Реферат Курсовая Конспект
Теория Салливена - раздел Психология, Содержание Введение…………………………………………………………………... 3...
|
Содержание
Введение…………………………………………………………………... 3
1. Биографические очерки жизни Г.С. Салливена …………………………… 4
1.1Семья. Учёба. Практическая деятельность ……….…………………… 4
1.2Первые труды. Направленность научной деятельности……………….. 5
2.Интерперсональная теория психиатрии…………………………………... 6
2.1Основные предпосылки межличностной теории ………………………6
2.2Сущность интерперсональной теории психиатрии …………………… 7
2.3Роль концепции ''динамизма'' ………………………………………... 8
3.Понятие беспокойства в теории Салливена ………………………………. 9
4.Сравнительный анализ научных исследований Г.С. Салливена с
исследованиями других учёных …………………………………………... 9
Выводы ………………………………………………………………….… 12
Список использованной литературы……………………………………… 13
ВВЕДЕНИЕ
В поисках новых подходов психологии в конце XIX – начале XX веков было развито множество точек зрения относительно психоанализа. В частности, зародились два ответвления психоанализа, известные как неофрейдизм и ''психология эго''. Неофрейдизм главный упор сделал на социальной детерминации неврозов, конфликтов, вытесненных влечений и т.д. Важное значение было придано межличностным отношениям (психосоциальным отношениям). ''Психология эго'' главное место отвела личности как целостной системе.
Лидерами неофрейдизма принято считать К.Хорни (1885-1953), Г.Салливена (1892-1949) и Э.Фромма (1900). В 20-х годах Хорни и Фромм были практикующими психоаналитиками в Берлине. Они испытали в известной степени влияние марксизма. Однако действительный смысл марксистского мировоззрения, его революционная сущность остались ими непонятыми. Их знакомство с марксистской теорией было весьма поверхностным. Тем не менее, оно не прошло бесследно. Оно побудило подвергнуть критике фрейдистский постулат о фиксированных биологических влечениях и обратить внимание на роль социальных факторов.
В начале 30-х годов XX века группа западноевропейских аналитиков переехала в США. Это был период крупных потрясений в мировой системе империализма. В Германии пришёл к власти фашизм. Соединённые штаты только что пережили жесточайший экономический кризис. Во всём капиталистическом мире классовые и национальные противоречия приобрели исключительную остроту. Общественно-политическая атмосфера придала исследованиям психической деятельности новую направленность. Быстрыми темпами развивается социальная психология, ставшая на путь эмпирического изучения ''человеческих отношений'', анализа общественного мнения, выявления установок и т.д.
Изучение зависимости мотивационного потенциала личности от её включений в процесс общения с другими людьми – одна из основных проблем психологии.
Однако попытка присоединить к фрейдистскому взгляду на мотивацию принцип межличностных связей, представлений в категории психосоциального отношения, привела к тому, что в этих связях растворились как мотивация в её своеобразном, несводимом к другим категориям значении, так и личность. К такому результату пришёл, например, Гарри Стэк Салливен.
Отправной точкой для него, так же как и для других неофрейдистов, служило представление о мотивах, вытесненных в тайники бессознательной психики.
Стремление преодолеть антагонизм между личностью, представшей в ''классическом'' психоанализе в виде замкнутой системы, и социальным окружением, будто бы изначально ей враждебным, привело Салливена к тому, что сама среда испарилась в сеть межличностных психологических отношений, а личность оказалась лишь проекцией этой сети. [1, с. 231, 233]
Целью данной работы является ознакомление с основными биографическими очерками одного из представителей неофрейдизма Г.С.Салливена, особенностями и уникальностью его теорий, в частности ''Межличностной (интерперсональной) теорией психиатрии'', основанных на классическом психоанализе, а также критическими и дифференцирующими мнениями относительно их применения отечественных учёных с помощью использования некоторых источников относительно данного вопроса.
Задача: осуществление выбора литературных источников, являющихся наиболее актуальными в соответствии с данной темой; ознакомление с литературой; обощение и структурирование полученной информации по отношению к цели.
Биографические очерки жизни Г.С. Салливена
Сущность интерперсональной теории психиатрии
Основные свои идеи Салливэн изложил в единственной опубликованной при его жизни книге ''Концепции современной психиатрии'' (1947). Представление о его теоретических взглядах дают также работы ''Межличностная теория психиатрии'' и ''Психиатрическое интервью'' (опубликованы после его смерти и представляют изложение курса лекций, прочитанного им в Вашингтонской школе психиатрии) и материалы, вошедшие в объёмистое двухтомное издание его работ, вышедшее в США в 1965 г.
На основании своего межличностного подхода Салливен выдвинул идею о том, что ''Я-концепция'' является социологическим продуктом. Он выделял семь стадий развития, которые проходит человек в течение жизни: младенчество, детство, отрочество, период, предшествующий юности, юность, поздний период юности и зрелость. [3, с. 340]
Не игнорируя полностью биологические факторы, Салливен сосредоточивает внимание на социальных детерминантах психического развития человека. Особое значение он придаёт рассмотрению связей и отношений между индивидами, так как считает, что подлинная личность проявляется только при общении с другими людьми; ''личность никогда не может быть изолирована от комплекса межличностных отношений, в которых она живёт'' (H.S. Sullivan. The Collected Works, vol. I.N.Y., 1965, p. 10.)
Салливен понимает, что межличностные отношения не всегда зримо присутствуют в жизни человека. Они могут носить воображаемый, а подчас и иллюзорный характер, когда, например, личность имеет дело не с реальными людьми, а с литературными героями или мифологическими образами. Но в той или иной форме межличностные отношения всегда присутствуют в жизнедеятельности человека, независимо от того осознаёт он это или нет. Таким образом, можно сказать, что все психические процессы являются по своему характеру межличностными. И Салливен приходит к выводу, что для познания природы и внутренней жизни индивида, специфики человеческого существования необходимо исследовать межличностные ситуации, в которых человек проявляет свои чувства и эмоции, обнаруживает направленность своей деятельности.
По собственному признанию автора, в основе его ''Межличностной теории'' лежат три принципа, почерпнутые из биологии: принцип коммунального существования, принцип функциональной деятельности и принцип организации. При этом он даже не пытается сколько-нибудь разумное обоснование перенесения этих принципов, закономерностей развития живых организмов на исследование социального существа – человека. Для Салливена данные биологические принципы являются раз и навсегда установленными, поэтому, не затрудняет себя проверкой применимости их на уровне социального общения и человеческого поведения. [2, с. 124, 125]
2.3 Роль концепции ''динамизма''
Рассматривая вопрос о механизмах мотивационного поведения человека в контексте межличностных отношений, Салливен не приемлет фрейдовские положения о сексуальной обусловленности человеческой деятельности и сексуальной этиологии болезненного расщепления сознания личности. Он полагает, что определяющим началом психической деятельности индивида является специфический ''динамизм'' – ''относительно постоянный образец энергии'' живого организма, который проявляется в характерных процессах в межличностных отношениях. Во внутрипсихической жизни каждого человека, по Салливену, присутствует множество ''динамизмов'' (например, ''динамизм сублимации'', ''динамизм навязчивой идеи'', ''динамизм зависти'', ''динамизм беспокойства'', ''динамизм самости'', ''динамизм диссоциации''), внешнее проявление которых осуществляется у индивидов по-разному в зависимости от сложившейся социальной ситуации и жизненного опыта. Общая линия поведения личности, её жизнедеятельность обусловлены сочетанием этих ''динамизмов''.
Подчеркнём, что концепция ''динамизма'' не имеет в теории Салливена строго очерченных границ: под ''динамизмом'' понимается и внутрипсихическая энергия человека, и процесс, происходящий в межличностных отношениях, и ''часть'' личности, функционирование которой рассматривается как нечто целое, зависящее от социальных условий существования человека. Такая многозначность, а подчас и неопределённость в трактовке ''динамизма'' приводит к тому, что данное понятие распространяется на совершенно различные явления: оно может быть отнесено к тому, что обычно обозначается термином ''привычка'', и к тому, что рассматривается как ''установка'', ''инстинкт'', к бессознательному влечению и к вполне осознанному проявлению чувств человека. Одним словом, заявляя о новом подходе к исследованию личность, Салливен создаёт теорию, которая не отличается терминологической строгостью, определённостью и чёткостью формулировок. Уже одно это свидетельствует о необоснованности его претензий дать адекватное объяснение внутрипсихической деятельности человека.
Американский психиатр соотносит ''динамизмы'' с потребностями человека, возникающими в процессе межличностного общения. Многие конфликтные ситуации в личности возникают, по его мнению, в силу несоответствия (''напряжения'') между человеческими потребностями и их удовлетворением. В результате будто бы происходит становление так называемого ''динамизма диссоциации'', который предопределяет патологическое и асоциальное поведение индивида в межличностных ситуациях. Согласно Салливену, существует два основных источника внутрипсихического ''напряжения'' личности: первый – это разрыв между потребностями живого организма и способами удовлетворения их в существующих социальных условиях; второй – это ''беспокойство'' личности по поводу своего существования в социальном мире, межличностном окружении. Последний источник рождает наиболее опасный для личности вид ''напряжения'', обусловленный нарушением межличностных связей и отношений. [2, с. 127]
Сравнительный анализ научных исследований
ВЫВОДЫ
''Межличностная психиатрия'' Салливена претендовала на новое видение человека, учитывающее процессы коммуникации личности, межличностные связи и отношения. Но эти претензии оказались несостоятельными уже потому только, что Салливен не выходит за рамки метода исследования личности, свойственного классическому психоанализу и последующим его модификациям. Подобно другим учениям психоаналитического толка, ''межличностная психиатрия'' Салливена не решила проблему соотношения личности и общества; ограничившись указанием на социальный, межличностный контекст мотивационного поведения человека, она не сумела раскрыть подлинные механизмы взаимодействия личности с окружающей культурной и социальной средой. Как и в классическом психоанализе, личностное и общественное в трактовке Салливена представляют в виде неразрешимого антагонизма, который может быть ''смягчён'' посредством психотерапии, обеспечивающей соответствующую ориентацию человека в системе межличностных отношений, но не устранён.
В конечном счёте ''межличностная психиатрия'' оказывается ориентированной не на изменение существующих условий, а на ''притирку'' индивида к ним. Ведь появляющаяся в процессе социализации личности ''система самости'' так или иначе, вбирает в себя установки существующей социальной организации, ценности общества. Так развенчание социальных иллюзий в ''межличностной психиатрии'' оборачивается не чем иным, как порождением ещё одной иллюзии.
Гарри Стэк Салливен умер в январе 1949 года в Париже. Наряду с К.Хорни, Э.Фроммом он был одним из самых заметных и знаменитых неофрейдистов. Основываясь на теориях Фрейда, он подвергал их критическому анализу, развивал свои собственные взгляды. Его теории оказали влияние на развитие взглядов других психологов, теория личности легла в основу работы К.Роджерса, а также предшественника теории развития личности Э.Эриксона.
Таким образом, данная проделанная работа раскрыла некоторые особенности научных исследований, концепций Г.С. Салливена, которые внесли неоценимую лепту в историю развития науки психотерапии, психологии как попытку раскрыть структурные качества межличностного общения.
В дальнейшем возможно продолжение исследования научных данных по этой теме с последующим выполнением конкретных задач в рамках отрасли психологии.
Список использованной литературы
1.Ярошевский М.Г. – Психология в XX столетии. Теоретические проблемы
развития психологической науки. Изд.2-е, доп. М., Политиздат, 1974, 447 с.
2.Лейбин В.М. – Психоанализ и философия неофрейдизма, Москва,
Политиздат, 1977 г., 246 с. (Социальный прогресс и буржуазная философия)
3.100 великих психологов ¤ [ Авт. – сост. В. Яровицкий – М. Вече, 2004. – 431 с.
– Конец работы –
Используемые теги: Теория, Салливена0.053
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Теория Салливена
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов