рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

КТО СОВЕРШЕНЕН?

КТО СОВЕРШЕНЕН? - раздел Психология, ПСИХОЛОГИЯ СУФИЗМА К Постижению Истины Способен Лишь Тот, Кто Совершенен. Поэтому Суфий Направля...

К постижению Истины способен лишь тот, кто совершенен. Поэтому суфий направляет все свои силы на достижение Совершенства. Образцом и проявлением Совершенного человека во внешнем мире является для суфиев 'Али ибн Аби Талиб, двоюродный брат Пророка ислама. Все суфийские наставники и шейхи также достигли различных ступеней Совершенства.

Может возникнуть вопрос, почему 'Али, ученик Пророка, а не сам Пророк, считается образцом Совершенного человека. Действительно, суфии верят, что Пророк — высшее проявление Совершенства. Но Совершенство Пророка было божественным даром, тогда как 'Али достиг Совершенства и стал наставником, поскольку был учеником Пророка. Это обстоятельство делает его образцом для суфиев.

Совершенен тот, кто освободился от владычества «приказывающего Я» (нафс-и аммаре) . И внутренне, и внешне такой человек является проявлением божественных атрибутов. Став единым с Абсолютом, он освобождается от относительности «я» и «мы». Он — зеркало, которое в совершенстве отражает Бога. Когда кто-нибудь видит подобное зеркало, оно не отражает ничего, кроме Истины.

Возможно ли стать Совершенным? На этот вопрос можно дать положительный ответ.

Суфии полагают, что единственный способ стать Совершенным заключается в том, чтобы подвергнуть себя очищению под руководством Совершенного наставника. Такой курс обучения называется тарикат (Духовный Путь). Для того чтобы пройти это обучение, необходимо следовать шариату (религиозные правила, составляющие законы ислама). В конце тариката человек оказывается у порога хакиката (Истины). Как сказал Пророк: «Шариат — это мои слова, тарикат — мои действия, хакикат — мои состояния».

Того, кто вступает на Духовный Путь, тарикат, называют морвд, тогда как наставника тариката зовут морад.

ПОИСК (ТАЛАБ)

Влечение к Богу и поистине всякое продвижение по Пути есть результат Божественной Воли. В Коране Бог говорит Пророку: «Не на тебе лежит руководство ими, но Аллах ведет прямым путем, кого хочет» (Коран 2:272). Это влечение к Богу называется талаб, что означает одновременно и «зов» со стороны Бога, и «поиск» со стороны человека. Талаб — это сила, которая помогает ученику и поддерживает его во время продвижения к Совершенству. Она порождает в ученике ощущение неудовлетворенности своим состоянием, заставляя его искать состояние покоя.

Хотя это влечение являет собою созидательную активность Бога внутри ученика, равно необходимо как внешнее проявление Божественной Воли иметь наставника. Это положение основывается на кораническом стихе, в котором Бог говорит Пророку: «ты ведешь на прямой путь» (Коран 42:52).

Постепенно талаб приводит ученика к состоянию внутреннего покоя, ко все возрастающему ощущению безопасности и умиротворенности. На более высоких уровнях талаб становится поиском вечной Красоты, Добра и Совершенства, которыми талаб хочет обладать навеки.

ДУХОВНАЯ НИЩЕТА (ФАКР)

Ощущение необходимости поиска (талаб) — проявление того, что известно как Духовная Нищета (факр). Обладателя Духовной Нищеты называют «нищим» (факир). Духовная Нищета — состояние, порожденное ощущением нужды, оно ведет к поиску способов преодоления такого состояния. Факир ощущает себя «обездоленным», поскольку он лишен высших атрибутов, составляющих потенциал человека. Это подвигает его к поиску пути, следование которому позволяет преодолеть ощущение «нужды».

УЧЕНИК (МОРИД)

Возникновение отношений между учеником и наставником относится к среднему этапу Духовного Пути. Цель Духовного Пути состоит в том, чтобы подвергнуть путника преображению, трансформировать «приказывающее Я» (нафс-и аммаре) в «осуждающее Я» (иафс ал-лавваме) и в конце концов в «успокоенное Я» (нафс ал-мотмаене). Главная движущая сила «приказывающего Я» — стремление к удовлетворению животных инстинктов и желаний. «Осуждающее Я» обвиняет в этом «приказывающее Я» и ищет Совершенство. «Успокоенное Я» находит покой и обретает Совершенство. На этом этапе ученик становится достойным того, чтобы присутствовать на празднестве Единства. Он находится в Божественном Присутствии, как об этом сказано в Коране: «О ты, душа упокоившаяся! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство!» (Коран 89:27,28).

Продвигаясь по Пути и соблюдая его правила и обычаи (адаб) [ 2 ], ученик обретает свободу от психологических конфликтов. Он очищается от эгоистических качеств, и та энергия, которая ранее растрачивалась в мирских заботах, теперь используется для «полировки» сердца и ума. В конце Пути у ученика не остается личностных атрибутов, он преображен Божественными Атрибутами. Такой человек на практике осуществил изречение Пророка: «Приведи себя в гармонию с Божественной Природой».

Хафиз выразил эту мысль так:

Очисть себя и тогда ступай
в «Таверну Руин».

Очищение, о котором здесь идет речь, происходит на тарикате (Духовном Пути). «Таверна Руин» символизирует «исчезновение 'Я' в Боге» (фана). Это состояние считается частью завершающей стадии тасаввуфа. Истиной (хакикат).

На начальном этапе Пути ученик утверждается в своей вере в учителя. Он обретает уверенность в том, что наставник способен помочь ему добраться до конечной цели — стать Совершенным человеком. Учитель на этом этапе определяет, насколько искренен и предан ученик и достоин ли он иметь наставника.

После того как учитель и ученик согласились взять на себя соответствующие роли, учитель заверяет ученика, что все его предыдущие проступки будут прощены, если с этого момента ученик перестанет нарушать нормы поведения. С суфийской точки зрения посвящение в тарикат — это второе рождение ученика. Как сказал Иисус: «Тот, кто не рожден свыше, не войдет в Царство Небесное». Суфии полагают, что посвященный человек рождается дважды: один раз матерью, а затем он рожден в мир Любви, Добротолюбия [ 3 ], Преданности и Единства.

Начальный этап Пути обычно занимает от семи до двенадцати лет. По словам Хафиза:

Пастух Моисей достиг своей цели,
Земли Обетованной,
Прослужив годы под руководством

наставника Шоиба.

УЧИТЕЛЬ (МОРАД)

Учитель — это Совершенный человек, прошедший все этапы Пути. Недостаточно просто претендовать на звание учителя; учителем можно стать только в процессе обучения под руководством наставника, который сам достиг Совершенства. Подлинный учитель принадлежит к духовной цепи наставников, восходящей к Пророку.

Существуют два способа продвижения по Пути:

  1. Посредством Божественной Благодати, когда Бог завладел тем, кто предан Ему, и отобрал человека у себя самого, даруя ему Божественное Присутствие. Тот, с кем это произошло, называется маджзуб, или «безумец». Но такое случается редко.
  2. Посредством ученичества, когда человек становится искателем (салик) на Пути. Эта дорога требует усилий. Как сказано в кораническом стихе: «А тех, которые усердствовали за Нас, — Мы поведем их по Нашим путям» (Коран 29:69).

Тот, кто достиг конца Пути лишь одним из этих двух способов, не испытав другого, только как маджзуб или только как салик, не может быть наставником. Наставник должен перейти из состояния «исступления» (джазбе) к странствию (со-люк) или наоборот. Ни то, ни другое состояние, взятое само по себе, не является Совершенством, а наставник должен быть совершенен.

Короче говоря, учитель должен пройти Путь и знать его, прежде чем вести по нему других.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПСИХОЛОГИЯ СУФИЗМА

На сайте allrefs.net читайте: "ПСИХОЛОГИЯ СУФИЗМА"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: КТО СОВЕРШЕНЕН?

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Этапы продвижения и совершенствования человеческой психики в процессе прохождения суфийского Пути
Примечания: [ 1 ] Здесь и далее см. сокращения в конце книги (прим. перев. русск. изд.). МАТЕРИАЛЬНАЯ ПРИРОДА   Пси

Злостность нафса становится явной, когда что-либо его провоцирует, и он находит способ проявить свои качества.
О нафсе говорят, что он подобен прозрачной стоячей воде. Если ее взболтать, она мутнеет от грязи и начинает испускать неприятный запах. (АФ 103) Нафс — орудие Божьего гнев

I. Грудь
Первый духовный уровень сердца называют грудью (садр), он разграничивает нафс и сердце. Некоторые полагают, что грудь соединена с нафсом, называя

II. Сердце как таковое
Собственно сердце, второй духовный уровень сердца, есть источник всякой веры, как указано в стихе: "У этих написал Аллах в их сердцах веру" (К.58:22). Это также

III. Область любви к творению
Область любви к творению (шагхаф) [ 14 ] есть источник добротолюбия, любви и сострадания к тварным существам, как указывается в стихе: "Он (Иосиф) наполнил ее

VII. Сокровенная сердцевина сердца
Сокровенная сердцевина сердца (махджато'л-калб) – источник светочей богооткровения атрибутов Божественности (илахийат). Таинство "Мы почтили сынов Адама"

Безумный рассудок
Достиг благодаря Любви я места, Где не осталось от Любви следа. Все образы, знакомые мне с детства, Исчезли и забыты навсегда. Смущен мой разум в области туманной,

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУФИЗМА
Суфизм — школа духовных состояний, а не рассуждений. Одного чтения о суфизме недостаточно, суфием надо стать. Духовные состояния не могут быть выражены в словах, поэтому суфийские шейхи ут

КТО ТАКОЙ СУФИЙ?
Суфий — это тот, кто движется к Истине посредством Любви и преданности. Он, или она, знает, что постижение Истины возможно только для совершенного человека, поскольку в состоянии несовершенства люд

ПРАВИЛА И ОБЫЧАИ (АДАБ) ПРИ ОБУЧЕНИИ
Настоящий ученик видит сердцем Духовную Красоту учителя и сразу же влюбляется в эту красоту. Влюбленность такого рода является источником Благодати. Пока ученик не влюблен в Божественную Красоту уч

ОБУЧЕНИЕ НА ПУТИ
Процесс развития ученика разделяется на два этапа. Первоначально ученик разрешает свои психологические проблемы и уменьшает контроль со стороны своего «Я», в результате чего он обретает психологиче

БОЖЕСТВЕННЫЕ ИМЕНА И АТРИБУТЫ
Суфии верят, что Божественные Имена бесконечны — каждое Имя являет Атрибут, каждый Атрибут ведет к постижению, а каждое постижение приводит к осознанию Божественной Вездесущности. Запредельное каче

ЧУДЕСА И СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ
Настоящий суфий не придает никакого значения чудесам и сверхъестественным способностям. Он не претендует на умение творить чудеса или на то, что обладает способностями превыше тех, которые есть у к

СВОБОДА ВОДИ И ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ
Согласно учению суфиев в начале Пути свобода воли (тафвиз) является доминирующим фактором, поскольку ученик все еще запутан в сетях своего «Я». На этом этапе ученик в большой степе

ОДИНОЧЕСТВО СРЕДИ ЛЮДЕЙ
Суфии считают безделие и лень бесчестием и стараются делать как можно больше для того общества, в котором они живут. Таким образом, внешне они служат Божьим созданиям, тогда как внутренне пребывают

ФАНА И БАКА
Завершение Духовного Пути (тарикат), или странствия к Богу, — это духовная стадия (махам), называемая фана (исчезновение «Я» в Боге) [ 6 ].

Имя Друга
  Старайся имя Друга поминать не торопясь, размеренно и плавно, Алхимией такой преобразишь ты сердца медь в металл желанный. Не торопяс

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЭКРА
В словаре зэкр определяется как «поминание». Однако у слова «зэкр» есть и другие значения: Нечто противоположное забывчивости. Запоминание и физический акт

ЗНАЧЕНИЕ ЗЭКРА
Согласно суфиям зэкр — это полная и бескомпромиссная сосредоточенность внимания на Боге, игнорирующая все, что не есть Бог. Воистину ты помнишь Нас своим сердцем и душой Только тог

ЗЭКР В КОРАНЕ
В Коране зэкр упоминается во многих стихах: Отвернись же от тех, кто отвращается от Нашего напоминания и желает только ближайшей жизни (53:29). А когда вы закончите моли

РАЗНОВИДНОСТИ ЗЭКРА
Любой человек, услышав где-либо слова зэкра, может их произносить. Но только Совершенный наставник способен наделить ученика собственно зэкром . Простое повторение услышанных слов

ПРАВИЛА И ОБЫЧАИ (АДАБ) ЗЕКРА
Ученику нужно очистить себя омовением (возу). На нем должна быть чистая одежда. Нужно, чтобы от него исходил приятный запах. Ему следует сидеть

ПРЕДАНИЯ ИМАМОВ, СВЯЗАННЫЕ С ПЕРЕДАЧЕЙ ЗЭКРА
Рассказывают, что Пророк ислама однажды собрал в доме избранную группу своих Спутников. Он заговорил об основном зэкре ислама, Ла иллах илла'ллах («Нет божества, кроме Бога»), и по

КАК ЗЭКР ПРОИЗВОДИТ ДЕЙСТВИЕ
Поминание Божественного — не под силу бесполезному бездельнику, И дорога возврата к Богу — не по пути никчемному бродяге. Руми Для того чтобы з

РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЛОДЫ ЗЭКРА
Если чувственное восприятие, отвлекающее человека, может быть нейтрализовано соблюдением шариата, то отвлекающее действие «самости» (нафс) , омрачающей и тревожаще

РАЗЛИЧНЫЕ ИМЕНА БОГА И ВЕЛИЧАЙШЕЕ ИМЯ
Одни Имена Бога указывают на Божественную Сущность, тогда как другие обозначают Божественные Атрибуты. Учитель решает, какие из них передать ученику в зависимости от способностей и духовной продвин

ПОВТОРЕНИЕ ЗЭКРОВ
Некоторые шейхи Пути предписывали определенное число повторений для различных зэкров. Например, Имя «Аллах» могло повторяться шестьдесят шесть раз, поскольку в одной из нумерологических систем сумм

СТАДИИ ЗЭКРА
Существуют различные стадии зэкра: Зэкр поминается языком, но не ощущается в сердце. Некоторые шейхи утверждают, что зэкр производит определенный эффект, даже когда практикуется лишь

Узнавший Бога
  Узнавший Бога о себе не помнит, Над ним не властны прошлого влеченья, Он — пациент Врача, и он не дрогнет, Приемля жизни горькое леченье. Узнавший Бога не тво

О ТОТ, КТО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПОСТИГНУТ ПОСРЕДСТВОМ РАЗУМА
О брат, ты есть сама твоя мысль. В остальном ты — лишь волосы да кости. Если мысль твоя подобна розе, то ты — розовый сад. Но если ты — шип, то пригоден лишь на расто

ФЕКР С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СУФИЯ
Для суфия объектом размышления является Абсолютная Возлюбленная, все остальное при этом исторгается из ума. Размышление суфия более связано с Любовью, тогда как размышление арифа осуществляется в з

Размышление о себе
Размышление о себе упоминается в кораническом стихе, где Бог говорит: «Разве они не размыслили о самих себе..?» (Коран 30:8). В размышлении такого рода ариф анализирует свои слабости и отр

Размышление о Боге
Существует три вида размышления о Боге: размышление о Сущности, размышление об Атрибутах и размышление о Действиях. А. Размышление о Сущности Размышление о

ФЕКР В СУФИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ
Размышление для суфия — это странствие по Пути, проходящему через сердце. Размышление такого рода возникает благодаря поминанию Бога. Посредством поминания Бога молния Божественных манифестаций оза

Размышление в состоянии поиска
Для того, кто находится в поиске, но не нашел еще учителя и не начал движение на Духовном Пути (тарикат), размышление начинается с вызванной Богом мысли о поисках духовного наставн

Размышление для продвинутого суфия
Благодаря жару поминания вялая мысль суфия постепенно пробуждается к жизни и его дух (рух) начинает познавать Тайное. Некоторые суфийские мистики говорят, что размышление — это путешествие сердца ч

Закон Любви
  Закон Любви и прост, и краток — Она бежит тирады многосложной: Сужденья разума поверхностны и ложны, Не в силах он решить Любви загадок. Люб

ВО ИМЯ ВЫСШЕГО ХРАНИТЕЛЯ
Меня привлекло к Возлюбленной, как мотылька к пламени. Когда я очнулся, от меня остался только пепел. Ашик-и Исфахани Моракебе — это д

Моракебе — это отстранение, как внутреннее, так и внешнее, от всего, что не есть Бог, и концентрация на Боге всем своим существом.
Суфийские учителя дали множество определений моракебе, как, например: Моракебе — это соблюдение внутренней чистоты по отношению к Богу — и наедине с собой, и в окружении людей.

От Бога к тварному миру
А. Божественное Моракебе по отношению к Целостному Творению Мир субстанций существует лишь до тех пор, пока он поддерживается явлениями [ 1 ]. Когд

От тварного мира к Богу
А. Моракебе шариата Моракебе шариата — это результат внимания к восклицанию Бога: «Разве не знал он, что Аллах видит?» (Коран 96:14). В этом моракебе человек знает,

УСЛОВИЯ ДЛЯ МЕДИТАЦИИ
Место, где происходит моракебе, должно: Быть очищенным от всего, кроме Бога (т. е. должно быть в уединенном месте). Предпочтительно, чтобы оно происходило на нижнем этаже з

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ (АДАБ) ВО ВРЕМЯ МЕДИТАЦИИ
Для медитации суфию следует: Совершить ритуальное омовение (возу). Надеть мягкую и легкую одежду и расстегнуть пуговицы, чтобы тело было полностью расслаблено. Си

ПОЗЫ ВО ВРЕМЯ МЕДИТАЦИИ
Суфий во время медитации может принимать одну из трех позиций: Сидеть на коленях, выпрямившись, подогнув ноги и поместив правую ладонь на левое бедро. Левая рука при этом сжимает пра

ПОЛЬЗА МЕДИТАЦИИ ДЛЯ ПОСВЯЩЕННОГО
На ранних стадиях Пути медитация является способом самоконтроля. Результатом медитации после приложения значительных усилий является успокоение тревожных мыслей, а сердце при этом обретает безмятеж

ПОЛЬЗА МЕДИТАЦИИ ДЛЯ ПРОДВИНУТЫХ СУФИЕВ
Медитация — одно из основных условий для достижения добровольной смерти, являющейся целью тариката, или Духовного Пути. Когда суфий достигает успокоения сердца и близости к Богу, о

Образ существованья
  К нам приходи, Чтоб смыть существованья Обманчивый, ущербный образ. К нам приходи Отринуть оба мира и в молчанье Болтливых мыслей

ВО ИМЯ ВЫСШЕГО СУДИИ
Не собрать нам фиников со взращенного чертополоха, и не превратится в шелк начесанная нами шерсть. Мы не вычеркнули свои грехи раскаянием в главной бухгалтерской книге

ИЗРЕЧЕНИЯ ВЫДАЮЩИХСЯ СУФИЕВ О МОХАСЕБЕ
1. Абу-'Осман Магреби сказал: Благороднейший поступок на Пути — постижение самого себя и исполнение своего долга со знанием дела. Цитируется Аттаром в «Жизнеописаниях святы

РАЗНОВИДНОСТИ МОХАСЕБЕ
1. Мохасебе-йе нафси (Мохасебе «Я») Каждый вечер перед сном суфию следует посвятить некоторое время анализу нафса («Я») и перечислить все положительные и

Мохасебе-йе тарикати (Мохасебе Пути)
Основным условием Мохасебе Пути для суфия является учитывание своих состояний. Он стремится уменьшить как только возможно состояния множественности и усилить состояние Единства. Таким образом, он к

Мохасебе-йе хакки (Мохасебе Божества)
Шейху Пути необходимо приспосабливать свое внешнее и внутреннее бытие к различным стадиям и состояниям. Например, находясь в состоянии контакта с творением (т.е. с другими), он должен проявлять ост

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИРДА
Вирд означает согласно словарному определению каждодневный труд, или постоянную работу и обязанности. Это слово также может обозначать ежедневные молитвы. В суфийской терм

ВАЖНОСТЬ ВИРДА
Некоторые суфийские шейхи считали практику вирда настолько важной, что появилось изречение: «Без вирда нет варида ». Варид — это все то, что нисходит в сердце суфи

Намаз (ежедневные молитвы)
Суфийские шейхи, следуя традиции, полагали, что намаз — наиболее добродетельная разновидность вирда и самое совершенное из возможных деяний. Намаз может быть разделен на две категории:

Вирд тариката
Эта разновидность вирда также может быть разделена на две категории: вирд, произносимый после обязательных молитв, и специальный вирд, предписываемый наставником. А. Вирд после обя

Перевод
Аллах — нет Божества, кроме Него, живого, сущего; не овладевают им ни дремота, ни сон; Ему принадлежит то, что в небесах и на земле. Кто заступится перед Ним, иначе как с Его позволения? Он знает т

Перевод
О Открыватель дверей Благодати, о Источник всех желаний, о Преобразителъ сердец и очей, о Вседержитель ночи и дня, о Изменяющий силы и состояния, преобрази мое состояние в лучшее из всех состояний

Перевод
О Боже, освяти мое внешнее существование покорностью Тебе, и мое внутреннее бытие добротолюбием по отношению к Тебе, и мое сердце непосредственным знанием Тебя, и мой дух сокровенным прозрением о Т

ПРОИЗНЕСЕНИЕ СТИХОВ КОРАНА
Всякий раз, когда возникает возможность или расположенность, суфий может повторять любые из приведенных ниже стихов Корана: Ва'илахоком илахон вахидон, ла илаха илла ховар-рах-манор–

Тайны Любви
  Что лучшего желать? Луна на небосводе, Ушли печаль, и боль, и жжение вины. В чертогах Друга мы, дань отдаем свободе — Беспечно пьем вино и в прах разоре

ПЯТЬ СИМВОЛОВ ДУХОВНОЙ НИЩЕТЫ
После того как искатель совершил пять омовений, он (или она) подготавливает пять предметов, которые будут отданы искателем учителю. Учитель примет их и поведет ученика по пути странствующих к Единс

Подчинение святому шариату Мохаммада, Печати Пророков
Искатель, вступая в мир суфиев, дает обязательство подчиняться правилам и обычаям шариата. Если он уже является мусульманином, ему следует провозгласить два символа веры (шахадатаин)

Служение на Пути
В течение всего странствия по Пути суфий приемлет и сердцем, и духом каждый приказ или задание наставника и подчиняется им, не спрашивая «как?» и «почему?» Суфий должен знать, что нерадивость в слу

Диг-джуш
Вступая в мир Духовной Нищеты, суфий внутренне провозглашает: «Я пришел, чтобы пожертвовать собой ради Друга». Показывая свою готовность, суфий, подобно Аврааму, по Божьему указанию принес

Абдал – "Заменяющий", ранг суфийской иерархии (авлийа).
Адаб – правила поведения и обычаи, принятые среди суфиев. А'йан-и тхабета – основные сущности. 'Айно'л-йакин – очевидное знание,

Абдал – "Заменяющий", ранг суфийской иерархии (авлийа).
Адаб – правила поведения и обычаи, принятые среди суфиев. А'йан-и тхабета – основные сущности. 'Айно'л-йакин – очевидное знание,

Хаваджис – побуждения, прихоти нафса.
Хаджж – ритуальное паломничество в Мекку, один из пяти "столпов" ислама. Хадис ("новость", "известие", "рассказ")

Шейх – духовный наставник, руководитель суфиев; глава суфийской обители, ханаки.
Шохуд – свидетельство (Бога). Эшк (ишк) – любовь, божественная любовь; неутолимая страсть к Богу, ведущая суфия по мистическому Пути. Сокращения

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги