Реферат Курсовая Конспект
ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ - раздел Психология, Военная психология как наука Логика Обновления Всех Сфер Жизнедеятельности Нашего Общества...
|
Логика обновления всех сфер жизнедеятельности нашего общества, качественная перестройка его Вооруженных Сил требуют от личности офицера максимума психолого-педагогических знаний и умелого их применения в преодолении негативных явлений, поддержании обороноспособности наших войск на уровне разумной достаточности.
Анализ передового опыта лучших офицеров войск позволяет раскрыть "секрет" их успехов. Эти офицеры, независимо от своего возраста и стажа прохождения службы, указывают на одну ту же необходимость:
ü "видеть в каждом подчиненном личность";
ü "учитывать мир психических явлений воинов таким образом, чтобы заинтересовать любого индивида в выполнении поставленных задач";
ü "прогнозировать поведение воинов в различных ситуациях боевой, служебной и внеслужебной деятельности" и другие.
Становится очевидным вывод, сделанный задолго до нас: чтобы действовать с какими-либо шансами на успех, - надо знать тот материал, на который предстоит воздействовать. Всестороннее рассмотрение проблемы личности воина облегчит эту задачу.
Внимание ученых и практиков к данной проблеме в настоящее время усиливается рядом обстоятельств.
Во-первых, человек как личность - создатель материальных и духовных благ, ценностей, он же и их вооруженный защитник. Человеческий фактор - важнейшая движущая сила ускорения социально-экономического развития всех сфер нашего общества, в том числе и военной. Психолого-педагогическая сущность человеческого фактора в Вооруженных Силах представляет собой совокупность личностно-деятельностных качеств воинов, позволяющих творчески, инициативно реализовывать свои возможности в решении сложных задач с высокой эффективностью и в оптимальные сроки.
Во-вторых, личность является реальным носителем психики. Следовательно, изучение любых психических явлений, например, познавательных, эмоциональных, волевых процессов и т.д., изучение деятельности не может быть успешным без учета личных особенностей человека.
В-третьих, для профессиональных военных определяющее значение имеет вывод материалистической диалектики о возрастающей роли человека, личности в современной войне. Это возрастание связано со многими обстоятельствами. Вот, к примеру, некоторые из них. Принятие новейших образцов военной техники на вооружение армии, в том числе и в наших войсках, привело к росту военно-технических специальностей. Ныне их насчитывается около двух тысяч (во вторую мировую войну было до 160). Сами специальности небывало усложнились, требования к квалификации воинов, которые эту технику обслуживают, также небывало возросли. Ведущая роль в наших войсках принадлежит коллективному оружию. При его обслуживании каждый воин, выполняя ту или иную операцию, делает часть общего дела. От мастерства, собранности, выучки одного человека во многом зависит успех всего воинского коллектива. Отсюда еще больше возрастает внимание к каждому конкретному человеку, его профессиональной подготовке, моральному облику, всей его личности.
В-четвертых, современное оружие, решительный характер войны предъявляют повышенные требования к морально-психологической устойчивости воинов, их способности преодолевать огромные психические и физические нагрузки.
В-пятых, личностный подход - важнейший принцип психологии. Он обязывает изучать, воспитывать и обучать воина, рассматривая его личность как отражающую систему, определяющую все другие психические явления.
Ведь функционирует не мышление или память, а личность.
В-шестых, решительное улучшение качества индивидуальной воспитательной работы связано, прежде всего, с учетом личностных особенностей воинов.
Вот далеко не полный перечень причин, вызывающих повышенное внимание и интерес ученых, офицеров наших войск к проблемам личности в условиях перестройки. Ведь без перестройки сознания, психологии личности от солдата до маршала - невозможны повышение эффективности обучения и воспитания личного состава, подготовка его к качественному выполнению служебных задач, успешным действиям в современном бою. Все это обязывает командиров и начальников всех степеней знать теоретические положения военной психологии по вопросам изучения и формирования личности.
Что же такое личность? На уровне обеденного сознания нередко отождествляются такие понятия, как "человек", "индивид", "личность", "индивидуальность". В психологии эти понятия различаются, отражая богатство и разнообразие реальной действительности.
"Человек" - понятие более узкое, чем личность. Это прежде биологическое существо, принадлежащее классу млекопитающихся вида "хомо сапиенс", наделенное, в отличие от животных, сознанием, т.е. способностью познавать сущность внешнего мира и собственную природу. Человеку присуща определенная телесная организация - прохождение, развитие рук как средства познания и преобразования мира, высокоразвитый мозг, речь. Каждый индивид человеческой общности имеет свои различия в развитии этих внешних признаков.
Человек, с другой стороны, общественное существо. Это самый важный его признак, так как общественная жизнь и общественные отношения, коллективный труд изменили и подчинили себе его биологическую, телесную организацию. Таким образом, сущность человека находит свое конкретное отражение в двух разновидностях - биологической и социальной (общественной).
Человек - обобщенное, собирательное родовое понятие. Оно включает всех людей независимо от их духовного содержания и общественного положения, классовой принадлежности, взглядов, индивидуальных особенностей. Сюда входит и взрослый нормальный человек, и грудной ребенок, и душевнобольной.
"Индивид" - в переводе с латинского языка означает неделимое, особь". Это отдельно взятый конкретный человек, представитель человеческого рода. В этом понятии отражается биологические особенности человека - его рост, телесная конституция, цвет глаз, тип нервной системы, особенности психических познавательных процессов, свойств (прежде всего способностей, темперамента). Человек как индивид обладает устойчивостью во взаимодействии со средой, активностью. Понятие "индивид", таким образом, охватывает характеристики конкретного человека как неповторимого представителя человеческого рода. Офицеру надо иметь в виду, что индивидные свойства воина не являются сами по себе личностно-формирующими, не характеризуют его как работника, гражданина, не определяют его жизненной позиции.
Генетический код человека как индивида не содержит социальной программы его жизни. Но индивидные свойства воина не являются и абсолютно нейтральными к его личностным качествам. Составляя природную основу существования и развития его, они проявляются в его деятельности и поведении в "снятом" виде (в виде их динамики, эмоциональной окрашенности, физической устойчивости и т.п.). Поэтому индивидные свойства воина (тип нервной системы, темперамент, задатки как предрасположенность к той или иной деятельности, особенности памяти, внимание, состояние здоровья и т.д.) командиру необходимо учитывать при профориентации, профотборе, проведении индивидуально-воспитательной работы, всех видов подготовок в войсках. Понятие "индивид" следует отличать от понятия "индивидуальности" как обозначения неповторимого сочетания природных и социальных свойств индивида.
В понятии "личность" отражается социальная сущность человека. Личность - это, во-первых, человек, индивид, наделенный сознанием, а во-вторых, это человек, индивид, достигший определенного достаточного уровня психического развития, социальной зрелости. В процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии "я". У человека появляются собственные взгляды, моральные требования и оценки, делающие его относительно устойчивым и независимым. Человек на этом уровне развития способен сознательно воздействовать на окружающую действительность, изменять ее в своих целях, а также изменять в этих целях и самого себя.
Личность - это индивид в социальных связях и отношениях. Появляясь на свет как индивид, человек становится личностью по мере того, как приобретает сознание, дающее ему возможность адекватно и активно отражать реальный мир.
Общаясь с себе подобными, человек усваивает накопленный до него опыт и приобретает свой. Он вынужденно вступает в отношения с другими людьми, чтобы удовлетворить свои потребности в еде, одежде, жилье, во всех необходимых жизненных благах. Потребности, таким образом, выступают источником развития личности. Индивид начинает осознавать, как производить материальные и духовные блага, как себя вести в тех или иных ситуациях, чтобы выжить, существовать, развиваться, защитить себя от врагов. "Сущность человека, - указывал К.Маркс, - есть совокупность всех общественных отношений". Со временем общественные отношения человека становятся все более и более сложными и разнообразными.
Социальная сущность личности раскрывается в том, как человек относится ко всему, что его окружает, и какие из этих отношений он считает для себя главными, желаемыми. Общественные отношения, имеющие место в определенной общественно-экономической формации, стране, семье и школе, на производстве или в воинском коллективе реализуются во взглядах, установках, правосознании личности, оказывают решающее влияние на формирование мотивов (побудительных сил поведения), на мотивационную сферу деятельности личности. Можно сказать, что мотивационная сфера составляет социальное ядро личности. В ней сосредоточены все актуальные и потенциальные, осознаваемые и неосознаваемые естественные, материальные и духовные побуждения - т.е. все то, что желаемо человеком как в настоящее время и в ближайшем будущем, так и в плане самых отдаленных перспектив. Именно в этом заключается общественная значимость личности. Еще римский император Марк Аврелий заметил: "Каждый, кто стоит столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет". Одни побуждения и отношения личности являются доминирующими и главными, другие подчинены им, что делает их второстепенными. Для человека ценно то, что личностно значимо, оно и выступает в качестве ведущего мотива.
Так, например, в процессе воинского труда, боевой и гуманитарной подготовки у специалистов наших войск формируются такие ведущие мотивы личности, как долг перед Родиной, отношение к изменениям в мире, в интересах совершенствования государства и его вооруженной защиты.
Отсутствие должной индивидуально-воспитательной работы сказывается на том, что у одних воинов более значимыми могут оставаться материальные потребности, карьера, семья; у других - развлечения, пьянство и т.п. Каково будет социальное содержание доминирующих побуждений в мотивационной сфере человека, такова в основе своей будет и социальная направленность личности.
Индивидуальность личности может проявляться не только в мотивационной, но и в интеллектуальной, волевой, эмоциональной сферах психической деятельности воина, в том, как осознание общественных отношений личностью реализуется в ее деятельности, действиях, поведении. Важно подчеркнуть, что индивидуальность личности - это не только своеобразное проявление психики человека. Это уровень творчества личности в коллективе, требующего постоянного развития, актуализации жизненных позиций. Социальная сущность личности проявляется в том, что личность всегда выступает как член общества, коллектива, как исполнитель определенных общественных функций или, как говорят, социальных ролей. Принадлежность человека к определенному обществу, группе накладывает известный отпечаток на его личность и деятельность.
Социальные качества определяют содержание личности. На это указывал К.Маркс: "Сущность особой личности составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество". Именно этот параметр личности закладывается в ее социальную роль. Социальная роль - это выработанная обществом программа действий человека в определенных обстоятельствах.
В этом смысле социальная роль в какой-то мере напоминает театральную, прежде всего тем, что, приняв на себя определенную функцию, человек начинает действовать по определенной программе, придерживаясь принципа: взялся за гуж, не говори, что не дюж. Эта "заданность" в зависимости от характера деятельности может быть более или менее жесткой, зафиксированной в официальных документах или закрепленной только обычаем, традицией, осознаваемой или неосознаваемой человеком, но она всегда существует. Социальная роль воинов наших войск, таким образом, реализуется в образе преданного, надежного и умелого защитника своей Родины, высококлассного специалиста военно-космического профиля. Она жестко зафиксирована как в официальных документах (Конституции страны, Военной присяге и уставах, приказах и директивах МО и др.), так и заложена традициями, выработанными за долгие годы борьбы с многочисленными врагами. Наша Родина никогда не перестанет гордиться боевой славой и традициями своих героев.
Психология исходит из того, что все люди имеют в системе психологического отражения действительности и общие и индивидуальные возможности. Общие - это способность воспринимать и осмысливать воздействие окружающей среды и, в свою очередь, воздействовать на внешний мир, изменять его, трудиться, создавать материальные и духовные ценности. Индивидуальность же проявляется в том, что механизм психического отражения у каждого своеобразен, неповторим. Это выражается в особенностях высшей нервной деятельности человека, тех или иных анатомо-физиологических задатков, строения органов чувств и т.д.
Каждый человек имеет свои особенности. Есть люди сходные между собой, но нет тождественных. Индивидуальность человека проявляется в его уме, воле, чувствах. Каждый человек по-своему воспринимает, запоминает, по-своему мыслит и говорит. Например, каждый здоровый человек обладает слухом, но у музыкально одаренных людей этот слух абсолютный, о других говорят, что они обладают тонким слухом, о третьих - только нормальным. Один человек хорошо различает звуки высокой и низкой частоты, другой - только низкой. Подобным же образом проявляются и особенности памяти, внимания, мышления, речи и других психических процессов.
Из всего сказанного выше не следует, что характеристика личности, ее сущности сводится только к социальным признакам. Составной частью личности является и организм - тело человека. Когда мы говорим о человеке как о личности, то имеем в виду всего человека - с его сознанием и организмом. Допустимо ли игнорировать, не принимать во внимание биологическую сущность личности? Нет, его биологическую, природную, естественную сущность игнорировать нельзя. Состояние здоровья, уровень физического развития (телосложение, рост, вес, мускульная сила, объем легких и др.), всегда следует учитывать офицеру в работе с людьми. Физическое состояние военнослужащих влияет на настроение, способности нести дежурство на технических средствах. От этого состояния зависит успех в учебе и службе, взаимоотношения с командирами и товарищами. Все это, в свою очередь, влияет на развитие индивидуальных свойств воина.
Итак, психология, считая общественную природу сущностью личности, не отрицает, что и биологические факторы влияют на возможности человека. И эти факторы должны учитываться, при изучении подчиненных.
В задачу офицера входит настойчивая борьба с проявлениями алкоголизма и наркомании в армейской среде, которые пагубно влияют на нервную систему и психику человека, разрушают важные центры мозга, тем самым значительно снижают боевые и служебные возможности подчиненных.
Здоровая наследственность (прежде всего мозг, нервная система, физическая полноценность), являясь важнейшим условием психического развития личности, вместе с другими биологическими факторами еще не определяют ценностную сторону человека, его интересы, убеждения, идеалы. Природа лишь создает человека, а формирует его общество. Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности. Известен случай, когда в Индии в 1920 г. были найдены две девочки, жившие в волчьей стае. Младшая быстро умерла, а старшая (ее звали Камалой), которой было 6-7 лет, прожила еще более 10 лет. В последние годы печать сообщала о нескольких подобных случаях: один мальчик был обнаружен снова в Индии и снова среди волков (его назвали Балу), два мальчика были обнаружены в Африке в стае обезьян. По-видимому, дети были похищены животными, но оставлены в живых. Во всех этих случаях наблюдалась одна и та же картина: дети не умели ни стоять, ни ходить, но быстро передвигались на четвереньках, ловко лазали по деревьям; они не владели речью и не могли произносить членораздельные звуки; отказывались от человеческой пищи, питались сырым мясом или дикими растениями, жуками и стрекозами; воду лакали, срывали с себя одежду, кусались, выли, спали на голом полу. Настойчивые многолетние попытки приучить несчастных к цивилизации ни к чему хорошему не привели. Дети погибали. Изменения в их мозгу оказались необратимыми, что не позволило возникнуть человеческой психике.
Известны также случаи, когда длительное отсутствие общения человека с обществом отрицательно сказывалось на его интеллекте, не способствовало его развитию и разрушало даже приобретенные способности мыслить, говорить, чувствовать. Об этом говорят материалы мировой прессы о японских солдатах второй мировой войны, которые в одиночку десятки лет спасались от нее в джунглях Юго-Восточной Азии.
Таким образом, личность есть сложное общественное образование, являющееся отражением исторически сложившихся общественных отношений, синтез биологического, психического и социального и с приоритетом социального.
Изложенное выше позволяет сформулировать развернутое определение личности.
Личность - это конкретный человек, представитель определенного общества, класса, коллектива, осознающий свое отношение к реальному миру и к самому себе занимающийся определенным видом деятельности и наделенный индивидуальными психологическими особенностями.
Исходя из этого, под личностью военнослужащего наших войск следует понимать конкретного человека в единстве его морально-политических, психологических и военно-профессиональных качеств, формирующихся и реализующихся в процессе воинской службы и боевой деятельности воинских коллективов космических частей.
В данной трактовке личность воина войск предстает как объект воздействия общественных связей, формирующих у нее качества, необходимые для выполнения воинского долга. Указанная трактовка переводит задачу развития личностных качеств военнослужащего расчета, команды, группы, отдела, части из области теории в область решения практических задач воинской службы.
Научное определение личности воина дает возможность выделить основные признаки, которые должен учитывать офицер: самосознание; индивидуальность, саморегулирование, активность, включенность в систему общественных связей.
Таковы взгляды отечественной психологической науки на личность человека вообще и воина в частности. Основными теоретическими положениями, послужившими для ее разработки, явились, таким образом, следующие четыре направления по вопросам:
1. социальной сущности личности;
2. решающей роли труда, среда в формировании личности;
3. всестороннем развитии личности;
4. соотношении природного (биологического) и приобретенного (социального) в личности.
По этим основным направлениям углубляются исследования проблемы личности, ведутся научные споры.
О том, насколько многолики воззрения за рубежом, наиболее полно изложено в пособии Зейгарник Б.В., где дан критический анализ основных теорий личности:
ü фрейдизма и неофрейдизма (представителями этой школа являются К.Хорни, Г.Салливен, Э.Фромм и др.);
ü "гуманистической психологии" (К. Роджерс, Г.Оллпорт, А. Маслоу);
ü экзистенциализма и "понимающей психологии" Э.Шпрангера и его современных представителей;
ü передовых концепций П.Жане и Ж. Ньюттена и др.
В зарубежной психологии бытуют противоборствующие концепции, сильно противоречивые. К примеру, отдавая должное заслугам З.Фрейда и неофрейдистов в разработке проблемы бессознательного в личности и роли защитных механизмов в детерминации поведения человека, невозможно согласиться с его биологической трактовкой личности. Фрейд описывает личность как замкнутую в себе биологическую индивидуальность, противостоящую обществу. Поведение личности обусловлено у него в первую очередь сексуальным влечением. Из влечений Фрейд выводит и неизбежность войн.
Большинство представителей зарубежной психологии следуют биосоциальной концепции, по которой личность состоит как бы из двух половин. К биологической они относят психические процессы человека (ощущение, восприятие, внимание и др.), другая половина - направленность - определяется социальными явлениями. Имея основания для данного утверждения, ими не учитывается, что - процесс ощущения, который всегда обусловлен социально-детерминированными вкусами и установками человека, зависит от степени развития сенсорики, достигаемой в труде.
По теории социализации (Дюркгейм, США) считается, что человек рождается особью, личностью становится лишь благодаря воздействию социальных условий жизни, Но решающим при этом фактором формирования личности является общение как психологическое взаимопонимании; экономические же и политические воздействия на личность не учитываются вовсе.
Индивидуальные различия в поведении, согласно теории социального научения являются результатом опыта длительного пребывания людей в различных жизненных ситуациях. Развитие личности происходит, таким образом, за счет собственного научения, научения посредством наблюдения других (викарное научение) и подражания. Африканский ученый У. Майшел считает в связи с этим, что в основе индивидуального поведения личности в тех или иных ситуациях лежат следующие факторы:
ü способности человека, т.е. то, что он в состоянии самостоятельно и независимо от ситуации сделать в данной обстановке;
ü способы восприятия и оценки человеком ситуации, выбора форм поведения в ней (когнитивные стратегии);
ü ожидания - оценки вероятных последствий совершения в данной ситуации тех или иных поступков;
ü ценности, т.е. то, что представляет для данной личности смысл, значение. Человек в сложившейся обстановке обычно выбирает такой способ поведения, который приводит к утверждению его ценностей;
ü планы поведения, способы его субъективной регуляции.
Оказавшись в какой-либо ситуации, люди обычно предпочитают действовать привычным для них способом, по уже проверенному опытом плану.
Данные положения представляют определенный интерес для практической деятельности офицера и могут использоваться в качестве направлений по изучению индивидуальных особенностей поведения воинов.
Среди всех зарубежных теорий личности, особенно в плане понимания смысла жизни (стремление к высшим целям, ценностям) наиболее близкой к взглядам психологов является теория гуманистической психологии. Создавая свою теорию личности, А.Маслоу и К.Роджерс исходили из того, что каждый человек имеет способность к личному самосовершенствованию. Будучи существом, наделенным сознанием, он сам определяет смысл жизни, ее цели и ценности, является высшим экспертом и верховным судьей. Основные вопросы, которые каждый человек ставит и должен решать, следующие: кто я есть, что я могу сделать, чтобы стать тем, кем я хочу быть? Реализация основной потребности человека (которой является, согласно гуманистической теории личности, стремление к самосовершенствованию и выражению самого себя) предполагает" отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе", целенаправленный "труд ради того, чтобы сделать хорошо, то, что человек хочет сделать".
Рассмотрев личность во всем ее многообразии проявлений и подходов к ее изучению, мы можем сделать следующие выводы:
1. Личность - конкретный человек, сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий социальную роль. Ее сущностью является совокупность общественных отношений на данном этапе исторического развития. Личность военнослужащего космических частей формируется под воздействием специальных условий деятельности, особого характера решаемых задач, зависимости результатов от коллективных действий номеров, расчетов. Вместе с этим на ее формирование оказывают влияние традиции и национальная культура.
2. Личность представляет собой единство биологического, психического и социального. Военная психология оставляет ведущее положение за социальными факторами. Личность обладает рядом важных признаков: самосознанием, индивидуальностью, саморегулированием, включенными в систему общественных отношений, и активностью, которая реализует эти отношения в деятельности. Побудительными силами высокоорганизованной деятельности личности являются мотивы. Ведущими мотивами специалиста наших войск являются такие, как стремление образцово выполнять уставные и служебные обязанности ; в современных условиях сохранять и приумножать лучшие традиции военно-космических сил, высоко нести авторитет своей науки в мире и другие.
3. В практической деятельности офицеру необходимо подходить к изучению личности с трех сторон:
ü во-первых, с точки зрения воздействия факторов социальной среды, рассматривать сущность воина как совокупность отраженных в нем социальных качеств, моральных ценностей современного состояния общества, соответствия требованиям, предъявляемым к воинским коллективам и взаимоотношениям в них;
ü во-вторых, с биологической стороны, рассматривать степень совершенства индивида, позволяющей воину успешно (или нет) справляться с определенной специфической деятельностью в рамках служебных обязанностей;
ü в-третьих, с психологической стороны, учитывая закономерность проявления психики воина, рассматривать взаимообусловленность структурных компонентов психологии личности, о чем подробнее рассмотрим ниже.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
На сайте allrefs.net читайте: "Военная психология как наука"
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов