Реферат Курсовая Конспект
Психология личностного роста - раздел Психология, Книга Для Тех, Кому Нравится Жить, Или Психология Личностного Роста ...
|
Книга для тех, кому нравится жить, или
Психология личностного роста
Правда и искусство переживания
Мы строим отношения: как?
Светлые картины семейной жизни
Исповедь манипулятора
Аннотация
Новая книга Н.И. Козлова, как всегда, щедра мыслями, конкретикой и пронизана богатым опытом практической работы.
Психолог-теоретик найдет здесь очень неожиданную, но предметную и доброжелательную критику гуманистического подхода в психологии и сможет познакомиться с “Синтон-программой” как новым подходом к организации и ведению группового психологического тренинга.
Психолог-практик не пропустит подробные методики психологических игр и упражнений, тем более — живые описания хода тренинговых занятий.
Психолог-преподаватель непременно воспользуется великолепными схемами и картинками, помогающими в разборе конкретных житейских ситуаций, межличностных и семейных взаимоотношений.
Психолог по жизни, скорее всего, заинтересуется методикой Дистанции как методом самостоятельной работы по запланированному личностному росту.
Книга учит, книга будоражит, книга содержит огромное количество живых иллюстраций и примеров, а исключительно яркий и эмоциональный язык делает книгу близкой и увлекательной для широкого читателя.
Второе предисловие
Когда в серии "Мастера психологии" (издательство "Питер") я издал "Формулу личности", безмерно уважаемое издательство АСТ-ПРЕСС устроило мне скандал: "Измена! Наш любимый автор продался чужим!" Ничего я не продался, а вот поговорить с коллегами психологами — действительно, желание было.
· Вы знаете, мои коллеги-психологи — люди такие интересные! Они читают книги только под серьезными обложками, с важными словами и чтобы серия была солидной. Вот я и оделся прилично и издался в "Мастерах".
Однако за толстую обложку приходится платить: народу дополнительными деньгами, автору — правилами хорошего моветона, подбором только вежливых (то есть не вполне живых) оборотов и обстоятельностью упорядоченного изложения, детерминированного интенциями научно-ориентированной аудитории, референтной к культурным универсалиям и имплицитно требующей адекватной как манифестации, так и репрезентации антропологического контекста в рамках динамических соционормативных структур.
· М-да.
Так вот, книга возвращается в народно-популярные издания, к самому широкому читателю, ограниченному только глубоким интересом к психологии.
Я не стал книгу переделывать радикально. Что сделал? Освободил текст от методологии и методик, по настоящему важных только профессионалам, написал новую главу "Любовь и Дружба" и переписал "По дороге к Солнечному дому".
· До встречи в пути!
Еще: эту книгу я писал в содружестве с Тимуром Гагиным. Тимур Владимирович Гагин вполне достоин того, чтобы я представил его нашим читателям: человек исключительной порядочности, психолог от Бога и классно пишет. Сделал себе Синтон в Уфе, ведет кучу групп, всегда где-нибудь учится, тут же обучает психологов, пишет великолепные методические разработки, взваливает на себя все, что только можно взвалить — то есть такой же трудоголик, как и я. Вообще же он гораздо лучше меня: я порывистый и увлекающийся, а он спокойный и рассудительный; мне бывает не до людей, а он предельно тактичен, заботлив и внимателен.
· Он до белого каления вас своей вежливостью доведет, спрашивая по любой мелочи, не потревожит ли он вас и будет ли вам это удобно!
Он вообще такой правильный, что его укусить хочется.
Впрочем, бывает ехиден, но не зло, а поссориться с ним, похоже, вообще невозможно. Не буду скрывать, я с ним с удовольствием дружу.
К сожалению, к работе над книгой он подключился в последний момент и успел сделать гораздо меньше, чем мог бы. Где-то его мысли и иллюстрации вписаны в основной текст, но чаще вставки Тимура и его комментарии вклиниваются, выделенные так:
Тимур ============
Далее идет текст Тимура, например его ехидные комментарии.
============== (конец Тимура)
Однако скоро Тимур напишет свою толстую книгу, у нее уже название есть: "Работа психолога: как это делается". Так вот, там буду вклиниваться в его текст я, вот мы будем и квиты.
Да, кстати, а вот и он, уже появился:
Тимур ============
Первое предисловие
– По глазам собравшихся читаю я многочисленные вопросы относительно себя. Готов ответить! Неутоленное любопытство страшнее голода.
– Ах, граф, как вы добры! — воскликнул Федяшев.
Эпиграф без подписи[1]
То, что меня пригласили печататься в серии "Мастера психологии" — для меня, не скрою, очень лестно. Думаю, что этим приглашением я обязан в первую очередь большим тиражом своих книг и вытекающей отсюда известности для читающей публики, и поэтому считаю оказанное мне предпочтение не вполне справедливым. Я знаю десятки практикующих психологов — великолепных мастеров, работающих ничуть не менее профессионально, и при этом глубоких теоретиков. Но, к сожалению, они не пишут, и ровно поэтому народ их не знает.
· Жаль, что они не пишут, и жаль, что народ их не знает.
Великое дело большие тиражи! Попал в тираж, вошел в обойму известных — тебя уже раскручивают дальше просто по законам торговли. А в результате, как мне сообщили, наши первокурсники педагогических вузов знают трех главных психологов: для них это Фрейд, Юнг и Козлов.
· Правда, иногда упоминалась другая троица: Кашпировский, Лазарев, Козлов.
Козлов уверенно входит в народный фольклор. Например, на всемосковской толкучке, в газете бесплатных объявлений "Из рук в руки" в рубрике "Знакомства" вместе с всем понятной формулой "без в/п" (если вы не знаете: "без вредных привычек") нередко встречается и "Солнышко по Козлову".
· И всем все понятно.
Надеюсь, тем не менее, что к моим заслугам относится не только способность писать книги: хотя бы потому, что за письменным столом я скорее записывал, нежели писал. Записывал то, что рождалось в процессе моей пятнадцатилетней (и, как теперь я могу, оглядываясь назад, оценить, достаточно успешной) практической работы.
· Причем рождалось и записывалось из года в год по-разному, и хлесткая и яркая мысль из одного момента жизни не всегда на бумаге уживалась с соседкой, из момента другого, но мирить их — это тоже игра. И играть в эту игру весьма приятно. Особенно вместе с читателем. Да, Читатель?
Думаю, что для развития психологической практики в России мною сделано немало: самым плодотворным, на мой взгляд, оказалось создание методических пособий, в которых удалось подробно прописать сценарии тренингов, разработанных и прошедших практическую проверку в нашем Центре. Готовые к прикладному использованию, эти методические пособия достаточно полно представили для психологов содержание "Синтон-программы"[2], а вместе с регулярно проводимыми обучающими семинарами создали условия, благодаря которым в нескольких десятках городов России организованы и успешно работают с молодежью психологические центры и клубы. Наверное, сейчас можно уже сказать, что нами разработано собственное направление в психологии и заложены основы для создания своей школы.
Никоим образом не преувеличивая свои возможности как психолога (например, моя психотерапевтическая квалификация недостаточна), я, тем не менее, могу назвать области психологической практики, в которых мне пришлось быть, по сути, первооткрывателем и в которых, по-видимому, я до сих пор являюсь лидером. В первую очередь это:
· организация клубной психологической работы[3];
· методика групповой психологической работы с молодежью;
· методика Дистанции (управление самостоятельной работой по запланированному личностному росту).
Как показывает сопоставление моей практики с работой и взглядами моих коллег, я представляю достаточно оригинальный, не вполне традиционный для классической (в том смысле, в каком принято понимать этот термин в наши дни) психологии — как науки, так и практики — свой подход. Тем не менее, собственный вклад в психологическую науку я могу оценить лишь как "очень небольшой". Главная причина этого, скорее всего, — моя привычка работать самостоятельно, опираясь только на свою голову и силы.
· Ну, может быть, еще и бунтарский дух, не очень совместимый с благообразием научных тусовок и дисциплиной строгих научных статей. Вау!
Итого, по науке: не выступал, не участвовал, не привлекался. Статьи в научные журналы не посылал, на научные конференции старался не ездить. Почему? Уважаемые коллеги, ответьте мне на наивный вопрос: что люди ждут от научных конференций? Итоговые документы разрабатываются помимо всяких выступлений в соседней комнате (сам не раз писал) и обычно из очень дипломатических соображений.
· Ну, например, чтобы в министерстве денег все-таки дали.
Ваше выступление напечатают в сборнике материалов конференции.
· То есть вроде бы и напечатают, а вроде бы никто и читать не будет. Ну и ладно, легче писать.
А что вы услышите на научной конференции? Большой доклад обычно обозревает ситуацию в целом, из мелких докладов ты поймешь только кто по какой тематике решил засветиться в преддверии кандидатской.
· И все.
Перерыв, буфет, ну, книжки разные рядом продаются. И вы два дня сидите, глядя на президиум. Вы на это потратите два дня своей жизни?
Ладно, каждая тусовка играет в свои игры, а что все-таки приобретете вы, потратив время на чтение этой книги?
Как-то у Раневской спросили о том, как прошел спектакль. Она ответила, что ужасно.
– Почему?
– Зритель был не талантливый.
Надеюсь, моя книга вам понравится
Тематика осталась прежней — личная жизнь: жизнь душевная, по необходимости телесная и по возможности духовная; взаимоотношения с близкими и теми, которые куда подальше, а также что при всем этом делают и могут делать психологи. Да, об я писал и раньше, теперь пишу то, как я это вижу сегодня. Я понимаю, что многим эта тематика — личная жизнь, особенно в душевном варианте — кажется слишком узкой, но пока меня беспокоит только то, что для меня она слишком широка.
· Как жизнь.
Как обычно, меня допекали просьбами подробнее раскрыть следующие, более интересующие современного человека темы, например:
Как зарабатывать деньги,
· Ну, имеется в виду — большие деньги
как разбираться в людях,
· Чтобы тебя не кинули, например. Или чтобы понять: это выгодный жених или не очень? Будут у него деньги или нет?
и как добиваться успеха.
· В чем успеха — вопрос не стоит. Ну уж не в том, конечно, чтобы жизнь твоя смысл приобретала: имеется в виду успех в приобретении места в жизни. Ну денег, короче.
Отвечаю: возможно, я уже которое десятилетие чего-то существенно не понимаю, но я никогда не знал и не знаю отдельной отрасли жизни под названием "добыча бабок". Я знаю, что если ты начинаешь жить как следует, у тебя появляется все: и друзья, и любовь, и деньги. По моему ощущению, мой подход к жизни предельно коммерциализирован, я бизнесмен всегда и во всем, я просчитываю эффективность вложений и при заключении договора на следующую книгу, и когда даю согласие (или, чаще, не даю согласие) придти вечером на чай поболтать с друзьями, и когда, забыв обо всем, люблю ту женщину, которую не любить мне невозможно.
· В последнем случае норма прибыли зашкаливает по любым показателям.
Писать надо жрабельно!
Слушаюсь
Зная, насколько увлекающиеся и разбросанные люди психологи, многие темы я пытался аккуратно систематизировать, разложив материал по полочкам и табличкам. С другой стороны, мне было приятно доставить радость и тем, кто любит купаться в звуках, красках и образах великого и могучего. Словесный, интонационный и звуковой строй нашей речи — это то, что держит мелодию жизни, привносит в душу свет и легкость — или тяжесть и напряжение. Именно поэтому использование живого, человеческого, разговорного языка является одним из методов моей психологической работы: естественно, если я хочу из забитого тоталитарной мамой и авторитарным образованием скованного невротика
· все прилагательные здесь можно без потери смысла поменять местами
воспитать полноценного и чувствующего вкус жизни человека, я обязан говорить с ним не на научном воляпюке, а на языке живом и разном: языке прозрачной поэзии и грохочущих трамваев, голых раздевалок и тихой нежности прощания.
· Поэтому тот, кто проглатывает мои книги, пропускает самое важное — их вкус. Целое книги соткано из маленьких лоскутков, составлено из сотен лакомых кусочков. А, как пишет Борис Агапов, "Маленький кусочек жрать невозможно. Его можно или не заметить, или положить на язык и почувствовать его вкус".
Эта книга продолжает жанр научно-художественной литературы (НХЛ: "Шай-бу! Шай-бу!"), в котором я иду по стопам безмерно уважаемого мною В.Л.Леви. Приятно отметить, что к нашей компании присоединяются уже многие, формируется целая традиция, где общим является свободный, на дыхании построенный стиль, внимание к поэтике речи
· и даже оформление.
Надеюсь, что эта книга начнет еще одну традицию, а именно, использование умных картинок. Это не картинки-иллюстрации, обычно вставляемые для оживляжа сухого текста, не таблицы и не логико-концептуальные схемы. У меня образное (в том числе) мышление, и я попробовал непосредственно зарисовать то, что я вижу внутренним взором, когда рассказываю о чьей-то жизни или когда строю свое собственное поведение и свою жизнь. Как у любого строителя всегда есть план будущего дома, так и за любым моим действием всегда присутствует такой же, то есть достаточно четкий, план.
· И меня совершенно не напрягает, когда я вижу рисунок предстоящего поцелуя или прочерчиваю интригу планируемого скандала: был бы рисунок красив и скандал продуктивен.
С одинаковой долей истины можно сказать и то, что я живу расслабленно-интуитивно, и то, что мое поведение всегда контролируется жесткими внутренними схемами и правилами; просто в деловой беседе стратегия и схема одна, в жесткой конфронтации композиция другая, а в потоке нежности структура мелодии третья — но такая же видимая для меня и состоящая из вполне известных мне элементов, кубиков, которыми я играю.
· И создаю: в деловой беседе выигрыш нам, в конфронтации проигрыш им, в потоке нежности — полет и растворение.
Так вот, то, что можно передать без теплоты касания, без рисунка жеста, без музыки интонации и приглашения взгляда, передать только оживающими словами и образным представлением через умные картинки, — это я и постарался в своей книге передать. Совершенно не буду возражать, если вы, уважаемые коллеги-психологи, будете использовать приведенные графические схемы — умные картинки — в своих занятиях.
· Собственно, что многие давно уже с большой радостью и делают.
В названии книги присутствует "Солнечный город", а в тексте часто будет упоминаться "Солнечный дом". Что это за архитектура? Сожалею, но подробный рассказ об этом вы найдете только в конце книги. Потому что пока не разберешься, что такое Синтон, нельзя ничего понять о Солнечном доме, но без упоминания о Солнечном доме не расскажешь о Синтоне.
· Вот так хитро и читайте.
Моя хозяйка, Жизнь, все то время, пока я писал эту книгу, щедро дарила мне людей, которые подкидывали мне дивно сочные образы и вкусные мысли. Как настоящий жадина, я все их подбирал и с удовольствием лепил из них свой текст. К сожалению, полный список моих соавторов привести я затрудняюсь, тем более памятуя классическое изречение:
Все, что сказано хорошо, — мое, кем бы оно ни было сказано.
Кажется, это говорил Сенека, но в меня это вошло настолько давно, что стало и моим тоже. Обнимаю всех, кто меня любит, и приглашаю к веселому делу антиципации единиц значения в контаминантном потоке авторского тезауруса, ведущего к порождению адекватного динамического гештальта в едином парадигматическом поле и, в конечном итоге, к трансиндивидуальному семантическому консонансу.
– Я не есть это мочь! — в отчаянии закричала Лоренца. — Моя голова ...ничт... не мочь это запимоинайт...
– Может! — спокойно сказал Калиостро. — Голова все может...
– Особенно если это голова великого магистра, — добавил Жакоб.
Поехали!
Психологические основы нашей Дружбы, или Как мы с друзьями используем друг друга
Детская группа
Сотрудник
Ничто так не связывает людей, как общее дело: если мы двигаемся в общем направлении, то сложение усилий помогает каждому из нас. Я учусь в Институте, ты пишешь там лекции — правильно, мне хочется с тобой дружить. Мы с тобой трудимся на одной фирме, ты не вредный, а премия будет за общую выработку. Значит, дружим.
· Вопросы есть?
Палочка-выручалочка
Тут все просто: просто не надо быть жмотом. Сегодня ты мне одолжил денежку,
· Верну, кстати, честно!
завтра я тебя выручу. Я затруднился — ты мне подсказал, тебе надо съездить — я тебя подвезу. Мы выручаем друг друга — мы нужны друг другу. Потому мы и друзья.
Механика переживаний
Как узнать свое счастье
Человек просто не создан для счастья, как бегемот для полета!
Несчастный человек Дрюша
Счастлив ли? В разное время на этот вопрос отвечал по-разному, но всегда — отрицательно.
Честный М.Жванецкий
Хороший человек Вася, только фамилия его — Несчастливцев. Добрый, заботливый, трудолюбивый, а счастья в жизни у него все нет и нет. Посмотрел на Васю Господь Бог, и сказал Бог: "Неправильно сие!", и специально для Васи Несчастливцева создал его половинку, Машу Березкину, подогнав Машу для Васи по всем статьям.
· Ну, Маша, красавица наша! Хозяйка справная, не своенравная, дом в порядке, летом на грядке, когда нужно — поцелует, сколько нужно — поревнует. Счастье, да и только!
Встретились по жизни Маша и Вася, сразу понравились друг другу и скоро стали жить вместе. Родители за них порадовались, помогли с квартирой и стали приезжать только по праздникам или по нужде.
· Счастье, да и только!
Ан нет, живет Вася с Машей, только глаза у него часто невеселые и, бывает, делится он с друзьями: "Вот не могу вам этого объяснить, все у меня с Машей вроде бы хорошо, ни в чем упрекнуть ее не могу, а счастья мне с нею — нет. Где оно, мое Счастье?" А самое главное, что не врет и не придуривается. Смотрит, в результате, Господь Бог на Васю и руками разводит: "Какой Маши тебе еще, Вася, нужно?"
А действительно, в чем Васино горе-злосчастье? В том, что душа у него добрая, но для счастья — неприспособленная, и свое счастье узнать Вася не может. В его душе картинка про счастье — другая!
· Ну, немного другая.
Вот, к примеру, Маша Березкина всегда ходит с левым бантиком, и носик у нее классический. Ровный. Вася соглашается, что бантик у Машеньки классный и носик ей идет, но — не его это носик! Он точно знает, что носик у его Счастья должен быть курносенький, бантика должно быть — два, и вся она — такая небесная! С нимбом светящимся над головой!
· А Машенька Березкина вермишель перед ним уплетает, и нимба над ее лобиком — нет.
И видит Вася, каждый день видит, что хороша Маша, да сердцу — не наша... И никакая другая ему не подойдет, потому что других четких образов его счастья у него нет, все остальные представления — один дымный туман.
· А как узнаешь свое Счастье в тумане?
А друг его, Петя Счастливцев, Васины страдания понять не может и со своей любимой Тоней Рябинкиной счастье ложками лопает. Может, и не во всех отношениях Т. Рябинкина ему подходит, и вредная она иногда не в меру бывает, и не нимбы у нее, а пломбы, но знает он, что она — это его счастье.
Почему?
Потому что хорошие у него формочки: силуэт обозначен, и попасть в этот силуэт хорошей девушке несложно (что гражданка Т. Рябинкина с успехом и сделала), так как детали и конкретика никак в формочке не зафиксированы. И пусть даже Петя Счастливцев через пару лет с гражданкой Рябинкиной развелся,
· Ну, вредная она оказалась все-таки не в меру!
вспоминает он ее всегда с блаженной улыбкой: "Стерва, но хороша!" При этом не грустит он ныне одиноко, а счастлив сейчас со своей Любушкой, которая тоже его Счастье, хотя внешне Любушка на прежнюю Тоню не похожа совершенно. Только ведь у Пети Счастливцева не одна формочка для счастья, а несколько, и Любушка как раз в соседнюю и попала.
А рассказана вся эта правдивая история к тому, что душа, если счастливой хочет быть, должна правильные формочки (улавливатели счастья) иметь, и желательно побольше. А если у тебя, как у Васи, формочка всего одна, и та — неправильная, слишком конкретная и, главное, нереалистичная, то континуально длящееся переживание полного удовлетворения базисных потребностей индивида будет иметь преимущественно стохастический характер.
· Как приятно, когда образованные люди понимают друг друга!
Впрочем, реплика от Тимура:
Заметьте, уважаемый читатель, что оба эти персонажа — и Счастливцев и его собрат погрустнее — счастливыми быть вроде бы хотят. Вроде бы — потому что всерьез это желание очень даже нечастое. По моим наблюдениям, хотеть (а не просто вяло раздумывать, мол, хорошо бы) быть счастливым — обязательство, которое берет на себя далеко не каждый. Потому что — это ж придется быть счастливым всерьез и, не дай бог, надолго! И тогда мне, счастливому, уже нельзя от души дуться, обвинять, устало сутулить плечи и смотреть жалобными глазами.
· Жизнь становится очень неудобной.
А во-вторых — если появляется действительное желание быть счастливым, для счастья приходится что-то делать. И делать много. И не один раз, а часто.
· Я знаком с людьми, которым их "и так сойдет" куда дороже любого "классно", если для этого надо шевелиться дольше получаса. Надо думать, знаком не я один.
Так что, по-моему, в начале счастья лежит — желание.
=================
Психологический практикум
– Как обидно, что моя машина сломалась, и вы из-за этого опоздали на поезд!
– Вам же не видно экрана!
– Простите пожалуйста, значит нас неправильно соединили!
– Она должна была быть здесь уже десять минут назад!
– Вот ваша газета, мне очень жаль, что ребенок ее разорвал!
– Я понимаю, что подвожу тебя, но приехать я не смогу.
– Это тетя Наташа, она просит нас немного подождать, пока она не придет и еще раз не пожелает нам доброго пути!
– Вы не ушиблись?
– Как нарочно, теперь ты потерял ключи.
– Вот уже третий раз я прихожу к вам с этими часами. Я их купила всего неделю назад, но как только прихожу домой, они останавливаются.
– Мне очень жаль, но мы как раз продали последний экземпляр!
– Твоя подруга пригласила меня сегодня вечером на танцы. Она сказала, что ты не пойдешь.
Ну вот и славно. А теперь —
– Как обидно, что моя машина сломалась, и вы из-за этого опоздали на поезд!
– Блин, что же теперь делать?
– Ничего страшного, я что-нибудь придумаю.
– Не расстраивайтесь, пока мы с вами живы, все хорошо. Я подожду следующего поезда, а вам — большое вам спасибо за заботу!
· Человек хотел вам помочь, у него не получилось, он расстроен за вас плюс, возможно, у него некоторое чувство вины. Почему бы его не поддержать?
– Вам же не видно экрана!
– Ну и что теперь делать, мне ее шляпу обгрызть, что ли (раздраженно)?
– Да ничего, все основное мне понятно!
– Зато я хорошо вижу вас, и это приятнее всего!
· Она подумала о вас, вы сделали подарок ей. Хорошо?
– Простите пожалуйста, значит нас неправильно соединили!
– Господи, звонят среди ночи!
– Ничего, все нормально.
– Ничего страшного, позвоните еще раз, и вы обязательно дозвонитесь!
· Если вы ночью хоть раз попадали не туда, вы помните, как обычно бывает при этом неудобно. А после ваших добрых слов человеку станет на душе тепло.
– Она должна была быть здесь уже десять минут назад!
– Похоже, мы пролетаем!
– Ну ничего, хоть прогулялись на свежем воздухе!
– Дай я тебя обниму, тебе будет потеплее... Я думаю, она или сейчас прибежит, или у нее какие-то серьезные обстоятельства.
· Девушка рядом с вами нервничает. Девушка, которой нету, может нервничать. Первой нужно тепло, второй, как минимум, понимание.
– Вот ваша газета, мне очень жаль, что ребенок ее разорвал!
– Следите лучше за своим ребенком!
– Ну ничего, все, что нужно, я смогу прочесть!
– Пожалуйста, не ругайте вашего малыша, он у вас ужасно симпатичный!
· Присядьте перед ним, посмотрите ему в глаза, дайте ему руки. Что в душе?
– Я понимаю, что подвожу тебя, но приехать я не смогу.
– М-да. И что мне теперь делать?
– Хорошо, буду отрабатывать индивидуальные бойцовские качества.
– Я понял. Я все сделаю сам, а ты постарайся удачно решить все свои проблемы, хорошо?
· Если вам этот человек дорог, то реакция, по-моему, абсолютно естественная.
– Это тетя Наташа, она просит нас немного подождать, пока она не придет и еще раз не пожелает нам доброго пути!
– Еще и ее не хватало на нашу голову!
– Баба с пустыми ведрами — к неприятностям, а тетя Наташа — всегда к добру! В путь!
– Передай, что мы ее любим и обнимаем, и пусть не волнуется: у нас все будет хорошо!
· В общем-то, это и все, что ей нужно.
– Вы не ушиблись?
– Раз-два-три-четыре-пять! Как же мне не везет!
– Да ничего, вроде цел.
– Спасибо, немного ушибся. Вы не подадите руку? Видите, как здесь скользко, будьте тоже поаккуратнее! Всего доброго!
· Если вы попросите, чтобы вам подали руку, человек почувствует себя очень нужным. А если вы с ним еще так поговорите, он уйдет просто счастливым. Видите, как вы удачно поскользнулись!
– Как нарочно, теперь ты потерял ключи.
– Когда с тобой ходишь, еще не то потеряешь...
– Классно, давно хотел заменить дверь!
– Не волнуйся, я полагаю, что смогу что-нибудь придумать. Дай пока тебя поцелую!
· Она сегодня усталая и тревожная, а ты ее любишь и такую тоже.
– Вот уже третий раз я прихожу к вам с этими часами. Я их купила всего неделю назад, но как только прихожу домой, они останавливаются.
– Ну и что вы от меня хотите?
– Мадам, они желают нашей встречи.
– Третий раз? Да, вам что-то не везет. Давайте я посмотрю их повнимательнее, это, конечно, не дело: ходить должны часы, а не вы...
· Прочувствуйте состояние женщины перед вами: вам за сорок, отложения солей в суставах, ссора в сыном... и вообще, представьте, что это ваша мама.
– Мне очень жаль, но мы как раз продали последний экземпляр!
– Не везет, так не везет.
– Ну и ладно, деньги целее будут.
– У вас бойкая торговля! Это значит, не я один знаю, что у вас такой хороший магазин!
· И вообще приятно, когда продавец оказывается тоже человеком!
Конфликты и синтоны
Светлые картины семейной жизни
Занятия личностным ростом.
· Долгое чтение книг Луизы Хей.
Вообще-то занятие своим личностным ростом — дело великое, но именно поэтому наблюдается лишь в редчайших случаях. А то, о чем с вами беседуют: "Я тут занимаюсь…", как правило, только разговоры. То есть туфта.
"За получение помощи в этой ситуации отвечаю Я. Это моя ответственность".
Если нет вам помощи (а ее, как вы замечаете, все еще нет), то это просто потому, что вы ее не организовали. По крайней мере, не попытались. Или попытались, но сделали это не совсем грамотно. А единственный человек, который отвечает за предоставление вам своевременной помощи и поддержки, — это вы.
· Видите, как удобно! Даже ходить никуда далеко не надо!
Встреча с реальностью
Психология гуманистическая и психология реалистическая
Счастье безо всякого личностного роста
– Не сметь! — заорал пастор. — Эти чудеса сотворил Бог!
– А я-то чем хуже? Бог, как известно, создал человека по своему образу и подобию!
– Не всех! — Пастор стукнул кулаком по бричке.
Мои коллеги из тусовки гуманистической психологии убеждены, что человек есть существо самоактуализирующееся, стремящееся к росту и расцвету. Эта позиция обречена на успех, ибо кому не понравится такая красивая сказка о себе? Однако вынужден им возразить. Люди не такие: они просто разные. Есть — самоактуализирующиеся, есть — гораздо лучше, а как правило, — совсем другие. Например, просто — здоровые животные.
Основной тезис Роджерса состоит в том, что человек всегда ищет возможности для личностного роста. О чем говорит мне мой опыт? Что это полезная вера, но вовсе не факт. С этой верой бывает легче работать самому, это бывает полезно внушать своим воспитанникам, но правда ли это про каждого?
· По крайней мере — сомневаюсь.
Люди — разные. И очень возможно, что в этот вечер (или: в эту осень... в этой семье... с этими друзьями... в этом теле... в этом возрасте...) — человек хочет совсем не личностного роста, а чего-то более реального, надежного и безопасного. Например, получить зарплату, которую не выплачивают последние полгода, и оставить в своей жизни все как есть.
· Разумные люди давно усвоили, что известный черт всегда лучше неизвестного.
Сознательный отказ от личностного роста нередок и среди житейски ориентированных (то есть совершенно не глупых) синтоновцев: "Николай Иванович, я не хочу больше личностно расти и терять из-за этого своих друзей, которые нормальные, а не синтоновцы! Друзья мне важнее!"
У каждого — своя жизненная ситуация. Кто-то, любя себя, тем не менее собой недоволен и намерен личностно расти, другой всем доволен и более всего желает не менять ничего, а кто-то, абсолютно здравомыслящий, на определенном отрезке своей жизни желает, например, побыстрее (душевно и телесно) умереть.
· "День прошел — к смерти ближе. Слава Тебе, Господи!" — в определенном возрасте это желание вполне искреннее, сдерживаемое только христианским запретом на самоубийство. Какой, к Господу, личностный рост?!
И не нужно думать, что нежелание личностно себя развивать присуще только бабушкам с сенильным психозом или невротикам с шизофреническим радикалом. Большинство моих одноклассников (а мы регулярно встречаемся своим классом вот уже более двух десятков лет) к идее личностного развития относятся так же воодушевленно, как к предложению пожертвовать очередную зарплату на строительство приюта для бродячих кошек.
· То есть спасибо, конечно, дело доброе, но как-нибудь в другой раз.
Можете также попробовать заинтересовать психологическими курсами личностного развития соседа с первого этажа, даже если он сегодня трезв и не просит у вас взаймы. Если он вежливо отклонит ваше предложение, вы это можете объяснить его трудным детством, и я с вами, конечно, соглашусь, но что от этого меняется? В любом случае желания расти и развиваться (кроме как в прямо мясном варианте) у него не прибавится.
Мы — разные.
Человек без гуманистической косметики
Подлинность как предмет психологического конструирования
Своим подлинным Я назначаю... кого?
– Разберись, какие желания у тебя истинные, а какие — придуманные!
– Ага. Мои истинные желания, идущие от тела желания, — поспать и пожрать. А мои придуманные, идущие от духа, — жить жизнью порядочного человека. Ты предложишь мне выкинуть желания придуманные и жить истинными?
Задумчивость
Не будучи ни мистиком, ни каким либо образом религиозным человеком, я действительно верю, что моя личность — это не Я, и отсылка к самым что ни на есть телесным чувствам как к источнику подлинности меня не убеждает.
Есть правда тела, да.
Есть правда чувств, верно.
Есть правда моего разума, и это также серьезная основа моей жизни.
А я рассматриваю все эти правды и принимаю собственные решения[37].
Согласен, болен тот человек, который не знаком сам с собою, кто не слышит и не чувствует собственного тела, кто отделен от собственных живых чувств и не имеет разрешения пользоваться собственным разумом, заменив его на ограниченный набор тупых верований. Но я буду протестовать, когда мои коллеги возводят на последний пьедестал правду организма, превознося как высшую правду тела или чувств.
· Ну, это как в семье: плоха та семья, где родители не слышат детей. Но криво живет и та семейка, где дети диктуют родителям свою волю.
Я вместе со своими коллегами грущу, наблюдая дигиталов[38], чей разросшийся ум не дает дышать задавленной душе, но не большую радость доставляют и клиенты истерики[39], чья страстно всегда волнующаяся душа сжигает корчащееся тело. Безусловно, кинестетик[40] очень органичен, но он же бывает и весьма ограничен, если его большое тело весом своих требований глушит остатки ума.
Хорошо, если эти три власти — тело, ум и душа — сумели между собой договориться и перестали ссориться, заменив подножки и подставки на помощь и поддержку. Тело согревает душу и подсказывает уму, ум подстегивает тело и направляет душу, душа настраивает ум и воодушевляет тело...
· Гармония, конгруэнтность и благолепие.
Все? Вершина личностного развития? Думаю, что нет. Верю, что нет. Я рад за гармоничный организм, которому с собой — хорошо. Но — что другим от этого гармоничного организма? Мне более нравится тот организм, который, надеюсь, решил свои основные проблемы, но самое главное для меня то, что этим организмом, этой личностью можно в жизни что-то делать. Моя личность — это мой инструмент, а я — это тот, кто распоряжается личностью, то есть своим телом, умом и душою. Соответственно, в мои неотъемлемые права и обязанности входит ее контроль, инвентаризация и своевременное обновление: ну, там
переоформить тело,
выправить мозги,
сменить душу...
· Например, так, как это делают актеры.
Вот мы и приехали.
О чем забывает глубинная психотерапия
Жизнь и игры Синтона
Близкие отношения на синтоновской Игротеке
По дороге к Солнечному дому
Дрессура
Сценка в зале тренировочных упражнений:
– Я хочу предложить вашему вниманию книгу, которая может коренным образом изменить вашу жизнь. Эта книга — "Дианетика, современная наука душевного здоровья". Книга написана Роном Хаббардом...
– Не слушайте его, дианетика — это ужасная тоталитарная секта, запрещенная во всех цивилизованных странах! Во вчерашней газете о них писали!
– Это вы тот человек, который комментирует мои слова?
– Я не комментирую, я просто говорю то, что знаю.
– Вы читали эту книгу?
– Эту чушь-то?
– Вы читали эту книгу?
· Этот вопрос будет задаваться до тех пор, пока в любой форме не последует точный ответ, например: "Не читал и читать не собираюсь". Есть, "не читал"! Значит,
– Вы не читали эту книгу, вы не проходили курсы, а говорите о том, о чем не знаете. Вы похожи на человека, который всегда говорит о том, о чем не имеет представления.
Все.
Ваши чувства?
Этот диалог только при мне был разыгран более пятидесяти раз. Минимум пятьдесят раз одной и той же парой, с одними и теми же интонациями, менялась только ругань на дианетику и кто сейчас из них кто: продавец или ругатель. Чувства у вас могут быть любые, но если первый час "продавец" еще иногда задумывался и путал слова, то к концу второго часа фразы из него вылетали автоматически, оставляя возможный мыслительный процесс без всякой дополнительной нагрузки.
· Поэтому я бы не сказал, что они превращали себя в машины или роботов. Верно, общение стало механизированным; но это значит, что параллельно говорению стало возможным еще и думать — на всякий случай.
И, когда я перестал внутренне смеяться, слушая этот американизированный перевод с английского рекламного — я понял, что этот тренинг, эта работа вызывает у меня уважение. Дианетика не обещает вам интеллектуальных высот, но научить передвигать ноги, и даже очень уверенно, дианетика в состоянии вполне. Это крепкий поведенческий тренинг со всем его идиотизмом и гарантией результата.
А что касается превращения в машину... Я полагаю, что тот, кто склонен становиться роботом, на дианетике роботом станет. Крепким и успешным, и даже гораздо более успешным, чем окружающая его куча роботов, которые стали такими без всякой дианетики. Тот же, кто считает разумным отрабатывать нужные навыки до автоматизма, на дианетике именно это и делает, лишь увеличивая в результате свою свободу и усиливая свою индивидуальную неповторимость.
· Только когда я научился печатать, как машинка, я получил возможность забыть о клавиатуре и свободно творить.
Дианетика — не универсальное средство спасения человечества и не порождение дьявольских козней, это тщательный учебный конвейер по переработке человеческих заготовок в человеческие подобия. И поэтому — дело, безусловно, доброе.
Возвращаясь к Синтону...
– Я был на великолепном тренинге, это было так здорово! Я там так много пережил, я открыл для себя целый мир!!
– Здорово. А что этот тренинг тебе реально дал, какие его реальные результаты, чему ты по-настоящему научился?
– Ну...
Глубокая задумчивость
И все-таки, возвращаясь к Синтону: причем здесь дианетика? Напомню один из самых ярких для меня эпизодов. У милой женщины, собиравшей благотворительные взносы за курс (кто не понял — благотворительные взносы, в отличие от обычной оплаты, дают элегантную возможность уйти от налогов), я поинтересовался:
– Я внес деньги за "Курс тренировочных упражнений". Сколько длится этот курс: сорок часов, шестьдесят?
Ответ был спокойным, твердым и совершенно неожиданным:
– Этот курс длится столько, сколько нужно, чтобы вы его освоили.
· И я услышал: "Пока вы его не освоите, мы вас не отпустим!"
В этом отношении дианетика работает исключительно честно: она не просто отрабатывает оплаченное вами время, а работает на результат. Она не юлит перед клиентом: "Мы хорошо вас поучили?", а требует от него: "Выучись!" Она не удовлетворяется ни к чему не обязывающим: "Мы потренировались!", а настаивает на: "Мы научились!" И это вызывает у меня безусловное уважение.
В Синтоне же ничего подобного — не было. Значит, это в Синтоне появиться — должно. И вскоре после этого в Синтоне появилась — Дистанция: методика управления самостоятельной работой по запланированному личностному росту.
· Смотри следующую главу.
Дистанция
– Алиса замерзла! Чтобы всем высушиться, объявляю странные скаЧки! Становитесь строго в беспорядке! Ну?
– А куда бежать?
– А куда хочешь!
– А как мы узнаем, кто победит?
– А как кто устанет, перестанет и высохнет, так он уже и победил.
– Так все победят!
– И замечательно!
Алиса в Стране Чудес, видимо, имея в виду Дистанцию.
Памятка дистантника, или Как работать над упражнениями грамотно
Бросая камешки в воду, наблюдай круги, ими образуемые, иначе твое занятие окажется пустым времяпрепровождением.
Козьма Прутков
Определи четкие критерии достижения результата.
Чтобы знать, что ты результата добился (или пока нет), ты должен иметь четкие критерии его достижения. Результат должен быть проверяем, выражен в чем-то очевидном или реально ощутимом. Ты хочешь иметь царственную осанку? Встань так, как ты будешь стоять с такой царственной осанкой, покажи ее себе и другим — и запомни это свое состояние. Есть! Это твое тестовое состояние. Когда, выполняя упражнение, ты поймешь, что достиг тестового состояния, значит, упражнение выполнено.
Разберись с реальными препятствиями.
Что мешает тебе достичь желаемого результата уже сейчас? Чтобы не пугаться вообще непонятно чего, четко представь, разложи по полочкам, пропиши основные препятствия и пути их обхода. Обрати внимание: для многих твоих действий никаких препятствий нет, и их можно сделать сразу.
Сколько готов платить за?
За все нужно платить. Сколько сил и времени ты готов потратить для достижения результата — и, кстати, для поддержания его? "Я хочу вести здоровый образ жизни". Во что тебе это станет, и устроит ли это тебя?
Сделай результат себе вкусным.
Замотивируй себя. Ты действительно захочешь работать, если хорошо увидишь, поймешь и прочувствуешь, сколько тебе даст выполнение этого упражнения, какой в нем окажется для тебя реальный смысл. Поэтому все свои будущие выгоды выложи и поставь перед собой, чтобы твой труд был быстрее вознагражден.
Четко договорись с собой, что ты где будешь делать и когда. Увидь свою будущую работу.
Если тебе надо утром встать рано и легко, детально представь заранее, как ты просыпаешься, как ты потягиваешься, как не хочется вставать, что ты будешь думать про: "А ведь можно сейчас и не вставать" — и четко, конкретно, детально представь и прочувствуй заранее то, что ты в этой ситуации сделаешь. То есть встанешь — легко.
Хроники Синтона, или По дороге к Солнечному дому
Эх, дороги…
Секта
Синтон — взрослеет.
Его стали замечать, что оказалось не всегда только приятным. Например, как-то на имя директора Дома молодежи, где давно уже работает Клуб Синтон, пришло сердитое письмо на официальном бланке Центра по реабилитации жертв нетрадиционных религий памяти А.С. Хомякова со следующим текстом:
"Из обращений общественности Москвы нам стало известно, что в руководимом Вами Доме молодежи "Сокольники" располагается и активно действует Клуб практической психологии "Синтон".
Сообщаем Вам, что, исходя из анализа литературы, распространяемой этим центром, его методик и заявлений бывших последователей этой системы, специалисты Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий классифицировали "Синтон" как деструктивную религиозную организацию оккультно-мистического характера с элементами сатанизма. Все заявления, какими бы красивыми демагогическими фразами они не прикрывались, о том, что это всего лишь "Клуб практической психологии", не более чем прикрытие этой религиозной секты для обманчивого вовлечения к себе неофитов".
Далее Козлов более подробно обзывается экстрасенсом, оккультистом и гомосексуалистом[73].
· Признаюсь: не умею, не люблю, не принадлежу.
Впрочем, при личном знакомстве руководитель Центра батюшка Олег Стеняев был мягок, сказал, что с Синтоном он вообще-то не знаком, но психологов вообще не любит, потому что душа — дело Божье.
Можно грустить, что ваш Клуб могут обозвать сектой потому, что вы в Клубе постелили ковры и предлагаете народу ходить не в обуви, а в тапках или босиком. Или еще потому, что в правилах Клуба — не приносить на чай вредные продукты (колбасу, соль и сахар).
· Секта, да?
Друзья и коллеги, внешняя критика вашей работы далеко не всегда заслуживает серьезного внимания. На мой взгляд, важнее самые трудные вопросы задавать себе самому: что ты делаешь на самом деле? Что остается после твоей работы? К чему ты стремишься, что в твоем развитии окажется стержнем и главной линией?
Эти свои мысли — и тревоги — я и хотел бы обсудить. Представить, как я их вижу, перспективы развития Синтона и его духовное напряжение.
Литература
Агапов Б. Воспоминания о Японии. 1945-1945 г. /"Москва" №1, 1974.
Айдакова Л. Уроки психологии в школе. — М.: НПЦ "Коррекция", 1993.
Бабайцева В.К. Личностно-ориентированный тренинг в процессе подготовки будущих учителей к воспитательной работе с трудными детьми. (Учебное пособие по технологии воспитательной работы для студентов-педагогов и учителей). — М.: РПА, 1997.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — СПб.: Лениздат, 1992.
Битянова Н.Р. Психология личностного роста. — Гурьевск, 1996.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии /Под ред. В.В.Давыдова. — М.: Педагогика, 1982.
Гильмеев И.З. Я плюс ТЫ. — М.: Аргус, 1994.
Деркач А.М. Книга. — Донецк, 1999.
Джалал ад-дин Руми. Сокровища вспоминания. Суфийская поэзия./Пер. Л.Тираспольского. Москва, 1998.
Егидес А.П. Лабиринты общения. — М.: Информационно-издательский дом "Филинъ", 1999.
Егидес А.П. Как располагать к себе людей. — М.: Альфа, 1996.
Егидес А.П. Психологическая коррекция конфликтного общения.//Психологический журнал. 1984. № 5.
Егидес А.П., Сугробова Н.Ш. Как научиться разбираться в людях. — Алма-Ата: Караван, 1990.
Ефремцева С.А. Тренинг общения для старшеклассников. — Киев, 1994.
Кейсс Кен. Руководство к достижению высшего сознания. — М., 1995.
Клюева Н.В. Программа социально-психологического тренинга для педагогов (руководство для ведущего группы).
Козлов Н.И. "истинная правда, или Учебник для психолога по жизни", — М.: АСТ-Пресс, 1998.
Козлов Н.И. "КАК ОТНОСИТЬСЯ К СЕБЕ И ЛЮДЯМ: практическая психология на каждый день" 3-е изд. — М., АСТ-Пресс, 1998.
Козлов Н.И. "ФИЛОСОФСКИЕ СКАЗКИ для обдумывающих житье: веселая книга о свободе и нравственности". — М., АСТ-Пресс, 1998.
Кривцова С., Мухаматулина Е. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. — М., Генезис, 1997.
Люк Рейнхард. Трансформация. — Минск, ООО "Вида-Н", 1997.
Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. — М.: Изд-во "Совершенство", 1998.
Ог Мандино "Величайший в мире торговец". — СПб., ВВК "Веда", 1995.
Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. — М.: РПА, 1992.
Прутченков А.С. Специализированный тренинг “Предприниматель”. — М.: Новая школа, 1993.
Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. — М.: Новая школа, 1993.
Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. — М.: РПА, 1995.
Роджерс Карл Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.: Издательская группа "Прогресс", "Универс", 1994. с. 54.
Самоукина Н.В. Игры, в которые играют... — Дубна, "Феникс", 1997.
Сартан Г.Н. Психотренинги по общению для учителей и старшеклассников. М.: Смысл, 1993.
Свистун М.А. Программа социально-психологического тренинга общения для старшеклассников (руководство для ведущего группы).
Фарелли Ф., Брандсма Д. Провокационная терапия. Пер. с англ. — Екатеринбург: Издательство "Екатеринбург", 1996.
Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник. — М.: Прогресс, 1990.
Фромм Э. Иметь или быть? — М. Прогресс, 1986.
Хрестоматия по гуманистической психотерапии. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 1995.
Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М.: 1988.
Щербаков М. Кластерная теория интеграции. Журнал "Здесь и сейчас", 1998, №1.
[1] Этот и все остальные эпиграфы без подписи взяты из фильмов Марка Захарова по сценариям Григория Горина. Очень их люблю.
[2] "Синтон": произносится с ударением на втором слоге и никакого отношения к религии синтоизма не имеет. Синтонный человек — созвучный, настроенный на волну другого, легко входящий с ним в контакт. Противоположность конфликтному. Подробный и глубокий анализ синтонности и конфликтности дан в монографии А.П.Егидеса "Лабиринты общения".
[3] Считаю приятной обязанностью назвать здесь А.П.Егидеса своим предшественником и учителем.
[4] Возможно, в случае восхищенного одобрения милым человеком этой вашей готовности вы расстроитесь. Ваше право. Другой вариант — не уподобляться этой фарфоровой посуде.
[5] Если о дружбе раздел уже был.
[6] "Неприятной" — это вставка редактора. А я сомневаюсь: ну почему эта ситуация обязательно "неприятная"? Для меня она скорее — любопытная...
[7] Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник. — М.: Прогресс, 1990. с. 49.
[8] Кен Кейсс. Руководство к достижению высшего сознания. — М., 1995.
[9] Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. (??Уточнить!!!)
[10] Егидес А.П. Лабиринты общения. — М.: Филин, 1999. Книга преполезнейшая, но ее стиль как характер самого Аркадия Петровича: очаровательный и трудный. Спотыкнетесь об него не раз.
[11] Ясно и то, что между синтонами и конфликтогенами есть взаимодействия нейтральные, нормальные поступки: ни плохие, ни хорошие.
[12] Моя любимая подсказала, что может быть еще "обожествление". Понял.
[13] В психологической литературе понятие "синтонное поведение" мне впервые встретилось в работах А.П.Егидеса.
[14] Можно не со вздохом, а с улыбкой, но тогда с вас могут потребовать больше.
[15] Тем более — любимый. Да как он смел! Моя игрушка, моя собственность, моя радость, мое развлечение — будет меня воспитывать?!
[16] Ну уж не миросозерцания, это точно!
[17] Впрочем, сидя на дубе и разглядывая серые тучки у горизонта, он потом вешаться передумал. Потому что у далёкого горизонта облака эти немного раздвинулись и показалось чистое небо. Неба ему хватило.
[18] Паталогоанатомия — подробное исследование ударенных, пришибленных и задавленных. По-моему, вполне применимо к семейной жизни.
[19] Среднестатистические данные по России. По США — две минуты.
[20] Корректор предлагала исправить на более традиционное "разрушить". Но зачем же рушить?! Фирма себя не оправдывает — ее закрывают, а не разрушают. Цивилизованные люди так же поступают и в отношении созданной ими семьи.
[21] Смотри честный, как и все, что он писал, автобиографический очерк Роджерса "My philosophy of interpersonal relationships and how it grew".
[22] Роджерс Карл Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Издательская группа "Прогресс", -"Универс", 1994. С. 54.
[23] Там же, с. 55.
[24] Там же, с. 56.
[25] Там же, с. 64-65.
[26] Там же, с. 63.
[27] Сравни с позицией К.Витакера: "Если приходится проявлять садизм, нужно быть садистом в нужное время, соответствующим способом и с подходящими людьми. Чтобы не навлечь на себя нежелательных последствий" ("Полночные размышления психотерапевта").
[28] Кто хочет с этим поспорить, пусть откроет Федора Михайловича Достоевского и почитает "Записки из подполья". Помните его восхитительные пассажи о человеческой сущности?
[29] С этой точки зрения гораздо ближе к моему стилю провокационная психотерапия Франка Фарелли. А еще понятнее — искренний наезд Джека Николса на пациентов психиатрической клиники: "Вы что, сумасшедшие, что ли?" ("Полет над гнездом кукушки")
[30] Да знаю я, что параллельный процесс перпендикулярно включиться не может. Это у вас не может. А вы подумайте...
[31] Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник. — М.: Прогресс, 1990.
[32] Одно из любимых упражнений дистантников — задание "Что бы ты ни делал, делай это с прочувствованным удовольствием". Сесть — с удовольствием. Встать и потянуться — с протя-яжным удовольствием. Пописать — о!-о!-о! — с неописуемым удовольствием! Радость жизни физического тела возвращается, вспоминается не сразу, тело приходится приучать к давно позабытой, позабытой с детства, радости.
[33] Curvus — кривой (лат.).
[34] Разрешите любопытную историко-культурную ассоциацию. Всем привычное и нагруженное тяжелыми смыслами слово "грех" идет от простого "огрех", то есть непопадание, попадание мимо. Стрела полетела не в цель, а немного криво, с погрешностью. Аналогично: ужасные слова "блуд", "блудить" и "блудница" изначально, в языке означает лишь — ну, погуляли по неосновному маршруту. Пошли немного криво и заблудились. И все. "Разврат", кстати, есть тоже лишь разворот от кем-то определенного маршрута. Кривой, на его взгляд, путь. Так что понятие "человек искривленный" имеет, похоже, богатые корни...
[35] Ну так синтоновский народ называет "Истинную правду".
[36] Впрочем, в официальной философии такой подход назывался, если ничего не путаю, позицией прагматизма и очень в советское время не одобрялся. С тех пор едва ли что-нибудь изменилось.
[37] Подробно я писал об этом в главе "Сказки о Личности" своей книги "Философские сказки для обдумывающих житье, или Веселая книга о свободе и нравственности".
[38] Дигитал — большая счетная машинка в человеческом обличии.
[39] Истерик — человек-актер, торгующий своими переживаниями для привлечения к себе внимания. Чаще женщины.
[40] Самый телесный человек на свете. Много ощущает и не переваривает то, что нельзя пощупать.
[41] Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор./Перевод с англ. А.Малышевой. — М.: 1998.
[42] А разгадка тупика вообще в другом месте. Во-первых, точнее было говорить не "меня разозлили", а "я разозлился", то есть разозлил себя. Не надо доводить себя до злости, не надо наполнять себя злостью — тогда и не возникнет проблема, куда ее выплескивать.
[43] Смотри Э.Фромма "Иметь или быть?".
[44] Читай у него на с. 20.
[45] Смотри, например, Михаил Щербаков. Кластерная теория интеграции. Журнал "Здесь и сейчас", 1998, №1.
[46] Если кто-то свой первый подвиг увидит еще раньше, когда он сумасшедшим сперматозоидом сумел опередить толпы своих извивающихся собратьев и первым настигнуть желанную яйцеклетку, то с его трансом пусть спорит тот, кто отсчет своей личной истории уверенно начинает с прошлой жизни своих предков.
[47] "Мне известны профессионалы, прошедшие несколько десятков процессов "рождения" без видимых положительных результатов". Щербаков М. Кластерная теория интеграции, с.15.
[48] К сожалению, было бы неправдой сказать, что Синтон любят все. Вот фрагмент из письма уфимского Синтона: "Что нам мешает? Нездоровая конкуренция братьев ученых-психологов с их рассказами о нашей страшной секте, воскрешениях мертвецов, вызовах духов, зомбировании и прочих изысках. А что им делать, если любой их тренинг рядом с нами разваливается и люди уходят к нам? Плюс у нас еще и очень дешево, вот и приходится им нас не любить. Что посоветуете? Чем поможете?"
[49] Лазаревым я вообще восхищаюсь. Ну, известно, народ живет тупой и ленивый, грязный душой и больной телом, и ни на какие гуманистические уговоры про самоактуализацию не поддается. А Лазарев тут как тут, да всех их строго и спрашивает: "А знаешь ли ты, почему у тебя желудок никуда и дети болеют? Это все — от Кармы. Что это такое, тебе не понять, но Закон этот всех главнее, и никто ее не осилит. Следит же Карма за всеми, и за твоей жизнью поганой, и за твои дела паскудные по справедливости тебе воздает. Будешь такой же скотиной, так она тебе напакостит еще больше, а ты ей ничего не сделаешь, а она еще твоим детям жизнь испортит. Ага, испугался? Правильно. Тогда срочно прекрати завидовать, не ори на жену, думай обо всех только хорошо, всех прости сам, попроси прощения у мамы и поставь свечку в церковь". И люди начинают вести даже приличный образ жизни! Спасибо, Володя!
[50] См.: "Игры летнего тренингового лагеря".
[51] По саентологическим текстам — LRH.
[52] Выработка искренней улыбки входит в комплекс упражнений, обязательных для персонала Центра.
[53] Я написал "ведущие", чтобы вы поняли, что они делают. По инструктивным же письмам LRH они категорически не ведущие, а организаторы учебного процесса. Потому что ведущий учебного процесса в дианетике всегда только один: LRH.
[54] Тут: наезд в официальных рамках. "Будьте любезны... На каком основании? У вас могут быть неприятности такие..." и прочее, не путайте с конфронтацией по Хаббарду, у него это совершенно про другое.
[55] Самая главная наука, созданная Роном Хаббардом. А дианетика — это только первая ступень Саентологии.
[56] Значение: смысл, то, что обозначает данное слово. А вы не знали.
[57] ГИБДД.
[58] По-русски это "душевная расположенность", но в Центре дианетики вы будете говорить не по-русски, а так, как предусматривает стандартная технология.
[59] Недостаток разума.
[60] Отсутствие ума.
[61] При изучении данного документа (Инструктивное письмо Офиса Хаббарда по связям "Сохранение действенности Саентологии" от 7 февраля 1965 г.) вы будете обязаны, в соответствии с технологией Рона Хаббарда, дать определение слова "правильная". И супервайзер не пустит вас ни на шаг дальше, пока вы не ответите ему, что "правильная" технология Рона Хаббарда — это технология "настоящая, верная, такая, какая нужно" (Словарь русского языка в 4-х томах, слово "правильный", значение 4).
[62] Совершенство — исполненность всеми мыслимыми достоинствами.
[63] Кейс — имеется в виду чемоданчик головы со всем нашим хламом. Официальный термин в Центре Хаббарда, употребляется вместо понятия "личность".
[64] Здесь два смысла: 1. Час длительностью 60 мин. 2. Огромный, очень большой. Второй смысл в данном случае уместнее.
[65] Клирование: основная цель всех саентологических процедур, слово происходит от английского глагола "to clear" — очищать, прояснять.
[66] Стандартная дианетическая процедура. Внешне одитинг очень напоминает милицейский допрос, по атмосфере же это скорее откровенная беседа. Вы много часов подряд сидите перед одитором, вам задают вопросы, вы лазите по своему прошлому и стираете неприятности. Процедура, по моему убеждению, стопроцентно безвредная.
[67] У них это называется так. Если ты про что-то думаешь не как в дианетике, а по-своему, значит, ты затуманен и тебя нужно прояснить.
[68] Не дергайтесь, пожалуйста. Во время этого упражнения Хаббард учит воспринимать с абсолютным внутренним спокойствием и такие, и более жесткие фразы. Собственно, в этом "травля быка" и состоит: тебя стараются задеть, а ты даже не стараешься защититься. Ты не борешься — ты просто присутствуешь...
[69] Слушайте, почитайте дианетику сами, что вам разжевывать всякую ерунду!
[70] Деньги такие, вполне реальные. Один талант — это двадцать шесть килограммов чистого золота. Зароете?
[71] Заметим при этом, что в цивилизованных странах принадлежать к какой-либо церкви, не обязательно главенствующей, совершенно естественно. "To what church do you belong?" — без ответа на этот невинный вопрос вы не получите ни один солидный кредит. И методисты там — не проклятые сектанты, а одна из уважаемых веточек возможного вероисповедания.
[72] В частности, рекомендую познакомиться с книгой: Ог Мандино "Величайший в мире торговец", СПб, 1995. Все настоящие бизнесмены проходят свою Дистанцию.
[73] Я прошу прощения у лиц нетрадиционной сексуальной ориентации, но в официальных письмах вами обзываются.
[74] Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии /Под ред. В.В.Давыдова. — М.: Педагогика, 1982. С.252.
[75] Данные были получены на стандартной выборке при проведении анонимных социологических опросов по методике открытых вопросов с последующей обработкой результатов клястерным анализом. Результаты оказываются аналогичными и при открытой процедуре запросов по актуальной мотивации. Короче, на собраниях новичков народ сам формулирует свои желания совершенно открытым текстом.
[76] ЭСТ — жесткий тренинг, разработанный Вернером Эрхардом и положивший начало целому направлению психологических тренингов (Lifespring и пр.). Великолепно описан в книге Люка Рейнхарда "Трансформация".
[77] Карл Роджерс размышлял о результатах своей работы так: "Что значит "удачная" группа? Я могу предложить сейчас простое определение. Если через месяц после окончания группы многие из ее участников считают, что это было лишенное смысла и вызывающее неудовлетворенность переживание, или если они до сих пор восстанавливаются от нанесенного им вреда, это, разумеется, не была "удачная" группа. Если же, напротив, многие или все участники полагают, что это было значительное переживание, которое каким-то образом продвинуло их в их собственном росте, тогда для меня такую группу можно назвать "успешной". (Хрестоматия по гуманистической психотерапии, М., 1995. С. 88.) Я согласен, народ таким — душевно радующим — результатом обычно доволен. Но с точки зрения реального вклада в жизнь мне такой результат представляется крайне слабым.
– Конец работы –
Используемые теги: Психология, личностного, роста0.073
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Психология личностного роста
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов