ГЛАВА 3. ПРЕДМЕТ СОВРЕМЕННОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Этническая психология представляет собой область знаний, источниками которых выступают различные гуманитарные нау­ки, в том числе этнология и психология. Ее статус как междисциплинарной науки вытекает из этимологии самого термина «эт­ническая психология». Поэтому определение предмета этниче­ской психологии требует анализа задач, решаемых этими нау­ками, с учетом фактора их взаимодействия. Этнологи, изучая проблему происхождения и развития этно­сов, отмечают, что в качестве этнической общности может вы­ступать всякая общность, которая складывается на определен­ной территории среди людей, находящихся между собой в ре­альных социально-экономических связях, говорящих на взаимопонимаемом языке, сохраняющих на протяжении своего жиз­ненного пути известную культурную специфику и осознающих себя отдельной самостоятельной группой. В социальной жизни этническая общность проявляется лишь тогда, когда входящие в нее люди не только говорят на одном языке и живут на одной территории, но также чувствуют себя принадлежащими именно к этой общности. Реальная этническая общность, определяемая Л. Н. Гумилевым как «динамическая система», включает в себя не только людей, но и элементы ландшафта, культурные тради­ции и взаимосвязи с соседними этносами.

Антропологи обращают внимание на то, что особенности эт­нических общностей не следует смешивать с расовыми призна­ками, тем более что расовые и этнические границы совсем не совпадают, хотя часто внешний облик представителя той или иной этнической общности может быть показателем в оценке его этнической принадлежности.

Этнолингвисты в качестве ведущего фактора формирования этноса рассматривают язык как своеобразную копилку исто­рического опыта народа.

Этнокультурологи определяющим фактором формирования этнопсихологических свойств считают культурную среду.

Этносоциологи подчеркивают, что этническая специфика вы­ражает внеличностное общественное сознание и интериоризуется в процессе Передачи «межпоколенного» социального опыта на­рода.

Но все-таки, важнейшая задача этнопсихологии состоит в изучении связей между внутренним, психическим миром чело­века и миром внешним, предметным, социальным, этнокультур­ным, но только не абстрактного человека в абстрактном обще­стве, а конкретного человека в конкретной среде, специфичной в этническом отношении. Именно очевидность подобных связей способствовала возникновению как психологических, так и этно­логических концепций, анализирующих соотношение психологи­ческих и этнокультурных переменных в развитии социума.

Большой вклад в становление культурно-исторической кон­цепции роли этнического в социальном взаимодействии народов внесли работы Л. С. Выготского, Г. Г. Шпета, Б. Ф. Поршнева, Ю. В. Бромлея, Л. Н. Гумилева. Выделяя в качестве ведущих такие категории, как психический склад нации, национальный характер, национальные чувства, национальное самосознание, эти авторы доказали, что этнические различия в психологии на­рода – неоспоримая реальность.

Когда психологи говорят о психологии народа (этноса), то имеют в виду отражение множества связей и отношений, в ко­торых реально формируется и развивается конкретный народ или его часть. Исследование этнических особенностей осуществляется при помощи таких понятий, как «основная» или «модальная» личность, описывающих наиболее существенные признаки исследуемого народа, единые для всех его членов. На этом основании большинство этнокультурных феноменов рассматривается как бы через призму данных поня­тий. Несомненно, любая историческая общность (нация, этнос) несет в себе способность развивать самостоятельное волевое единство, в определенной мере подчиняющее отдельных лиц, ее составляющих. Передаваемые из поколения в поколение язык, система духовных ценностей, символы, отношения к ве­щам и людям, унаследованные способы поведения как образцы для действий – все это факторы, определяющие «типические коллективные переживания» или особенности тех или иных эт­нических общностей. У каждого народа складывается свой субъективный психологический образ или стереотип как специ­фическая национальная норма поведения.

В качестве основной составляющей предмета этнической пси­хологии мы выделяем этнические стереотипы как разновидность социальных стереотипов. Под этническим стереотипом обычно понимают упрощенный, схематизированный, эмоционально окра­шенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этниче­ской группы или общности, распространяемый на всех ее представителей. С помощью этнических стереотипов формируется значительная часть представлений о других народах.

Еще одним социально-психологическим образованием, кото­рое выступает в качестве предмета этнической психологии, яв­ляются этнические, экспектации. В основе этнических экспектаций лежит ролевая и нормативная регуляция социального вза­имодействия людей. Без прогнозирования ответного поведения невозможно представить нормальное, конструктивное взаимодей­ствие. Неадекватность этнических экспектации служит причи­ной большинства конфликтов, возникающих на этнической «поч­ве». Поэтому становление этнических экспектации, их динамика должны быть предметом этнопсихологического изучения.

Итак, предмет этнической психологии в его социально-пси­хологическом аспекте составляют этнические стереотипы, дис­позиции и экспектации взаимодействующих субъектов, которые и выступают этническими детерминантами человеческого поведения.