СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

Развитие западной этнической психологии в XX в. обусло­вили два важнейших фактора: стремление свести все проблемы, касающиеся различных структурных уровней этнических общностей, прежде всего к индивидуально-личностному аспекту и проявление при этом философско-методологических пристрастий; того или иного исследователя. Основной тенденцией стало совмещение психологии, ориентированной на «микропроблемы», т. е. ограниченные во времени и пространстве и связанные с не­историчными и внекультурными явлениями, и антропологии с ее «макропроблемами» исторического и эволюционного характера. К числу общих проблем, изучаемых этнопсихологами. относятся: особенности формирования национального характера; соотноше­ние нормы и патологии в различных культурах; значение ран­них опытов детства для формирования человеческой личности.

В работах таких известных американских этнологов, как Р. Бенедикт и М. Мид, аспекты этнического рассматриваются со значительным уклоном в психоанализ и экспериментальную психологию. Методологическая концепция этих работ во многом заимствована из исследований австрийского психиатра 3. Фрейда, а методика – из немецкой экспериментальной психологии, в частности из работ В. Вундта. Это обусловлено в первую оче­редь тем, что антропологические полевые методы изучения инди­видуального поведения были признаны непригодными при дета­лизированном изучении индивидов в конкретном культурном контексте. Таким образом, этнологам понадобилась психологи­ческая теория, ориентированная на исследование антропологических особенностей происхождения, развития и жизнедеятель­ности личности и базирующаяся на психологических методах ее изучения. Такой теорией и методом в то время стал психо­анализ, который использовался этнопсихологами наряду с мето­диками, заимствованными из психиатрии и клинической психо­логии. Выделяется целый блок методов, используемых в иссле­дованиях этого направления: глубинное интервьюирование, про­ективные методики и средства, анализ снов, подробная запись автобиографий, интенсивное длительное наблюдение межлич­ностных отношений в семьях, представляющих различные этни­ческие группы.

Другое направление западной этнопсихологии связано с изу­чением личности в различных культурах. Целый ряд сравнительных исследований этнических групп с применением разнообразных психологических тестов (Роршаха, Блеки и др.) поз­волил исследователям сделать вывод о существовании некоей «модальной личности», отражающей национальный характер.

«Модальной личностью» оказывался личностный тип, к кото­рому относится наибольшее число взрослых членов данного об­щества. В этом случае национальный характер определялся с учетом частоты распространения определенных типов лич­ности в данном этносе. Существование «модальной личности» обосновывалось результатами вариационной статистики, т. е. «модальная личность»—это не конкретный, а некоторый «сред­ний», обобщенный этнофор. При этом допускалось, что в попу­ляции может быть представлен ряд типов (с переходными фор­мами между ними), причем ни один из них не может оказаться абсолютно преобладающим. Концепция модальной личности ис­пользовалась для характеристики не только национальных, но и религиозных, профессиональных и других групп населения. Но в связи с вопросом, на сколько полно отражается психоло­гический тип данной общности в характеристиках «модальной личности» из-за значительной внутригрупповой вариабельности, распространение получила концепция мультимодальной нации: каждая нация представлена не одной модальной личностью, а несколькими, что позволяет выделять «характеристики нации» как коллектива.

С точки зрения американского этнопсихолога Дж. Хонимана, главной задачей современной этнопсихологии является исследо­вание того, как индивид действует, мыслит, чувствует в условиях конкретного социального окружения. Им выделяются два типа явлений, связанных с культурой: социально стандартизо­ванное поведение (действия, мышление, чувства) некоторой группы и материальные продукты поведения такой общности. Хониман вводит понятие «модель поведения», которое опреде­ляет как закрепленный индивидом способ активного мышления или чувствования (восприятия). «Модель» может быть универ­сальной, реальной или идеальной. В качестве идеальной модели рассматриваются желаемые стереотипы поведения, не получив­шие, однако, реализации в конкретной жизни. Посредством ана­лиза этнокультурных моделей поведения личности и социально стандартизованных образцов поведения им формулируется сле­дующий основной вопрос этнопсихологии: как осуществляется вхождение личности в культуру? Хониман выделяет ряд опреде­ляющих этот процесс факторов: врожденное поведение; группы, членом которых является индивид; ролевое поведение; разного рода служебные обстоятельства; географическое окружение и т. п. В дальнейших своих исследованиях Хониман еще более детализирует поведение человека, особо выделяя эмоциональ­ную сферу. Для этой цели он использует понятие «этнос», под­разумевая под ним эмоциональное состояние социально модели­руемого поведения, которое отражает и потребностно-мотивационную сферу личности. Эмоции, по мнению Хонимана, отра­жают судьбу человеческих мотивов и являются результатом воспринимаемой ситуации. Он считал, что поведение личности в этнокультурной среде—это во многом продукт научения. Во всех этнических общностях люди одинакового возраста, пола, статуса показывают относительно однообразное поведение в сходных ситуациях.

Дальнейшее развитие этого направления связано с работами Ф. Хсю, который предложил переименовать направление «куль­тура и личность» в «психологическую антропологию», поскольку это название в большей степени, по его мнению, отражает со­держание этнопсихологических исследований.

Американский этнопсихолог М. Спиро формулирует основ­ную проблему современных этнопсихологических исследований как изучение психологических условий, повышающих стабиль­ность социальных и культурных этносистем. При этом он пред­лагает сделать акцент на изучении роли личности как в из­менении, так и в сохранении целых культур и этнических общностей. Поэтому первостепенной задачей психологической антро­пологии становится описание индивидуального поведения как микрофеномена.

Существует и противоположная позиция. Ее за­нимает американский культуролог А. Уоллес, продолжающий традицию сведения всего этнокультурного разнообразия к осо­бенностям личности. Именно эти два типа ориентации – на со­циальную и индивидуально-психологическую теории и их вза­имовлияние определяют в настоящее время направления обще­теоретического развития психологической антропологии.

Таким образом, важнейшие направления современных за­падных этнопсихологических исследований связаны с модифика­цией теоретических ориентации или типов психологических тео­рий, базирующихся на метатеоретических основах различных философских систем (экзистенциализм, неопозитивизм, необи­хевиоризм и т. д.). Их влияние проявляется в различном пони­мании человека, личности, культуры, в отношении к бессозна­тельному, в объяснении механизмов активности личности. В на­стоящее время проблематика исследований западных этнопсихологов в значительной степени опосредуется спецификой та­ких наук, как социальная география и ландшафтоведение, био­логия и физиология, социология и политология, этнология и этология. В последние десятилетия наблюдается проникновение в этнопсихологию методологических принципов и методов иссле­дования этих наук.