ЦВЕТ И СЕНСОРНАЯ РЕПРОДУКЦИЯ

При сюжетной сенсорной репродукции, которая [в качестве одного из основных элементов входит в ре­комендуемые нами приемы (методы самовоспитания, [идеомоторной тренировки, отвлечения и др., см. гл. 1б), существенное значение имеет цвет или окраска вы­рываемых образов. Известно, что у каждого человека имеется свое более или менее отчетливое отношение к тому или иному цвету и их различным сочетаниям, что позволило использовать цветовые предпочтения в качестве диагностических методов. Нашим сотруд­ником С. В. Чермяниным в 1982 г. была предложе­на методика «Контрасты», в основе которой лежат предпочтения сочетаний различных цветов, выра­жаемые в 10-балльной шкале и характеризующие эмо­циональное состояние, а также некоторые «базисные» (свойства обследуемых. Получаемые с помощью мето­дики «Контрасты» показатели достоверно и разно­направленно коррелируют с тревожностью, стрессо-устойчивостью, некоторыми вегетативными индексами и показателями межличностного восприятия. Склон­ность к тому или иному цвету или сочетанию цветов может существенно меняться под воздействием самых различных факторов, в то же время у каждой лично­сти имеются устойчивые предпочтения, составляющие «личную цветовую шкалу» как одно из проявлений индивидуальности.

В плане диагностики существенное значение имеет отношение к тем или иным цветам самих пациентов, информацию о котором можно получить не только путем тестирования или расспроса, но и наблюдения (цвет костюма, галстука и т. д.). В отдельных случаях «социализированные» (и поэтому приобретающие зна­ковый характер) цвета могут оказывать такое же силь­ное воздействие, как и слова (например, портрет близ-I кого человека в черном обрамлении).

При гетерогенных занятиях и заданиях на дом по I аутогенной сенсорной репродукции используемые

Таблица 5

Воздействие цвета на психоэмоциональное состояние в зависимости от локализации на «развертке» сюжетного образапри аутогенной тренировке

 

Цвет Локализация
вверху боковые поверхно­сти или перспектива внизу
Крас­ный Возбуждает, мобилизует, ока­зывает эротоген­ное воздействие Возбуждает Воспринимается неестественно, мо­жет «обжигать»
Розо­вый Ощущение лег­кости, счастья Чувство неж­ности Часто ассоции­руется с обоня­тельными ощуще­ниями
Оран­жевый Способствует концентрации внимания Ощущение теп­ла, способствует релаксации Эффект «при­поднятости» и теп­ла, иногда воспри-
      нимается неестест­венно
Жел­тый Вызывает при­ятные ощущения разрядки, отвле­чения, способст- Возбуждает, может вызывать неприятные ощу­щения Эффект припод­нятости, иногда парения
  вует релаксации    
Зеле­ный Воспринима­ется неестествен­но Успокаивает Успокаивает, «охлаждает», мо­жет оказывать снотворное дей­ствие
Голу­бой Ощущение лег­кости, способст­вует релаксации «Охлаждает», вызывает отчуж­дение «Охлаждает» (более выраженно, чем зеленый)
Синий Вызывает тре­вожность, беспо­койство Отчуждение в группе и в отно­шениях «врач — пациент» Тревога, «хо­лод», ощущение бездны
Корич­невый Чувство тяже­сти, давления (для усиления чувства тяжести использовать не рекомендуется) Угнетает, уси­ливает ипохонд­рическую настро­енность Ощущение уве­ренности, твердо­сти

образы необходимо целенаправленно «окрашивать», давая пациентам обоснованные рекомендации. При от­сутствии таких рекомендаций пациенты «окрашивают» образы самостоятельно, при этом не всегда адекватно. В этих целях на основании рекомендаций Г. Филинга и К. Ауэра и собственного опыта нами предлагается использовать данные о психоэмоциональном воздейст­вии цвета, приведенные в табл. 5.

С учетом клинико-психологической направленности сюжетная развертка седативного ха­рактера, используемая в процессе групповых заня­тий, приобретает следующий вид (используется на фо­не состояния релаксации): «Представьте себе как можно ярче — теплый летний день..., голубое-голубое небо..., неяркое летнее солнце..., слегка розовеющие по краям облака... Вы стоите на ровном бескрайнем по­ле..., теплой коричневой земли почти не видно — по­всюду мягкая зеленая-зеленая трава..., как можно ярче представьте — зеленая-зеленая, до самого горизонта..., невдалеке от Вас зеленеет лес..., сквозь зелень под но­гами видны белые и розовые цветы...» и т. д. Анало­гичные рекомендации даются в заданиях на сенсорную репродукцию при самостоятельных занятиях и при ис­пользовании метода внушенных сновидений (см. ни­же).

В ряде случаев важно обратить внимание пациен­тов на целесообразность сознательного выбора цвета одежды (рубашки, платья, костюма, галстука и т. д.) в зависимости от необходимости моделировать то или иное настроение. Художественно одаренные личности, тонко и чутко воспринимающие окружающий мир, нередко прибегают к подобным приемам. Так, из­вестный автор детективных романов — Жорж Симе-нон, — по его признанию, для повышения работоспо­собности часто надевал по утрам красную пижаму. Красный цвет оказывал на него сильное мобилизую­щее воздействие: «Мне нередко случалось, не вылезая из красной пижамы, писать вот таким образом по шесть-семь рассказов в день (!)»

Известно также, что еще В. М. Бехтерев использо­вал цвет в целях усиления психотерапевтического воздействия на эмоциональное состояние своих пациен­тов. В клинике нервных болезней Военно-меди­цинской академии до сих пор сохранилась комната, где В. М. Бехтерев проводил сеансы психотерапии. В этой комнате есть выдвижные рамы со стеклами красного и синего цвета.

У больных в состоянии депрессии намного улучша­лось настроение, если психотерапия проводилась при красном свете и, наоборот, синий свет благотворно действовал при возбуждении.

При всех спорах о различиях в действии того или иного конкретного цвета на эмоциональное состояние человека имеются общие закономерности: длинновол­новая часть видимого спектра (наибольшая длина волны — у красного цвета, затем у оранжевого и жел­того и т. д.) действует возбуждающе (мобилизует, сти­мулирует), а коротковолновая (начиная с .голубого цвета) — успокаивает или угнетает. Эти сведения также целесообразно сообщать пациентам и рекомендовать им учиться самостоятельно подбирать необходимый цвет как в целях стимуляции, так и коррекции своего состояния.