рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

САМОПОСТИЖЕНИЯ.

САМОПОСТИЖЕНИЯ. - раздел Психология, Духовная психология: в поисках изначального. Тысячелетиями Суфизм Предлагал Путь, На Котором Можно Было Двигаться К “Велик...

Тысячелетиями суфизм предлагал путь, на котором можно было двигаться к “великой цели” самопостижения. Это - собрание учений, проявлявшихся в различных формах, имеющих общую цель: превосхождение обыденных ограничений личности и восприятия. Это не система теорий и предположений; суфизм описывается как путь любви, путь почитания, путь знания. В своих многочисленных проявлениях он преодолевает интеллектуальные и эмоциональные препятствия, создавая возможность духовного роста.

Суфийской учение не систематизировано. Многое в суфизме не может быть передано словами. Учение передается во множестве форм - ритуалы, упражнения, писания и их изучение, особые здания, специальные храмы, особые языковые формы, истории, танцы и движения, молитва.

Ибн Эль-Араби, древнейший суфийский философ из Испании, писал так: “Есть три формы знания. Первая - интеллектуальное знание, фактически - лишь сведения, собрания фактов и использование их для построения интеллектуальных понятий. Это интеллектуализм.

Вторая - знание состояний, включающих как эмоции и чувства, так и особые состояния бытия, в которых человек полагает, что он постиг нечто высшее, но не может сам в себе найти к нему доступ. Это эмоционализм.

Третья - реальное знание, называемое Знанием Реальности. В этой форме человек может воспринимать истинное, правильное, за пределами ограничений мысли и чувства. Истины достигают те, кто знает, как связаться с реальностью, лежащей за пределами этих форм знания. Это истинные Суфии, Дервиши, которые достигли”.

Суфизм часто называют “Путем”. Эта метафора указывает как на источник, так и на цель. На пути можно достичь Знания Реальности, той третьей области, о которой говорит Эль-Араби.

Суфии полагают, что учение возникает из человеческого опыта, поэтому не может быть вмещено в рамки определенной исторической традиции. Оно проявляется в различных культурах и в различном виде. Многие, по видимости различные аспекты суфийского учения, изучаются не ради академического интереса и не ради эмоционального воздействия; критерий состоит в их актуальной полезности.

Один из наиболее читаемых авторов в суфизме - Абу Хамид Аль-Газали. Западные авторитеты соглашаются в том, что Аль-Газали, среди немногих исламских мыслителей, оказал глубокое воздействие на последующую теологическую мысль христианства. “Принятие положения суфизма, его признание многими мусульманскими богословами в качестве внутреннего значения ислама - прямой результат работы Аль-Газали” (Идрис Шах).

Хотя суфии и полагают, что суфизм существовал до ислама и практиковался в различных формах до арабского мира, его расцвет и развитие относится к исламскому миру со времен Аль-Газали.

Он установил единую систему представлений, объяснивших патологическое, нормальное и мистическое поведение в едином поле человеческого опыта. Он восстановил элементы личного развития и трансперсонального опыта в исламе, который к тому времени постепенно становился окостеневшим и ограничительным.

Опираясь на обширное теологическое и законоведческое образование, равно как и на суфийский опыт, Аль-Газали широко использовал ортодоксальные представления в своих сочинениях. Многое в практике ислама он переосмыслил, так чтобы она могла вести к высшим состояниям сознания. В суфизме равно важны представления, относящиеся к формам знания, состояниям сознания и природе любви, и связь их между собой.

Аль-Газали выделяет так называемые “достойные похвалы” роды знания. Это те роды знания, которые помогают духовному развитию человека. Наиболее важное - Наука Откровения, которая может быть изучаема двумя путями. Менее эффективный - изучать свидетельства тех, кто имел откровения. Лучший путь - использовать примеры Учителей и святых, чтобы прийти к собственному личному опыту этого знания.

За пределами обучения, за пределами условного знания, находится ясное восприятие реальности. Оно может быть понято в необычных состояниях сознания. Состояния, описываемые здесь, неотделимы и неотличимы друг от друга, скорее это разные способы понимания обычной связи опыта.

Прямое (непосредственное) знание.

Непосредственное знание не может быть описано, но может быть переживаемо в опыте. Ему нельзя научить, но оно может быть получено.

“Реальное знание себя состоит из знания следующих вещей: кто ты есть в себе и откуда ты пришел? Куда ты идешь, и что ты между тем делаешь здесь? В чем состоит твое реальное счастье и несчастье?” (Аль-Газали). На эти вопросы может ответить прямое знание. Суфийская традиция - это фиксация путей, какими многочисленные Учителя помогали ученикам прийти к прямому знанию и интуитивному пониманию. Интуитивное понимание возникает за пределами разума; оно может воспринимать то, чего разум не может принять.

Почти все системы интуиции и прямого знания описывают визинерские события, моменты полной ясности. Одна из целей суфийского обучения состоит в движении к этим высшим состояниям, настройке на этот уровень реальности, чтобы это было не просто воспоминанием. При правильном обучении это может стать продолжающимся сознанием, столь же доступным, как обычное бодрствующее сознание. Задача состоит в том, чтобы не просто заглянуть или даже пережить эти сознания, но чтобы утвердиться в них, быть как дома в этом другом видении мира.

Уверенность.

Уверенность - это постоянный доступ к непосредственному знанию. Уверенность непосредственна - это знание всего существа.

Сознание пробужденного существования.

Быть пробужденным означает реагировать на любую ситуацию в соответствии с тем, какова она на самом деле, а не какой она кажется, или какой человек ее хочет видеть. Когда человек пробужден, нет необходимости заботиться о личной тождественности. Это состояние единства или аннигиляции (фана), в котором индивидуальное самоопределение кажется растворенным в целом реальности. В этом состоянии человек не воздвигает барьеров между собой и Богом, потому что ясно, что никаких барьеров не существует.

Суфийские учителя описывают стадии на пути духовного развития. Их девять:

1) обращение или покаяние.

2) терпение и благоговение.

3) страх и надежда.

4) отказ от себя и бедность.

5) вера в единственность Бога.

6) любовь, стремление, близость, удовлетворенность.

7) намерение, искренность и правдивость.

8) размышление и самопознание.

9) память о смерти.

Размышление о смерти может быть сильным средством борьбы с нежелательными привычками и положениями. По мнению суфий - думать о собственной смерти - значит упражняться в том, чтобы более ясно осознавать текущий опыт. Это один из способов, чтобы начать процесс личностного роста.

В некотором смысле Аль-Газали описывает цикл, начинающийся с Обращения и Покаяния и заканчивающийся Размышлением о смерти. Цикл может начаться и иначе, с размышления о смерти, ведущего к психологическому состоянию, предшествующему покаянию и обращению.

Некоторые суфийские школы используют упражнения, вызывающие “тонкую настройку” тела и ума, но лишь в тех случаях, когда это может быть эффективным. Наиболее широко известны так называемые “танцы дервишей”, соединение музыки и движений. Цель состоит в вызывании состояния ритуального экстаза, чтобы приблизить контакт ума суфия с мировым умом, частью которого он себя считает. Упражнение может состоять в движении, движении с музыкой, или только в музыке. Суфийские Учителя утверждают, что хотя музыка может быть полезна в вызывании определенных состояний для ограниченных целей и в определенное время, но адепт не нуждается в стимулах и не переживает никакого экстаза. Фактически может считаться само собой разумеющимся, что цель экстаза состоит в прохождении за его пределы.

Использование танцев для вызывания этого состояния экстаза описывает Берк: “Такой танец - это движения тела, связанные с мыслью и звуком, или рядом звуков. Движения развивают тело, мысль фокусирует ум, звук соединяет их и ориентирует их на сознание божественного единения, называемого “хал”, что означает “состояние”: “состояние экстаза”. Экстаз - это физическое состояние, позволяющее пережить и понять определенный опыт; это просто радостное, приподнятое состояние. Тело не является источником опыта; это канал, через который проходит опыт.

В психологии принято (а, кроме того, это и реалистично) признавать, как мало мы знаем, и насколько больше мы должны исследовать, прежде чем мы сможем начать понимать человеческое поведение. Суфизм же явно утверждает, что знает то, что говорится. Суфии утверждают, что есть Учителя, которые знают, что именно важно, то есть знают, как учить учеников восстановлению своего естественного пробужденного состояния. Задача суфия не состоит в понимании всего поведения; нужно лишь знать, как передать то, что Аль-Газали называет “достойным знанием”, то есть знание, которое может помочь нам распутать наши личные и культурные осложнения более эффективно.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Духовная психология: в поисках изначального.

На сайте allrefs.net читайте: "Духовная психология: в поисках изначального."

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: САМОПОСТИЖЕНИЯ.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Москва, 2000 г.
  УДК 159.9 ББК 88 П 88 Козлов В.В. Духовная психология: в поисках изначального. – М., 2000 - 95 с. Рецензенты: Доктор психологических нау

Обозначение темы.
  “Кто был никем, тот станет всем”. Э.Потье “Интернационал”. Я помню воодушевление, когда в детстве и юности мы, как оказалось, представители застойной эпохи социали

ПРОБЛЕМА “НИКЕМ”.
  Проблема “изначального” состояния является стержневой не только для философии, истории, психологии, этнографии, герменевтики и других многочисленных наук. Она основная во всех религ

РАЗРЫВ РЕАЛЬНОСТИ - ШАМАНИСТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ.
Шаманизм насчитывает, согласно археологическим исследованиям наскальных рисунков и мест древних захоронений, около 40000 лет. Пещерная живопись доказывает, что пещеры использовались для магических,

НЕНАСЫТНЫЙ ВЗОР
  Во всех мировых религиях этот разрыв реальности определяют как "отделение от Бога", «первородный грех знания». «Вкусить от древа знания» является онтологическим шагом из и

ДУХОВНЫЙ ПУТЬ – ТРАДИЦИИ.
В философии и психологии истина «Сущность предшествует существованию» является чрезвычайно распространенной. Вроде, какой выбор у человека может быть. Все время человеком играет случай и непредвиде

ДАОСИЗМ.
Традиция поиска изначального состояния нашла наиболее точное изложение в даосизме и "Книге перемен", одной из древнейших китайских эзотерических книг. В ней есть представление о 64 гексаг

БУДДИЗМ.
Буддизм трудно назвать религиозной системой. Если мы обозначим буддизм философско-этической доктриной и психотехнической системой, созданной на основе древних учений Индии, то это будет ближе к ист

ТАНТРИЗМ.
Из всех эзотерических школ Древнего Востока тантризм - одна из самых неразгаданных, так что воссоздать основные черты его можно пока только в общих чертах, суммируя и сопоставляя отдельные отрывочн

ЙОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В ИНДУИЗМЕ.
Йога охватывает практически все религиозные и аскетические практики Индии, включая медитацию, дисциплину физического тела, священные песнопения. Цель йогической практики - единение индивидуальной с

ХРИСТИАНСТВО КАК ДУХОВНЫЙ ПУТЬ.
  Христианство как учение основывается на идеях более древних арийских традиций. Ведийский миф, проходящий красной нитью через все религии арийского мира, одушевляет все символы, обря

Да любите друг друга.
(Иоан. 13,34) И вроде так просто – полюби ближнего и ты уже в райском саду, и господь рядом смотрит любящим взором, и ты уже в теле Христа, и ты уже в изначальном… Уже второй год

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ– ПСИХОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
  В предыдущей главе мы уже затрагивали проблему психотехнического обеспечения духовного пути. Сейчас мы хотим более подробно остановиться на этом материале. Шаманская традиц

ДАО ПОИСКА.
  Психотерапевтический и психологический рынок России насыщен различными услугами, которые преподносятся как техники «исцеления», «решения проблем», «личностного роста», «трансформаци

ГРУСТЬ ПО ПРОСВЕТЛЕНИЮ.
  Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, - канат над пропастью. Опасно прохождение, опасно быть в пути, опасен взор, обращенный наз

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги