ГЛАВА 6. ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ.

Этническая общность – это первичная форма организации социального бытия. Появление этнического в личности обус­ловлено социальными отношениями. Оно возникает уже в ис­торически первичной человеческой общности. Этнические осо­бенности появляются только тогда, когда люди вступают в контакт, общаются друг с другом.

Этни­ческое – явление социально-психологическое, а не просто со­циальное или природное. Природа только создала условия для многообразия этнических признаков, таких как коммуника­тивные, когнитивные и поведенческие особенности, связанные с системой взаимоотношений между различными этническими общностями.

Понятие «общность» впервые встречается в 1887 г. в книге немецкого ученого Ф. Тенниса «Общность и общество» как объединение людей, сложившееся на основе исключительно психологических детерминант. В XX в. в исследовании данного феномена наметились два направления. Одно направление – это социально-психологическое, изучающее любую социальную общность (малые и большие группы, коллективы, классы и т. д.). Другое направление связано с этнической психологией, которая занимается изучением этнической общности.

Этническая общность является субъектом этногенеза и ока­зывает значительное влияние на исторический процесс. Фор­мирование этнической общности – первый этап в объединении людей, первичный способ организации их совместного бытия.

Под этносом понимается большая социальная группа лю­дей, объединенных общими установками и диспозициями, сте­реотипами поведения и взаимосогласованными экспектациями типичных реакций на различные события жизни. Этнос есть явление социально-психологическое, оно социально по основе своего возникновения и психологично по способам своего про­явления.

Под социумом понимает­ся большая социальная группа людей, объединенных на осно­ве общей территории, экономики и политики, выработавшая единые поведенческие требования (законы и социальные нор­мы) к различным событиям жизни. Социум – явление обще­ственное и по форме и по сущности. Таким образом, социаль­ная общность имеет две взаимопроникающие формы: этнос и социум.

Следовательно, главная задача этнопсихоло­гии состоит в изучении типичных для личности качеств, инте­грирующих ее с другими представителями данного этноса.

Понимание сущности этнического в природе человека как базисной системы отношений позволяет разрешить многие социоэтнические проблемы. Этническое—это целостная система отношений личности к миру людей (общество), к миру идей (идеология и мораль), к миру вещей (природа).

Л. Н. Гумилев, предлагая классификацию этносов, также опирался на категорию отношения. В соответствии с первой классификацией он разделяет этносы на два типа: гомеостатнческие и динамические, в качестве критерия для классифи­кации выступает такой признак, как отношение к природе. Гомеостатические этноса (например, народы Крайнего Севера) пришли в состояние равновесия с природой, относятся к ней бережно. Динамические этносы развиваются за счет покоре­ния, разрушения природы. Критерием второй классификации, по мнению Гумилева, служит отношение к миру людей. Комплиментарные этносы симпатизируют друг другу, совместимы по причине схожести базисных этнических установок. У некомплиментарных этносов, напротив, преобладают негативные оценки и различной степени страхи в отношении друг друга.

Остается предложить еще и классификацию этносов по критерию отношения к миру идей. Здесь также возможны два типа. Пер­вый тип – креативные этносы, т. е. создающие, продуцирую­щие идеи. Во-первых, идеи могут быть связаны с созданием новой религии, а соответственно и морали (иудаизм, христиан­ство, ислам, индуизм, конфуцианство и пр.). Во-вторых, идеи могут касаться создания нового права (например, Римское право, послужившее основой для всех правовых систем хри­стианского мира). В-третьих, идеи могут быть связаны с созда­нием уникальной культуры (например, Античность или куль­тура Возрождения). Следует заметить, однако, что культуру с той или иной степенью значимости для всего человечества создает каждый этнос. Наконец, в-четвертых, идеи могут пред­полагать создание новейших технологий (например, внедрение компьютерной техники). Другой тип—аккомодативные этно­сы, не склонные к продуцированию собственных идей, а ориен­тированные на заимствование их у других этносов и социумов. Этносы, заимствующие идеи, могут быть либо очень активны (так, что идут завоевывать территории или «перекупают» ученых), либо довольно пассивны (спокойно и дружелюбно принимают дары цивилизации). Аккомодативные этносы пере­рабатывают идеи и адаптируют их к своим национальным культуре и традициям. Можно сказать, что в процессе этно­генеза аккомодативные этносы разгружают мир от переизбыт­ка идей и культур. Таким образом осуществляется процесс взаимопроникновения и распространения идей, в этногенезе как бы существует свое разделение труда.

Так, на основе всего вышесказанного можно было создать стройную классификацию этносов, включающую в себя шесть типов.

1. Гомеостатические и динамические этносы. Основание для классификации – отношение к природе.

2. Комплиментарные и некомплиментарные этносы. Основа­ние для классификации – отношение к миру людей.

3. Креативные и аккомодативные этносы. Основание для классификации – отношение к идеям, культурным ценностям.

Данная классификация очень условна, но она еще раз под­тверждает мысль о том, что феномен этнического лежит в сфе­ре отношений. Этнические особенности – это явление соци­ально-психологическое, поскольку с их помощью осуществля­ется связь между психикой человека и окружающей социаль­ной средой. Для понимания природы этнического целесообраз­но разделить социальные общности на два типа: этнос и- соци­ум. Этнос есть исторически первичный способ организации совместного бытия людей, это большая социальная группа, объединенная в целое на основе общих психологических уста­новок, диспозиций, экспектаций и стереотипов поведения. Со­циум представляет собой исторически более сложный способ организации совместного бытия, это большая социальная груп­па, сложившаяся на основе процесса разделения труда, кото­рый предполагает специализацию каждого человека, что приводит к формированию личности и развитию индивидуально­сти.

Люди образуют этнические общности, живут в них, дейст­вуют по правилам и традициям своих общностей. Они удовлет­воряют свои потребности, реализуя свои природные и соци­альные возможности и тем самым обеспечивая с помощью эт­нических установок и отношений взаимосвязь внешней среды со своим внутренним психическим миром. Таким образом, эт­ническая общность предоставляет личности один из необходи­мых для нее способов существования, самореализации. Дру­гой, более перспективный способ существования предоставляет общество. Но это не значит, что этнические общности будут отмирать с развитием цивилизации. Мир людей, их взаимоотно­шения, организация все более усложняются, становятся раз­нообразнее. Мировые тенденции развития состоят в том, что мир стремится от однородности к разнородности, ко все боль­шему разнообразию. По-видимому, в будущем количество этносов не уменьшится, а даже увеличится. Этнический мир ста­нет более многоцветным. И если общество будущего – это ан­самбль личностей в расцвете их индивидуальностей, то мир будущего—это ансамбль социумов и этносов в расцвете само­бытности и уникальности их культур.