ИНДИЙСКАЯ СИСТЕМА ХАТХА-ЙОГА И РАДЖА-ЙОГА

Философское учение йога (Yoga —санскр., соедине­ние), основателем которого считается древнеиндий­ский философ Патанджали, имеет почти 2000-летнюю историю (по другим источникам — 3000-летнюю). Представляя собой сложную смесь религиозных тео­рий и эмпирических находок древнеиндийской меди­цины, на протяжении последних десятилетий йогизм то становился предметом шумных дискуссий, то пре­давался практически полному забвению. В то же время необходимо отметить, что, несмотря на огромное ко­личество научных и научно-популярных публикаций, достаточно глубокий анализ физиологического воздействия упражнений хатха-йоги, судя по доступной лите­ратуре, пока не проводился.

По своей сути философия йогов — законченное идеалистическое учение. Основным постулатом йогизма является то, что путем самоуглубления, самосозер­цания и возведенного в культ аскетизма (и эгоцентриз­ма) можно овладеть «сверхъестественными силами и соединиться со вседушою Брамы». В основе учения йогов о влиянии на психофизиологические функции ле­жат примитивные представления психофизического энергетизма, в частности о некой индивидуальной жизненной силе — кундалини, «центром сосредоточе­ния» которой является нижняя часть позвоночного столба. Цель упражнений йогов — «в объединении кун­далини с праной» (жизнетворящей силой). По их пред­ставлениям, это наделяет человека сверхъестественны­ми силами и способностями. К средствам, которыми это достигается, относятся: воздержание («иама»), культура питания, труда и отдыха («нияма»), позы («асана»), контроль дыхания («пранояма»), удаление чувств («пратьяхара»), концентрация внимания («дхарана»), созерцание («дхъяна») и сосредоточение («самадхи»).

Если первых четыре комплекса упражнений (ступе­ней) направлены главным образом на основательную) физическую и физиологическую подготовку (с элемен­тами специфической этики йогов), то четыре послед­них относятся уже полностью к психической сфере; при этом их структура и содержание направлены на воспитание ярко выраженного индивидуализма. На­пример, пятая ступень преследует цель не «воспитания чувств» (сознательного контроля над содержанием нервно-эмоциональной сферы), а именно «удаления чувств» («пратьяхара»); «созерцание» («дхъяна») не ставит своей целью познание или хотя бы наблюде­ние, а приобретает религиозно-фанатический характер, становится самоцелью (созерцание как таковое), в определенном смысле вершиной субъективного идеа­лизма.

После освоения первых 8 ступеней дальнейшее «со­вершенствование» может идти через раджа-йогу, сущ­ность которой заключается в развитии неограничен­ной власти над своими поступками, карма-йогу, определяющую религиозные представления о долгеи уделе человека в земной жизни, или бхакти-йогу, вершиной которой является растворение во всепогло­щающей любви к Богу.

Вера в существование сверхъестественных сил и ги­перспособностей йогов, особенно таких, как проникно­вение в прошлое и будущее, «парение» над землей, вне сомнения, есть неприкрытая мистика, и привлечение для их объяснения сомнительного качества различных парапсихологических доктрин, как это пытаются де­лать некоторые исследования (Е. Green, A. Green), ничем не обосновано. Одним из наиболее загадочных «феноменов» йоги является так называемая левита­ция — парение йогов, или, как они утверждают, воле­вое преодоление сил земного тяготения. Следует отме­тить, что длительно занимавшийся изучением йогов болгарский ученый Г. Лозанов считает левитацию искусно выполняемым физическим упражнением, в осно­ве которого лежит своеобразный прыжок. Однако нельзя исключить и гипнотические эффекты.

В то же время многие упражнения йогов (хатха-йо­га, раджа-йога) имеют глубокий физиологический ; смысл. Приемы саморегуляции некоторых физиологических процессов (хатха-йога) и целенаправленной тренировки психических функций, в частности внимания и памяти (раджа-йога), являются вторым источником, существенно повлиявшим на создание методики ауто­генной тренировки. Эти упражнения, лишенные мисти­ческой основы и религиозной ритуальности, пред­ставляют существенный интерес для психоневрологии. Если рассмотреть способы, применяемые для достиже­ния так называемого «сна йогов», то легко убедиться в их подобии приемам, применяемым, как правило, при гипнотизации: уединение, длительное пребывание в определенном положении, концентрация внимания или фиксация взгляда, повторение «магических слов» и т. п. Все перечисленные факторы можно рассматри­вать как непосредственно гипногенные. Целью этих упражнений является достижение «самадхи» — «после­довательности умственных состояний, которые стано­вятся все более и более простыми, пока не завершают­ся в бессознательности» (Радж — Кришнан). «Сон йогов» представляет собой состояние аутогипноза с явления­ми гипобиоза, при котором функции дыхания, крово­обращения и обменных процессов в организме суще­ственно замедляются.

Особого внимания заслуживает сложная система дыхательной гимнастики йогов, которая приводит не только к улучшению вентиляции легких и насыщению крови кислородом, но и, учитывая увеличение экскур­сий диафрагмы («второе, венозное сердце», по А. С. Залманову), к самомассажу и улучшению кровообра­щения внутренних органов. Наряду с этим следует подчеркнуть существование прямых и обратных нервных связей между центрами, управляющими со­стоянием функции дыхания и эмоциональными ощу­щениями (например, стесненное, поверхностное или прерывистое дыхание при отрицательных эмоциях).

Второй важной находкой индийской системы йогов является установление связи эмоционального состоя­ния человека с тонусом мускулатуры и мимикой. Ис­пользуя мышечную систему, как наиболее поддаю­щуюся волевому контролю, путем многолетней трени­ровки нервно-мышечных процессов йоги приобретают навыки самовоздействия на эмоционально-вегетатив­ную сферу. Например, успокаивающая поза «шавасана» связана с полным расслаблением мышц. Статиче­ские позы («асаны»), требующие выносливости, сосре­доточенности и развитого самоконтроля, связаны с тре­нировкой волевых процессов. Этим, в частности, объяс­няются физиологические и психотерапевтические эф­фекты гимнастики йогов. Исследования йогинов пока­зали, что у них обнаруживается чрезвычайно развитый контроль над автономными функциями организма, обеспечивающий способность к управлению обменом веществ, терморегуляцией, сердечной деятельностью, дыханием, а также мышечной сферой [Вереща­гин В. Г., 1982].

Отдельные элементы йоги уже нашли достаточно широкое применение: статические мышечные упражне­ния стали основой изометрической гимнастики (при которой сила мышц растет быстрее их массы); за­держки дыхания используются для создания гипоксических режимов в процессе тренировок спортсменов; антиортостатические позы применяются при подготов­ке космонавтов; расслабление мышц вошло в качестве одного из составных элементов в технику прогресси­рующей релаксации по Джейкобсону и в методику ау­тогенной тренировки. В своей работе «Высшая ступень аутогенной тренировки и раджа-йога» Шульц подроб­но анализирует сходство и различия методов аутогенной тренировки и приемов системы йогов. В частно­сти, он указывает, что аутогенная тренировка в положении лежа на спине с расслабленными мышца­ми ближе всего стоит к позе «шавасана». Выполнение аутогенных упражнений в положении сидя соответ­ствует позе созерцания («садхасана»), в некоторой степени позе лотоса («падмасана») и позе льва («син-хасана»). Считается, что эти позы обладают тонизи­рующим действием и усиливают сексуальную потен­цию. В этих позах голова опущена, подбородок прижимается к груди, рот приоткрыт, мимическая му­скулатура расслаблена, язык прижат к небу, взгляд на­правлен вверх и к переносице. Шульц подчеркивает, что внутренне-верхнее с одновременной конвергенцией положение глазных яблок является одним из старей­ших гипнотических приемов.

Анализируя сходство приемов аутогенной трени­ровки и системы йогов, Шульц указывал на необходи­мость научного изучения последней, чтобы добиться разъяснения древних загадок, и, подобно тому как гипнотизм был поднят «из затхлого прошлог'о мисти­ки», поставить эмпирические находки древнеиндийской медицины на службу современной медицинской науки. В настоящее время уже доказано, что статические по­зы могут оказывать разнообразное влияние на состоя­ние внутренних органов и психоэмоциональную сферу человека.

В частности, М. Р. Могендович обосновала су­ществование так называемых позно-вегетативных и позно-висцеральных рефлексов.

Не только в Индии, но и в других странах Востока достаточно широко распространены сходные с при­емами йогов системы и комплексы упражнений. Наи­более известен из них японский комплекс Zen, ко­торый, по мнению ряда авторов (A. Onda, R. Rubottom и др.), является разновидностью йоги. Zen-буд­дизм появился как религиозное течение в Японии в XIII в. В отличие от системы йогов, единственным средством для достижения состояния нирваны в Zen-буддизме являются приемы медитации. Техника меди­тации Zen исключительно проста. Основные позы, как правило, предполагают выпрямление позвоночного столба, так, чтобы он составлял одну линию с головой. Первоначально практикуется концентрация на вну­тренней сфере одновременно с релаксацией, затем присоединяются ритмические дыхательные упражнения. В последующем осуществляется концентрация внима­ния на абстрактных и религиозных понятиях. Как отмечает болгарский исследователь Н. Петров (1983), по сравнению с индийской системой йогов, налагаю­щей на йогинов множество запретов, японский буддизм «намного либеральнее». В начале XX в. японский психиатр Морита предложил психотерапевтический метод, в основе которого лежат элементы Zen-буддиз­ма. В последующем он был модифицирован Сузуки и Такемурой. Созданный авторами метод включал три ос­новных элемента: контакты с природой, трудотерапию и Zen-медитацию. Сходные элементы содержат и древ­некитайский психофизический комплекс, направленный на управление обменными процессами в организме. Таким образом, основными элементами йоги, вошед­шими в современную систему аутогенной тренировки, являются упражнения, направленные на овладение регу­ляцией мышечного тонуса, тренировка волевых про­цессов и дыхательная гимнастика. В плане преемствен­ности следует также особо подчеркнуть роль система­тических и длительных занятий, основанных на прин­ципах обучения и тренировки.