Реферат Курсовая Конспект
Я читаю ваши мысли - раздел Психология, Лиллиан Гласс. ...
|
Лиллиан Гласс.
Я читаю ваши мысли.
Оглавление
Часть первая. Искусство и наука понимать людей. 3
Введение. 3
Глава 1. Тест «Как хорошо я понимаю людей?». 6
Глава 2. Почему так важно уметь понимать людей. 10
Два варианта развития событий: позитивный и негативный. 14
Глава 3. Основы понимания людей. 15
Четыре кода общения. 16
Расшифровывая речевой код. 16
Прислушиваясь к голосовому коду. 16
Присматриваясь к коду языка тела. 16
Читая код выражения лица. 16
Изучайте людей, наблюдайте за ними. 17
Шевелите мозгами. 17
Глава 4. Как развить свое умение понимать людей. 20
Анализ умения понимать людей. 20
Что означают ваши ответы. 21
Десять отличий больших знатоков людей. 21
Как остановиться, осмотреться и прислушаться. 22
Часть вторая. Как овладеть четырьмя кодами общения. 26
Введение: таблица результатов наблюдения за людьми. 26
Глава 5. Понимание речевого кода. 28
Анализ речевого кода. 28
О чем говорят ваши ответы. 29
Словесная утечка. 29
Словесные утечки и речевые коды. 31
Глава 6. Понимание голосового кода. 46
Анализ голосового кода. 46
Зеркало души. 46
Голос не лжет. 47
Исключения при анализе голосового кода. 48
Анализ голосовых подсказок. 50
Стиль. 50
Высота. 50
Громкость. 52
Качественные характеристики.. 53
Голос, который не вводит людей в заблуждение. 60
Глава 7. Понимание кода языка тела. 60
Анализ кода языка тела. 60
Чтение языка тела знаменитостей. 62
Тело не лжет. 63
Манера держаться: правильная и неправильная. 66
Следите за руками. 67
Эмоциональные пальцы. 68
Дотрагивание. 69
Эмоциональные ступни. 70
О чем говорят ноги. 71
Походка. 72
Что вы носите. 72
Прическа и гигиена. 73
Глава 8. Понимание кода выражения лица. 74
Анализ кода выражения лица. 74
Неподходящее выражение лица. 76
Увлеченное лицо. 76
Как узнать об отношении к себе по глазам. 77
Правдивые глаза. 77
Эмоциональные глаза. 77
Выразительные брови. 79
Читайте по губам. 79
Говорящие щеки. 81
Эмоциональный подбородок. 81
Умный нос. 82
Говорящие уши. 82
Равнодушное выражение лица. 83
Открытое лицо. 83
Часть третья. Использование кодов для определения типа характера. 83
Глава 9. Понятие о 14 типах характера. 83
Какие бывают люди. 83
Тест на тип характера. 84
Медицинский аспект проблемы. 85
Первое впечатление. 85
Четырнадцать типов характера. 86
1. Пассивный агрессор. 86
2. Соблазнитель. 87
3. Жертва. 88
4. Ледышка. 89
5. Слизняк. 89
6. Лжец. 90
7. Нарциссист. 91
8. Сноб. 91
9. Соперник. 92
10. Даритель. 93
11. Хулиган. 93
12. Шутники. 94
13. Непонимающие. 95
14. Надежный человек. 96
Глава 10. Для чего все это нужно. 97
Объединяя все четыре кода общения. 97
УДК 159.9
ББК 88.5
Г52
Гласс Л. Я читаю ваши мысли / Л. Гласс; Пер. с англ. Е.М. Пестеревой. — М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2003. — 251, [5] с. — (Библиотека практической психологии).
Lillian Glass
I KNOW WHAT YOU'RE THINKING, 2002
Перевод с английского Е.М. Пестеревой
Печатается с разрешения автора и Jane Dystel Literary Management с/о Toymania LLC.
Тираж 5 000 экз.
ISBN 5-17-016743-1 (ООО «Издательство ACT»)
ISBN 5-9577-0194-7 (ЗАО НПП «Ермак»)
Вы завидуете телепатам?
Вы хотите познать мир другого человека и научиться читать его мысли?
Для этого вовсе не обязательно обладать сверхъестественными способностями!
Прочитайте книгу знаменитого психолога Лиллиан Гласс — и вы сможете ВИДЕТЬ ЛЮДЕЙ НАСКВОЗЬ. По тембру и интонациям голоса, манере выражаться, жестам, мимике и «языку тела» вы станете БЕЗОШИБОЧНО угадывать их мысли и чувства, намерения и желания.
Примените в жизни теорию Лиллиан Гласс — и вам позавидуют профессиональные психологи и даже телепаты!
Посвящаю эту книгу моим ныне покойным отцу Эйбрахаму Глассу и брату Манни Глассу. Эти замечательные, выдающиеся люди блестяще владели искусством разбираться в людях. Пусть их мудрость, которой я собираюсь поделиться с вами на страницах этой книги, обогатит вашу жизнь точно так же, как она обогатила мою, а их способность проникать в суть вещей позволит вам так же хорошо понимать окружающих, как позволила мне.
Часть первая. Искусство и наука понимать людей.
Введение.
Когда я была маленькой и жила в Майами, мой отец, ныне покойный, Эйбрахам Гласс любил играть со мной в одну игру; конечно, я и подумать тогда не могла, что со временем она откроет для меня путь к профессиональному успеху. Отец часто водил меня в кино, где перед началом сеанса всегда показывали новости или мультфильмы, а после, когда мы не спеша спускались к «Ройял-касл», чтобы съесть по гамбургеру и выпить из запотевшей кружки березового напитка, он всегда задавал мне какой-нибудь вопрос. Например, как звали одну из собачек из только что виденного нами мультфильма, и если я отвечала правильно, отец покупал мне подарок.
Находясь рядом с ним, я научилась быть предельно, внимательной ко всему, что меня окружает, запоминать людей, которых встречала, и места, где бывала. И никаких скидок мне не делалось, потому что на карту было поставлено развитие потенциального дара.
Обычно отец просил меня припомнить различные мелочи, например, какого цвета платье было на той даме, выглядела ли она грустной и кого мне напомнила. Он постоянно внушал мне необходимость видеть и слышать все вокруг, заставляя замечать малейшие детали. Куда бы мы ни шли, отец постоянно обращал мое внимание на всякую всячину: как переливаются цвета на клюве у какой-нибудь пичужки, меняется направление ветра перед тропической бурей, пахнет свежескошенная трава, какой вкус у спелого и сочного манго. Он владел даром обучения и добился того, что все мои чувства обострились и я научилась полностью воспринимать окружающий меня мир.
Так с ранних лет я готовилась к тому, что со временем стало делом всей моей жизнь. Я так увлеклась этим занятием, что благодаря ему сумела узнать не меньше, чем за все время обучения в учебных заведениях. Впрочем, отец подготовил меня и к тому, чтобы стать хорошей студенткой, и это позволило мне получить звание доктора наук сразу в двух областях — в прикладной психологии и в области проблем нарушения общения.
Анализ особенностей речи и голоса дает богатый материал для оценки состояния психического здоровья человека. Темп речи, высота, громкость и свойства его голоса, много или мало человек говорит, — все это может послужить точным инструментом определения его эмоционального состояния, а на этой основе и главных черт характера.
Труды многочисленных антропологов, включая известное исследование Дезмонда Морриса и других, заложили основы изучения выражения лица человека в целях лучшего понимания особенностей человеческого общения. Полученные ими результаты помогают нам более глубоко понять поведение людей, что, в свою очередь, дает ключ к определению их характеров. Аналогично литература, посвященная анализу языка тела, предлагает совершенно новый подход к пониманию людей, отличный от простого восприятия того, о чем они говорят.
Постоянное наблюдение за человеком в течение определенного периода времени с точки зрения всех четырех модальностей — языка тела, лица, голоса и манеры речи — позволяет точно установить, люди какого типа характера подходят для него наиболее или наименее всего. Выявляя с помощью этих четырех модальностей общения истинную сущность людей, мы можем лучше понять самих себя и более правильно решать, с кем нам следует контактировать, а с кем необходимо расстаться, чтобы наша жизнь изменилась к лучшему.
Предлагаемая в этой книге методика разработана на основе собранных мною более чем за два десятилетия эмпирических данных о тысячах клиентов, которым мне удалось помочь улучшить их технику общения. Это были люди из разных слоев общества и всех возрастов, в том числе имеющие определенные психологические и эмоциональные проблемы, а также инвалиды. Были среди них и совершенно здоровые, очень уравновешенные и высокоодаренные люди — спортсмены, врачи, домохозяйки, бизнесмены, юристы и политики. Мне довелось также поработать со звездами шоу-бизнеса, такими, как Дастин Хоффман, Хулио Иглесиас, Энди Гарсиа, Долли Партон, Бен Верин, Николас Кейдж, Шон Коннери, Кеану Ривз, Рене Руссо, Мелани Гриффитс и Марли Мэтлин.
Мои клиенты научились общаться с людьми более эффективно, правильно преподносить себя публике, улучшили звучание своего голоса, отказались от неудачной манеры речи, освоили правильное произношение, исправили свой выговор и обрели большую уверенность в себе. Они научились лучше общаться с людьми, с которыми их связывали как деловые, так и личные отношения.
Работая со своими клиентами в Беверли-Хиллс и Нью-Йорке, я досконально изучала не только манеру их речи, но и имидж. Чтобы поставить правильный диагноз и выработать соответствующий план действий, я рассматривала их буквально с головы до ног, изучала малейшие погрешности их речи, посадку головы, выражение лица, глаз, походку, манеру сидеть или стоять. Я внимательно слушала и тщательно анализировала все, о чем они говорили и как.
Я следила за мимикой лица и жестикуляцией моих клиентов, присматривалась к их позам и манерам и заметила, что некоторые сочетания тех или иных особенностей голоса, речи, языка тела и выражения лица постоянно присутствовали у людей определенного типа характера. Так выяснилась возможность обобщения, и я смогла выделить четырнадцать различных типов характеров.
Изучение того, как мои клиенты проявляют себя вовне, давало мне таксе полное понимание их внутреннего мира, что многие начинали думать, будто я психиатр. Как же еще я могла узнать так много о том, что они чувствуют или что не дает им покоя, если они никогда не говорили об этом?
Проанализировав их внешний вид и манеру речи, я точно определяла их характер и догадывалась о том, что творится у них в душе. Лицо и тело не лгут, они отнюдь не менее информативны, чем слова, которые кто-то говорит, и то, как он их произносит. Я могла сказать, что переживали мои клиенты, просто послушав их и понаблюдав за ними. Я могла сказать много интересного только по тому, как они стояли или на меня смотрели.
Мои клиенты были обычно потрясены теми разоблачениями, которые происходили во время наших занятий. Один из них, сорокавосьмилетний весьма преуспевающий бизнесмен Дэн, был просто поражен, когда я сказала ему, что, по-видимому, над ним в детстве надругался отец. Дэн никак не мог понять, как я узнала этот секрет, поскольку он никому о нем не рассказывал, но для меня все было достаточно очевидно, потому что я постоянно замечала его агрессивный тон, стиснутые зубы, подергивание лица и другие особенности мимики, которые появлялись у него, когда бы он ни заговорил о своем отце. Кропотливое исследование мельчайших внешних проявлений личности Дэна позволило мне понять, что творится у него в душе.
Моя методика дала мне возможность не только исследовать характер и личность человека, но и предсказывать, что случится с ним в будущем. Определив характер клиента, я могла дать ему рекомендации, как исправить свое поведение, чтобы никогда больше не попадать в ситуации, из которых он не сумеет выйти без потерь.
Тридцатисемилетний управляющий рестораном Тед имел манеру бормотать и к концу предложений говорить все тише и тише. При почти двухметровом росте он обладал удивительно высоким голосом и разглядывал кончики своих ботинок каждый раз, когда его о чем-нибудь спрашивали. Заслышав вопрос о семье, он отводил взгляд, опускал голову и отвечал так тихо, что его невозможно было понять.
Однажды я поинтересовалась, как давно Тед не виделся со своими детьми. Он сразу же потерял самообладание и со слезами сообщил мне, что ничего не знает о них уже много лет. Я посоветовала ему немедленно нанять частного детектива и отыскать своих детей, потому что это и было подлинной причиной его проблем с речью: чтобы говорить как мужчина, он должен был сначала научиться вести себя как мужчина.
Манера речи Теда и движения отражали его неуверенность в себе, отсутствие самоуважения и острый стыд, который он испытывал из-за того, что бросил своих детей. Тед последовал моему совету: нанял детектива, нашел детей и восстановил с ними нормальные отношения.
Вскоре после того как Тед вновь обрел своих близких, его голос окреп и стал ниже на две октавы, а манера переходить к концу предложений почти на шепот и говорить не поднимая головы бесследно пропала. Так исполнилось то, что я обещала ему на нашем первом занятии.
Большое удовлетворение мне также принесла работа с моими знаменитыми клиентами, которым я помогала еще до того, как они стали звездами. Я могла предсказать, ожидает ли их успех, только понаблюдав за их речью, голосом, движениями и выражением лица.
Одним из них был актер Энди Гарсиа. Я поняла, что он станет звездой первой величины, как только Гарсиа появился у меня в кабинете. У него были уверенные движения, крепкое рукопожатие и прямой взгляд. Он был уравновешен, обходителен, элегантен, полон решимости и сосредоточен. Как говорят в Голливуде, в Гарсиа была изюминка, которая заставляет вас поднять голову, когда человек начинает говорить. Харизма — это то, что вы говорите, как говорите и как при этом выглядите, и все это действует вместе. Ваши язык тела и выражение лица дополняют друг друга, и людям нравится то, что они видят и слышат. Изюминка — это разновидность магнетизма, открывающего все двери перед людьми, которые умеют себя подать и одним своим присутствием создают совершенно особую атмосферу. В этой книге я расскажу вам о том, как распознать людей, в которых есть изюминка.
Пару лет назад журнал «Ньюсуик» попросил меня дать свое толкование тому, что на самом деле намеревались сказать такие суперзвезды, как Тина Тернер, Хелен Хант и Шерон Стоун, снявшись для обложек самых известных журналов страны. Эти женщины были изображены примерно в одинаковых позах, стоя и подбоченясь, однако те сообщения, которые они пытались передать с помощью своих фотографий, имели совершенно различное содержание. Послание Шерон Стоун так и кричало о ее сексуальности, Хелен Хант непринужденно сообщала, что считает себя просто одной из нас, а Тина Тернер утверждала силу женской красоты.
В статье, которую я подготовила для журнала «Ред-бук», мне нужно было изучить фотографии различных знаменитостей и сделать на этой основе заключение об их взаимоотношениях. Среди них была коллекция снимков Тома Хэнкса и его жены Риты Уилсон. По этим снимкам было ясно видно, как хорошо им вместе, потому что они неотрывно смотрели друг другу в глаза с любовью и заботой. Они склонялись друг к другу, как настоящие муж и жена, каковыми они безусловно, и являлись. Было заметно, что они очень дорожат друг другом, — это, конечно, и подтверждает тот факт, что они женаты уже почти пятнадцать лет.
В книге «Я читаю ваши мысли» я постараюсь показать, что научиться узнавать правду может каждый. Это умение отнюдь не является привилегией экстрасенсов или тех, кто получил хорошее образование или обладает особым чутьем. Это под силу любому. Я поделюсь с вами тем, как можно точно оценить любую ситуацию, и это пригодится вам в вашей профессиональной деятельности и в личной жизни.
Моя методика позволит вам определить, насколько хорошо вы умеете понимать других и самого себя. Вы узнаете, как расшифровывается каждый из четырех кодов общения — речи, голоса, языка тела и выражения лица. Я научу вас упражнениям, которые помогут вам лучше пользоваться своей способностью понимать других. Затем я расскажу, как свести эти коды воедино и определить конкретный тип личности человека, чтобы вы могли легче распознавать людей с такими чертами характера, которые для вас наиболее или наименее приемлемы.
Эта книга буквально изменит вашу жизнь, потому что в ней излагается методика, которую с таким успехом применяли мои клиенты. Как и им, она поможет вам стать гораздо более осведомленными и защищенными, и вы не будете больше делать столько ошибок, формируя свое мнение о других. Она поможет вам мыслить более ясно и четко, потому что вы научитесь доверять своему чутью и делать правильный выбор в своих отношениях с людьми, существенно улучшив все аспекты вашей жизни.
Глава 1. Тест «Как хорошо я понимаю людей?»
Чтобы определить, насколько вы владеете основными навыками общения, необходимыми для умения устанавливать истину, нужно сначала оценить, какими способностями вы обладаете в настоящий момент.
Этот тест поможет вам узнать, как далеко вы продвинулись в понимании других и себя. Быть может, вы обладаете способностью подмечать любое проявление человеческих чувств. Быть может, вы прекрасно умеете пользоваться этим даром и практически всегда составляете о людях верное представление. Раскусив человека, вы, возможно, сумеете достойно противостоять ему, а может быть, и нет, потому что не захотите «раскачивать лодку» или создавать проблемы. Нравиться окружающим для вас может оказаться куда важнее, чем сохранить в неприкосновенности свое собственное «я». А может быть, вы принадлежите к типу людей, которые не отличаются большой догадливостью или настолько далеки от подобных вещей, что так и притягивают к себе тех, кто ведет себя с ними непорядочно.
Этот тест разработан специально для того, чтобы определить, можете ли вы уже разбираться в людях и как хорошо справляетесь с этой задачей.
Выберите для каждого вопроса ответ «верно» или «неверно». Отвечайте честно. Правильным обычно является ответ, который приходит вам в голову первым, поэтому не пытайтесь себя корректировать.
1. Каждый раз, когда я выхожу из дому, я всегда замечаю людей, которые меня окружают.
Верно_____Неверно_____
2. Когда я иду по улице, то всегда знаю, идет ли кто-нибудь сбоку или позади меня.
Верно_____Неверно_____
3. Первое, что я замечаю в человеке, — лицо.
Верно_____Неверно_____
4. Я всегда замечаю, как человек одет.
Верно_____Неверно_____
5. Я всегда спрашиваю себя, почему мне не нравится тот или иной человек или та или иная ситуация. Верно_____Неверно_____
6. Я сразу настораживаюсь, если в поведении человека мне что-то не нравится, и немедленно составляю о нем свое мнение.
Верно_____Неверно_____
7. Я никогда не удивляюсь, если мое первое впечатление оказывается правильным.
Верно_____ Неверно______
8. Если мне кто-то не нравится, я никогда не забываю о своем к нему отношении.
Верно_____Неверно______
9. Если мне кто-то не нравится, я останавливаюсь и задумываюсь, почему он меня так раздражает.
Верно_____Неверно_____
10. Если мне кто-то нравится, я часто думаю, почему я к нему так отношусь.
Верно_____Неверно_____
11. Если кто-то мне сразу не понравился без видимых причин, я не буду пытаться избавиться от этого чувства или объяснить его тем, что у меня просто был тяжелый день.
Верно_____Неверно_____
12. Я запоминаю практически все, что мне говорят.
Верно_____Неверно_____
13. Разговаривая с человеком, я всегда внимательно слежу за его выражением лица.
Верно_____Неверно_____
14. Я всегда обращаю внимание на тон, которым человек со мной говорит, и поэтому всегда догадываюсь о его настроении.
Верно_____Неверно____
15. Я не легковерен — верю далеко не всему, что мне говорят.
Верно_____Неверно_____
16. Я задаю людям вопросы и добиваюсь, чтобы они отвечали за свои слова, потому что прошу у них объяснений, особенно если с чем-нибудь не согласен.
Верно_____Неверно_____
17. Обычно я сразу вижу, когда кто-нибудь лжет или преувеличивает.
Верно_____Неверно_____
18. Я сразу замечаю, когда кто-то сердится.
Верно_____Неверно_____
19. Я сразу замечаю, когда кому-то грустно.
Верно_____Неверно_____
20. Я сразу замечаю, когда кто-то напуган.
Верно_____Неверно_____
21. Я сразу замечаю, когда на меня сердятся.
Верно_____Неверно_____
22. Я сразу замечаю, когда кто-то в меня влюблен.
Верно_____Неверно_____
23. Я сразу замечаю, когда у человека прекрасное настроение.
Верно_____Неверно_____
24. Я всегда чувствую, если кому-то не нравлюсь.
Верно_____Неверно_____
25. Я сразу замечаю, когда кто-то удивлен.
Верно_____Неверно_____
26. Я сразу чувствую, когда мне говорят правду.
Верно_____Неверно_____
27. Я сразу чувствую, когда человек безразличен.
Верно_____Неверно_____
28. Разговаривая с человеком, я всегда чувствую, когда ему становится скучно.
Верно_____Неверно_____
29. Я всегда понимаю, когда исчерпал чужое гостеприимство.
Верно_____Неверно_____
30. Я стараюсь держаться подальше от некоторых людей, которые доставляют мне одни неприятности. Верно_____Неверно_____
31. Когда мне нужно кого-нибудь охарактеризовать, я обычно сразу вспоминаю его манеру вести себя, стоять, ходить.
Верно_____Неверно_____
32. Я могу точно вспомнить, с какой интонацией мне рассказывали ту или иную историю.
Верно_____Неверно_____
33. Я без труда могу вспомнить любой эпизод из своего прошлого и свои ощущения.
Верно_____Неверно_____
34. Я легко могу припомнить манеру речи человека, с которым я только что познакомился.
Верно_____Неверно_____
35. Если бы мне потребовалось описать чью-нибудь манеру речи, я легко вспомнил ее и рассказал другим.
Верно_____Неверно_____
36. Мне доводилось испытывать испуг или дискомфорт в присутствии нового человека без видимых причин.
Верно_____Неверно_____
37. Находясь на отдыхе, я часто подмечаю то, на что другие не обращают никакого внимания.
Верно_____Неверно_____
38. Мне часто удается найти что-то первым.
Верно_____Неверно_____
39. Я могу процитировать то, что мне сказали.
Верно_____Неверно_____
40. Я обычно помню, как добраться куда-нибудь, даже если был там всего несколько раз.
Верно_____Неверно_____
41. Я свободно выражаю свои чувства.
Верно_____Неверно_____
42. Я не боюсь показать человеку, что сержусь.
Верно_____Неверно_____
43. Я легко могу выразить свою любовь или привязанность.
Верно_____Неверно_____
44. Я всегда осознаю свои ощущения.
Верно_____Неверно_____
45. Я всегда обращаю внимание на запах, вид и качество еды.
Верно_____Неверно_____
46. Я всегда замечаю, когда кто-то говорит невпопад.
Верно_____Неверно_____
47. Я редко пропускаю мимо ушей сомнительный комплимент или язвительное замечание и сразу понимаю, что человек на самом деле хотел сказать.
Верно_____Неверно_____
48. Когда я бываю в приподнятом настроении, то могу громко смеяться, весело танцевать или громко разговаривать.
Верно_____Неверно_____
49. Когда мне что-то не нравится, я часто реагирую на это чисто физически: у меня перехватывает дыхание или начинает сосать под ложечкой.
Верно_____Неверно_____
50. Когда мне что-то не нравится или я нахожусь в напряжении, то начинаю сильно потеть.
Верно_____Неверно_____
51. Я замечаю за собой, что слишком много или мало ем, когда меня что-то беспокоит.
Верно_____Неверно_____
52. Я не спешу разделить всеобщий энтузиазм, как бы ни радовались те, кто меня окружает.
Верно_____Неверно_____
53. Я всегда чувствую, когда кого-то огорчил.
Верно_____Неверно_____
54. Я всегда вижу, когда кто-то действительно ко мне хорошо относится.
Верно_____Неверно_____
55. Я могу описать внешний вид человека в мельчайших деталях.
Верно_____Неверно_____
56. Если люди непоследовательны в том, что говорят, я часто обращаю на это их внимание.
Верно_____Неверно_____
57. Если я заподозрю, что человек мне лжет, то буду задавать ему все новые и новые вопросы.
Верно_____Неверно_____
58. Я всегда помню о своем первом впечатлении о человеке.
Верно_____Неверно_____
59. Я всегда вижу, какое у человека настроение.
Верно_____Неверно_____
60. Я всегда вижу, когда кто-либо говорит то, что не соответствует выражению его лица или жестикуляции.
Верно_____Неверно_____
Подсчет результатов теста
Закончив отвечать на вопросы, поставьте себе один балл за каждый ответ «верно», ноль баллов — за ответ «неверно» и подсчитайте общую сумму баллов.
Глава 2. Почему так важно уметь понимать людей.
Каждый из нас обладает врожденной способностью узнавать правду о других и правильно воспринимать события и явления окружающего мира. Некоторые осознают необходимость понимать людей, другие предпочитают ее игнорировать, каждый подходит к этому вопросу по-своему — такова уж людская природа.
• Меня от него тошнит!
• Я ее просто обожаю!
• Я поверила в него, как только его увидела!
• Я знал, что она окажется настоящей стервой!
• Ну почему я не прислушался к внутреннему голосу?
• Я знала, что он просто лжец!
• Это была любовь с первого взгляда!
• Я чувствовала, что с ней будут одни проблемы!
• Я был уверен, что в конце концов мне придется из-за него раскошелиться!
• Какая же я растяпа! И почему я не поверила своей интуиции?
Вы занимаетесь пониманием людей каждый день, хотя часто этого даже не осознаете. Вы определяете, хорошо или плохо относится к вам человек, честный он или нет, допускать ли его или ее в свою жизнь, и в общем-то умеете принять правильное решение. Понимание происходит естественным образом. Проблема состоит в том, что большинство людей не знает, как интерпретировать то, что кроется за их ощущениями, и использовать эту информацию, чтобы расширить свои возможности в той или иной ситуации. В этой главе я приведу примеры конкретных ситуаций, иллюстрирующие, как правильное или неправильное понимание людей влияет на нашу жизнь. Всех нас можно разделить на несколько категорий. Чтобы узнать, к какой из них относитесь вы, ответьте на следующие вопросы. Можете ли вы сказать о себе, что вы:
1. ...легко принимаете решения?
а) ...активный человек и лидер, обладающий сильной волей и твердыми моральными устоями?
б) ...всегда знаете, что делаете и куда направляетесь?
в) ...редко ошибаетесь и обычно делаете правильный выбор?
г) ...всегда чувствуете, когда что-то идет не так?
2. ...в большинстве случаев не жалуетесь на свое чутье?
а) ...иногда сожалеете, что не доверились своей интуиции?
б) ...обычно принимаете верные решения?
в) ...иногда колеблетесь под влиянием чужого мнения?
г) ...слушаете других, только чтобы успокоить их или сделать им приятное?
3. ...из тех, кто не любит создавать проблемы?
а) ...предпочитаете ничего не предпринимать, когда вам кажется, что что-то идет не так?
б) ...склонны надеяться, что все наладится само собой?
в) ...часто не знаете, кому можно доверять?
г) ...часто сомневаетесь в собственных силах?
4. ...относитесь к типу людей, которых постоянно обижают?
а) ...часто оказывались обманутыми деловыми партнерами?
б) ...часто оказывались обиженными людьми, с которыми вас связывали личные отношения?
в) ...часто думаете, что такое могло случиться только с вами, или спрашиваете себя: «Ну почему именно я?»
г) ...верите практически всему, о чем читаете или что говорят?
Глава 3. Основы понимания людей.
Только подумайте, какой замечательной стала бы ваша жизнь, если бы вы умели определять, какое эмоциональное воздействие, положительное или отрицательное, оказывает на вас тот или иной человек или действительно ли он испытывает к вам любовь или симпатию. Разве не важно вам точно знать, лжет ли кто-либо или действительно печется о ваших интересах, как о своих собственных?
Большинство людей считает, что когда мы прислушиваемся к внутреннему голосу, доверяемся своим инстинктам или предчувствиям, то имеем дело с необъяснимым феноменом, но это не так. На самом деле это вполне определенный нейробиологический процесс, основанный на восприятии четырех кодов общения — речи, голоса, языка тела и выражения лица, — которые подробнее будут рассмотрены в этой книге.
Способность понимать других — это не искусство, а наука. Это результат повышения вашей информированности за счет того, что вы живете в согласии со своими чувствами. Такие эмоции, как страх, гнев и радость, рождаются в головном мозге, который и управляет тем, как эти чувства передаются с помощью речи и выражения лица. Голос человека, его тон, жестикуляция или поза, а также выражение лица — это сложные формы выражения того, что один мозг сообщает другому.
Присматриваясь к коду языка тела.
Код языка тела — это своеобразная калька с человека, которая показывает, как он ходит, сидит и стоит. Как человек держит голову, имеет при анализе кода языка тела не меньшее значение, чем то, какие движения он делает руками и ногами. Понаблюдайте, например, какое пространство человек занимает, когда сидит, или на каком расстоянии от вас он обычно старается держаться.
Шевелите мозгами.
Глава 4. Как развить свое умение понимать людей.
Упражнение 1. Музыкальные стульчики.
Это упражнение легче понять, если разбить его на простые этапы и просмотреть, как кинопленку, кадр за кадром. Помните ли вы, как в детстве играли в музыкальные стульчики? Вы маршировали вокруг крохотных стульчиков, пока в комнате звучала та хорошо знакомая вам музыка, под которую вы, возможно, даже пели.
Внезапно музыка смолкала, вы замирали, а затем визжали от восторга, если оказывались как раз перед одним из стульчиков, или же ваше лицо вытягивалось от разочарования, которого еще так много будет в вашей жизни. Возможно, вы даже начинали плакать, когда оказывалось, что вам не удалось очутиться перед стульчиком и теперь придется выйти из игры.
Момент, когда вы ненадолго замирали, позволял вам определить, есть ли перед вами стульчик и можете ли вы продолжать игру или же будете дисквалифицированы. То же самое происходит и в жизни. Когда вы стоите лицом к лицу с Другим человеком, то нужно остановиться и мысленно замереть на несколько секунд, с тем чтобы понять, что он собой представляет, чтобы вас не лишили возможности и впредь жить мирной и счастливой жизнью, не отягощенной проблемами, создаваемыми другими.
Пусть аналогия с музыкальными стульчиками приходит вам на ум всякий раз, когда вы кого-то встречаете. Замрите! Сделайте паузу, чтобы увидеть, есть ли перед вами, образно говоря, тот самый стульчик, стоит ли перед вами человек, эмоционально уравновешенный, или тот, кто попытается упрочить свое положение, выбив почву из-под ваших ног? Дайте себе время подумать над тем, что этот человек собой представляет.
Последовательность действий при этом должна быть следующей. Мысленно скажите себе: «Замри!» Иногда самые простые поступки позволяют вам не сидеть сложа руки и продвинуться на следующую ступеньку в выполнении стоящей перед вами задачи.
В течение двух секунд сделайте ртом неглубокий вдох и задержите дыхание на те же две секунды. При выдохе постарайтесь выбросить из головы все предрассудки и предубеждения в отношении этого человека, которые могут у вас быть, и максимально освободите место для всей информации, которую вы сейчас будете воспринимать и визуально, и на слух.
Продолжая в течение двух секунд вдыхать через нос, смотрите человеку прямо в лицо. Задержите дыхание на две секунды, потом сделайте выдох через рот и начинайте осмысливать полученную вами визуальную информацию.
Пока человек с вами говорит, продолжайте дышать таким образом, пока не устанете. Делая в течение трех секунд вдох через нос, изучайте позу, осанку, жестикуляцию и мимику лица. Выдыхая через рот, внимательно слушайте, что человек говорит и как звучит его голос.
Теперь снова сделайте вдох через рот и на этот раз попробуйте разобраться в своих ощущениях от этого человека. Какое впечатление он на вас производит — хорошее или плохое?
Упражнение 2. Наблюдатель.
Это отличное упражнение, которое вы можете проделать, когда в следующий раз попадете в такое место, где окажетесь в окружении множества незнакомых людей. Во-первых, постарайтесь расслабиться. Представьте, что вы наблюдаете за героями фильма. Это поможет вам избавиться от застенчивости и очистит восприятие эмоций. Это поможет вашему сознанию лучше разобраться в эмоциях, которые вы будете испытывать.
Составьте объективное представление о помещении, в котором находитесь. Внимательно осмотрите все, что вас окружает, — мебель, ковры, стены. Теперь изучите находящихся в помещении людей. Не торопитесь, не перегружайте себя впечатлениями. Понаблюдайте за всеми по очереди: как они движутся и разговаривают друг с другом. Обратите самое пристальное внимание на то, как реагирует на получаемую информацию ваш организм. Что происходит с вашим дыханием? Не нарушился ли его ритм? Не стало ли оно затрудненным, учащенным или замедленным? Реакция вашего организма, выразившаяся в изменении дыхания, подскажет вам, как вы себя чувствуете в присутствии этих людей, особенно если вы предварительно специально попытались расслабиться, глубоко вдохнув через рот в течение двух секунд (упражнение, которое всегда нужно делать перед тем, как начинаешь изучать людей).
Наблюдая за проходящими мимо вас людьми, произнесите первое пришедшее вам в голову прилагательное, которое лучше всего их охарактеризует, например «довольный», «таинственный» или «грустный». Не важно, если ваши ассоциации покажутся кому-нибудь странными, главное, чтобы они имели смысл для вас. Затем решите, имеет ли это прилагательное положительное или отрицательное значение — спросите себя, какие эмоции, положительные или отрицательные, вы испытали, наблюдая за этим человеком.
Выполняя это упражнение, вы тренируете свой мозг, добиваясь более полной взаимоувязки процесса восприятия и выработки эмоций.
Упражнение 3. Анализ своих ощущений.
Встретив новых людей, проведя с ними некоторое время и спросив себя, хорошо ли они на вас действуют, сделайте следующий шаг и определите: как именно они на вас действуют. Спросите себя, что конкретно вы ощущаете в их присутствии. Вы счастливы, грустите, сердитесь? Вы испытываете сострадание, ненависть, любовь, скуку, отвращение? Вы оживлены, убиты, ощущаете прилив сил, опустошены? Вы сексуально привлекательны? Вы чувствуете, что некрасивы?
Определившись с ответом, спросите себя еще и о том, почему они действуют на вас подобным образом. К примеру, вы прекрасно чувствуете себя в обществе донжуана, с которым только что познакомились. Двигаясь по этой схеме дальше, вы обнаруживаете, что он заставляет вас ощущать себя сексуально привлекательной. Теперь важно, чтобы вы спросили себя, каким образом он заставил вас ощущать себя сексуально привлекательной. И тут вы откроете для себя: все дело в том, что он все время заглядывал вам в глаза, когда говорил, и беспрерывно осыпал вас комплиментами и любезностями, которые произносил таким сладким нежным голосом.
Другой пример. Вы осознали, что на вас плохо действует Керри, в обществе которой вы чувствуете себя просто отвратительно. Двигаясь по нашей схеме дальше, вы понимаете, что остались после ее ухода эмоционально опустошенной, потому что она ни на минуту не переставала болтать, рассказывая одну историю о своих несчастьях за другой. При этом Керри говорила так быстро и с такой аффектацией, что вы совершенно выбились из сил.
Если вы возьмете за правило останавливаться, присматриваться, прислушиваться к себе и анализировать, почему человек оказывает на вас то или иное эмоциональное воздействие, то со временем станете таким бдительным, что никогда не разрешите тем, кому не место в вашей жизни, даже приблизиться к вашему порогу. Пара мгновений, потраченных на то, чтобы разобраться в собственном душевном состоянии, может избавить вас от большой беды.
Упражнение 4. Фотографическая память.
Попытайтесь вспомнить о своем отпуске или о каком-нибудь событии, которое случилось полгода-год назад и которое вы можете документально восстановить по фотографиям или лучше по видеозаписи. Не смотрите пока на эти фотографии. Теперь запишите на листке бумаги все, что сумеете вспомнить об этом событии или о своем путешествии.
Допустим, вы ездили в круиз. Припомните, как вы были одеты в разные дни круиза и куда ходили. Вспомните как можно больше деталей, начиная с того, какая на вас была шляпка, и кончая тем, был ли у вас- на ногтях лак, и если был, то какого цвета.
Подробно опишите людей, с которыми вы встречались. Постарайтесь вспомнить их имена и одежду. Не было ли у них каких-нибудь странностей? Не делали ли они чего-нибудь необычного? Не делали ли чего-нибудь необычного вы сами? Что вы ели и пили?
Подробно все записав, достаньте фотографии или видеопленку и посмотрите, что из вами написанного соответствует действительности. В скольких случаях вы оказались правы? Как проявила себя в данном случае ваша долговременная память?
Многие люди жалуются на память. Но если только они не страдают каким-нибудь нервным заболеванием или не принимают плохо влияющих на память лекарств, я не верю, что у большинства из них действительно проблемы с памятью. Я думаю, люди просто не знают, как тренировать память, чтобы она никогда их не подводила. Между тем чем больше вы тренируетесь быть внимательным ко всему окружающему, тем более информированным становитесь в отношении и вашего настоящего и прошлого. Тренируйтесь, и ваша память улучшится.
Проделайте это упражнение через шесть месяцев после какого-либо события, когда вы делали снимки или пользовались видеокамерой. Запишите все, что сумели о нем вспомнить, и проверьте по фотографиям или видеозаписи, сколько деталей вы вспомнили правильно. Вы будете приятно удивлены тем, как улучшается со временем ваша память, когда вы делаете это упражнение.
В следующий раз, когда вы будете рассматривать изображение людей, которых хорошо знаете, но хотите узнать лучше, внимательно приглядитесь к их выражению лица и языку тела. Ищите то, что может выдать их чувства, обратите, например, внимание на то, как далеко друг от друга они стоят, касаются ли друг друга, не смотрят ли слишком строго и сурово. Не создается ли впечатление, что им неприятно стоять рядом? Не кажутся ли их улыбки натянутыми, фальшивыми или неуместными? Что вы чувствуете, когда смотрите на этот снимок? Вам радостно или грустно, а может быть, он вас смешит? Можно ли сказать, что этим людям хорошо вместе? Практикуясь в этом, вы научитесь читать между строк.
Еще одно хорошее упражнение — разглядывать снимки знаменитостей в журналах. Посмотрите, насколько близко друг к другу они стоят, и тщательно изучите выражение их лиц и позы. Какие бы фотографии вы ни рассматривали — ваших любимых звезд, членов вашей семьи или даже ваши собственные, — вы увидите больше, чем могут сказать о людях и их взаимоотношениях любые слова.
Упражнение 5. Пора смотреть кино.
Просмотр фильмов со знаменитыми актерами может оказаться очень полезным для развития вашего умения понимать людей. Великие артисты заставляют зрителя забывать обо всем на свете, в том числе и о том, что они просто играют. Все кажется настоящим. Вы чувствуете, как будто вас перенесли в другое измерение, где вымышленный персонаж проживает настоящую жизнь.
Посмотрев один из этих великих фильмов, поставьте его заново и тщательно ищите то, чего не смогли заметить в первый раз. Вы будете поражены тем, что обнаружите при повторном просмотре.
Упражнение 6. Убрать звук.
Возьмите напрокат кассету с фильмом и понаблюдайте за игрой какого-нибудь великого актера, убрав звук. Просто наблюдая за его выражением лица и жестикуляцией, вы сможете узнать о нем многое. В отсутствие звука ничто не будет отвлекать ваше внимание. Посмотрите ту же сцену снова, на этот раз со звуком. Сравните, насколько больше информации вы получили. Разница окажется просто огромной.
Чтобы узнать, говорит ли правду тот или иной политик, часто достаточно отключить у телевизора звук. Понаблюдайте за его жестикуляцией, и она скажет вам очень многое. Не подносит ли человек то и дело руку ко рту или глазам? Если да, то это может быть подсознательной попыткой помешать тем, кто на него смотрит, узнать правду по его лицу.
Изучение языка тела человека научит вас концентрировать внимание на тончайших нюансах мимики лица, жестикуляции и даже того, как человек сидит и стоит. Чем чаще вы будете делать это упражнение, тем большему научитесь. Оно поможет вам лучше разбираться в эмоциональном состоянии других, основываясь на том, как они себя держат.
Упражнение 7. Слушайте лирику.
Отличный способ научиться слышать то, о чем другие пытаются сказать, это слушать тексты песен. Так вы приучаетесь слушать не столько мелодию, сколько слова.
Большинство из нас уделяет внимание мелодии и не вслушивается в слова, но если вы сосредоточитесь на словах, то просто не сможете не понять того, что авторы хотели сказать своей песней. Иногда бывает трудно разобрать все слова, но чем чаще вы будете слушать какую-нибудь песню, тем скорее вы сможете понять суть того, о чем в ней говорится.
Такая тренировка слуха, которой вы можете заниматься у себя дома, в машине или на отдыхе, поможет вам всегда быть наготове, когда вы разговариваете с людьми. Она поможет вам стать внимательным слушателем.
Упражнение 8. Муха на стене.
Приходилось ли вам бывать на вечеринках, где вы никого не знали, стеснялись и чувствовали себя очень неловко? Есть прекрасный способ научиться чувствовать себя как дома: просто сидите и слушайте, ничего можете не говорить, просто держите уши «открытыми» и сосредоточьтесь на разговорах других.
Обычно я не рекомендую подслушивать чужие разговоры, но если это делается с целью обучения, то не вижу в этом ничего плохого. Коль скоро вы не собираетесь использовать полученную информацию во вред другому человеку, ни в чем не сомневайтесь и слушайте.
Слушайте внимательно и непредвзято, следя за тем, каким тоном люди говорят. Следите за их интонацией и громкостью голоса. Как они разговаривают друг с другом? Не критикуют ли друг друга, не отпускают ли иронические или уничижительные замечания? Не пытаются ли соперничать или утвердить в разговоре свое превосходство над другими? Можно ли по их голосам определить, искренне ли они любят и уважают друг друга? Что слышится в их голосах — привязанность или скрытая враждебность?
Осуществляя «аудионаблюдение» за чужими разговорами, вы разовьете у себя такое умение слушать, которое позволит вам читать между строк, когда люди говорят. Тон их голосов и слова, которые они используют, многое расскажут вам о них самих.
Упражнение 9. Тренировка в ресторане.
Помимо того, что это занятно, наблюдение за другими в общественных местах позволяет лучше понять, как люди относятся друг к другу. Чем больше вы приобретете опыта в наблюдении за тем, как взаимодействуют незнакомые люди, — за их жестикуляцией, выражением лиц, голосами и речью, тем успешнее сможете применять это умение в своей собственной жизни.
Допустим, вы заметили за соседним столиком беседующую парочку: мужчина предупредительно наклонился к женщине через стол и что-то ей говорит, а она откинулась на спинку стула и с безразличным видом смотрит по сторонам. Время идет, и становится все более очевидно, что женщина не интересуется мужчиной или изображает труднодоступность. В этой ситуации он, безусловно, играет роль агрессора, что и показывают его жестикуляция и выражение лица.
Стоит вам понаблюдать за достаточным количеством парочек, и вы будете знать, что здесь все имеет свое значение — и то, на какой дистанции люди держатся друг от друга, и определенный наклон головы, и выражение лица, и даже движения рук.
В следующий раз, когда вы соберетесь в ресторан, попробуйте прийти немного раньше, чтобы занять один из лучших наблюдательных пунктов — место у стойки бара — и понаблюдать за людьми. Поупражняться в своем умении понимать людей вы можете также, отправившись обедать или ужинать в одиночку. Часто люди, которые приехали из другого города по делу, не решаются пойти на новом месте в хороший ресторан и заказывают себе еду в номер. Вам поступать подобным образом больше не придется. Теперь у вас будет чем заняться — изучением все новых и новых людей. И чем чаще вы будете в этом практиковаться, тем больше вы будете совершенствовать свое умение понимать людей.
Ну а если одиночество вызывает у вас хоть малейший дискомфорт, проделайте упражнение по снятию тревожности. В течение трех секунд делайте вдох через рот, затем задержите дыхание на те же три секунды и резко выдохните. Повторите это упражнение три раза, и вы почувствуете себя гораздо лучше. Почему? Да потому, что ваш мозг получит больше кислорода и ваша тревожность сразу уменьшится.
Практиковаться в умении понимать людей вы можете где угодно — в аэропорту, гуляя по парку или просто стоя в очереди.
Упражнение 10. Устранить «помехи» в сознании.
Прежде чем приступить к изучению человека, вам следует настроиться и сосредоточиться. Существует множество способов привести себя в спокойное состояние, которое для этого необходимо. Выберете ли вы медитацию или обращение к своему духовному «я», смысл того, что вы будете делать, всегда один: вам нужно устранить «помехи» в сознании, чтобы вы могли сфокусировать все свое внимание на человеке, который находится перед вами. Для этого вы должны абстрагироваться от всего, что вас объективно отвлекает, — от шума транспорта, грохота стройки или детского плача.
Воспользуйтесь для этого техникой вдоха — задержки дыхания — выдоха. Сначала в течение трех секунд делайте вдох через нос, задержите дыхание на три секунды и затем в течение десяти секунд медленно делайте выдох через нос. Проделайте это упражнение десять раз подряд, и вы будете изумлены тем, как сильно вам удастся расслабиться. Никакие шумы вас беспокоить больше не будут, и все ваши проблемы останутся далеко позади.
Это упражнение помогает также отвлечься от любых неприятностей, которые могли случиться с вами в прошлом, пусть даже и совсем недавнем. Ведь многие люди переносят свое прошлое в настоящее и в результате не могут сосредоточиться и проявить непредвзятое отношение, решая вновь возникшие вопросы и общаясь с новыми людьми. Поэтому они часто совершают больше ошибок в своих наблюдениях и эмоциональных оценках людей, которых изучают.
Допустим, вы только что поругались с любимой девушкой и затем, еще не избавившись от своего сердитого настроения, отправляетесь на важную деловую встречу. В этой ситуации велик риск того, что вы будете искать повод для новой ссоры и отрицательно отреагируете на то, что вам скажут ваши деловые партнеры.
Устраните «помехи» в своем сознании, и вы станете более счастливыми, здоровыми и сможете добиться новых успехов.
Глава 5. Понимание речевого кода.
О чем говорят ваши ответы.
Если вы ответили утвердительно на любой из этих вопросов, вы имели несчастье общаться с человеком с «ядовитой» манерой речи. Чем больше утвердительных ответов вы дали, тем более опасен для вас тот словесный яд, который источает этот человек.
Теперь, проанализировав речевой код человека, вы узнаете, что означают эти ответы и как они укладываются в целостную мозаику, позволяющую определить конкретный тип его личности.
Глава 6. Понимание голосового кода.
Аномалии челюсти
Аномалия челюсти, или" неправильный прикус, может стать причиной проблем с положением языка, глотанием и даже шепелявости.
Стоматологические проблемы
Некоторые люди бормочут или говорят в нос, стесняясь формы или состояния своих зубов, поэтому открывают рот недостаточно широко для того, чтобы разговаривать как полагается.
Люди могут также говорить в нос, если они родились с трещиной твердого или мягкого нёба или же у них велофарингеальная недостаточность, из-за которой во время разговора глотка и мягкое нёбо не соприкасаются.
Стиль.
Высота.
Громкость.
Качественные характеристики..
Глава 7. Понимание кода языка тела.
Код языка тела является комбинацией движений, жестов и манер, которые в зависимости от ситуации и обстоятельств передают послания различного содержания. Если вы будете внимательно слушать людей и наблюдать за их мимикой и жестикуляцией, то многое узнаете. Вы поймете, лгут они или говорят правду, нравитесь вы им или нет. Вы поймете, думают ли они то, что говорят, и говорят ли то, что думают.
В этой главе я расскажу вам, на какие жесты и позы необходимо обратить внимание, и объясню, что означают некоторые из них.
Если человек стоит слишком далеко
Люди, стоящие слишком далеко, кажутся заносчивыми, высокомерными или считающими себя выше других. Они буквально опасаются слишком с вами сблизиться. Возможно, они сидят или стоят так далеко, потому что вы им не нравитесь. Их раздражает ваш разговор, запах или внешний вид. Часто люди, стремящиеся физически дистанцироваться от других, в душе испытывают страх.
Копирование движений
Если вы хотите убедиться, что кажетесь кому-то привлекательным, проверьте, не повторяет ли человек ваших движений. Если один из вас копирует элементы языка тела другого (вы одновременно кладете ногу на ногу, подпираете голову рукой, сжимаете руки и т. п.), есть вероятность того, что один из вас или вы оба настроены на лирический лад. Когда человек подражает другому, это свидетельствует о том, что он хочет на него походить.
Наклон головы
Голова, склоненная набок, сигнализирует о том, что человеку интересно и он готов выслушать то, что вы намерены сказать. Он сосредоточен на ваших словах, и вам удалось полностью завладеть его вниманием.
Вы замечали, что маленькие дети, которые еще не научились говорить, нередко держат голову набок, когда к ним обращаются. Это показывает, что они внимательно слушают.
Резкое движение головой
Услышав то, что им пришлось не по вкусу, люди часто делают головой резкое движение в сторону от говорящего. Скорее всего это бессознательная реакция, призванная создать преграду между человеком и источником дискомфорта.
Резко вскинутая голова
Резко вскинутая голова сигнализирует о нависшей угрозе так же, как и выдвинутый вперед подбородок. Это признак агрессивности и враждебности, указывающий на то, что для решения стоящей перед ним проблемы человек готов пойти на крайности.
Когда человек трясет головой или откидывает ее назад, эти движения обычно выражают презрение или высокомерие.
Если человек всем телом устремлен вперед.
Когда человек вытягивает шею и всем телом устремляется вперед, это означает, что он сердится. При этом он может также выпятить подбородок и сжать кулаки. Все его мускулы сильно напряжены, что является проявлением воинственности. Если кто-то быстро шагает, подавшись всем телом вперед, знайте, что он очень рассержен.
Закрытая поза.
Люди, которым вы не нравитесь или которые не согласны с тем, что вы сказали, часто выражают это с помощью своего тела. Прежде всего они поднимают голову и выпрямляют корпус, одновременно скрещивая руки на груди. Если они сидят, то могут положить ногу на ногу.
Нейтральная поза.
Люди, которые еще не сформировали о вас своего мнения или не решили, как отнестись к сложившейся ситуации, стоя, часто складывают руки у себя на животе, а сидя, складывают их на коленях и кладут ногу на ногу, как бы говоря, что намерены подождать и посмотреть, что из всего этого получится. При этом их поза частично открыта (голова поднята, спина выпрямлена, руки не согнуты), частично закрыта (руки сложены на коленях, хотя пальцы и не переплетены, а ноги перекрещены).
Следите за руками.
По рукам человека можно многое рассказать о чувствах, которые он испытывает. Я объясню вам значение нескольких положений рук, и вы получите некоторое представление о том, что могут рассказать о человеке его руки.
Эмоциональные пальцы.
Кисти рук и пальцы человека могут многое рассказать о его эмоциональном состоянии. Вот что означают некоторые из них.
Спрятанные пальцы.
Когда человек, разговаривая, прячет кисти рук (засунув их, например, в карманы), не исключено, что он скрывает важную информацию или не желает рассказать о чем-то важном лично для него. Однажды я увидела на одном светском мероприятии своего друга Марти и спросила, как поживает его супруга Джинни. В ответ он сунул руку в карман, сказав, что у нее все великолепно, и тут же сменил тему. А несколько дней спустя я узнала, что семейная жизнь Марти дала трещину и они с Джинни на грани развода.
Честные пальцы.
Если человек говорит правду, то его ладони открыты, а пальцы обычно выпрямлены. Этим он показывает свою открытость и интерес к другим. Такое положение пальцев свидетельствует о благорасположении, о том, что человек доброжелательно относится к вам и к вашим идеям. Одновременно демонстрация открытой ладони свидетельствует о незащищенности человека перед другими людьми. Если же человек показывает вам тыльную сторону ладони, то он не так благожелателен и открыт, наоборот, закрыт и недоступен.
Пальцы, полные экспрессия.
Когда люди во что-нибудь очень верят и испытывают в связи с этим сильные эмоции, то обнаруживают свою увлеченность, энергично размахивая руками. Если они чему-нибудь не верят, то двигают руками, в том числе и кистями рук, не так активно.
Упрямые пальцы.
Когда вы видите, что человек оттопырил большой палец, а остальные выпрямил или сжал в кулак, это означает, что он твердо стоит на своем и ни за что не изменит позицию. Переубедить человека, который сделал подобный жест, будет очень и очень нелегко.
Нетерпеливые пальцы.
Пальцы, барабанящие по столу, обычно указывают на то, что человек испытывает нетерпение или нервничает. Аналогично, если человек что-нибудь теребит, например бусы или браслет, или крутит свои волосы — это говорит о том, что он волнуется, напряжен и нервничает. Это свидетельствует, что он взволнован и хочет что-нибудь потрогать, чтобы успокоиться.
Пальцы, говорящие о стрессе.
Если человек грызет ногти или обкусывает кожицу вокруг них, заламывает руки или нервно что-нибудь перебирает, это также указывает на его тревогу. Люди совершают эти бессознательные движения, когда переживают стресс, даже если по их разговору испытываемый ими внутренний дискомфорт никак не ощущается. Подобные движения являются также признаком гнева или разочарования.
Пальцы, говорящие о скуке.
Тот, кто расстроен или кому все надоело, крутит большими пальцами, сомкнув другие в замок, чтобы немного развлечься и избавиться от скуки.
Спокойные пальцы.
Когда человек спокоен, это видно по его кистям рук. Он двигает ими уверенно и неторопливо и в то же время плавно и не механически. Человек, который соединяет пальцы в замок и обхватывает ими голову сзади, показывает, что ощущает себя в полной безопасности и ему легко и удобно.
Пальцы, уверенные в себе.
Уверенный в себе человек нередко совершает пальцами целый ряд движений, которые отражают эту черту его характера. Одно из них — складывание пальцев домиком (когда кончики пальцев одной руки дотрагиваются до кончиков соответствующих пальцев другой руки и ладони образуют домик). Этот жест часто наблюдается у учителей, министров, политиков, юристов и людей, ответственных за распространение информации. Делают его и люди, часто ведущие переговоры.
Эмоциональные ступни.
Положение ног и ступней рассказывает о чувствах людей не меньше, чем их руки и пальцы. Ступни — одна из самых честных частей человеческого тела, они точно показывают, что человек ощущает и о чем думает. И если вы легко можете контролировать выражение своего лица, позу и жесты, то контролировать свои ступни практически невозможно.
Честные ступни.
Если человек опирается на всю подошву, а его ступни сведены вместе и мысками обращены точно в вашу сторону, есть все основания считать, что он искренен, открыт и уравновешен. А если он опирается только на внешние края ступней или балансирует на пятках, то, по-видимому, это жулик, и вас почти наверняка обманывают.
Качание ногой.
Когда человек качает ногой или слегка постукивает ею по полу, то он испытывает нетерпение или скуку. Такие движения свидетельствуют о желании сбежать; с их помощью человек как бы говорит вам, что не хочет здесь больше находиться.
Одна нога, обернутая вокруг другой.
Когда одна нога обернута вокруг другой — это явный признак того, что человек нервничает или испытывает неловкость. Причем такое положение ног говорит о нервозности, даже если в остальном поза этого человека кажется абсолютно расслабленной.
О чем говорят ноги.
Положение ног многое сообщает о человеке. Например, оно позволяет определить, честный это человек или карьерист и насколько он уверен в себе.
Независимые ноги.
Сидят, поджав под себя одну ногу, обычно люди независимые, свободомыслящие и не признающие формальностей или же те, которые просто не знают, что так сидеть не полагается. Людей этого типа, как правило, не слишком волнует, что о них подумают окружающие.
Властные ноги.
Ноги, вызывающе вытянутые вперед прямо у вас под носом, не важно, скрещены они или нет, показывают, что человек ощущает свое превосходство над вами. В этой позе сидят люди волевые и желающие продемонстрировать свое воинственное настроение. В их манере привлекать к себе внимание чувствуется эгоцентризм.
Походка.
Все люди обладают характерной и легко узнаваемой их близкими походкой. Увидев кого-то издалека, вы можете не различить его черт и все же наверняка знать, что это ваш друг или родственник. Посмотрим теперь, как походка человека отражает его эмоциональное состояние.
Робкая походка.
Тот, кто робок или опасается, что к нему плохо относятся, предпочитает ходить на цыпочках и слегка сутулится. Такой человек держится скромно и передвигается так тихо, что вы и не заметите, как он очутился в комнате. Ходит он осторожно и торопливо.
Суровая походка.
Суровый и строгий человек обычно обладает суровой и строгой походкой, отражающей его характер. Такой человек ходит быстро, четко печатает мелкие шаги и делает при этом негнущимися руками такие движения, которые кажутся механическими.
Уверенная походка.
Люди, уверенные в себе, ходят ровным, бодрым и пружинящим шагом. Прогуливаясь, они смотрят на людей и часто улыбаются. У них прямая осанка, они высоко держат голову и двигают руками свободно и непринужденно.
Что вы носите.
Многое узнать о человеке можно не только по его позе и жестам, но и по тому, как он одевается.
Одежда, вышедшая из моды
Если человек носит одежду устаревшего или не подходящего ему фасона, поношенную или плохо на нем сидящую, это указывает на то, что он не может позволить себе новую или просто отстал от моды.
Неряшливая одежда.
Если человек одевается небрежно и неряшливо, носит запачканные или дурно пахнущие вещи, это говорит о том, что у него низкая самооценка или он не в ладах с самим собой.
Остромодная одежда.
Люди, которые носят все самое современное или безропотно следуют капризам моды, часто слишком беспокоятся о том, что подумают о них окружающие. Они испытывают горячее желание не отстать от других и переживают, если у них нет стильных вещей, за которыми им можно было бы спрятаться.
Броская одежда.
Люди, которые одеваются крикливо, любят яркие цвета и броские аксессуары, обычно также страдают от неуверенности в себе. Они остро нуждаются во внимании, что нередко объясняется их низкой самооценкой. Однако яркий цвет не такая уж плохая вещь. Он свидетельствует, что человек бодр, оживлен и находится в приподнятом настроении.
Унылая одежда.
Люди, которые носят одежду унылой расцветки и консервативного покроя, обычно не любят создавать проблем. Они бывают робкими и застенчивыми и стараются одеваться скромно, чтобы никто не обращал на них внимания.
Слишком много пуговиц.
Тщательно причесанные и безупречно одетые, как бы застегнутые на все пуговицы люди бывают очень дисциплинированными и высокоорганизованными. Также они могут быть суровыми и негибкими. Люди этого типа обязательно гладят свои джинсы и белье: они терпеть не могут, когда что-то не в порядке или выглядит неаккуратно.
Прическа и гигиена.
Чистота
Неряшливые люди обычно страдают от низкой самооценки. Они могут быть не в настроении или даже совсем не интересоваться тем, что думают о них другие. Обычно они живут в своем собственном мире и даже не догадываются, что их дыхание может сбить человека с ног или им необходимо пользоваться дезодорантом. У этих людей часто бывают плохо промыты уголки глаз и лицо испачкано остатками пищи; разговаривая, они брызжут слюной. В противоположность этому чистота предполагает уважение к себе.
Уход за ногтями
Женщины с очень длинными, неудобными в обычной жизни ногтями также страстно хотят, чтобы их заметили. Люди с обгрызенными ногтями часто нервничают, волнуются и не уверены в себе. Такое нанесение увечий самому себе является формой саморазрушения. По существу, они таким образом сообщают, что испытывают враждебность или раздражение по отношению к самим себе.
Глава 8. Понимание кода выражения лица.
Язык тела человека или его выражение лица могут сказать куда больше, чем произнесенные им слова. Как писал Зигмунд Фрейд, «тот, у кого есть глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать, может легко убедиться в том, что хранить секреты не под силу ни одному смертному. Если его губы безмолвствуют, то он болтает с помощью кончиков своих пальцев. Предательство сочится из каждой его поры».
Точно так же, как бывает голосовая утечка информации, существует и утечка информации через выражение лица. Человек пытается скрыть свои эмоции, но в течение секунды выражение его лица будет правдивым. Как справедливо заметил Фрейд, истинные чувства утаить практически невозможно.
Лица рассказывали нам о многом веками, взять хотя бы работы художников, начиная от Рембрандта и Веласкеса и кончая современными фотожурналистами и операторами. Выражения лиц, которые мы видели на классических фотографиях, врезались в нашу память навсегда. Кто забудет то чувство, которое отразилось на лице Ли Харви Освальда в момент, когда в него выстрелил Джек Руби, или же страх и страдание на лице юной вьетнамской девушки Ким Фук, когда она бежала и кричала от боли после того, как попала в напалмовый дождь во время воздушного налета вьетнамцев? Или же радость и восторг на лице завоевавшей олимпийскую золотую медаль гимнастки Мэри Лу Реттон, когда она упала в объятия своего сияющего, ликующего тренера Белы Кароли? Или то покорное и печальное выражение лица, с каким президент Клинтон каялся перед всей страной в том, что был неискренен и действительно находился в неподобающих отношениях с «этой женщиной»? Нет ни малейшего сомнения в том, что эти и многие другие подобные выражения лица точно отражают происходящее в душе человека.
Эмоциональные глаза.
Чтобы понять человека, необходимо понаблюдать за изменением выражения его лица. Догадаться, что кто-то счастлив, удивлен, испуган, скучает или влюблен, можно даже по едва уловимому движению его глаз.
Испуганные глаза.
От испуга люди также широко открывают глаза, которые как будто застывают в таком положении специально для того, чтобы уловить малейшее изменение, указывающее на приближение угрозы. Нижние веки испуганного человека напряжены, а брови приподняты, но в отличие от того, как это бывает у тех, кто удивлен, они сведены вместе, а губы при этом вытянуты ниточкой.
Сердитые глаза.
Когда человек сердится, он обычно пристально смотрит на того, кто его разозлил. Прищурившись, он напряженно глядит ему прямо в глаза, а его собственные глаза при этом почти не видны. Если человек не мигая смотрит на вас в упор, возможно, он для вас опасен, пытается напугать вас или подчинить себе.
Нерешительные глаза.
Если человек одновременно прищуривается, хмурится и приподнимает бровь, он, возможно, сомневается в том, что вы сказали. Нередко такое выражение лица бывает и у тех, кто не знает, какое решение им следует принять.
Потрясенные глаза.
Когда человек крайне удивлен, то возводит глаза к потолку. Когда он вам не верит или не может поверить, что произошло какое-то событие, на его лице появляется выражение насмешливого удивления. Оно возникает и тогда, когда человек не может поверить тому, что видел или слышал.
Читайте по губам.
Об истинном смысле слов человека можно судить по тому, как его губы участвуют в передаче кода выражения лица. Так же как горло и щеки, губы красноречиво говорят о том, что у человека на уме.
Покусывание губ
Покусывание или закусывание губ часто является сознательным выражением раздражения или протеста. Обычно это безопасный способ выразить враждебность. Закусывание нижней губы одновременно с покачиванием головой считается проявлением крайнего раздражения. Как видно из многочисленных фотографий, привычку кусать губы имела покойная принцесса Диана. Возможно, она делала это, пытаясь подавить враждебные чувства, которые вызывали у нее бесконечные вторжения фотографов.
Эмоциональный подбородок.
По мнению антрополога Дезмонда Морриса, для определения душевного состояния человека большое значение имеет наблюдение за мимикой нижней части его лица (подбородка и челюсти).
Подбородок боится.
Если человек втянул подбородок, это означает, что он испытывает страх. Втягивание подбородка — защитная реакция, почти такая же, как у черепахи, когда она прячет тело в панцирь. Когда мы смотрим фильмы ужасов, то часто отшатываемся от экрана и опускаем подбородок на грудь. Поэтому когда вы видите, что человек отстраняется от вас и втягивает подбородок, это означает, что он боится вас или думает, что вы представляете для него угрозу.
Подбородок скучает.
Когда человек подпирает подбородок рукой, это означает, что он отчаянно пытается сосредоточиться, возможно, и на том, что ему говорят. Он может сидеть с самым глубокомысленным видом, но выражение его лица фактически говорит о том, что он скучает и подпирает голову, чтобы не начать клевать носом.
Подбородок сосредоточен.
Когда человек легко и мягко поглаживает свой подбородок, как некоторые поглаживают бороду, это означает, что он напряженно думает над тем, что ему только что сказали.
Подбородок критикует и осуждает.
Когда человек настроен по отношению к другим очень критически и склонен всех осуждать, он обычно высоко задирает подбородок, как бы посылая сообщение: «Я выше вас» или «Вы и понятия не имеете о том. о чем толкуете».
Подбородок сомневается.
Когда человек не верит вашим словам, он потирает или мнет свой подбородок, бессознательно удерживая себя от того, чтобы прямо выразить вам свое недоверие.
Часть третья. Использование кодов для определения типа характера.
Глава 9. Понятие о 14 типах характера.
Пассивный агрессор.
Код выражения лица
Улыбка пассивных агрессоров часто кажется натянутой и фальшивой. Уголки их губ не приподнимаются, другие признаки настоящей улыбки также отсутствуют. Пассивные агрессоры могут также покусывать нижнюю губу в бессознательной попытке сдержать раздражение.
Соблазнитель.
Голосовой код
Женщины-соблазнительницы часто говорят жеманным высоким голосом с чувственным придыханием. Некоторые шепелявят и хихикают.
Мужчины-соблазнители говорят с придыханием и более низким, чем обычно, голосом специально, чтобы казаться более сексуально привлекательными. Соблазнители обоих полов разговаривают мягко, вкрадчиво и много смеются.
Код выражения лица
Соблазнители все время глядят вам прямо в глаза. Они смотрят на вас дольше обычных двух-трех секунд. Их редко можно увидеть без привычной улыбки на лице и характерного блеска в глазах.
Такие люди используют особую мимику, и в частности полуулыбку и недовольно надутые губки в сочетании с застывшим взглядом. Они часто облизывают губы. Слегка оттопыренная нижняя губа используется ими как средство возбуждения к себе вполне определенного интереса.
Жертва.
Речевой код
Жертвы все время жалуются и обсуждают тех, с кем в ссоре. Они с легкостью обвиняют других, потому что никогда не чувствуют вины за собой. Они всегда обвиняют других, даже когда их вина совершенно очевидна. В то же время они любят прибедняться и уверены, что всю жизнь играют роль жертвенных агнцев.
Код выражения лица
Когда жертвы говорят, мышцы их век и бровей напрягаются, и их глаза как будто становятся уже. Лоб обычно нахмурен. Разговаривая, они, как правило, смотрят в сторону. Они избегают смотреть человеку в глаза, что свидетельствует о том, что им трудно говорить. Часто кусают губы, что является признаком плохого настроения и дискомфорта.
Ледышка.
Голосовой код
Ледышки обычно разговаривают монотонным, ничего не выражающим голосом. Понять их характер бывает трудно, потому что они редко проявляют свои эмоции и стараются всегда все делать по правилам.
Код выражения лица
У ледышек часто бывают ничего не выражающие и неподвижные в нижней части лица. Подбородок опущен, что указывает на постоянное ожидание угрозы, причем как физической, так и моральной. Они избегают смотреть человеку в глаза.
Иногда ледышки улыбаются, но неискренне. Обсуждая вопрос, который им не по душе, они зевают. Когда они затрагивают тему, задевающую их чувства, то начинают делать глотательные движения.
Слизняк.
Речевой код
Обычно эти люди немногословны, не высказывают своих мыслей, потому что не любят создавать проблемы и боятся нарушить статус-кво. Также они бывают робкими. Их любимый ответ — «я не знаю». Как правило, они опасаются занять в споре какую-либо позицию. Они склонны принижать свои заслуги и нелестно отзываться о себе. Их словарный запас отражает душевный склад: они осторожно выбирают выражения и тщательно взвешивают каждое слово.
Голосовой код
Голос у слизняков тихий и монотонный. Они часто повторяются, и в их дрожащем голосе звучит нерешительность. Они могут говорить очень медленно, боясь допустить ошибку, или слишком быстро, чтобы скорее выложить все, у них что накопилось.
Код языка тела
Слизняки часто чешут в затылке, демонстрируя смущение. Их безвольное рукопожатие очень подходит к безжизненному голосу. Обычно они сутулятся, и у них впалая грудь, что указывает на робость. Они раскачиваются с пятки на носок, и это свидетельствует о внутреннем дискомфорте. Обычно они складывают руки на груди, пытаясь себя защитить. В минуты большого напряжения или дискомфорта стараются приободриться, обхватив себя руками или крепко сжав какой-нибудь предмет.
Код выражения лица
Слизняки делают все, чтобы не встретиться с человеком взглядами, а если это все же случается, то первыми отводят глаза.
Обычно у них испуганное выражение лица, а в глазах мелькают страх и беспокойство. Их брови часто бывают сведены вместе, что также говорит об испуге. Они покусывают нижнюю губу, втягивают подбородок, что указывает на недостаток уверенности в себе. Когда они сталкиваются с какими-то проблемами, их щеки становятся пунцовыми.
Лжец.
Голосовой код
Лжецы говорят спокойным безжизненным голосом и никогда не спешат, потому что придают своим словам большое значение. Иногда они разговаривают возбужденно и хвастливо. Когда они говорят неправду, их голос повышается.
Нарциссист.
Речевой код
Нарциссисты вечно говорят о себе и постоянно нуждаются в похвале. Они могут рассказать вам о себе все, в том числе и то, о чем вы совсем не хотели бы знать. Пытаясь привлечь к себе внимание, они шокируют окружающих беседой на самые неподходящие темы.
«Я» и «мое» — их самые любимые слова. Если разговор идет не о них, они не проявляют к нему никакого интереса. Чтобы избавиться от скуки, обязательно переведут разговор на самих себя.
Голосовой код
Нарциссисты часто разговаривают так громко, что это раздражает. Они стараются, чтобы их услышали как можно больше людей. Когда разговор идет о них, они говорят очень бодро и оживленно; в ином случае их голос звучит, скучно и приглушенно. Когда он становится монотонным, это означает, что разговор им безумно надоел.
Сноб.
Голосовой код
Когда снобы разговаривают, нижняя часть их лица часто остается неподвижной, поэтому голос звучит сдавленно и гнусаво. Обычно они разговаривают неторопливо, резко, отрывисто, четко произнося слова и без всякого выражения, и имеют при этом тон человека, настроенного ко всему чрезвычайно критически. К тому же они повышают голос на тех, кого считают ниже себя, проявляя тем самым свое раздражение.
Соперник.
Голосовой код
Соперники обычно быстро говорят и редко позволяют другим вставить хотя бы слово. Обычно в их голосе слышится напряжение, а иногда и острая зависть.
Даритель.
Голосовой код
Дарители обычно говорят приятным и любезным голосом, в котором слышатся оживление, доброта и сочувствие. Нередко их голос звучит тихо, ласково и успокаивающе.
Код выражения лица
Дарители никогда не отводят взгляда и всегда смотрят прямо на собеседника. На их лицах часто появляется выражение сострадания и обеспокоенности, а их глаза одновременно выражают и сочувствие, и симпатию. Обычно они приятно улыбаются и кажутся всегда готовыми к общению.
Хулиган.
Голосовой код
Хулиганы обычно говорят громко и встревожено, как будто им постоянно угрожает опасность. Их агрессивный тон нередко указывает на готовность к ссоре и свидетельствует о враждебности и раздражении по отношению к себе и к другим. Произносимые резко, быстро и отрывисто, их слова кажутся особенно грубыми и агрессивными, и в них явно слышится желание запугать.
Код языка тела
Хулиганы не отличаются деликатностью, у них энергичные прикосновения и жесткое рукопожатие. Двигаясь, они сметают все на своем пути. У них тяжелая поступь, и они часто производят при ходьбе много шума. Их манера наклонять верхнюю половину туловища вперед говорит об агрессивности.
Код выражения лица
Разговаривая, хулиганы обычно хмурятся. Неотступный напряженный и пронзительный взгляд прищуренных глаз в сочетании с раздувающимися ноздрями придают лицу возбужденное выражение.
Как правило, они поджимают губы и цедят слова, что указывает на раздражение и враждебность. Нередко они упрямо выставляют подбородок вперед, что является признаком агрессивности.
Шутники.
Голосовой код
Шутники говорят слишком много, громко и хвастливо. Они веселы, общительны и забавны. Постоянно разговаривают и часто бывают охрипшими из-за того, что говорили слишком много и громко.
Часто они разговаривают по-детски возбужденно. Своей искрометной и полной энтузиазма манерой речи они производят на окружающих большое впечатление. Их речь очень эмоциональна и богата различными интонациями, они разговаривают быстро и оживленно, используя понятные для всех слова.
Непонимающие.
Код выражения лица
Постоянно погруженные в свои мысли, непонимающие часто имеют отсутствующий вид, редко глядят человеку в глаза, а могут и вовсе не смотреть на собеседника.
Они мало заботятся о своем внешнем виде и, разговаривая, могут брызгать слюной.
Надежный человек.
Глава 10. Для чего все это нужно.
Когда ученые впервые получили в свое распоряжение такой замечательный прибор, как микроскоп, они увидели то, чего ранее не могли и представить. Когда мы знакомимся с новыми методиками и их использованием, то так же, как эти ученые, получаем такую информацию, о существовании которой даже не подозревали.
Теперь у нас появилась возможность с максимально близкого расстояния, как под микроскопом, рассматривать встречающихся нам людей, изучая коды их речи, голоса, языка тела и выражения лица и тип характера. Наши новые знания дают нам важнейшие подсказки для определения сущности человека, его характера и эмоционального состояния.
Когда специфическая информация, характеризующая каждый из этих аспектов, рассматривается в целом, полученные данные позволяют получить точную и всеобъемлющую картину эмоционального состояния человека или черт его характера, что и было неоднократно показано на страницах этой книги.
Древние греки и римляне прекрасно понимали, как важно сразу определить, кто вам друг, а кто — враг, и точно знать, перед кем стоишь. От этого зависело выживание их цивилизации. Необходимость точно знать того, перед кем стоишь, подчеркивает и каждая из крупнейших религий. Основная часть учения Конфуция фактически основана на знании и понимании конкретных типов людей и того, как черты их характера отражаются на вашей судьбе. Значение своевременного обнаружения у людей таких черт, которые могут повлиять на ваши с ними отношения, подчеркивается в Талмуде и Коране.
В большинстве синагог, расположенных по всему миру, сегодня, как и в древние времена, можно увидеть одну надпись. Она напоминает верующим, что когда они выстаивают службу, то должны понимать, что стоят и молятся перед лицом не кого-нибудь, а самого Господа Бога.
Если мы задумаемся над смыслом этих слов и будем применять его ко всем, кто появляется в нашей жизни, то быстрее поймем, что они собой представляют и как повлияют на нашу жизнь. Мы должны тщательно и объективно оценивать человека, вспоминать о тех эмоциях, которые он у нас вызывает, и только тогда определять, с человеком какого типом мы имеем дело. Нам нужно решить, говорит он правду или лжет и может ли он войти в нашу жизнь. Нам нужно наблюдать за ним более тщательно, чтобы мы смогли точно определить, какую роль он будет играть в нашей жизни и нужно ли вообще, чтобы он играл в ней какую-либо роль.
– Конец работы –
Используемые теги: читаю, Ваши, мысли0.069
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Я читаю ваши мысли
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов