рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ПСИХОЛОГИЯ СУФИЗМА

ПСИХОЛОГИЯ СУФИЗМА - раздел Психология, Джавад Нурбахш Психология Суфизма Размышления О Ста...

Джавад Нурбахш
ПСИХОЛОГИЯ СУФИЗМА
Размышления о стадиях психологического становления и развития на суфийском Пути

 

Джавад Нурбахш
ПСИХОЛОГИЯ СУФИЗМА (ДЕЛ ВА НАФС: СЕРДЦЕ И ДУША)
Dr. Javad Nurbakhsh. The Psychology of Sufism (Del Wa Nafs). – London, 1992.

Пер. с англ. Л.М.Тираспольского. – М., 1998. – 176с.
© Dr. Javad Nurbakhsh, 1992
© Л.М.Тираспольский, перевод, глоссарий, 1996

Джавад Нурбахш. РАЙ СУФИЕВ
Dr. Javad Nurbakhsh. In The Paradise of the Sufis. – N.Y., 1979.

Пер. с англ. Л.М.Тираспольского. – М., 1998. – 112 с.
© Dr. Javad Nurbakhsh, 1979
© Л. M. Тираспольский, перевод, глоссарий, 1995
© Б. M. Тираспольский, перевод стихов, 1995

Книги изданы при участии суфийского братства Ниматуллахи.

Аннотация

Д-р Джавад Нурбахш, глава (кутб) суфийского братства Ниматуллахи, родился в 1927 г. в г. Кермане (Иран). Много лет был руководителем отделения психиатрии Тегеранского университета. В настоящее время живет в Англии.

Суфизм – мистическая традиция в исламе, оказывающая на протяжении веков значительное влияние на восточную, равно как и на западную культуру. Наиболее известными последователями этого учения были великие персидские поэты Руми, Хафиз, Саади.

В первой книге дается обзор стадий развития человеческой души согласно учению суфиев: материальная природа – нафс (Я) – сердце – дух – глубинное сознание – сокровенное сознание. Приводятся взгляды различных наставников Пути на данный предмет.

Во второй книге дается обзор элементов практики суфизма.

Часть Первая
ПСИХОЛОГИЯ СУФИЗМА: СЕРДЦЕ И ДУША

Предисловие

 

Ал-Нафс: этот арабо-персидский термин имеет множество значений и потому оставлен без перевода. Слово "нафс"означает: сущность (объекта), душа, психика, ум, одушевленное существо, личность, индивидуальность, желание, личностная определенность. В арабском языке не существует возвратных личных местоимений, их место занимают слова айн и нафс (сам, само). Таким образом, термин 'илм ал-нафс (наука о душе) переводится как "психология". Когда в суфийских текстах речь заходит о нафсе , то обычно имеется в виду ал-нафс ал-амара , примитивная душа (во французском языке это ame concupiscente, в латыни – cupido libido), то есть человеческое "я" во власти зла. В данном контексте это слово обозначает целостную душевно-телесную структуру человека в той степени, в которой он следует эгоцентрическим устремлениям и подчинен страстям "плоти". В структуре души также существуют три более высоких уровня, достигаемых на пути духовного преображения: ал-нафс ал-лаввама (обвиняющая душа, или совесть), ал-нафс ал-мулхама (вдохновленная душа) и ал-нафс ал-мутма'инна (успокоенная душа).

ВВЕДЕНИЕ

С суфийской точки зрения материальная природа (таб) , Я (нафс) , сердце (дел) , дух (рух) , глубинное сознание (сирр или хафи) и сокровенное сознание (сирр-и сир или ахфа) представляют собою стадии развития, через которые проходит человеческая душа на своем пути к совершенству.

Подчинившийся нафсу обладает чертами материальной природы. Сходным образом у человека, руководимого сердцем, еще остаются признаки нафса и материальной природы. Те, кто следуют нафсу, не осведомлены о сердце, а те, кто следуют сердцу, не ведают о духе.

Что знает нафс о сокровищах, хранящихся в сердце? Что известно сердцу о незримом, которое наполняет святилище духа? Что ведает дух о наследии, лежащем в шатре глубинного сознания? И что знает глубинное сознание о реальности сокровенного сознания? Поистине, нафс – это место Божественного залога (аманат), сердце – обиталище постижения, дух – знамение свидетельствования, глубинное сознание – пристанище любви, а сокровенное сознание – только Бог ведает, что содержит оно. И кто может это знать! Оно превыше воображения человеческих существ. (КАМ VI 112) [ 1 ]

Согласно Са'ади,

Цель человечества конечную узри:
Достигнуть точки той,
Где ничего не видишь, кроме Бога.

Цель этой книги – дать обзор этапам, через которые проходит психика, продвигаясь от материальной природы к сокровенному сознанию, и изложить взгляды различных наставников Пути на данный предмет.

 

  Сокровенное сознание Где существует только Бог
  Глубинное сознание Где воспринимается только Бог
  Дух  
Место встречи между Единством и множественностью Сердце  
  Нафс  
  Материальная природа  


Этапы продвижения и совершенствования человеческой психики в процессе прохождения суфийского Пути

[ 1 ] Здесь и далее см. сокращения в конце книги (прим. перев. русск. изд.). МАТЕРИАЛЬНАЯ ПРИРОДА  

Нафс на самом деле представляет собой эго со всеми его тенденциями, тогда как интеллект — это умелый ревизор, пытающийся направить эго в сторону тех тенденций, которые, будучи проявлены в обществе, не приносят людям вреда. Интеллект ведет нафс в направлении, которое является социально приемлемым и в то же время улучшает состояние нафса.

Каждый человек имеет нафс и использует его, функционируя в обществе. Хотя некоторые люди руководствуются интеллектом, большинство подчиняется только нафсу. Однако на высших стадиях развития психики, от уровня сердца до уровня полного воплощения, интеллект всегда служит духу человеческого совершенства.

Следует пояснить, что термин "интеллект" в данном контексте относится к "частному интеллекту" ('акл-и джозви) и прежде всего к "рассудку" ('акл-и истидлали), служащему основой как для теософов [ 1 ] , так и для философов-материалистов. Интеллект не способен познать Реальность, поскольку он постоянно меняет свои взгляды, каждый день отрицая то, что утверждал вчера.

В этой связи Руми пишет:

У тех, кто рассуждает, – деревянные ноги;
А деревянные ноги особенно шатки.

На уровне нафса все люди более или менее равны. Человеческая психика, однако, должна перейти с этого уровня на стадию сердца, если человек хочет двигаться к совершенству и познанию Реальности.

Атрибуты нафса и противодействие им

Подавление нафса приводит к тому, что он вновь проявляется в чем-то еще.

Абу Бакр Тимистани сказал: "Нафс подобен огню. Когда он почти угас, то возгорается где-то в другом месте; если нафс успокоен в одной области, он разжигается в другой." (ТСС 499)

'Али ибн Талиб говорит: "Если говорить о нафсе, то мое состояние напоминает ситуацию пастуха и овец: чем усерднее пастух старается собрать их в одном месте, тем больше они разбредаются по сторонам". (АФ 103)

Концепция защитных реакций психики (и самый очевидный случай — фрейдовское "замещение" [ 2 ]) аналогична приведенным выше примерам.

Нафс невежествен

Абу Хамза Багдади говорит: " "Отстранись от невежд" (К.7:199). нафс — самый невежественный объект из всех и наиболее заслуживающий отвержения". (ТСА 99)

Нафс — источник низменных нравов
и недостойных поступков

Согласно суфиям, проявления низменного нрава и поступки, заслуживающие порицания, имеют своим источником нафс. У нафса есть два аспекта: один связан с нарушением установлений, а другой — с испорченностью характера — гордыней, завистью, алчностью, вспыльчивостью, злобой и прочими качествами, заслуживающими порицания с точки зрения шариата или же разума. (КМ 246)

Злостность нафса становится явной, когда что-либо его провоцирует, и он находит способ проявить свои качества.

Нафс — орудие Божьего гнева Нафс является орудием Божьего гнева, все зло и испорченность происходят от… Как говорит Пророк, "Тот, кто знает свой нафс, знает своего Господа". [ 3 ]

I. Грудь

В одном из направлений считается, что грудь соответствует уровню сердца. Примером тому Наджмо'д-Дин Рази, писавший: Первый духовный уровень сердца обозначается термином "грудь" и… Было сказано, что грудь для сердца – это то же, что белок глаза для зрачка. Это место, сквозь которое проникают…

II. Сердце как таковое

"У этих написал Аллах в их сердцах веру" (К.58:22). Это также область света интеллекта: "...чтобы у них оказались сердца, которыми они разумеют..." (К.22:46) и…

III. Область любви к творению

Исмаил Хакки Брусави, автор толкований Корана Рух ал-байан , меняет местами общепринятую последовательность месторасположений любви к созданию и… Третий слой есть область видения, будучи шатром свидетельства (мошахада) Бога,… Когда Господь Миров желает привлечь добычу, пойманную арканом благодати, на путь религии, Он прежде всего бросает…

IV. Область видения

Четвертый духовный уровень сердца называется областью видения. Это источник свидетельства (мошахада) и месторасположение видений (ро'йат), как указывается в кораническом стихе: "Сердце (ему) не солгало в том, что он видел" (К.53:11).

Пророк провозгласил: "Я узрел своего Господа".

Познавший сказал: "Область видения пристально созерцает лишь Сущность". (МА 221)

V. Область любви к Богу

Область любви к Богу (хаббато'л-калб) есть источник добротолюбия (мохаббат), исходящего из сферы Божественного (илахийат). Такая любовь свойственна истинно избранным и не может содержать любви ни к одному сотворенному существу. (МИ 196)

VI. Сердцевина сердца

Сердцевина сердца (совайда) есть источник откровений в форме видений (мокашафа) Незримого и Божественного Предсущностного Постижения ('илм-и ладунни) , а также источник мудрости, сокровищница Божественных Таинств и месторасположение знания Имен, как указывается в кораническом стихе: "И научил Он Адама всем именам" (К.2:31). В сердцевине сердца раскрываются такие виды постижения, в которых отказано ангелам. (МИ 197)

VII. Сокровенная сердцевина сердца

Некоторые суфийские наставники полагают, что духовный уровень сердца имеет четвероякий характер: грудь (садр),собственно сердце, область видения и… Сердце имеет пять пластов: грудь как место обета верности исламу; само сердце… Сны и видения, имеющие отношение к сердцу

Безумный рассудок

Смущен мой разум в области туманной, Где нету слов и нет расхожих мнений, И где Любовь не более желанна, Чем болтовня никчемных прений. Я нищий здесь, лишенный состоянья. Не знаю, кто я, и не знаю — где, Свободный… Но признаю себя в одном виновным — Своих рыданий не могу сдержать, Скорблю по Нурбахшу влюбленно: «Зачем исчез ты,…

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУФИЗМА

Духовные состояния не могут быть выражены в словах, поэтому суфийские шейхи утверждают: «Все то, что может быть выражено в словах, не есть суфизм».… Когда влюблен, стыжусь всего, что о Любви сказал. Все свидетельства, которые оставили великие суфии в объяснение тасаввуфа (суфизма), относятся к конкретным ситуациям и…

Суфизм — это путь к Истине, единственное средство передвижения на котором — Любовь. Метод суфизма состоит в том, чтобы смотреть только в одном определенном направлении, а его единственная цель — Бог.

В конце суфийского пути не остается ничего, кроме Бога.

ЦЕЛЬ СУФИЗМА

Цель суфизма — постижение Истины. И хотя философы полагают, что эта цель может быть достигнута посредством разума, логики и рассуждений, постижение Истины возможно лишь при помощи совести и видения сердцем, через прозрение и просветление. Суфизм, таким образом, — это продвижение и видение, а не сидение и болтовня.

КТО ТАКОЙ СУФИЙ?

С точки зрения суфия то, что называют «приказывающее Я» (нафс-и аммаре) [ 1 ], находящееся в бессознательных слоях психики, внимательно следит и…

СУФИОЛОГИ

Тех, кто изучают суфизм и дают ему свои собственные интерпретации, называют мотасаввефе, или суфиологи. И хотя такие люди порой располагают огромным объемом информации о суфиях и суфизме, они на самом деле суфиев не знают. Не обладая качествами суфиев, они не в состоянии постичь то, что суфии видят зрением сердца. По этой причине их утверждения о суфизме обычно не авторитетны для самих суфиев, хотя и могут представлять определенный интерес.

КТО СОВЕРШЕНЕН?

Может возникнуть вопрос, почему 'Али, ученик Пророка, а не сам Пророк, считается образцом Совершенного человека. Действительно, суфии верят, что… Совершенен тот, кто освободился от владычества «приказывающего Я» (нафс-и… Возможно ли стать Совершенным? На этот вопрос можно дать положительный ответ.

ПРАВИЛА И ОБЫЧАИ (АДАБ) ПРИ ОБУЧЕНИИ

О сердце, если ты желаешь, чтобы возрадовался Возлюбленный, делай и говори то, что желает Он. Если Он скажет залиться кровавыми слезами, не… Таким образом, первый шаг после того, как ученик избрал учителя и уверовал в… На пути к жилищу Возлюбленной Лейли подстерегают опасности и препятствия. Если ты не безумный влюбленный, как…

ОБУЧЕНИЕ НА ПУТИ

С точки зрения современной психотерапии можно сказать, что на первом этапе учитель наблюдает и изучает поведение ученика. На этой стадии, как и в… Таким образом, первый этап Пути является собственно психотерапевтическим и его… В начале Пути ученик должен следовать следующим принципам: Соблюдение законов ислама; Воспитание доброты по…

БОЖЕСТВЕННЫЕ ИМЕНА И АТРИБУТЫ

ЧУДЕСА И СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ

Некоторые люди ошибочно полагают, что суфийские наставники претендуют на обладание сверхъестественными качествами и на способность совершать чудеса.…

СВОБОДА ВОДИ И ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ

Хотя Единение с Возлюбленной Никогда не дается как награда за усилия, И все же, о сердце, старайся, как только ты можешь. В конце странствия с «исчезновением индивидуальных поступков» (фана-и аф'ал) и…

ОДИНОЧЕСТВО СРЕДИ ЛЮДЕЙ

Слышал ли ты о том, кто отсутствует и присутствует в одно и то же время? Таков я, хотя и нахожусь среди толпы, но сердце мое далеко. Для суфия величайшая наука заключается в том, чтобы жить в гармонии с людьми.… Суфий не только проявляет доброту и готовность служить людям, но он также приемлет без обиды их эгоцентрическое…

ФАНА И БАКА

Внешняя фана — это «исчезновение индивидуальных действий» (фана-и аф'ал), ведущая к проявленности Божественного Действия. Достигший этой стадии… Внутренняя фана связана с «исчезновением атрибутов "Я"» (фана-и… В начале состояния, называемого «внутренняя фана», суфии теряет способность к восприятию. Постепенно в зависимости от…

Бака — это начало «странствия в Боге». Бог, своим волением лишивший ученика его собственной воли, одаряет его Своей Волей. Таким образом, любое волеизъявление раба теперь является проявлением Божественной Воли. Такого рода бакасоответствует внешнему состоянию фана.

Внутреннему состоянию фана, однако, соответствует бака, в которой сняты и сами завесы, представляющие собой временную сущность, и атрибуты «Я», свойственные ученику. Здесь ни Бог не скрывает творения, ни творение не скрывает Бога. Завеса теперь окончательно сброшена, и двойственность преображена в Единство.

* * *

О дервиш, люди всех наций и религий живут, поскольку наделены почетной мантией существования; все они такие же существа, как и ты. Если ты поистине влюблен в Абсолютное Существо, люби все существа и будь добр к ним. Делая это, ты докажешь, что заслужил привилегию принадлежать к семье человечества.

О дервиш, неуважение к тому, что свято для других, указывает только на твое собственное несовершенство. В силу этого пытайся достичь совершенства в глазах тех, кто действительно видит.

О дервиш, ты занес свое имя в книгу выдающихся людей. Коль не способен ты стать одним из этих людей, старайся не опозорить тех немногих, кто заслужил, чтобы его называли «суфий».

О дервиш, если кто-то поступает плохо по отношению к тебе, не считай его дурным человеком. Отнесись к нему как к больному и будь добр к нему. Если ты ведешь себя подобным образом, то поистине обладаешь духовным здоровьем.

Существуют пять принципов, которые нужно претворять в жизнь дервишам Ордена Ниматуллахи:

Зэкр (Поминание)
Фекр
(Созерцание)
Моракебе
(Медитация)
Мохасебе
(Самоанализ)
Вирд
(Молитва)

Примечания:

[ 1 ] Или: нечестивая, «упорствующая» душа. Нафс — низменное «Я», инстинктивно-животная душа. (Примеч. переводчика)

[ 2 ] Алаб: термин, имеющий различные значения в зависимости от контекста. Он может быть переведен как «правила поведения», «каким быть» (или «как себя вести»), «этикет», «вежливость», «культура», «цивилизация», «внешние приличия», «хорошие манеры». Для краткости адаб здесь и далее переводится как «правила и обычаи».

