ГЛАВА 5. ЭТНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.

Основной задачей этнопсихологического подхода к изуче­нию личности является определение закономерностей ее раз­вития в постоянно меняющемся мире. Становление личности идет параллельно становлению индивидуальности. Личность и индивидуальность не только взаимосвязаны, но и взаимообус­ловлены. Формирование личностных качеств человека нахо­дится в тесной взаимосвязи с его индивидуальным сознанием, которое зависит не только от статуса и роли личности, но и от ее индивидуального отношения к своему положению (ста­тусу, роли). Это объясняет тот факт, почему в условиях одной и той же этносоциальной среды могут существовать разные социальные типы личности.

В чем же главная суть и основное различие социализации и индивидуализации личности? Социализация – это процесс становле­ния личности путем освоения индивидом основного набора духовных ценностей, выработанных человечеством. Индивидуа­лизация – это процесс становления личности путем селекци, информации, получаемой индивидом из окружающей среды, в производства новых духовных ценностей, значимых для обще­ства. Индивидуализация осуществляется в основном посредст­вом выбора (книг, друзей, профессии, места работы и житель­ства и т. п.). Социализация же осуществляется в основном по­средством принуждения (обязательное среднее образование, обязанность трудиться и пр.). Социализация—это долг лич­ности, а индивидуализация – ее право.

Итак, основными путями формирования личности являются социализация и индивидуализация.

Рассмотрим более подробно, как протекает процесс социализации личности. В. А. Ядов выделяет четыре этапа социализации:

1) освоение предметной деятельности в семье;

2) освоение общения в различных малых группах;

3) освоение профессиональной деятельности в учебных и трудовых коллективах;

4) освоение культурных ценностей общества посредством включения в целостную систему общественных отношений.

Четыре этапа социализации – это те ступеньки, по кото­рым проходит личность в процессе онтогенеза. Личность фор­мируется в обществе, поэтому категория, парная понятию «личность», – это «общество». Отсюда: каково общество, та­кова и личность. Такой социологический подход к понятию «личность» предполагает, прежде всего, изучение факторов социальной среды, формирующих личность. Представление о том, что социализация личности – единственный процесс ее развития, как мы отмечали выше, преодолевается посредством введения понятия «индивидуализация личности, если пони­мать индивидуализацию как процесс влияния личности на об­щество.

Наиболее значимым фактором социализации личности яв­ляется процесс усвоения языка.

Вторым важным фактором социализации личности являет­ся уровень культурно-исторического развития общества. Чело­вечество имеет разные модели личности в зависимости от эт­нокультурных традиций и общественно-экономического строя. Различные социальные общности предъявляют к формирова­нию личности свои специфические требования.

И. С. Кон проводит сравнение моделей личности, сформи­ровавшихся под влиянием западной (европейской) и восточ­ной (японской) культурных традиций. Он отмечает, что запад­ная модель человека является активно предметной, западная (европейская) культура дает установку личности формиро­ваться в деятельности, в деяниях и поступках. Поэтому не слу­чаен психологический принцип единства сознания и деятельно­сти. Восточная культура не придает такого значения предмет­ной деятельности, утверждая, что творческая активность, как бы служащая пружиной активности личности, развертывается лишь во внутреннем духовном пространстве и познается не практикой, а в акте мгновенного озарения, инсайта.

Третьим важным фактором социализации является обще­ние.

Обратимся теперь к анализу процесса индивидуализации личности. Вне связи с проблемой индивидуальности личность есть абст­ракция и в реальном мире не существует. По мнению И. И. Резвицкого, личность социальна по своей сущности, не­индивидуальна по способу своего существования. Индивидуа­лизация включает в себя как процессы формирования (разви­тия) индивидуальности, так и процессы ее самореализации во внешнем социальном мире. Мы остановимся только на процес­сах, формирующих индивидуальность, среди которых можно выделить три основных: самоопределение, самопроявление и самодостаточность.

Самоопределение представляет собой определение индиви­да в общем социальном окружении, осмысление и установле­ние им своего места и роли в обществе. Процесс самоопреде­ления полярен, так как складывается из дифференциации и интеграции человека. Дифференциация людей в обществе обусловлена главным образом разделением общественного труда и выступает лишь начальной фазой индивидуализации. Психологи отмечают, что уже трехлетний ребенок отделяет свое «Я» от окружающей среды. Но индивидуализация – это не только выделение человека из общности, это и интеграция, т. е. включение его в систему общих связей и отношений. Если безграничная дифференциация ведет к индивидуализму, то чрезмерная интеграция растворяет индивидуальность в обще­стве, приводит к конформизму.

Самопроявление—это выражение себя в различных фор­мах и способах деятельности и общения. Процесс самопрояв­ления также полярен: самопроявляясь, человек одновременно показывает свою специфичность и типичность в отношении других людей. Уже в первобытной общине происходит опре­деление специфических функций человека, развитие его специ­фических свойств и признаков. Чем специфичнее становится человек, тем больше у него оказывается возможностей для са­мореализации и самоактуализации. Типичность означает упо­добление индивида другим членам социальной общности.

Самодостаточность – это процесс приобретения индивидом своего способа существования, способности к самообеспечению и саморегуляции. Становление самодостаточности проходит тоже полярно, она складывается из автономизации и конкордации. Автономизация означает становление самобытности, уникальности индивида. В. процессе общественно-трудовой дея­тельности у каждого человека вырабатываются свои способы и формы жизнедеятельности. Но действительный критерий ин­дивидуализации человека состоит в его общественной направ­ленности. Социальное призвание личности заключается в со­хранении и развитии человеческого общества. Поэтому поляр­ным процессу автономизации выступает процесс конкордации как формирование установок, интересов, умений и навыков лич­ности, дающих возможность осуществить свою жизнедеятель­ность согласованно с деятельностью других членов общества. Конкордация и означает согласование. При этом не предпола­гается покушение на самобытность человека, речь идет о его умении согласовывать свои жизненные цели и действия с це­лями и действиями других. Стремление личности к автономи­зации как самоцели может порождать индивидуалистические ориентации. Ограничение же автономности личностей, жесткая направленность на общественные интересы исключают инди­видуальную самостоятельность, снижают творческую актив­ность, что, как мы указывали выше, превращает общество в нечто застывшее и однородное.

Двигаясь по пути социализации и индивидуализации, лич­ность создает свою систему отношений к окружающим ее лю­дям и предметам, к самой себе. В социальной психологии отношение личности к самой себе известно под термином «Я-концепция». По определению Т. Шибутани, «Я-концепция» – это то, что человек значит для самого себя, это спо­соб его поведения. Она формируется с помощью двух меха­низмов: персонификации и идентификации.

Персонификация – это перенесение своего «Я», своих лич­ностных качеств на другого человека в процессе сравнения се­бя с ним.

Идентификация – это, напротив, перенесение личностных качеств другого на самого себя, стремление актуализировать в своей личности те качества, которыми обладает избранник.

Для этнической психологии личности важна проблема этнической идентификации.

Этническая идентификация означает осознание личностью своей принадлежности к определенному этносу.

Вполне уместно задаться вопросами: зачем личности необ­ходима этническая идентификация? может быть, националь­ность, принадлежность к этнической общности – это пережи­ток прошлого, рудимент в личности, от которого надо отка­заться?

В связи с этим вспомним, что стимуляторами поведения личности являются потребности. Наиболее популярна класси­фикация потребностей, разработанная американским психоло­гом А. Маслоу. Он считал, что потребности личности можно представить иерархической системой.

1. Физиологические потребности—самый низший, но и са­мый значимый уровень (если они не удовлетворяются, то не имеют значения и все остальные уровни потребностей).

2. Потребности в безопасности и защите.

3. Социальные потребности – принадлежность к группе, связь с другими людьми, потребность в дружбе и любви.

4. Потребности «эго» (личностные):

а) потребности самоуважения—самоуверенность, независи­мость от других, самобытность, уникальность своего «Я», до­стижения, компетенция, знания;

б) потребности репутации – статус, признание, высокая оценка другими, уважительное отношение со стороны других людей.

5. Потребности в самоосуществлении, самоактуализации, реализации своих собственных потенциалов, саморазвитии, творчестве.

Для осознания необходимости этнической идентификации важны две основные потребности личности: 1) потребность принадлежности к общности, группе;

2) потребность в само­бытности, уникальности своего «Я», уверенности в себе, неза­висимости от других. Указанные потребности человека вступа­ют в противоречие друг с другом. Но личности необходимо удовлетворить обе эти потребности и, следовательно, согла­совать их между собой. Процесс согласования выражается в том, что человек, с одной стороны, удовлетворяя свою потреб­ность в принадлежности к общности, идентифицирует себя с этнической общностью и формирует чувство «мы», а с другой стороны, удовлетворяя потребность в самобытности, отделяет свою общность, определяет ее специфичность в сравнении с другими общностями и формирует чувство «они».

Итак, подведем итог всему вышесказанному. Основными путями формирования личности являются процессы социали­зации и индивидуализации. Социализация личности подразде­ляется на социумизацию, этнизацию и культуризацию. Инди­видуализация личности складывается из самоопределения, са­мопроявления и самодостаточности. Этническая идентификация как осознание личностью своей принадлежности к определен­ной этнической общности необходима для удовлетворения двух противоречивых потребностей: потребности в самобытно­сти и независимости от других людей и в то же время потреб­ности в принадлежности к группе. В стабильном обществе не­обходимость этнической идентификации находится в скрытом состоянии, актуализируется же она в нестабильном общест­ве, в ситуации межнационального конфликта.