Существуют различные стадии зэкра:
Суфий в таком состоянии говорит:
Я потерял себя до такой степени,
поминая Тебя на Пути,
Что спрашиваю: «Нет ли вестей обо мне?»
у всех встречных.
Сана'и в Хадикатол-хакика («Огороженный сад истины») писал:
Тот устремлен на пути, кто поминает Бога,
а не тот, кто околачивается без дела на сборищах в пути.
Хотя поминание Возлюбленной вначале — твой проводник,
ты достигнешь точки, где оно становится обузой.
Ныряльщик, ищущий пути в глубинах океана,
в конце концов гибнет в этом океане.
Голубь в отсутствие Бога воркует: «Ку, Ку» [ 5 ],
если «ты» все еще присутствуешь, как ты можешь кричать «Ху»? [ 6 ]
Находящиеся в присутствии Бога бестрепетно встречают опасность;
если ты не в присутствии Бога, отведи душу в визге.
Стадии зэкра также были описаны следующим образом:
О стадиях зэкра было высказано много других утверждений. Согласно Шаху Ни'матоллаху, в начале поминающий думает, что это он поминает Бога. Но в конце он осознает, что в действительности это Бог поминает Бога и, таким образом, перестает ощущать зэкр, ибо Бог теперь стал и поминающим, и поминанием.
Байазид описал этот опыт следующим образом: «Тридцать лет я провел в поминании Бога. Когда я остановился, то осознал, что сам зэкр и был моей завесой». Джунайд утверждал: «Тасаввуф (суфизм) вначале — поминание, затем — экстаз, а потом — ни то, ни другое. Не остается ничего, как этого поистине никогда и не было».
По словам Абол-хасана Нури, «истина зэкра состоит в исчезновении поминающего (закер) в Поминаемом (Мазкур).
Аттар в Тазкератол-авлийя («Жизнеописания святых») приводит следующий эпизод из жизни Джунайда:
Рассказывают, что однажды ученик нарушил правила ордена, возглавляемого Джунайдом, и поэтому вынужден был оставить служение учителю. Он странствовал, пока не присоединился к другой группе суфиев. Однажды Джунайд проходил мимо и увидел ученика. От присутствия наставника учеником овладело такое состояние восторга, что он упал, разбил себе голову и стал истекать кровью. Кровь текла таким образом, что сложилось Имя <Аллах». Джунайд, увидев это, укорил ученика за то, что тот полагает, будто достиг состояния, к которому должно вести поминание. Джунайд сказал, что так далеко мог продвинуться любой ребенок, но лишь настоящий мужчина способен достичь Поминаемого.
Руми, рассказывая о любви Зулейхи и Иосифа, пишет:
Когда Зулейха жаждет выкрикнуть
имя Иосифа,
«благовоние», «рута» и «алоэ»
означают одно и то же.
Среди этих имен она скрыла
его подлинное имя,
Которое назовет
лишь самым близким.
Даже если бы она назвала
тысячи имен,
То имела бы в виду лишь имя «Иосиф»,
которое она хранила в своем сердце.
Когда голодна, она скажет его имя
и приободрится,
Когда жаждет, она замрет, испив нектар
из чаши его имени.
* * *
Вода, окружающая рыбу, дает рыбе
насущный хлеб.
Одна стихия — и еда, и питье,
и одежда, и постель.
Так и влюбленный, подобный ребенку,
сосущему молоко из груди,
Не знает ничего в двух мирах,
кроме излияния благодати.