рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Абдулла и Зульфия

Абдулла и Зульфия - раздел Психология, ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ Гарем Шаха Абдуллы. Большая Комната С Узорчатыми Окнами, Выходящими В Сад С Ф...

Гарем шаха Абдуллы. Большая комната с узорчатыми окнами, выходящими в сад с фонтаном, устеленная толстым персидским ковром, курильня для благовоний, в изобилии мягкие узорные валики и подушечки. Абдулла в домашнем халате с кистями и тюрбане разговаривает со своей старшей женой Зульфией в узорчатом переливающемся лифчике и вышитых синих шальварах.

Абдулла. (задумчиво) Красота жизни — по воле Аллаха.

Зульфия. Особенно женская красота, мой повелитель.

Абдулла. (сам себе) Когда в сердце мужчины приходит любовь — это что-то значит.

Зульфия. Ты правда меня все еще любишь, дорогой?

Абдулла. (раздраженно) Таков мой долг по отношению ко всем женам, и ты это прекрасно знаешь, о Зульфия!

Зульфия. (покорно) Знаю, мой повелитель.

Абдулла. (наставительно) Вот, и не надо изображать из себя невинную девушку — у тебя иные задачи.

Зульфия. (понимающе кивает; нежно) Ты хочешь моих ласк прямо сейчас или после обеда, любимый?

Абдулла. (топает ногой) Ух! Не про тебя речь, хотя поговорить мне нужно как раз с тобой, посоветоваться, о многопытная Зульфия.

Зульфия. (польщенная) О, мой повелитель мне льстит!

Абдулла. (официально) Зульфия, я хочу поговорить с тобой как со старшей женой своего гарема.

Зульфия. (преклоняя колени) Слушаю тебя, мой повелитель, от имени всех твоих жен.

Абдулла. (неуверенно) Мне кажется, мое сердце раскрылось навстречу новой, прекрасной девушке, быстроногой Гюльчатай.

Зульфия. Ты весь дрожишь от волнения, о покоритель женских сердец, и это показывает, что твой выбор пал на достойную.

Абдулла. Ты думаешь?

Зульфия. Я хорошо знаю своего повелителя.

Абдулла. Я волнуюсь, как в юности, когда мое сердце открывалось навстречу моей первой любви, к тебе, несравненная Зульфия (рыдает, опуская лицо Зульфие в колени).

Зульфия. (нежно гладит его по голове, успокаивая)

Абдулла. (успокаиваясь и поднимая голову) Ты мне поможешь, о великолепная старшая жена?

Зульфия. Разве я посмею огорчить своего лучезарного господина?

Абдулла. Всякое бывало... Но я на тебя надеюсь!

Зульфия. Что именно я должна сделать, о мой повелитель?

Абдулла. Завтра утром мы продолжим этот разговор, о мудрая Зульфия, опора моя твердокаменная!

Конец

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ

На сайте allrefs.net читайте: "ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Абдулла и Зульфия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Умеем ли мы общаться?
Разумеется, умеем — так же, как и читать книги. Впрочем, книгу можно полистать, заглянув на случайные ее страницы и получив о ней весьма туманное и искаженное представление, а можно прочитать ее вн

Коммуникатика — наука о человеческом общении
Человеческое общение пока что преимущественно находится в области бытового сознания; научное сознание уделило ему немного внимания, что может показаться странным ввиду огромной практической значимо

Теория и практика
Разумеется, коммуникацию, как и искусство рукопашного боя, нельзя постигать чисто умственно — освоение теоретических знаний, касающихся процесса человеческого общения, должно сопровождаться их прак

Элементарный диалог, протагонист и партнер
Обычно в любой коммуникативной ситуации — как парной, так и групповой — можно выделить одного из участников, который играет ведущую роль — он называется протагонистом. Это с

Трансляция и реплика
В процессе общения коммуникаторы — так мы будем назвать участников этого процесса — поочередно обмениваются сообщениями, или, иными словами, обращаются друг к другу, причем

Модальности трансляций
Основным объектом нашего интереса при изучении процесса общения является его «соус»: не то, что транслируется от одного собеседника к другому, а то, как оно подается: в каком стиле, к

Маркеры модальностей
Модальность трансляции нередко важна для протагониста (и партнеру тоже стоило бы обращать на нее внимание). Для того, чтобы ее четко обозначить (или даже подчеркнуть) протагонист может использовать

Явные и неявные маркеры
Маркеры модальностей делятся на две категории: явные и неявные. Явный маркер прямо указывает на данную модальность, в то время как неявный

Когнитивные и стилистические маркеры
Когнитивный маркер обозначает соответствующую модальность с помощью определенных слов и словосочетаний, то есть непосредственно-смысловым образом: например слово «умирать

Универсальная семья модальностей.
Как правило, модальности существуют не по одиночке, а универсальными семьями, то есть логически и психологически связанными замкнутыми группами, и этим семьям удобно давать

Родственные и разнородные модальности
Различные модальности, относящиеся к одной универсальной семье, называются родственными; модальности, относящиеся к разным универсальным семьям, называются разнор

Модальности умолчания
В некоторых случаях в трансляции не слышны, не видны и не ощущаются никакие модальные маркеры из данной семьи. Как определить модальность такой трансляции, то есть какова модальность умо

Диадические модальности в контексте
Произнесенная в обществе друзей формально иньская фраза, представляющая собой описание бедственного положения протагониста: — Мне сегодня плохо, очень грустно и безвыходно. (ян)

Диалектические модальности в контексте
Творительная модальность возникает всякий раз, когда протагонист появляется на горизонте общения или меняет тему: — (входя в дверь) Как всегда, веселимся? (твор)

Холистические модальности в контексте
В зависимости от ситуации одна и та же трансляция может иметь как локальную, так и глобальную модальность, и здесь важно не ошибиться в диагностике. В принципе акцентированные в речи прила

Синтонные и антитонные трансляции
Нередко партнер, отвечая протагонисту, его «зеркалит», используя в своей трансляции ту же модальность, которую использовал протагонист — такой ответ партнера называется синтонным

Собственная и синастрическая модальности. Синастрические маркеры.
Модальность трансляции — это ее собственная модальность. Однако во многих случаях протагонист прямо или косвенно показывает партнеру, в какой модальности тому желательно отв

Холистические синастрические маркеры
Глобальные синастрические маркеры это (уже знакомые читателю) слова «в целом», «в общем», «глобально», фигурирующие в вопросе к партнеру: — Ну, Аввакум, ты вообще доволен? (>глоб

Диалектические синастрические маркеры
Творительные синастрические маркеры это слова «новый», «свежий», «неожиданный», «интересный», «другой», фигурирующие в запросе к партнеру: — Что н

Комплементарность.
Комплементарность («дополнительность» — англ.) — важнейшее для коммуникации понятие, являющееся частью несколько размытого понятия «адекватности» общения. Точное определение звучит так: ответ партн

Амбитонные и унитонные трансляции.
Трансляция, у которой (в пределах данной универсальной семьи) различаются собственная и синастрическая модальности, называется амбитонной; если же эти модальности совпадают,

Амбивалентные и унивалентные трансляции.
Трансляция, модальность которой (в рамках данной универсальной семьи) одинаково оценивают протагонист и партнер, называется унивалентной; если же эти их оценки расходятся, т

Реверсивные модальности и маркеры.
В некоторых случаях партнер, отвечая протагонисту, прямо или косвенно дает понять, в какой модальности он воспринял трансляцию протагониста; эта модальность называется реверсивной

Мартирий и Феоктист Нифонтович
Квартира в старом московском доме с окном, выходящим на Москву-реку, высокими потолками и большими книжными шкафами, огромным письменным столом, заваленным книгами и бумагами. Молодой журналист

Семантическая семья
Интегральный смысл сообщения, передаваемого протагонистом партнеру, определяется тремя моментами: во-первых, контекстом, во-вторых, непосредственным (прямым) значением трансляции, и в третьих, ее с

Семантические маркеры.
По каким же признакам можно определить семантическую модальность трансляции? Рассмотрим наиболее типичные фоновые, когнитивные и стилистические маркеры. Фоновые маркеры

Аграфена и Клавдий
Небогатая комната с отдельными антикварными предметами: горка, кресло, мраморные статуэтки. Столетний попугай Клавдий в клетке клюет орешки. В кресле сидит его хозяйка Аграфена, около

Синтонные и антитонные ответы.
Семантически-синтонный ответ партнера — это ответ в той же семантической модальности, которую использовал протагонист; ответ в родственной семантической модальности называется семантически-антитонн

Виолетта и кактус
Просторная, светлая комната, напоминающая роскошно обставленную залу. Дама Виолетта в ярком желтом шелковом халате с красными драконами и синей лейкой в руке собирается полить большой красив

Синастрические маркеры и комплементарность.
В некоторых случаях протагонист более или менее отчетливо показывает партнеру, какую семантическую модальность тому следует использовать. Если партнер следует этим указаниям протагониста (выраженны

Реверсивные семантические маркеры и семантическая конформность.
В некоторых случаях протагонист дает реакцию на предшествующее обращение партнера, обозначая его семантическую модальность (в своем восприятии) — эта модальность трансляции протагониста называется

Семантическая конформность.
Ответ партнера, чья реверсивная семантическая модальность совпадает с семантической модальностью предшествующей трансляции протагониста, называется семантически-конформным.

Высота семантических модальностей.
Самой высокой (тонкой) из семантических модальностей является фоновая, самой низкой (плотной) — стилистическая. Это означает, что фоновый ответ воспринимается как более легкий, чем когнитивный, а к

Длинные трансляции и их модальности.
Длинной называется трансляция, состоящая из двух и более частей, которые на письме разделяются точками (концами предложений), а в устной речи — небольшими паузами. Наоборот,

Модальные формулы «подъем» и «спуск».
Модальности в любой универсальной семье имеют разную высоту — одни (в принципе) как бы выше (тоньше), другие — ниже (плотнее). Поэтому смена данной модальности на родственную психологически восприн

Модальная формула «спуск»: М2 — М1.
Конкретизируя имя модальной формулы, перед ней следует поставить имя универсальной семьи или имя модальности, с которой эта формула начинается (в случае формулы «подъем» это М1, в случае формулы «с

Когнитивный подъем»: ког — фон.
Примеры: — Ты должна будешь за мной преданно ухаживать, Любава. (ког) Любовь — это серьезно. (фон) — Где тебя весь день и вечер носило, Агафья? (ког) Девице на выданье вообще подо

Холостяк Виктор и его диван
Большая комната в квартире старого холостяка Виктора. В центре — круглый стол, справа у окна — мягкий диван с вытертой обшивкой, напротив — кресло. Викто

Гладкие и ломаные ответы.
Умелое владение модальными формулами в пределах длинной трансляции дает возможность человеку строить очень «плавную» коммуникацию, придерживаясь при этом нужных ему модальностей. Эффект плавности с

Диадический спуск»: ян — инь.
Эта формула хороша для смягчения грубоватой первой (янской) части трансляции, а также для придания силы иньскому ее окончанию: — Ты мне не указывай, Вольдемар! (ян) Я — женщина самостоятел

Диадический подъем»: инь — ян.
Формула «диадический подъем» очень удобна как инструмент для подготовленного активного воздействия на партнера: она часто выглядит куда более весомой, чем ее окончание в чистом виде; сравните следу

Изабелла и Дуня
Роскошно и очень аккуратно обставленная комната на первом этаже с окном в городской двор. Болонка Дуня лежит на подоконнике на белой подстилке и смотрит во двор. Входит ее хозяйка Изабелл

Осуществительный подъем»: осущ — раст.
Эта формула хороша для начальника, предъявляющего подчиненным программу действий: — Итак, мы договорились: отныне работаем без халтуры. (осущ) Претензии не принимаются — за работу, господа

Осуществительный спуск»: осущ — твор.
Эта формула хороша в случае, когда нужно оттенить новизну своей идеи или ее должным образом подготовить: — Я всегда тебя слушаюсь, мама. (осущ) (с надеждой) А сегодня можно мне залезть вон

Зиновий Каллистратович и Ефросинья
Со вкусом, хотя и не очень богато обставленная комната в квартире Ефросиньи — любовницы большого начальника Зиновия Каллистратовича. Ефросинья. Вы уютно устроились, Зиновий К

Холистический подъем»: лок — глоб.
Эта формула удобна при индуктивных обобщениях «от частного к общему»; она делает завершающую часть трансляции более убедительной, как бы обоснованной: — У меня пальчик разболелся, Гурьян.

Игнатий и Тома
Весеннее пастбище в пойме реки. Пастух Игнатий лежит на траве, неподалеку пасется корова Тома. Игнатий. Весна... хорошо! Все твари радуются — а ты, Тома, довольна?

Модальная формула «рыбка»: М2 — М1 — М2.
При этом уточняющее название конкретная «лягушка» и «рыбка» получают от имени универсальной семьи (если она состоит из двух модальностей) или от имени модальности первой своей части (в случае «лягу

Фоновая рыбка»: фон — ког — фон.
Эта формула удобна в случае, когда протагонист, подготавливая ситуацию, стремится сделать свою подготовку конкретной — но при этом не хочет пока что брать быка за рога. Это в своем роде разведка бо

Когнитивная рыбка»: ког — стил — ког.
Эта формула удобна для повышения выразительности своей мысли, указания, претензии и т. д. — без потери, однако, основного их смысла. Эта же формула позволяет элегантно повернуть тему трансляции, ее

Когнитивная лягушка»: ког — фон — ког.
Эта формула удобна для придания своей мысли широты, или для обоснования своего приказа, указания, мнения, а также для ловкого поворота темы: — Ну хорошо, пусть я — некачественный любовник.

Стилистическая лягушка»: стил — ког — стил.
Эта формула хороша для экспрессивных трансляций, в которые протагонист хочет вложить непосредственный смысл, но при этом ясно показать, что не в нем суть: — Ой! (хватается за голову) (стил

Зуб Мамонта и Цветок Зари
Каменный век. Пещера племени Быстроногих Оленей. Молодой воин Зуб Мамонта собирается на охоту. Его молодая жена Цветок Зари наблюдает за ним. Цветок Зари. Милый Зуб, я так уж

Диадическая рыбка»: ян — инь — ян.
Эта формула часто производит на партнера более сильное впечатление, чем чисто янская последовательность; к тому же она позволяет протагонисту в середине своей трансляции набраться сил, призвать на

Диадическая лягушка»: инь — ян — инь.
Эта формула придает силу внешне иньской трансляции, намекая (в тактичной форме) партнеру на необходимость воспринять протагониста всерьез: — Ах, какой красивой я была в юности! (инь) Ты ме

Агния и ее отец
Просторная кухня в большой профессорской квартире. Студентка-первокурсница Агния и ее вдовый отец завтракают. Отец. Как тебе нравится процесс обучения, доченька? (пауза) Тако

Холистическая лягушка»: лок — глоб — лок.
Эта формула дает возможность элегантного маневра от одного локального момента к другому, а кроме того, производит серьезное, фундаментальное впечатление: — Виля, не ковыряй в носу. (лок) П

Виолетта и Алевтина
Роскошно обставленная большая комната с окном, выходящим на лоджию. У окна в горшке на полу — большой кактус, недавно купленный дамой Виолеттой (40 лет). Виолетта подводит к кактусу свою подругу Ал

Контрапункты
Теперь мы рассмотрим модальную формулу «контрапункт» которая выглядит так: «контрапункт»: М1 — ... — М1 — М2, где М1 и М2 — родственные модал

Триадическая семья
Универсальная триадическая семья модальностей состоит из трех модальностей: синтетической, качественной и предметной (см. книгу «Покрывало майи, или Ска

Синтетические маркеры
Распространенный когнитивный синтетический маркер — это акцентированное имя собственное, кличка или местоимение, указывающее на то или иное четко определенное существо или уникальный объект, рассма

Качественные маркеры
К числу качественных маркеров относятся акцентированные в речи прилагательные, наречия, причастия, деепричастия и глаголы: — Я сегодня добрый, очень добрый! (кач) —

Предметные маркеры
К числу предметных маркеров в первую очередь относятся акцентированные в речи названия предметов, не являющиеся именами: — Хочешь грушу? (пред) — А я купил себе видео

Тонкости
Таким образом, трансляция, представляющая собой короткое простое предложение типа «подлежащее — сказуемое — прямое дополнение», в отсутствие логического или ситуативно-обусловленного ударения имеет

Аграфена и Клавдий
Комната Аграфены. На этажерке — клетка со столетним попугаем Клавдием. Аграфена. Орешки-то есть у тебя еще, Клавдий? Клавдий. Запас карман не тянет.

Синастрические триадические маркеры и комплементарность.
Синастрические синтетические маркеры слышны в вопросах, касающихся имени или названия уникального объекта: — Как зовут того высокого красавца, Манефа? (>син) — Из какого

Виолетта и кактус
Шикарная гостиная богатой дамы Виолетты. У окна — большой недавно купленный ею кактус Кока. Виолетта подходит к Коке и нерешительно на него смотрит. Виолетта. А ты и вправду

Реверсивные триадические маркеры и конформность.
Реверсивным триадическим маркером является указание в трансляции протагониста на то, в какой триадической модальности он воспринял предшествующую трансляцию партнера.

Гости Виолетты
Приемная зала в доме Виолетты. У окна стоит большой керамический горшок с великолепным кактусом. Входят гости Виолетты — Алевтина (35 лет) и Марек (20 лет) и останавливаются около как

Синтетический спуск»: син — кач.
Эта формула хороша для первичного представления уникального объекта: сначала задается его имя (или иной идентификатор), затем перечисляются его качества: — Познакомься, это моя мама, (гром

Качественный спуск»: кач — пред.
Эта формула хороша, если нужно создать несколько комический эффект, «материализуя» неименованный объект из его качеств, например: — Потерялся тут у меня один такой... маленький, шустрый, б

Предметная лягушка»: пред — кач — пред.
Эта формула смягчает чисто предметные перечисления или акцентуации и вносит в них порой глубокий смысл: — Мне нужны карандаши, ластики, краски, тетради, учебники и пенал. (пред) Я ужасно о

Виктор и Клариса
Комната холостяка Виктора. Диван, кресло, круглый обеденный стол со скатертью, зеркало, торшер. Виктор приглашает в комнату только что пришедшую к нему в гости старую знаком

Ящерица»: М2 — М3 — М2 — М1 — М2.
Посмотрим теперь, как эти формулы выглядят в случае трех известных нам трехчленных универсальных модальных семей — семантической, диалектической и триадической. Напомним, что из семантических модал

Большой семантический подъем»: стил — ког — фон.
Эта формула хороша для «маскировки» средней, когнитивной части трансляции. В целом это обычно очень выразительная трансляция, представленная, однако во внешне ненавязчивой форме: — УХ! (де

Большой диалектический подъем»: твор — осущ — раст.
Эта формула символизирует цикл существования объекта или даже Вселенной в целом: рождение — осуществление миссии — умирание. Она очень резкая, поэтому лучше ее использовать осмотрительно, помня, чт

Большой триадический подъем»: пред — кач — син.
Эта формула удобна для обобщений, например, касающихся роли или личности человека: — Ты опять наступил мне на ногу, Порфирий. (пред) Ты неуклюж и рассеян. (кач) Однако помни: ты —

Большой семантический спуск»: фон — ког — стил.
Эта формула может рассматриваться как каноническая коммуникативная формула, как бы специально созданная как идеальная форма для акта самовыражения: сначала звучит преамбула, затем формулируется осн

Большой диалектический спуск»: раст — осущ — твор.
Эта формула может быть с успехом использована для различных шуток, сюрпризов и т.п, если первые две части идут как подготовка к энергичной и неожиданной концовке, например: — Природа по су

Большой триадический спуск»: син — кач — пред.
Эта формула удобна для самопредъявления и для описания любого объекта, в данный момент целиком занимающего воображение протагониста: — Я — мать! (син) Ответственная, серьезная и зам

Аграфена и Клавдий
Скромная комната 35-летней одинокой женщины Аграфены. На этажерке напротив телевизора — клетка со столетним попугаем Клавдием. Аграфена. Вот ведь жизнь катится... когда вверх

Елизарыч и Дуня
Весна. Распахнутое в городской двор окно 1-го этажа. На подоконнике нежится на солнце ухоженная снежно-белая болонка Дуня. Со стороны двора не торопясь подходит бывалый уличный пес Елизар

Большая семантическая лягушка»: стил — ког — фон — ког — стил.
Эта формула является усилением «когнитивной лягушки» (ког — фон — ког); будучи тщательно подготовленной, она может ввести партнера в любое требуемое вам состояние: от тихого счастья до непос

Большая диалектическая лягушка»: твор — осущ — раст — осущ — твор.
Эта формула содержит в себе много энтузиазма — но при этом существенно опирается на опыт и здравый смысл, а также (при желании) и на мировую мудрость: — (с энтузиазмом) А у меня новый авто

Большая триадическая лягушка»: пред — кач — син — кач — пред.
Эта формула, даже при малой конкретности, воспринимается как весомая, порой несколько тяжеловесная; однако иногда, особенно в устах человека уважаемого, она дает отличные результаты: — Как

Большая семантическая рыбка»: фон — ког — стил — ког — фон.
Эта формула весьма элегантна и энергична, хотя имеет скромную фоновую интегральную модальность: — Нам с тобой надо поговорить, Поликарп. (фон) Ты когда починишь наконец стол на кухне? (ког

Большая диалектическая рыбка»: раст — осущ — твор — осущ — раст.
Эта формула обычно имеет общефилософский оттенок — но при том может быть достаточно энергичной и свежей. Творительная фраза в ее середине может быть переходом на иную тему или способ рассмотрения:

Большая триадическая рыбка»: син — кач — пред — кач — син.
Эта формула удобна при предъявлении и подробном описании выделенного объекта, рассматриваемого самого по себе: — (представляя) А это — Пров! (син) Мой старый друг, охотник, рыболов, турист

Семантическая ящерица»: ког — фон — ког — стил — ког.
Эта формула сочетает в себе широту и выразительность, сохраняя прочную привязку к конкретному содержанию трансляции: — Майя, приготовь-ка сегодня на обед борщ. (ког) (мечтательно) Хорошо,

Диалектическая ящерица»: осущ — раст — осущ — твор — осущ.
Эта формула является сильным смягчением чисто осуществительного текста, расширяет его границы и освежает тему трансляции: — Я не курю уже десять лет. (осущ) О здоровье нужно заботиться — э

Триадическая ящерица»: кач — син — кач — пред — кач.
Эта формула разнообразит качественное описание, делает его собранным и весомым: — Я — бездельник, ленивый и романтичный. (кач) По сути — Иван-дурак на печи. (син) Легкомысленный, забывчивы

Сложные модальности.
Воспринимая смешанную трансляцию, подсознательно человек всегда отдает предпочтение одному из маркеров, считая его более важным, и тем самым воспринимая соответствующую модальность как о

Перегруженные трансляции.
Таким образом, в трансляции могут встречаться родственные маркеры, но они не вступают в противоречие друг с другом, если один из них является основным, то есть указывает на

Сложные диадические модальности.
Имя партнера или упоминание о нем в виде личного местоимения обычно является вспомогательным янским маркером — если не стоит в самом конце трансляции или не усиливается интонационно или жестом. В п

Второе интервью Мартирия
Кабинет знаменитого поэта Феоктиста Нифонтовича Трепоглазова. Старая московская квартира с высокими потолками и окном, выходящим на Москву-реку. По трем стенам — книжные шкафы и полки. Огром

Сложные холистические модальности.
Трансляция, представляющая собой перечисление частей или элементов единого объекта, завершающееся его определением или именем, обычно имеет модальность глоб(лок). Однако если эти част

Ефросинья и Зиновий Каллистратович
Со вкусом обставленная комната в квартире молодой женщины Ефросиньи. Вечер, на столе кофе, фрукты, сыр и коньяк. Играет тихая музыка, Ефросинья и ее любовник, большой начальник Зиновий Ка

Синтонные, субтонные и транспонированные ответы.
Предположим, что трансляция протагониста имеет смешанную сложную модальность. Если партнер использует в качестве модальности своего ответа основную модальность трансляции протагониста, то этот отве

Концерт в Заможае
Номер «люкс» лучшей гостиницы города Заможая. Большая пустынная комната, ковер не персидского происхождения, слегка вытертый, но чистый. На двуспальной незастеленной кровати лежит на животе звезда

Янско-иньский ковер»: ян — ян(инь) — инь.
Эта формула удобна для смягчения нажима на партнера и перевода диалога в иньскую модальность — она иногда действует гипнотически: — Выпей чаю, Никифор. (ян) Выпей: чай смягчает настроение.

Янско-иньский плащ»: ян — инь(ян) — инь.
Эта формула во второй своей части решительно «уводит» янскую модальность на второстепенную роль, а в третьей и вовсе от нее избавляется: — Остановись, Потап! (ян) Тебе надо понять, что энт

Понятие комплексной модальности
Комплексной модальностью называется сочетание двух или более разнородных простых модальностей, то есть модальностей, относящихся к разным универсальным семьям. Количество прост

Индивидуальные и ситуативные предпочтения.
Разные люди тяготеют к разным модальностям, но каждому человеку приходится хотя бы иногда использовать каждую из простых модальностей каждой универсальной семьи. Это, однако, не распространяется на

Четыре стихии и зодиакальные типы.
Холистически-диадические комплексные модальности соответствуют астрологическим стихиям, или основным темпераментам: глоб-ян — стихия Огня, или холерический темперам

Игнатий и Гелиос
Проселочная дорога по непаханому полю. Вдалеке видна голубая лента реки, за которой — лес. Пастух Игнатий ведет быка Гелиоса в свое стадо. Игнатий. Ты, Гелиос, пойми: слава —

Комплексно синтонные и антитонные ответы.
Комплексно синтонным (по отношению к данной группе универсальных семей) ответом на трансляцию будет ответ, синтонный относительно каждой из этих семей. Наоборот, ком

Георгий и Варвара
Лес. Вечер. Волчье логово. Волк Георгий только что вернулся домой после неудачной охоты. Его встречает жена Варвара. Георгий. Уф! (без сил валится на пол и закрывает глаза) Варвар

Отношения между разнородными модальностями: симпатия и антипатия.
Разнородные модальности, относясь к различным универсальным семьям, тем не менее не существуют как бы в полностью разобщенных мирах. Обычно они имеют друг к другу некоторое априорное отношение: сим

Формулы смены комплексных модальностей.
Если в длинной трансляции составляющие ее отдельные фразы имеют сильно различающиеся комплексные модальности, то это почти всегда производит впечатление (нередко смехотворной) разорванности трансля

Ступенчатая формула смены комплексной модальности ранга 3: (А1-Б1-В1) — (А1-Б1-В2) — (А1-Б2-В2) — (А2-Б2-В2).
Ступенчатые формулы смены комплексных модальностей более высокого ранга читатель легко воспроизведет сам, меняя в них простые модальности по одной. Ввиду того, что в комплексной модальности порядок

Специальные формулы.
Ступенчатые формулы обычно производят мягкое впечатление. Меняя одновременно две разнородные модальности в пределах длинной трансляции, протагонист рискует слишком резко повернуть свой сюжет, поэто

Сигнатура.
Этот пункт относится больше к психологии, чем к коммуникатике, но и для последней представляет существенный интерес. Использованные в трансляции разнородные модальности часто имеют для про

Логистическая семья.
Универсальнаялогистическая семья состоит из двух модальностей: символической и содержательной. Символический взгляд

Логистические маркеры.
Символические маркеры это выражения «в переносном смысле», «метафорически говоря», «не следует понимать меня буквально», «в широком смысле слова», «иносказательно говоря» и т. п.:

Зуб Мамонта и Цветок Зари
Каменный век. Пещера племени Быстроногих Оленей. Осень. Молодой воин Зуб Мамонта сидит со своей молодой женой Цветком Зари у постепенно гаснущего костра. Цветок Зари. Вчера с рябины у наше

Реверсивные логистические модальности.
Реверсивные символические маркеры. Как протагонист может дать партнеру понять, что воспринял его предыдущую трансляцию в символической модальности? Для этого часто используются сле

Аграфена и Клавдий
Небогатая комната одинокой женщины Аграфены. Клетка со столетним попугаем Клавдием, включен телевизор, но его звук сильно приглушен. Аграфена, сидя в кресле, смотрит на телевизор, но

Синастрические логистические модальности.
Синастрические символические маркеры заметны в просьбах к партнеру назвать описываемое им действие специальным словом, термином или стандартным выражением: — Как это в медицине назы

Кубик и Мефистофель
Сельский дом, огород. Знойный полдень. На заборе сидит петух Мефистофель, поглядывая на дворового пса Кубика, который в данный момент лежит, высунув язык, в тени большого клена на цеп

Логистически-семантические модальности.
Символически-фоновая модальность — самая тонкая из логистически-семантических, и владение ею позволяет деликатно сменить тему, ненавязчиво направить внимание партнера, тонко повернуть общую

Другие комплексные модальности.
Упражнение 12. Сочините диалоги, состоящие из двух реплик, для каждой из следующих пар комплексных модальностей: 1. (сим-ян) — (сим-ян) 2. (сим-ян) — (сод-ян)

Логистическая рыбка»: сим — сод — сим.
Эта формула делает трансляцию более весомой или более конкретной по сравнению с последовательностью одних лишь символических фраз: — История — гуманитарная наука. (сим) Вот знаешь ты, как

Изабелла и Елизарыч
Весна. Ухоженная дама Изабелла стоит у окна своей гостиной. Окно распахнуто во двор, где стоит дворовый пес Елизарыч и смотрит на Изабеллу. Изабелла. (грозно) Ты — кто? Ковар

Каббалистическая семья.
Каббалистическая семья насчитывает семь модальностей; они соответствуют тонким телам, или планам бытия: это атманическая, буддхиальная, каузальная, ментальная, астральная, эфирная

Тонкие, социальные и плотные каббалистические модальности.
Не все каббалистические модальности равноупотребимы в социальных ситуациях. Наиболее употребительны каузальная, ментальная и астральная модальности — они объединяются в группу социальных

Атманические маркеры.
Когнитивные атманические маркеры это в первую очередь слова типа «всё», «всегда», «весь», «полный» (или, наоборот, «ничто») и очень абстрактные понятия, объединяющие в единое ц

Буддхиальные маркеры.
Когнитивные буддхиальные маркеры это указания на устойчивость или длительность явления или процесса, о котором идет речь в трансляции, отсутствие привязки к текущему моменту вр

Каузальные маркеры.
Когнитивные каузальные маркеры. В принципе слова отражают поток событий, но иногда прямо являются ими. Типичный пример — диалоги между хозяином и слугой: хозяин повелевает, слу

Ментальные маркеры.
Когнитивные ментальные маркеры. К числу таких маркеров относятся выражения «я думаю», «я полагаю», «я предполагаю», «я понимаю», акцентирующие процесс мышления как оторванный о

Астральные маркеры.
Когнитивные астральные маркеры это не слова, означающие эмоции («радость», «гнев» и т. п.), а междометия и восклицания, в которых эти эмоции проявляются: «Ах!», «Ух!», «Эх!», «

Эфирные маркеры.
Когнитивные эфирные маркеры представляют собой акценты на различных телесных переживаниях и ощущениях: — (разваливается в кресле и выразительно потягивается и зевает)

Физические маркеры.
Физические маркеры в трансляции это прямая акцентуация физического тела или физического объекта как такового — обычно в виде соответствующего жеста: — Куда он тебя ударил? — Вот с

Виолетта и кактус
Шикарно обставленная гостиная дамы Виолетты. У окна — большой кактус Кока. Виолетта. (подходя к кактусу, расстроенным голосом) Что-то не так... (опускает голову) Кок

Психологическая семья
Универсальная психологическая семья содержит четыре модальности: внутреннюю, внешнюю, демонстративную и наблюдательную (см. книгу «Архетипы психики»).

Внутренняя модальность и ее маркеры.
Ситуация общения сама по себе не предполагает включения внутренней модальности — последняя уместнее, когда человек находится в одиночестве или по крайней мере не участвует в прямых взаимодействиях

Внешняя модальность и ее маркеры.
Для внешней модальности характерны вовлеченность человека в событийный поток внешнего мира, функциональность поведения с внешней точки зрения, следование внешним ритуалам, правилам, «порядку вещей»

Демонстративная модальность и ее маркеры.
Для демонстративной модальности характерно внедрение человеком своего внутреннего мира во внешнюю ситуацию; при этом действия подразумевают (и нередко дают) больший результат, чем если бы внутренне

Наблюдательная модальность и ее маркеры.
Цель человека, находящегося в наблюдательной модальности — это расширение или изменение внутренней картины мира или внутреннего мира в целом. Говоря на обычном языке — это модальность наблюдения с

Манефа и Варсонофий
Летний вечер. Место молодежной тусовки у памятника Пушкину. Выпускница школы Манефа 16 лет разговаривает с уверенным в себе фасонистым Варсонофием, 20 лет. Варсонофий. (обращ

Синастрические и реверсивные психологические модальности.
Синастрическая внутренняя модальность характерна для трансляций, где протагонист предлагает партнеру углубиться в свой (партнера) внутренний мир: — (проникновенно) А совесть у тебя

Захар и Жорж
Зоопарк. Захар, смотритель жирафа Жоржа, убирается у него в вольере. Жорж. Бездельник ты, Захар. Захар. Да чего ты взъелся-то на меня, Жорж? Вроде с утра все в поряд

Пробуждение из спячки»: внут — дем.
Очень эффективная формула, когда первая ее часть идет в качестве затравки, помогая протагонисту набрать нужный потенциал, а вторая является основным содержанием трансляции: — (сам себе) Ин

С небес на землю»: внут — внеш.
Эта формула напрямую связывает внутреннюю и внешнюю реальности; она может показаться эксцентричной, но иногда весьма эффектна: — (задумчиво) Я сегодня видел странный сон — будто огромная л

Бокс»: дем — наб.
Эта формула типична для быстрых выразительных обменов с партнером: — Я тебе этого не прощу! Ясно?! (дем) (внимательно смотрит на партнера) (наб) — Я так ждала этой встречи, Протас

Демонстративный подъем»: дем — внеш.
Эта формула удобна для смягчения чересчур энергичного демонстративного начала — она вводит его во внешнее русло: — У меня есть отличная идея — для всех. (дем) Сегодня вечером у Марфы день

Внешний спуск»: внеш — дем.
Эта формула часто применяется для усиления внешней просьбы, вопроса и т. п.: — Я как мать прошу тебя быть аккуратнее, Домна. (внеш) (со страхом) Ведь в твоем возрасте с девушкой уже вся

С земли на небо»: внеш — внут.
Эта формула хороша в качестве «ухода» из диалога. Она грубовата, но достаточно выразительна; лучше пользоваться ею не слишком часто. — Ешь свой суп — уже время. (внеш) (поднимая глаза ввер

Аграфена и Клавдий
Скромная комната Аграфены. В клетке — столетний попугай Клавдий. Открывается дверь и входит Аграфена, с сеткой в руке. Аграфена. (буднично) Вот орешков тебе купила — фундук, кешью,

Символические маркеры
— выражения «в переносном смысле», «условно говоря», «не следует понимать меня буквально (прямо)», «в некотором смысле слова» — малопонятные специальные термины, требующие расшифровки

Буддхиальные маркеры
— указания на длительность и устойчивость процесса или явления — слова «постоянно», «обычно», «как водится», «вообще», «в принципе» — ссылки на крупные авторитеты — умере

Ментальные маркеры
— выражения «я думаю», «я полагаю», «я считаю» — слова «поскольку», «если, то», «значит», «следовательно» и т. п. — оценки и интерпретации — использование специальной тер

Астральные маркеры
— междометия и восклицания «Ах!», «Эх!», «Ой» и т. п. — отсутствие или минимальное количество смысла — повторение несколько раз ключевого слова трансляции — акцент на выр

Внутренние маркеры
— погружение в себя — взгляд внутрь себя, в пол, в небо, на неинформативный объект — закрытые глаза — обращение к отсутствующим или несуществующим в природе людям или сущ

Демонстративные маркеры
— выразительность — наличие внутреннего, подразумеваемого смысла, второго плана, подтекста, символичность — личное отношение — использование объектов внутреннего мира

Наблюдательные маркеры
— пауза внимания — глаза (уши) обращенные к партнеру или во внешний мир — попытки с большим вниманием потрогать, ощупать внешний объект (партнера) — молчаливое восприятие

Бегство с поля битвы»(гл. 9) — одна из модальных формул.
«Большая лягушка» (гл. 7) — одна из модальных формул. «Большая рыбка» (гл. 7) — одна из модальных формул. «Большой

Социальные каббалистические модальности (гл. 11) — каузальная, ментальная и астральная.
«спуск» (гл. 4) — одна из модальных формул. стил (гл. 3) — символ стилистической модальности. Стилистическая мода

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги