Морфология человека.

Всякая живая форма, как мы говорили, это выражение идеи. Гладкие округлые формы выражают то, что существо, которому они принадлежат, должно двигаться медленно; формы же мускулистые и очень костлявые внушают идею о силе и могуществе.

Всякому физическому качеству, выраженному через форму, соответствует, по крайней мере, одна душевная склонность, вносящая свои черты в природу живого существа.

Так, например, тяжелая форма означает медлительность движений, но одновременно и кроткий нрав. Нельзя быть возбудимым и быстрым, если в тебе нет ловкости. Опытный наблюдатель увидит в стремительной форме серны скорость и врожденную боязливость.

Тот, кто может легко и быстро двигаться, находит свое спасение в бегстве, тем более, что нежность его тела не позволяет ему иметь другого средства для обороны. Если посмотреть на массивные формы морского рака и сильно развитое у него оружие нападения, легко можно заключить, что мы имеем перед собой существо, уделяющее серьезное внимание обороне. Баснописцы прочли величие в импозантной фигуре льва, хитрость в продолговатой форме лисицы.

В чистых линиях тренированного спортсмена читается физическая сила, а поскольку для поддержания силы мускулов необходима энергия, то в них можно прочесть и моральную силу.

В волнистых и небрежных линиях лимфатических типов читается не только медленное пищеварение и замедленный обмен жизненных веществ, но и душевная расслабленность, небрежность, склонность к пассивному мечтанию и потребность в большом количестве сна.

Большой живот и широкая нижняя часть лица мясника выдает не только любовь к мясной пище, его крупную печень и хорошее пищеварение, склонность к обжорству, но и преобладание в нем полового инстинкта.

Тот, кто видел изнеженный вид персов, вторгшихся в Древнюю Грецию, предугадал бы результат их битвы при Фермопилах под напором 300 спартанцев царя Леонида, мужей с крепкими мускулами и опаленными солнцем лицами.

Телесные формы так связаны с общим физическим и душевным здоровьем, что все, что затрагивает тело, касается одновременно его жизнеспособности и душевной гармонии.

Когда форма живого существа нормальна, оно одарено врожденными, присущими ему душенными качествами, имеет все преимущества, которыми его одарила природа. Если некоторые перемены в жизни видоизменяют эту форму, то параллельно с морфологическими изменениями происходят изменения в здоровье и в способностях этого живого существа.

Интенсивный "спорт", которым вынуждены заниматься дикие звери, чтобы найти себе пищу или избежать своих врагов, блестяще сохраняет их физическую форму и поддерживает активный и бодрствующий нрав.

Домашняя жизнь, напротив, ухудшает формы животных, подавляет их сопротивление болезням, а также меняет их характер. Жвачные животные — исправные домоседы, их формы часто гипертрофированны. Они ленивы и подвержены туберкулезу. Дикий же конь в степях обладает великолепной формой и неукротимо буйным нравом. Сравните его с жалкой вялостью какого-нибудь "россинанта", который тащит повозку или фаэтон и обезображен 20-летней жизнью в хлеву.

"Дикие животные, помещенные в клетки, претерпевают вследствие невольного сидячего образа жизни такое вырождение, что жизнь их сокращается почти вдвое. Они быстро впадают в инертное состояние, из которого выходят для того только, чтобы попасть в другое состояние лихорадочного возбуждения, сопровождающегося сильной дрожью" (D-r Gaston Durville. "La Cure Naturiste").

Верните свободу бедной подагрической собаке, которую наши элегантные дамы держат в закрытом теплом помещении, и вы увидите, как возвращается естественная утонченность ее ног и нормально вытянутая линия живота, как заново она приобретает живой взгляд и природную жизнерадостность и смелость.

Подагрические узлы и накопления жира означают для человека не только неспособность двигаться, но они означают для тех, кто умеет читать по этим признакам, и неспособность мыслить здраво.

Только движения, сообразующиеся с предназначением живого существа, в состоянии сохранить естественную форму тела. Питание играет также первостепенную роль. И поистине, как только существо отклоняется от законов своего питания, оно наносит вред и своему здоровью и своей форме. Съедая больше чем нужно из страха ослабеть, употребляя очень концентрированную пищу (мясо, спиртные напитки, сахар) под предлогом, что они лучше поддерживают организм, человек нарушает не только свои гастро-гепато-интесцинальные функции, то есть функции желудка, печени и кишечника, но и свою естественную красоту и оптимизм.

Отмечали ли вы телесную форму хронических неврастеников? У них не только плохое пищеварение, но они и вырождены по форме. Плечи их опущены вниз и плохо прикреплены к грудной клетке, живот не окружен тем естественным поясом мускулов, который сохраняет его и поддерживает эластичность.

Полнота часто маскирует вырождение формы, но не думайте, что вещий физиогномист может быть этим обманут. Свободный контур полноты не мешает обученному глазу видеть под ним плохую мускулатуру. Выпуклые мускулы, разграниченные красивыми бороздками, выглядят совсем иначе, чем вялые жировые наслоения.

Каковы главные анатомические элементы, образующие естественную форму позвоночника? Это известно: скелет и мускулы, которые его покрывают. Если исключить животных северных стран и животных, которые спят зимой, нормально развитые позвоночные обычно имеют мало жира. Небольшое количество жировой ткани находится только в межмускульных бороздках. Нормальные линии человеческого тела образуются кожей, покрывающей мускульно-костный субстрат.

Нормальное человеческое существо имеет хорошо развитую мускулатуру. У него очень небольшое количество жировой ткани. Наше утверждение настолько верно, что можно было бы одним только возрождением формы вернуть здоровье телу и равновесие духу.

Сколько павших духом людей, пройдя наш природосообразный метод лечения, могло бы вернуть свои душевные силы и восстановили бы нормальную форму своего тела, следуя здоровому режиму натуропатии.

Мускул — это не только инструмент для животного, он одновременно и один из работников здоровья. Без мускулов нет устойчивого здоровья, нет истинной красоты, нет истинного счастья.

"В течение более чем тысячи лет Греция могла поддерживать свое превосходство в мире благодаря блестящему пониманию того, как надо воспитывать человека. Гладиатор, дискобол, т. е. метатель диска, восхитительные по своей крепкой силе и оптимизму, были идеалами красоты.

Жалко, что правильное понимание красоты было заменено другим пониманием, которое предполагало в качестве образца мертвого, распятого, отрекающегося от себя Христа, символ пассивного созерцания и отчуждения от жизни*. Если бы церковное христианство позаимствовало от язычества не только его алтари, но и любовь к красоте, средневековье было бы светлой эпохой.

Есть параллель между силой мускула и красотой его линии, потому что природа в сущности логична. Красота и здоровье (по телу и по духу) это две стороны одной и той же медали, точнее красота — это внешняя сторона медали, а здоровье — это внутреннее ее содержание". (Доктор Гастон Дюрвиль. "Курс натурологии")