или препятствуют движению России к рыночной цивилизации.

Для понимания сущности этнического русского характера очень важ­но также то, как узакониваются притязания индивидов на ту или иную ценность. Существуют два основных способа, с помо­щью которых человек признается законным обладателем какой-либо из них (можно назвать их «способами получения социаль­ного признания»). Первый – «личный» – через экспертов или судей (каковыми могут быть все члены данного сообщества), признающих право именно этого конкретного индивида на обла­дание властью, богатством, почестями, мастерством и т. д. При­мерами такой процедуры могут быть: выборы президента, при­суждение ученой степени, оглашение завещания и т. п. Вто­рой – «безличный» – через рынок, когда притязания субъекта узакониваются с помощью акта купли-продажи. Могут сущест­вовать разные комбинации обоих способов, но принципиально они отличаются тем, что экспертиза оценивает именно этого конкретного человека, а для рынка конкретный человек сам по себе безразличен и имеет значение лишь как носитель какой-то социальной функции.

Характер народа не есть нечто застывшее, данное раз и на­всегда. Он может меняться по мере изменения общества, оказы­вая, в свою очередь, влияние на этот процесс. Наиболее суще­ственное изменение характера происходит тогда, когда пере­страивается структура этнических ценностей, т. е. или в нее вводятся новые ценности, или из нее выбывают прежние, или меняется иерархия ценностей. Перестройка ценностей может включать в себя «переоценку ценностей» (т. е. идеологическое обоснование отказа от старых и необходимости принятия новых ценностей), массовую пропаганду неизбежности и полезности из­менений и, наконец, властное введение в жизнь (или искоренение из нее) образцов деятельности, утверждающих соответствующие ценности. Однако, реально народный характер изменится тогда, когда социальные нормы, соответствующие измененной структу­ре ценностей, станут восприниматься как естественные и при­вычные.

Развитие России существенно отличалось от европейского. Рынок как способ получения социального признания никогда не был ведущим. А экспертиза, как правило, была бюрократиче­ской. Не были доступны большинству русских людей ведущие ценности рыночной цивилизации (мастерство, дело, богатство). Два важнейших фактора определили подобную ситуацию. Во-первых, «домашний» характер государственного хозяйства Рос­сии («домашний» понимается, по М. Веберу, как «рассчитанный на внутреннее потребление»). Во-вторых, общинный характер хозяйства русских крестьян. Напомним, что даже «деловые лю­ди» царской России (заводчики, купцы, фабриканты) не были вполне свободны в ведении предприятия. Государь «жаловал» их землей, природными ресурсами, рабочей силой (например, крепостные рабочие Урала), обязывая выполнять государствен­ный заказ, но в случае невыполнения его мог лишить владель­ца пожалованной собственности. В системе государственного хозяйства ведущей ценностью, обеспечивающей социальную зна­чимость, была власть, нередко связанная с воинской славой.

Русская сельская община, – несомненно самородное, спон­танно возникшее социальное явление, сложившееся на опреде­ленном этапе развития российского общества и использованное самодержавным государством в своих целях. Образно говоря, община была «кузницей» русского народного характера, по­скольку Россия представляла собой «огромное мужицкое цар­ство» (Н. Бердяев), а жили русские мужики по преимуществу общине. Жизнедеятельность общины, формировавшая русский характер, определялась фундаментальными общинными ценно­стями, имевшими мало общего с ценностями рыночной цивили­зации.

Древнейшая и важнейшая ценность русской общины – сама община, «мир» как основа и предпосылка существования любо­го человека. Ради «мира» человек должен был быть готов жерт­вовать всем. Только подчинение интересов индивида интересам общины позволило людям выжить в качестве русских, а русско­му народу сохраниться в качестве самобытного этноса в период складывания Московского государства.

Вторая общинная ценность—справедливость, понимаемая как изначальное социальное равенство людей, основанное на экономическом равенстве по отношению к земле. По мнению крестьян, земля—»божья», и каждый имеет право на свою до­лю природных богатств, находящихся в распоряжении общины. Сама по себе эта ценность инструментальная, но в общине она приобрела статус целевой.

Наконец, третья ценность, признанная общиной, —индивид, человек как биологическое существо, жизнь которого нужна «миру» для продолжения существования общины, и как субъ­ект деятельности, «труженик», чей труд облегчает общее бремя. Исходя из этой ценности, имеющей две ипостаси (биологиче­скую и. социальную), нельзя дать человеку умереть с голоду, особенно если это ребенок (ибо «кормится сирота – растет ми­ру работник»). Кроме того, можно назвать такую дополнитель­ную ценность, как власть «мира». Она подкреплялась всеми об­щинными традициями. Таким образом, в фундаменте русской общины нет ценностей, стимулирующих хозяйственную, рыночно ориентированную деятельность.

Социальную значимость в общине человек мог получить че­рез власть (в рамках общины), славу (известность), знание (в специфической форме народной мудрости), святость. Кроме то­го, значимость достигалась с помощью природных качеств (кра­сота, сила, ум). В целом же русский народ никогда не был ры­ночным или, как выражался Н. Бердяев, «буржуазным» наро­дом. И действительно, он не мог быть таким народом уже пото­му, что ему в условиях общины на законных и нравственно оп­равданных основаниях была недоступна первейшая ценность буржуазного общества—дело. Следование принципу справедли­вости влекло такую ужасающую раздробленность земельных участков, что о рациональном, тем более рыночно ориентиро­ванном хозяйстве и речи быть не могло.

Почему же развитие России имело такой «рваный ритм»? Мы исходим из того, что основным фактором общественного развития является энергия общественного духа. В нормальных условиях она складывается из деятельностной энергии индиви­дов, стремящихся к социальной значимости. За счет такой энер­гии развивалось буржуазное общество. В России же названная энергия никогда не была основным источником развития, хотя в царское время в той или иной степени служила общему бла­гу. Россия развивалась за счет разрешения внешнего противо­речия между «передовыми» Европой, Америкой и Японией и «отсталой» Россией, которой постоянно нужно было кого-то «до­гонять». Основным источником энергии для развития всегда бы­ла «жертвенная энергия» массы людей, направляемая админист­ративной властью к какой-либо общественной цели (выход к морю, победа над иноземным захватчиком, индустриализация, строительство самого справедливого общества в мире и т. п.). Что касается советского периода, то тип развития общества в целом не изменился по сравнению с царской Россией, только после периода НЭПа была полностью устранена струя рыночно ориентированной деятельности, которая, пусть относительно сла­бая, в царское время имелась. Иначе говоря, развитие за счет принесения личности в жертву общественным интересам (т. е. превращения личности в социальное ничтожество) стало абсо­лютно господствующим.

В настоящее время, когда Россия пытается перейти к рыноч­ной цивилизации, основная задача, встающая перед русским на­родом, заключается в изменении собственного этнического (а в действительности, социального) характера. Миллионы людей должны усвоить ценности рыночной цивилизации и связанные с ними образцы деятельности и поведения. Для русских (и дру­гих россиян) должны стать привычными и естественными сов­сем иные, чем прежде, социальные нормы. Это невозможно сде­лать за короткое время. Привычка, как известно, «вторая нату­ра». Отдельный человек не всегда способен справиться со сво­ими привычками (вспомним яркий художественный образ И. И. Обломова, которого даже любовь не смогла в конечном счете поднять с постели). Если же речь идет о силе привычки десят­ков и даже сотен миллионов людей, трудно не согласиться со словами В. Ленина, что это – «самая страшная сила». С этим должны считаться реалистично мыслящие политики. Для ввода в этнический русский характер ценностей и норм рыночной ци­вилизации потребуется, вероятно, не одно поколение.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в этническую психологию

Введение в этническую психологию. Конспект учебного пособия. Под ред. Ю.П. Платонова. 1999...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ГЛАВА 14. РУССКИЕ И СУДЬБА РОССИИ.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЕВРОПЕЙСКИЕ ФИЛОСОФЫ О ПСИХОЛОГИИ НАРОДОВ.
Проблема этнических различий, их влияния на быт и куль­туру народов, на жизнедеятельность людей давно заинтересовала исследователей. Об этом писали еще Гиппократ, Страбон, Платон и др. Пе

СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.
Развитие западной этнической психологии в XX в. обусло­вили два важнейших фактора: стремление свести все проблемы, касающиеся различных структурных уровней этнических общностей, прежде всего к инди

СТАНОВЛЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ.
В России этнопсихологические исследования первоначально были делом литераторов, этнографов и языковедов. Объектом познава­тельного интереса этническое самосознание русского народа стало в

СОВЕТСКАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Историю советской этнической психологии можно условно разделить на несколько периодов. В первые годы становления Советского государства интерес к этнической проблематике был стимулирован

ГЛАВА 2. ТРАДИЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИИ ЭТНОСА.
В структуре этнической психологии традиционно выделяют статические (долговременные) и динамические (кратковременные) компоненты. Когда психические явления, сложившиеся в процессе исторического разв

ГЛАВА 3. ПРЕДМЕТ СОВРЕМЕННОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.
Этническая психология представляет собой область знаний, источниками которых выступают различные гуманитарные нау­ки, в том числе этнология и психология. Ее статус как междисциплинарной науки вытек

ГЛАВА 4. ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.
Изучение влияния этнических особенностей на структурно-функциональную организацию психики на отдельных этапах онто- и филогенеза – важнейшее условие для понимания психо­физиологических отличий пред

ГЛАВА 5. ЭТНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.
Основной задачей этнопсихологического подхода к изуче­нию личности является определение закономерностей ее раз­вития в постоянно меняющемся мире. Становление личности идет параллельно становлению и

ГЛАВА 6. ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ.
Этническая общность – это первичная форма организации социального бытия. Появление этнического в личности обус­ловлено социальными отношениями. Оно возникает уже в ис­торически первичной человеческ

ГЛАВА 7. ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ.
Впервые понятие «стереотип» было введено в науку амери­канским психологом У. Липпманом. В 1922 г. в книге «Обще­ственное мнение» он использовал термин «социальный стерео­тип», определяя его как упо

ГЛАВА 8. ЭТНИЧЕСКИЕ ДИСПОЗИЦИИ.
Этническое в личности—это целостная система отношений и установок, выработанная в процессе исторического развития эт­нической общности и проявляющаяся, актуализирующаяся в данное историческое время

ГЛАВА 9. ЭТНИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ.
(аксиология этнического) В современной социально-психологической науке под цен­ностью понимают предельно обобщенный социальный опыт, по­лучаемый в фило- и онтогенезе. Пр

ГЛАВА 10. ЭТНИЧЕСКИЕ ЭКСПЕКТАЦИИ И НОРМАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.
В отечественной этносоциологической и этнопсихологической литературе большинство авторов ставят вопрос об «объектив­ной властности этнических норм», т. е. о том, насколько нормы обусловливают социа

ГЛАВА 11. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
Анализ специфики взаимодействия этнических сообществ и групп ставит проблему изучения этносоциальных отношений. Выделение этноса в качестве субъекта коллективного действия или социального взаимодей

ГЛАВА 12. ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИИ АСПЕКТ В ПЕДАГОГИКЕ.
Целостное описание этнической общности предполагает изу­чение особенностей ее системы воспитания как института пере­дачи поколениями своего культурно-исторического опыта. В современном мире личност

ГЛАВА 13. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЭТНОСА.
Как известно, понятие культуры имеет несколько значений. Два из них являются основными: 1) культура как результат материальной и духовной деятельности людей; 2) культура как у

ОГЛАВЛЕНИЕ.
ГЛАВА 1. История этнической психологии: 1.1. Европейские философы о психологии народов (Бороноев А. О.)..... …………. …….. 1 1. 2. Современная западная этническая психология

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги