Благодаря жару поминания вялая мысль суфия постепенно пробуждается к жизни и его дух (рух) начинает познавать Тайное. Некоторые суфийские мистики говорят, что размышление — это путешествие сердца через сферы Тайного. Согласно Зун-н-Нуну Египтянину, «когда человек размышляет сердцем, Тайное явлено его духу».
Для продвинутого суфия, таким образом, размышление является результатом поминания и становится его проводником на Пути. По словам Аттара:
Размышление — это проводник для путника,
проводник, обретенный постоянным поминанием.
Поминание, вот что порождает размышление, которое
затем открывает сто тысяч скрытых смыслов.
Рациональное размышление сойдет для разговоров,
но сердечное размышление — для человека действия.
Размышление хотя бы и в течение часа
лучше, чем семьдесят лет, проведенные в молитвах.
Или, как говорит Руми:
Мы сказали достаточно, об остальном размышляй сам;
если ж это не помогает, обратись к зэкру.
Поминание ведет сердце к размышлению,
так сделай же поминание солнцем для своего вялого размышления.
Хотя главное — Божественное притяжение,
о суфий, не рассчитывай на него и не пренебрегай своими обязанностями.
Невыполнение этих обязанностей — всего лишь
самонадеянность, не имеющая отношения к отказу от существования.
В связи с подлинным размышлением шейх Абу'л-Хасан Харакани сказал:
Бог наделил меня размышлением, позволяющим созерцать все Им сотворенное. Я полностью погружен в это размышление. Оно стало моим занятием и днем и ночью, пока, наконец, не отверзло взор моего сердца и не стало суровостью, Добротолюбием, страхом и тяжестью.
Размышление погрузило меня в Божественное Единство, и я достиг той точки, где размышление преобразилось в мудрость, направившую меня по прямому Пути, и в доброту по отношению ко всему сотворенному. Я не мог найти никого добрее себя среди всех Его созданий. Я хотел умереть вместо всех существ, чтобы смерть исчезла навеки. Я желал, чтобы Он осудил меня вместо всего творения, дабы никто не был судим в Судный День. И я хотел пожать все возмездие, назначенное человечеству, чтобы никто и никогда не страдал в аду.
О том же виде размышления Руми писал:
Твоя мысль — лишь форма,
Его мысль — дух, находящийся в ней.
Твои деньги — лишь бумага,
но Он владеет золотом, обеспечивающим ее.
И по словам Хафиза:
Помыслу и мнению нет места
в мире настоящих суфиев,
ибо эгоцентризм и своеволие —
отклонение от нашего пути.
В кругу судьбы
мы лишь точка, через которую проходит стрелка компаса.
Твое размышление — наша благодать,
И Твоя заповедь — наш ориентир.
Примечания:
[ 1 ] Имя автора, Нурбахш, означает на фарси «дарующий свет». (Примеч. переводчика.)
[ 2 ] См. прим. 1 к главе о ЗЕКРЕ.
[ 3 ] То есть использует уже имеющиеся концепции. (Примеч. переводчика.)
МОРАКЕБЕ
суфийский метод медитации