[ 3 ] Добротолюбие: попытка перевести суфийский термин мохаббат, взаимная любовь между Богом и творением; проявление любви и доброты по отношению к людям и миру. В английском переводе: Loving-kindness. (Примеч. переводчика)

[ 4 ] В переводе И. Крачковского: «...пока я не возобновлю об этом напоминания». (Примеч. переводчика)

[ 5 ] Этот процесс наиболее полно описан в работе Кашани «Месбахол-Хедайе».

[ 6 ] О разнице между «стадией» (махам) и «состоянием» (хал) см. «Изречения великих суфиев» в главе «Мохасебе». (Примеч. ред. англ. изд.)

ЗЭКР
сердцевина практического суфизма

Имя Друга

Старайся имя Друга поминать не торопясь, размеренно и плавно, Алхимией такой преобразишь ты сердца медь в металл желанный. Не торопясь, размеренно и плавно глотни вина в таверне Бытия, Чтобы твое… Свободным стань от пут существованья, оковы сбрось, чтоб вездесущий Бог Не торопясь, размеренно и плавно тебе свои…

ОН И ПОМНЯЩИЙ, И ПОМИНАЕМЫЙ

Счастливыми были времена,
проведенные с Возлюбленной;
все остальное время было тщетно

и бесплодно.

Хафиз

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЭКРА

ЗНАЧЕНИЕ ЗЭКРА

Воистину ты помнишь Нас своим сердцем и душой Только тогда, когда забыл оба мира. Шах Ни'матулла Вали Подтверждением этой точки зрения служит коранический стих: «вспомни твоего Господа, когда ты забудешь» (Коран 18:24).…

ЗЭКР В КОРАНЕ

Отвернись же от тех, кто отвращается от Нашего напоминания и желает только ближайшей жизни (53:29). А когда вы закончите молитву, то вспоминайте Аллаха — стоя, сидя и лежа [ 1 ]… И поминай имя Господа твоего, и устремись к Нему всем устремлением (73:8).

РАЗНОВИДНОСТИ ЗЭКРА

Все знают, что это существование — ловушка, Но зэкр, порожденный своеволием, Лишь мостит дорогу в ад. Зэкр, полученный от Совершенного наставника, подобен зерну, посаженному в… Зэкр, даваемый наставником, можно разделить на два вида: «зэкр голоса» (зэкр-и джали) и «зэкр сердца» (зэкр-и хафи).…

ПРАВИЛА И ОБЫЧАИ (АДАБ) ЗЕКРА

ПРЕДАНИЯ ИМАМОВ, СВЯЗАННЫЕ С ПЕРЕДАЧЕЙ ЗЭКРА

С того времени суфийские наставники следуют примеру Пророка, передавая ученикам зэкр. Однажды 'Али попросил Пророка показать самый короткий и легкий путь к Богу.… Наставники полагают, что каждый зэкр, который они передают ученикам, является звеном в цепи инициации, восходящей к…

КАК ЗЭКР ПРОИЗВОДИТ ДЕЙСТВИЕ

Руми Для того чтобы зэкр произвел действие, необходимы три условия. Зерно… Зэкр, передаваемый наставником, который находится в подлинной «цепи духовной преемственности» (силсила), является…

РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЛОДЫ ЗЭКРА

Зэкр срывает все завесы, сотканные желаниями и привязанностями «Я». По мере того как уменьшается омраченность сердца, эти завесы исчезают, а свет… Водой зэкра смываются грубость и агрессивность сердца, их место занимают… Продолжительная практика зэкра ведет к тому, что «Владыка зэкра» завладевает царством сердца, изгоняя все, что не…

РАЗЛИЧНЫЕ ИМЕНА БОГА И ВЕЛИЧАЙШЕЕ ИМЯ

У всех Имен Бога сущность Одна. Так что все Имена по сути лишь Одно (Имя). Также следует понять, что Величайшее Имя Бога по сути подобно алхимии…

ПОВТОРЕНИЕ ЗЭКРОВ

Другие шейхи, однако, не считали важным число повторений. И это по существу верный взгляд, поскольку отвлечение внимания на число повторений…

СТАДИИ ЗЭКРА

Суфий в таком состоянии говорит: Я потерял себя до такой степени, поминая Тебя на Пути, Что спрашиваю: «Нет ли… Сана'и в Хадикатол-хакика («Огороженный сад истины») писал:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Зэкр является результатом Божественного Добротолюбия (мохаббат). Зерно Добротолюбия, посаженное в сердце суфия Богом, приносит плод — суфийское поминание Возлюбленной. Как сказано в Коране: «Аллах приведет людей, которых Он любит и которые любят Его» (Коран 5:54). То есть Божественное Добротолюбие всегда предшествует человеческому. Если бы не Бог, любящий и помнящий ученика, последнему было бы трудно поминать и любить Бога.

Зэкр также пробуждает интуицию сердца, давая возможность воспринимать Божественные Атрибуты, и вдохновляет суфия любить Бога. Это узнавание Бога приносит длящийся покой в сердце суфия «...ведь поминанием Аллаха успокаиваются сердца...» (Коран 13:28).

Истина зэкра заключена в том, что это Бог в начале поминает ученика. Таким образом, некоторые суфийские мистики интерпретировали коранический стих «ведь молитва удерживает от мерзости и неодобряемого. А напоминание Аллаха более велико...» (Коран 29:45) в том смысле, что ежедневные молитвы представляют собой форму поминания, предписываемую шариатом, и предотвращают человека от дурного поведения. Но более велико поминание Богом человека. Точно так же передача зэкра наставником Пути считается большим поминанием.

По словам суфийского мистика Рузбихана:

Зэкр — это свет, эманирующий из проявленности Бога. Чистотою этого света сердца суфиев притягиваются к Возлюбленной.

Примечания:

[ 1 ] В переводе Крачковского вместо «лежа»: «на своих боках». (Примеч. переводчика.)

[ 2 ] Слово «Боже» является формой когда-то существовавшего в русском языке звательного падежа. (Примеч. переводчика.)

[ 3 ] См. «Беседа птиц» Аттара. (Примеч. ред. англ. изд.)

[ 4 ] В семитических языках каждой букве соответствует числовой эквивалент. (Примеч. переводчика.)

[ 5 ] Ку — по-персидски «Где он?» (Примеч. ред. англ. изд.)

[ 6 ] Ху — одно из имен Бога в арабском языке, означающее «Он». (Примеч. ред. англ. изд.)

ФЕКР
суфийский метод размышления

Узнавший Бога

Узнавший Бога о себе не помнит, Над ним не властны прошлого влеченья, Он — пациент Врача, и он не дрогнет, Приемля жизни горькое леченье. … Перевод Б. Тираспольского

О ТОТ, КТО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПОСТИГНУТ ПОСРЕДСТВОМ РАЗУМА

Руми Фекр определяется в словаре как созерцание или размышление. Коран уделяет… И послали Мы тебе упоминание, чтобы ты разъяснил людям, что им ниспослано, — может быть, они подумают! (Коран…

ФЕКР С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СУФИЯ

Описывая эти два вида размышления, полезно иметь в виду следующие определения, данные арифами и суфийскими шейхами, находившимися в различных…

ФЕКР, ПРАКТИКУЕМЫЙ АРИФОМ

Практика размышления осуществляется арифом на двух стадиях: размышление о себе и о Боге.

Размышление о себе

В размышлении такого рода ариф анализирует свои слабости и отрицательные качества, как внешние, так и внутренние, стараясь в то же время их… Для арифа размышление о себе может также включать вопрос о том, как и почему… День и ночь моя единственная мысль о том, почему я не ведаю состояний своего сердца. Откуда и почему я пришел? куда…

Размышление о Боге

А. Размышление о Сущности Размышление о Сущности невозможно, поскольку временное не может размышлять о… Поскольку все то, что не есть Бог, пусто и недействительно, как может такое ничтожество достичь Вечности?

ФЕКР В СУФИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ

Откажись от разума и будь с Единым, ведь летучая мышь не выдерживает солнечный свет. Там, где Божественный Свет, — проводник на пути, кому нужны… Шабистари Можно упомянуть три вида сердечного размышления:

Размышление в состоянии поиска

Размышление должно быть таким, чтобы оно открывало путь и рождало царя. Считай царем того, кто свободен от своей царственности, даже если его сияние…

Размышление для посвященного

Для начинающего на Духовном Пути, чья вялая мысль еще не разгорелась от жара поминания, размышление — открытие в сердце посредством озарения духовной красоты учителя. В силу этого некоторые учителя утверждали, что размышление представляет собой манифестацию духовного лика наставника.

Размышление для продвинутого суфия

Для продвинутого суфия, таким образом, размышление является результатом поминания и становится его проводником на Пути. По словам Аттара: Размышление — это проводник для путника, проводник, обретенный постоянным… Поминание, вот что порождает размышление, которое затем открывает сто тысяч скрытых смыслов.

Закон Любви

Закон Любви и прост, и краток — Она бежит тирады многосложной: Сужденья разума поверхностны и ложны, Не в силах он решить Любви загадок. Любовь соединяет Бытиё, Влечет несовершенство к совершенству, И если ты… Уйди в Любовь, как в Океан бездонный, Покинув берега, сожги мосты. Но если вдруг назад захочешь ты, Не лги себе —…

ВО ИМЯ ВЫСШЕГО ХРАНИТЕЛЯ

Ашик-и Исфахани Моракебе — это двое, которые заботятся друг о друге и защищают друг друга.… Мохиаддин ибн-Араби писал:

ЗНАЧЕНИЕ МОРАКЕБЕ ДЛЯ СУФИЯ

Моракебе — это отстранение, как внутреннее, так и внешнее, от всего, что не есть Бог, и концентрация на Боге всем своим существом.

Моракебе — это соблюдение внутренней чистоты по отношению к Богу — и наедине с собой, и в окружении людей. Ибрахим ал-Хаввас Моракебе — это отказ от контроля и воли «я», за которым следует ожидание Его Благодати и Воли, и уход от всего, что не…

РАЗНОВИДНОСТИ МОРАКЕБЕ

В моракебе существуют два направления: от Бога к тварному миру и от тварного мира к Богу.

От Бога к тварному миру

Мир субстанций существует лишь до тех пор, пока он поддерживается явлениями [ 1 ]. Когда исчезает явление, посредством которого существует… Шейх Рузбихан сказал: Моракебе — это осведомленность Бога о каждой частице творения, от Божественного Трона до нижайшего проявления, и Его…

От тварного мира к Богу

Моракебе шариата — это результат внимания к восклицанию Бога: «Разве не знал он, что Аллах видит?» (Коран 96:14). В этом моракебе человек знает, что… Однажды Ибн 'Омар повстречал раба, гнавшего стадо овец на пастбище, и сказал… Тому, кто практикует этот вид моракебе, необходимо следить как за своими мыслями, так и за поступками. В «Алхимии…

УСЛОВИЯ ДЛЯ МЕДИТАЦИИ

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ (АДАБ) ВО ВРЕМЯ МЕДИТАЦИИ

ПОЗЫ ВО ВРЕМЯ МЕДИТАЦИИ

Таким образом, ноги образуют арабское слово «ла», что означает «не» или «нет». Положение рук образует то же слово. Как указывалось ранее в главе… Для продолжительной медитации суфий может принять третью позицию и склонить… В случае серьезных физических недостатков медитирующий может сидеть на стуле, держа ноги согнутыми параллельно друг…

ПОЛЬЗА МЕДИТАЦИИ ДЛЯ ПОСВЯЩЕННОГО

Конечно, человеку, лишенному самоконтроля, медитировать в начале будет трудно. Но постепенно благодаря вниманию и помощи наставника эта трудность… Для начинающего, таким образом, результатом успешной медитации будет развитие…

ПОЛЬЗА МЕДИТАЦИИ ДЛЯ ПРОДВИНУТЫХ СУФИЕВ

Суфий в этом состоянии (хал) сосредоточивается на Божественных Дарах для получения благодатных дыханий Абсолютного Существа. Он отрекается от всего,… В результате медитации, таким образом, суфий постепенно отчуждается от мира… Примечания:

Образ существованья

К нам приходи, Чтоб смыть существованья Обманчивый, ущербный образ. К нам приходи Отринуть оба мира и в молчанье Болтливых мыслей уничтожить… К нам приходи Стыдиться назойливого знанья Цитат чужих, что засоряют разум.

ВО ИМЯ ВЫСШЕГО СУДИИ

Саади Согласно словарю мохасебе означает подведение баланса или точность в расчетах.… В Коране есть много мест, указывающих, что Бог ведет учет совершённым действиям:

ИЗРЕЧЕНИЯ ВЫДАЮЩИХСЯ СУФИЕВ О МОХАСЕБЕ

Благороднейший поступок на Пути — постижение самого себя и исполнение своего долга со знанием дела. Цитируется Аттаром в «Жизнеописаниях святых» 2. Ал-Газали в «Алхимии счастья» писал:

РАЗНОВИДНОСТИ МОХАСЕБЕ

Каждый вечер перед сном суфию следует посвятить некоторое время анализу нафса («Я») и перечислить все положительные и отрицательные поступки,… Суфию в мохасебе такого рода также следует учитывать свои мысли. Он должен… Джунайд в этой связи рассказывает такую историю.

Мохасебе-йе тарикати (Мохасебе Пути)

Суфий поднимается по лестнице, на вершине которой — Бог. Ему следует не считать пройденные ступени, а помнить о Пути, который еще предстоит… Суфий всегда должен держать в памяти договоры, заключенные с Богом, и… И наконец, суфий, полностью смиривший себя перед Богом, полагает, что все, происходящее с ним, нисходит от Господа и,…

Мохасебе-йе хакки (Мохасебе Божества)

Притязания шейха должны соответствовать его ситуации. Он должен быть тем, на что претендует. В мохасебе такого рода шейху необходимо учитывать свои… Претендующий на то, что он является наставником Пути, должен попрать и этот, и… По словам Шаха Ни'матуллаха:

О ТЫ, ЧЬЕ ИМЯ – ИСЦЕЛЕНИЕ

 

Это финиковое вино по утрам
и сладкий сон на восходе солнца,
долго ли они продлятся?
Взывай к Богу во мраке ночи
и проси Его о милости на заре.

Хафиз

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИРДА

В суфийской терминологии вирд — это повторение коранических стихов, а также пророческих преданий (хадисов) и определенных слов или фраз в…

СТИХИ КОРАНА, УКАЗЫВАЮЩИЕ НА ЗНАЧЕНИЕ ВИРДА

В Коране существуют, хотя и немногочисленные, ссылки на вирд:

...прославляй хвалой твоего Господа до восхода солнца и до захода, и во время ночи прославляй Его и среди дня, — может быть ты будешь доволен (Коран 20:130).

И поминай имя Господа твоего утром, и вечером, и ночью; поклоняйся Ему и восхваляй Его долгой ночью! (Коран 76:25,26).

Была малая часть ночи, что они спали (Коран 51:17) [ 1 ].

ВАЖНОСТЬ ВИРДА

В тиши ночи из того, что входит в мое сердце, нет ничего более духовного, чем Твой Варид. Суфию в начале Пути трудно пребывать в поминании сердца (зэкр-и калби)… Время от времени начинающие на Пути испытывают состояние, в котором они не способны концентрироваться на поминании…

РАЗНОВИДНОСТИ ВИРДА

Намаз (ежедневные молитвы)

А. Пять обязательных ежедневных молитв ислама — они должны совершаться регулярно, без отлынивания, в соответствии с законами шариата. Б. Рекомендуемые молитвы — они совершаются с позволения наставника,… Некоторые из рекомендуемых молитв называются нафеле.Каждой из пяти обязательных молитв намаза соответствует…

Вирд тариката

А. Вирд после обязательных молитв После каждой из пяти рекомендуемых молитв суфию следует произнести Аллахо Акбар 34 раза (смысл фразы в… Аллахо ла шаха илла ховал-хаййол-хайям, ла та'хозоху сенатон ва наум. Лоху ма… Ла икраха фед-дин, кад табаййанар-рошдо мен ал-хайи, фа-ман йакфор бет-тагхутва йо-мен Биллах фагадес тамсака…

Перевод

Нет принуждения в религии. Уже ясно отличился прямой Путь от заблуждения. Кто не верует в идолопоклонство и верует в Аллаха, тот ухватился за… Аллах — друг тех, которые уверовали. Он выводит их из мрака к свету. А те,… Йа мофаттеха 'л-абваоб, йа мосаббеба 'л-асбаб, йа мокаллебал- колубивал-абсар, йа модабберал-лайе ван-нахар, йа…

Перевод

Аллахами наввир захири бе та'атика, ва батини бе махаббатика ва калби бе ма 'рифатика ва рухи бе мошахадатека ва серри бе 'истиклали иттисали… Аллахом-адж'ал калби нуран ва сам'и нуран ва басари нуран ва лисани нуран ва… Аллахома аранал-ашийа 'а камахи.

Перевод

О Боже, освяти мое сердце, и мои уши, и мои глаза, и мой язык, и мои руки, и мои ноги, и все мое тело. О Свет всякого Света! О Боже, куда б ни повернулся я, будь предо мною; в каком направлении я бы ни… Да благословит Бог Мохаммада и его семью, благороднейшую из всех семей.

ПРОИЗНЕСЕНИЕ СТИХОВ КОРАНА

«И Бог ваш — Бог единый, нет божества, кроме Него, милостивого, милосердного!» (Коран 2:163). Шахидаллах аннаху ла илаха илла ху,… «Свидетельствует Аллах, что нет божества, кроме Него, и ангелы, обладающие… «Это для вас — Аллах, ваш Господь, — нет божества, кроме Него, — творец всякой вещи. Поклоняйтесь же Ему. Поистине, Он…

Тайны Любви

Что лучшего желать? Луна на небосводе, Ушли печаль, и боль, и жжение вины. В чертогах Друга мы, дань отдаем свободе — Беспечно пьем вино и в прах… «Неужто ты меня подвергнешь снова пыткам?» — Я задаю вопрос и Друга жду вердикт.

ПЯТЬ ОМОВЕНИЙ

Прежде чем принять посвящение в мир Духовной Нищеты (факр), те, кто стремятся приблизиться к Богу, должны совершить нийат [ 2 ] и затем пять омовений (госл) способом, описанным ниже.

Омовение покаяния (тобех)

В этом омовении искатель раскаивается во всех своих бывших проступках и заблуждениях. Присоединяясь к тем, кто поклоняется Богу, он (или она) также просит прощения за грех самопоклонения.

Омовение смирения (ислам)

В омовении смирения искатель, не являющийся мусульманином, дает обет (нийят) принять ислам и стать мусульманином. Если он уже мусульманин, то дает обет всем сердцем и духом (рух) соблюдать святой шариат ислама и вести себя соответственно ему.

Памятуя изречение 'Али «Ислам — это смирение», искатель должен полностью как внешне, так и внутренне смирить себя перед Божьей Волей, и довольствоваться всем тем, что угодно Богу.

Омовение посвящения в Духовную Нищету (факр)

Чтобы войти в мир Духовной Нищеты, человек должен быть чист как внешне, так и внутренне. Поэтому совершается омовение и очищение внешних покровов, чтобы и внутреннее существо было также склонно к чистоте.

Очисть себя и тогда ступай в «Таверну руин»,
чтобы она не была тобой загрязнена.

Хафиз

Омовение паломничества (зийарат)

Существует обычай, посещая уважаемых людей в миру, очистить тело и надеть чистую одежду. Сходным образом, совершая паломничество к Совершенному человеку, или «Наставнику Пути» (пир-э тарикат), следует очистить себя.

Сначала стань чистым, и лишь затем
смотри на Чистого Человека.

Хафиз

Поэтому искатель совершает омовение, очищая себя внешне, прежде чем приблизиться к учителю и получить наставления, касающиеся Пути.

Омовение осуществления (каза-е хаджат)

«Мольба» (иияз) искателя, странствующего по Пути, — о том, чтобы достичь ранг Совершенства. Перед тем как прийти к наставнику, искатель совершает омовение, символизирующее его решимость осуществить эту задачу.

ПЯТЬ СИМВОЛОВ ДУХОВНОЙ НИЩЕТЫ

Каждый из этих объектов символизирует определенное обязательство, взятое на себя теми, кто устремлен к Богу. Эти обязательства выражены при помощи…

Белая материя (шелвар)

Белая материя, отдаваемая наставнику, символизирует саван и указывает на то, что путник, подобно мертвому телу в руках обмывальщика (гасал), полностью смиряется перед Богом. Он (или она) считает приказания наставника приказаниями Бога и подчиняется им, не спрашивая «как?» или «почему?»

Целый мускатный орех (джоз)

Джоз символизирует голову путника. Вручая джоз наставнику, путник соглашается не раскрывать Божественные Тайны, открытые ему или ей. Даже если ему грозит быть обезглавленным, он не должен раскрывать эти тайны. Иными словами, голова путника символически вручается наставнику в качестве залога за Божественные Тайны.

Кольцо (ангоштар)

Кольцо, отдаваемое наставнику при вхождении в мир Духовной Нищеты, символизирует цепи, которые в старое время носили рабы, и олицетворяет преданность путника Богу. Отдавая кольцо наставнику, путник дает обет полностью посвятить себя Богу и отказаться от каких-либо других желаний.

Монета (секке)

Монета символизирует мирское богатство и изобилие. Путник, вручая монету наставнику, дает клятву освободить свое сердце от любых вожделений к богатству мира. Здесь следует заметить, что цель состоит в том, чтобы не иметь привязанности к богатству. Если суфий в один день богат, а в другой — беден, ни то, ни другое состояние не оказывает на него никакого воздействия. В богатстве суфий щедр, в бедности он радостен и терпелив.

Карамель (набат)

Набат олицетворяет дар при втором рождении искателя. Если первое рождение — от матери, то второе рождение происходит при входе в область Духовной Нищеты. В этом возрождении искатель вступает в царство Духовности, Истины и Единения. Он перерождается из материнского мира природы и множественности в мир Любви (эшк), Добротолюбия (мохаббат) и Единства (таухид).

Вручая карамель, путник также осознает, что по Пути надо следовать с радостью и внутренним покоем, а не с подавленностью и недовольством.

ПЯТЬ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Прежде чем войти в круг Духовной Нищеты, искатель берет на себя пять обязательств по отношению к наставнику. Только тогда, когда искатель понимает и принимает важность этих обязательств, наставник берется вести его или ее по праведному Пути Единства в ордене Ниматуллахи.

Подчинение святому шариату Мохаммада, Печати Пророков

Доброта к Божьим созданиям

В этом обязательстве суфий дает обет не обижать Божьи создания и быть добрым и дружелюбным по отношению к ним, когда он странствует по Пути. Суфию следует постоянно руководствоваться строчками из стихотворения Саади:

Я радостен и умиротворен, будучи в мире,
несколько мир радостен и умиротворен в Нем.
Я влюблен во всю Вселенную,

ибо вся Вселенная принадлежит Ему.

Сохранение тайн Пути

В начале странствия по Пути (солук) суфий дает обязательство не раскрывать никому передаваемых ему тайн, будь то посторонний, друг или собрат-дервиш. Среди этих тайн — «поминание», объекты размышления, а также открытия и откровения в мире Единства. О тайнах не следует говорить ни с кем, кроме наставника. Тогда тайны не попадут в руки тех, кто не способен их хранить.

Друг, который почтил своим присутствием виселицу,
обвинялся в разглашении тайн.

Хафиз

Служение на Пути

Саади дает прекрасную иллюстрацию этому положению в той части Бустана («Плодовый сад»), которая рассказывает о султане Махмуде и его слуге Айязе.… Саади далее рассказывает историю о том, как однажды в королевской процессии… И в заключение Саади говорит:

Диг-джуш

Показывая свою готовность, суфий, подобно Аврааму, по Божьему указанию принесшему в жертву овцу вместо Исмаила! [ 3 ], приготавливает из овцы… Аллах, Всемогущий, провозглашает... помните благодать и благословения Аллаха… Примечания:

Абдал – "Заменяющий", ранг суфийской иерархии (авлийа).

А'йан-и тхабета – основные сущности. 'Айно'л-йакин – очевидное знание, не подлежащее сомнению. Ал-'Адл – "Справедливый", одно из имен Бога.

Нукаба – "Предводитель", ранг суфийской иерарахии (авлийа).

Пир (букв. "старец") – наставник; старейшина. Название руководителя суфиев в Иране и Индии.

Риадат (риада) – "умерщвление (плоти)", аскетическая дисциплина.

Ро'йат – видения; сны.

Pyx – дух; духовное дыхание, идущее из мозга.

рух-и натика – рациональный дух.

Ру' – постижение, знание сути; знание посредством сердца, характерное для святых (вали).

Самадийат – непроницаемость. Сахиб-дел – обладающий сердцем. Силсила – цепь духовной преемственности, духовная родословная; непрерывающаяся цепь инициации, идущая от учителя к…

Хаваджис – побуждения, прихоти нафса.

Хадис ("новость", "известие", "рассказ") – предание о словах и поступках Мохаммада. Хакикат – последний этап мистического Пути (тарик); постижение Истины. Хакк, ал-Хакк – "Истинный", одно из суфийских наименований Бога.

Фана – обретение истинной сущности через духовное растворение в Боге, а также суфийскую обитель, ханаку.

Хафи – глубинное сознание; см. сирр.

Шариат – религиозные правила, составляющие законы ислама; начальный этап мистического пути (тарик) . ( Шари'а – экзотерическое откровение).

Шахадатаин, шахада (букв. "свидетельство") – произнесение формулы исповедания веры.

Шейх – духовный наставник, руководитель суфиев; глава суфийской обители, ханаки.

Эшк (ишк) – любовь, божественная любовь; неутолимая страсть к Богу, ведущая суфия по мистическому Пути. Сокращения   АА 'Абхар ал-ашекин АФ Аурад ал-ахбаб ва фосус ал-адаб AT …

– Конец работы –

Используемые теги: Психология, СУФИЗМА0.045

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПСИХОЛОГИЯ СУФИЗМА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Возрастная психология: конспект лекций Тема 1. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
Возрастная психология конспект лекций... Тема ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА Предмет и задачи возрастной психологии Возрастная психология это отрасль...

История психологии как наука. Античная философия и психология. Развитие психологии в Средневековый период. Психология эпохи Нового времени. Психологические идеи эпохи Просвещения.
Введение... Учебная программа курса... Рабочая программа курса Лекция История психологии как наука...

Джавад Нурбахш. ПСИХОЛОГИЯ СУФИЗМА
На сайте allrefs.net читайте: "Джавад Нурбахш. ПСИХОЛОГИЯ СУФИЗМА "

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Принцип развития в общей возрастной и педагогической психологии Принцип развития Принцип развития... Психологи определяя границы детства обычно разделяют его на такие возрастные... Детство это период усиленного развития изменения и обучения Человек появляясь на свет наделен лишь самыми...

Психология труда: конспект лекций Психология труда
Психология труда конспект лекций... Григорьева М В Психология труда...

Психология труда и инженерная психология
Психология труда начала формироваться на рубеже XIX-XX вв. в связи с ростом производственной сферы, появлением новых видов трудовой деятельности и… Возникновение психологии труда связано с началом научной организации труда. На первом этапе развития важнейшей проблемой была проблема профессионального отбора.Анализ различий в…

Психология 1 курс. 2 семестр. Итоговый экзамен 1. Книга П. Ф. Каптерева Педагогическая психология была издана: один ответ
Психология курс семестр Итоговый экзамен... Книга П Ф Каптерева Педагогическая психология была издана один... в г...

Психология влияния
Психология влияния... Роберт Чалдини...

Психология лидерства
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ... Психология лидерства...

Введение в нейролингвистическое программирование. Новейшая психология личного мастерства
Введение в нейролингвистическое программирование Новейшая психология личного мастерства... ПРЕДИСЛОВИЕ...

0.026
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам