ГЛАВА 2. ТРАДИЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИИ ЭТНОСА.

В структуре этнической психологии традиционно выделяют статические (долговременные) и динамические (кратковременные) компоненты. Когда психические явления, сложившиеся в процессе исторического развития этноса (этногенеза), долгое время сохраняются и закрепляются в психологических особен­ностях отдельных людей, тогда они относятся к статическим, устойчивым компонентам. Если же психические явления кратковременны, появляются и пропадают или видоизменяются, то их считают динамическими компонентами этнопсихологии. В ста­тические компоненты включают психический склад этноса и этническое сознание. Динамические компоненты представлены эт­ническими чувствами и этническими вкусами.

Психический склад этноса—это специфический способ вос­приятия и понимания членами этнической общности различных сторон окружающей действительности. Он создается из поколе­ния в поколение, и каждый исторический этап оставляет на нем глубокий след. Психический склад этноса состоит из сле­дующих элементов: этнический характер; этнический темпера­мент; этнические традиции и обычаи.

Этнический характер отражает специфику исторически сло­жившихся свойств психики, отличающих один этнос от другого.

Этнический характер и специфичен и типи­чен одновременно, поскольку это специфическое соотношение тесно взаимосвязанных психологических качеств, типичных для всего человечества. Во-первых, специфичность психологических качеств проявляется в стереотипах восприятия, чувствования и поведения представителей конкретной этнической общности. Во-вторых, специфические психологические качества так или иначе доминируют в структуре личности большинства представителей этнической общности. Изучить этнический характер – значит раскрыть его наиболее выраженные социально-психологические черты. Но ни одна из этих черт, взятая в отдельности, не может быть абсолютно уникальной. Уникальна только струк­тура характерологических особенностей этноса, а все элементы, входящие в нее, являются общими.

Следующий элемент психического склада этноса—этниче­ский темперамент, как бы внешнее выражение этнического ха­рактера. Этнический темперамент не зависит от типа нервной си­стемы. Это определенный стандарт реагирования на конкрет­ную ситуацию, который присущ не каждому представителю этнической общности, а лишь ее большей части.

Статическим элементом психического склада этноса являются также этнические обычаи и традиции. Они обусловлены не только объективными социальными отношениями, но и субъек­тивными идеями, представлениями, верованиями, мифами, ле­гендами, передающимися из поколения в поколение. Субъектив­ные представления о нормах и правилах поведения объективи­руются в виде обычаев и традиций. Этнические обычаи – это те порядки и правила поведения, которые охватывают преимущественно сферу бытовых отноше­ний. В основе обычаев лежат привычки. Из поколения в поко­ление эти привычки закрепляются, отшлифовываются, проверя­ются на практике и приобретают устойчивую форму. Этниче­ские традиции же обращены к духовному миру человека, они играют роль стабилизаторов и воспроизводителей обществен­ных отношений посредством формирования психических ка­честв, требуемых для этих отношений. Традиции влияют на пси­хику человека прямо и опосредованно. В отличие от прямого при опосредованном влиянии формирование черт человека про­исходит в соответствии с организацией порядка повседневных отношений, отступление от которых осуждается общественным мнением.

Другим статическим компонентом этнической психологии яв­ляется этническое сознание.

Этническое сознание имеет сложную структуру. По крите­рию направленности сознания представителей этнической общ­ности на себя или на другие общности, его можно разделить на два вида: 1) этническое самосознание, включающее в себя восприятие, представление и понимание своей собственной этни­ческой общности, и 2) осознание других этносов, т. е. восприя­тие, представление и понимание особенностей других этниче­ских общностей.

Этническое самосознание есть осознание принадлеж­ности к определенной этнической общности, сознательное отра­жение этнического бытия.

Этническое самосознание является наиболее устойчивым эле­ментом этнопсихологии, поскольку формируется на основе общ­ности происхождения, языка, культуры и быта еще при пер­вобытнообщинном строе как самосознание рода, племени к существует до настоящего времени. В своем развитии этниче­ское самосознание проходит несколько стадий.

1. Осознание национальных чувств, начальный этап выделе­ния своего этноса и дифференцирования его от других этниче­ских общностей, противопоставление «мы» и «они».

2. Осознание своей этнической принадлежности, формирова­ние этнической идентификации.

3. Осознание приверженности к определенным националь­ным ценностям, общности интересов. На этой стадии начинает» формироваться этнологическое самосознание.

Этнологическое самосознание – это осознание принадлеж­ности к этносоциальной общности как социально-экономической и политической организации; это осознание места и роли своей общности в системе межнациональных отношений, осознание са­мобытности, уникальности своей культуры; это понимание сво­его места в сложном социальном мире. В отличие от филогене­тически устойчивого этнического самосознания, которое в исто­рии этноса не прерывается ни на секунду, этнологическое само­сознание дискретно. Дискретный характер означает, что на определенном этапе этногенеза у этнической общности появля­ется актуальная потребность в создании собственного общества. собственной государственности. Актуализация этой потребности пробуждает этнологическое самосознание и заставляет наиболее активных представителей этноса теоретически обосновывать не­обходимость создания независимого государства и политически действовать в этом направлении. Поэтому этнологическое само­сознание формируется не на обыденном уровне сознания, а на теоретическом.

А теперь перейдем к рассмотрению динамических компонентов этни­ческой психологии – этнических чувств и этнических вкусов.

Этнические чувства тесно связаны с этническим сознанием, они дают толчок осознанию своей этнической принадлежности, своей культуры. Выражая эмоциональное отношение людей к своей этнической общности и ее интересам, а также к другим этносам и их интересам, этнические чувства всегда имеют кон­кретно-историческое содержание. Их формирование определя­ется двумя группами факторов. Во-первых, современными эко­номическими и политическими условиями жизнедеятельности этноса. На степени выраженности этнических чувств прежде всего сказываются межнациональные отношения, войны, нацио­нальная экспансия, экономические кризисы, идеи национального развития. Во-вторых, историческим прошлым народа.

Этнический вкус—это оценка правильности, нормальности, красоты, морали и норм общественного поведения, обусловлен­ная спецификой явлений, происходящих в этносе на протяжении длительного периода. Эти явления вырабатывают у этноса опре­деленный способ оценки внешнего мира, четкие критерии, кото­рые дают возможность подмечать и обнаруживать черты, скры­тые от представителей других этносов. На основе таких крите­риев в этнической общности формируется национальная куль­тура.

Этнические вкусы выполняют роль критерия восприятия и отношения человека к окружающей действительности. Они не противопоставляются общечеловеческим вкусам, а представ­ляют собой сложный набор всех вкусов человечества. В реаль­ной жизни общечеловеческое проявляется в национальной фор­ме, поэтому общечеловеческая культура не существует вне ра­мок национальной культуры. Говоря образно, вся культура че­ловеческой цивилизации – это огромная художественная гале­рея, на стенах которой развешены уникальные картины нацио­нальных культур.

Итак, мы представили традиционную структуру психологии этноса, основанную на критерии времени. В последующих гла­вах учебного пособия рассматриваются элементы этнической психологии с позиций современной социально-психологической науки.