рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ГЛАВА 5. ЭТНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.

ГЛАВА 5. ЭТНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. - Конспект, раздел Психология, Введение в этническую психологию Основной Задачей Этнопсихологического Подхода К Изуче­нию Личности Является О...

Основной задачей этнопсихологического подхода к изуче­нию личности является определение закономерностей ее раз­вития в постоянно меняющемся мире. Становление личности идет параллельно становлению индивидуальности. Личность и индивидуальность не только взаимосвязаны, но и взаимообус­ловлены. Формирование личностных качеств человека нахо­дится в тесной взаимосвязи с его индивидуальным сознанием, которое зависит не только от статуса и роли личности, но и от ее индивидуального отношения к своему положению (ста­тусу, роли). Это объясняет тот факт, почему в условиях одной и той же этносоциальной среды могут существовать разные социальные типы личности.

В чем же главная суть и основное различие социализации и индивидуализации личности? Социализация – это процесс становле­ния личности путем освоения индивидом основного набора духовных ценностей, выработанных человечеством. Индивидуа­лизация – это процесс становления личности путем селекци, информации, получаемой индивидом из окружающей среды, в производства новых духовных ценностей, значимых для обще­ства. Индивидуализация осуществляется в основном посредст­вом выбора (книг, друзей, профессии, места работы и житель­ства и т. п.). Социализация же осуществляется в основном по­средством принуждения (обязательное среднее образование, обязанность трудиться и пр.). Социализация—это долг лич­ности, а индивидуализация – ее право.

Итак, основными путями формирования личности являются социализация и индивидуализация.

Рассмотрим более подробно, как протекает процесс социализации личности. В. А. Ядов выделяет четыре этапа социализации:

1) освоение предметной деятельности в семье;

2) освоение общения в различных малых группах;

3) освоение профессиональной деятельности в учебных и трудовых коллективах;

4) освоение культурных ценностей общества посредством включения в целостную систему общественных отношений.

Четыре этапа социализации – это те ступеньки, по кото­рым проходит личность в процессе онтогенеза. Личность фор­мируется в обществе, поэтому категория, парная понятию «личность», – это «общество». Отсюда: каково общество, та­кова и личность. Такой социологический подход к понятию «личность» предполагает, прежде всего, изучение факторов социальной среды, формирующих личность. Представление о том, что социализация личности – единственный процесс ее развития, как мы отмечали выше, преодолевается посредством введения понятия «индивидуализация личности, если пони­мать индивидуализацию как процесс влияния личности на об­щество.

Наиболее значимым фактором социализации личности яв­ляется процесс усвоения языка.

Вторым важным фактором социализации личности являет­ся уровень культурно-исторического развития общества. Чело­вечество имеет разные модели личности в зависимости от эт­нокультурных традиций и общественно-экономического строя. Различные социальные общности предъявляют к формирова­нию личности свои специфические требования.

И. С. Кон проводит сравнение моделей личности, сформи­ровавшихся под влиянием западной (европейской) и восточ­ной (японской) культурных традиций. Он отмечает, что запад­ная модель человека является активно предметной, западная (европейская) культура дает установку личности формиро­ваться в деятельности, в деяниях и поступках. Поэтому не слу­чаен психологический принцип единства сознания и деятельно­сти. Восточная культура не придает такого значения предмет­ной деятельности, утверждая, что творческая активность, как бы служащая пружиной активности личности, развертывается лишь во внутреннем духовном пространстве и познается не практикой, а в акте мгновенного озарения, инсайта.

Третьим важным фактором социализации является обще­ние.

Обратимся теперь к анализу процесса индивидуализации личности. Вне связи с проблемой индивидуальности личность есть абст­ракция и в реальном мире не существует. По мнению И. И. Резвицкого, личность социальна по своей сущности, не­индивидуальна по способу своего существования. Индивидуа­лизация включает в себя как процессы формирования (разви­тия) индивидуальности, так и процессы ее самореализации во внешнем социальном мире. Мы остановимся только на процес­сах, формирующих индивидуальность, среди которых можно выделить три основных: самоопределение, самопроявление и самодостаточность.

Самоопределение представляет собой определение индиви­да в общем социальном окружении, осмысление и установле­ние им своего места и роли в обществе. Процесс самоопреде­ления полярен, так как складывается из дифференциации и интеграции человека. Дифференциация людей в обществе обусловлена главным образом разделением общественного труда и выступает лишь начальной фазой индивидуализации. Психологи отмечают, что уже трехлетний ребенок отделяет свое «Я» от окружающей среды. Но индивидуализация – это не только выделение человека из общности, это и интеграция, т. е. включение его в систему общих связей и отношений. Если безграничная дифференциация ведет к индивидуализму, то чрезмерная интеграция растворяет индивидуальность в обще­стве, приводит к конформизму.

Самопроявление—это выражение себя в различных фор­мах и способах деятельности и общения. Процесс самопрояв­ления также полярен: самопроявляясь, человек одновременно показывает свою специфичность и типичность в отношении других людей. Уже в первобытной общине происходит опре­деление специфических функций человека, развитие его специ­фических свойств и признаков. Чем специфичнее становится человек, тем больше у него оказывается возможностей для са­мореализации и самоактуализации. Типичность означает упо­добление индивида другим членам социальной общности.

Самодостаточность – это процесс приобретения индивидом своего способа существования, способности к самообеспечению и саморегуляции. Становление самодостаточности проходит тоже полярно, она складывается из автономизации и конкордации. Автономизация означает становление самобытности, уникальности индивида. В. процессе общественно-трудовой дея­тельности у каждого человека вырабатываются свои способы и формы жизнедеятельности. Но действительный критерий ин­дивидуализации человека состоит в его общественной направ­ленности. Социальное призвание личности заключается в со­хранении и развитии человеческого общества. Поэтому поляр­ным процессу автономизации выступает процесс конкордации как формирование установок, интересов, умений и навыков лич­ности, дающих возможность осуществить свою жизнедеятель­ность согласованно с деятельностью других членов общества. Конкордация и означает согласование. При этом не предпола­гается покушение на самобытность человека, речь идет о его умении согласовывать свои жизненные цели и действия с це­лями и действиями других. Стремление личности к автономи­зации как самоцели может порождать индивидуалистические ориентации. Ограничение же автономности личностей, жесткая направленность на общественные интересы исключают инди­видуальную самостоятельность, снижают творческую актив­ность, что, как мы указывали выше, превращает общество в нечто застывшее и однородное.

Двигаясь по пути социализации и индивидуализации, лич­ность создает свою систему отношений к окружающим ее лю­дям и предметам, к самой себе. В социальной психологии отношение личности к самой себе известно под термином «Я-концепция». По определению Т. Шибутани, «Я-концепция» – это то, что человек значит для самого себя, это спо­соб его поведения. Она формируется с помощью двух меха­низмов: персонификации и идентификации.

Персонификация – это перенесение своего «Я», своих лич­ностных качеств на другого человека в процессе сравнения се­бя с ним.

Идентификация – это, напротив, перенесение личностных качеств другого на самого себя, стремление актуализировать в своей личности те качества, которыми обладает избранник.

Для этнической психологии личности важна проблема этнической идентификации.

Этническая идентификация означает осознание личностью своей принадлежности к определенному этносу.

Вполне уместно задаться вопросами: зачем личности необ­ходима этническая идентификация? может быть, националь­ность, принадлежность к этнической общности – это пережи­ток прошлого, рудимент в личности, от которого надо отка­заться?

В связи с этим вспомним, что стимуляторами поведения личности являются потребности. Наиболее популярна класси­фикация потребностей, разработанная американским психоло­гом А. Маслоу. Он считал, что потребности личности можно представить иерархической системой.

1. Физиологические потребности—самый низший, но и са­мый значимый уровень (если они не удовлетворяются, то не имеют значения и все остальные уровни потребностей).

2. Потребности в безопасности и защите.

3. Социальные потребности – принадлежность к группе, связь с другими людьми, потребность в дружбе и любви.

4. Потребности «эго» (личностные):

а) потребности самоуважения—самоуверенность, независи­мость от других, самобытность, уникальность своего «Я», до­стижения, компетенция, знания;

б) потребности репутации – статус, признание, высокая оценка другими, уважительное отношение со стороны других людей.

5. Потребности в самоосуществлении, самоактуализации, реализации своих собственных потенциалов, саморазвитии, творчестве.

Для осознания необходимости этнической идентификации важны две основные потребности личности: 1) потребность принадлежности к общности, группе;

2) потребность в само­бытности, уникальности своего «Я», уверенности в себе, неза­висимости от других. Указанные потребности человека вступа­ют в противоречие друг с другом. Но личности необходимо удовлетворить обе эти потребности и, следовательно, согла­совать их между собой. Процесс согласования выражается в том, что человек, с одной стороны, удовлетворяя свою потреб­ность в принадлежности к общности, идентифицирует себя с этнической общностью и формирует чувство «мы», а с другой стороны, удовлетворяя потребность в самобытности, отделяет свою общность, определяет ее специфичность в сравнении с другими общностями и формирует чувство «они».

Итак, подведем итог всему вышесказанному. Основными путями формирования личности являются процессы социали­зации и индивидуализации. Социализация личности подразде­ляется на социумизацию, этнизацию и культуризацию. Инди­видуализация личности складывается из самоопределения, са­мопроявления и самодостаточности. Этническая идентификация как осознание личностью своей принадлежности к определен­ной этнической общности необходима для удовлетворения двух противоречивых потребностей: потребности в самобытно­сти и независимости от других людей и в то же время потреб­ности в принадлежности к группе. В стабильном обществе не­обходимость этнической идентификации находится в скрытом состоянии, актуализируется же она в нестабильном общест­ве, в ситуации межнационального конфликта.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в этническую психологию

Введение в этническую психологию. Конспект учебного пособия. Под ред. Ю.П. Платонова. 1999...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ГЛАВА 5. ЭТНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЕВРОПЕЙСКИЕ ФИЛОСОФЫ О ПСИХОЛОГИИ НАРОДОВ.
Проблема этнических различий, их влияния на быт и куль­туру народов, на жизнедеятельность людей давно заинтересовала исследователей. Об этом писали еще Гиппократ, Страбон, Платон и др. Пе

СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.
Развитие западной этнической психологии в XX в. обусло­вили два важнейших фактора: стремление свести все проблемы, касающиеся различных структурных уровней этнических общностей, прежде всего к инди

СТАНОВЛЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ.
В России этнопсихологические исследования первоначально были делом литераторов, этнографов и языковедов. Объектом познава­тельного интереса этническое самосознание русского народа стало в

СОВЕТСКАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Историю советской этнической психологии можно условно разделить на несколько периодов. В первые годы становления Советского государства интерес к этнической проблематике был стимулирован

ГЛАВА 2. ТРАДИЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИИ ЭТНОСА.
В структуре этнической психологии традиционно выделяют статические (долговременные) и динамические (кратковременные) компоненты. Когда психические явления, сложившиеся в процессе исторического разв

ГЛАВА 3. ПРЕДМЕТ СОВРЕМЕННОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.
Этническая психология представляет собой область знаний, источниками которых выступают различные гуманитарные нау­ки, в том числе этнология и психология. Ее статус как междисциплинарной науки вытек

ГЛАВА 4. ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.
Изучение влияния этнических особенностей на структурно-функциональную организацию психики на отдельных этапах онто- и филогенеза – важнейшее условие для понимания психо­физиологических отличий пред

ГЛАВА 6. ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ.
Этническая общность – это первичная форма организации социального бытия. Появление этнического в личности обус­ловлено социальными отношениями. Оно возникает уже в ис­торически первичной человеческ

ГЛАВА 7. ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ.
Впервые понятие «стереотип» было введено в науку амери­канским психологом У. Липпманом. В 1922 г. в книге «Обще­ственное мнение» он использовал термин «социальный стерео­тип», определяя его как упо

ГЛАВА 8. ЭТНИЧЕСКИЕ ДИСПОЗИЦИИ.
Этническое в личности—это целостная система отношений и установок, выработанная в процессе исторического развития эт­нической общности и проявляющаяся, актуализирующаяся в данное историческое время

ГЛАВА 9. ЭТНИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ.
(аксиология этнического) В современной социально-психологической науке под цен­ностью понимают предельно обобщенный социальный опыт, по­лучаемый в фило- и онтогенезе. Пр

ГЛАВА 10. ЭТНИЧЕСКИЕ ЭКСПЕКТАЦИИ И НОРМАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.
В отечественной этносоциологической и этнопсихологической литературе большинство авторов ставят вопрос об «объектив­ной властности этнических норм», т. е. о том, насколько нормы обусловливают социа

ГЛАВА 11. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
Анализ специфики взаимодействия этнических сообществ и групп ставит проблему изучения этносоциальных отношений. Выделение этноса в качестве субъекта коллективного действия или социального взаимодей

ГЛАВА 12. ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИИ АСПЕКТ В ПЕДАГОГИКЕ.
Целостное описание этнической общности предполагает изу­чение особенностей ее системы воспитания как института пере­дачи поколениями своего культурно-исторического опыта. В современном мире личност

ГЛАВА 13. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЭТНОСА.
Как известно, понятие культуры имеет несколько значений. Два из них являются основными: 1) культура как результат материальной и духовной деятельности людей; 2) культура как у

ГЛАВА 14. РУССКИЕ И СУДЬБА РОССИИ.
(опыт этнопсихологического исследования) Россию (а также ее «наследника»—СССР) со времен Ивана Грозного отличает от стран Запада неравномерность исторического развития, «рваный ри

ОГЛАВЛЕНИЕ.
ГЛАВА 1. История этнической психологии: 1.1. Европейские философы о психологии народов (Бороноев А. О.)..... …………. …….. 1 1. 2. Современная западная этническая психология

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги