рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

По данным психологического исследования 1987 г.

По данным психологического исследования 1987 г. - раздел Психология, Проблемы возрастной психологии 1. Поло- Естественные Корни Разви- Вое Со- Вающегося Человека; Появляется...

1. Поло- Естественные корни разви-
вое со- вающегося человека; появляется
зревание новый его облик. Это второе ро-
ждение человека.

Огромное количество всяких
недомоганий берет начало в этом
возрасте.

Рождение новой психики -
«вдруг» выявившаяся обращенность
внутрь. Многое зависит от инди-
видуальности, но общее есть: пере-
ломный характер душевного со-
стояния, возможность почувст-
вовать свое место среди людей.
Это состояние сопровождается
резкими подъемами и спадами
настроения. Реактивная сгущен
ность состояний. Немотивиро
ванное чувство стыда, невероят
ная обидчивость, повышенная воз
будимость. Опасения насчет нор
мальности строения своего тела.

Изменение вкусовых ощуще-
ний - от отвращения к еде до об
жорства. Повышается чувстви-
тельность к запахам. Начинает
острее восприниматься цвет. Го-
лос становится фактором душевной
жизни. Замечательный новый мир
и вовне, и внутри.

Юность вообще выражается
во влюбленности в лицо проти-
воположного пола. Возникает
явление красования, инициато
ром которого чаще всего являют
ся девочки. Это плоскость претво
ренного интереса, которая дает о
себе знать в половых фетишах
(термин Ст.Холла, Уипла и др.) -
подарках, безделушках, подарен-
ных представителями другого
пола, альбомах со стихами «про
любовь»

514

Формирование половой
идентичности человека свя-
зано не только с определен-
ными психосексуальными (то
есть направлением и харак-
тером осуществления влече-
ния к противоположному
полу), но и различными со-
циосексуальными ориентациями. Существенное место в последних занимает опре-
деленная система половых
ролей. Это очень важный
момент в воспитании стар-
шеклассников, так как все
чаще возникают утрирован-
ные тенденции мускулиза-
ции женского и феминиза-
ции мужского поведения.

Переживание половой
идентичности предполагает
наличие у человека опреде-
ленных образцов поведения
соответствующего пола.
Идеальные представления о
мужчинах и женщинах и
реальное поведение подро-
стков, как мальчиков, так и
девочек, находится как бы в
разных планах и практиче-
ски не пересекается. Естест-
венно, что регулирующая
функция этих образов весь
ма незначительна

Новооб- разова- ния По данным психологического исследования 1927 г. По данным психологического исследования 1987 г.
2. Иска- Анализ характера юных пере- Анализ саморепрезен-
ние но- живаний показывает, какую мощ- тации показывает, что для
вого Я и ную роль в них играет стремление к старших подростков в це-
пробле- выяснению своей личности, к соб- лом характерна достаточно
мы само- ственному обнаружению. Эта черта высокая степень рефлексии
выявле- не является частным проявлением и существенных различий
ния только в этой сфере. Всем хорошо между подростками-старше-
    знакомо явление, как юность любит классниками и подростками,
    чувствовать себя непонятой, оди- стоящими на пороге юности
    нокой в своих исканиях, увлекаясь (имеется в виду количествен-
    мыслью, что обыденные люди не в ная характеристика). Вместе
    состоянии понять ее незаурядную с тем данные свидетельству-
    натуру и так далее. Черта исканий ют, что сторона самосозна-
    присуща юности как ее типическая ния во многом зависит от
    черта. Ее может увлекать сам прин- эмоциональной.
    цип исканий, так сказать, фор- Переход от подростко-
    мальное искание, когда юная мо- вого к раннему юношеско-
    лодежь больше ощущает свое на- му возрасту можно охарак-
    строение, а назвать его не может, теризовать как период, в
    потому что они только своего рода котором происходит смена
    вопросительный импульс, часто некоторого «объективистс-
    больше самоощущение, чем реаль- кого» взгляда на себя
    ная конкретная потребность. Стрем- «извне» на субъективную ди-
    ление это - найти и выявить самого намическую позицию «изнут-
    себя, свое Я. В эту пору особенно ри». Критерии самооценки
    ярко начинает говорить желание приобретают принципиаль-
    быть самим собой. Юность считает, но иные формы сравнитель-
    что величайшее счастье, это - быть но с оценкой человеком дру-
    самим собой и найти свое настоя- гих людей. Она проявляется
    щее место в жизни, это не голос в умении отделять успех или
    рассудка, а выражение всего суще- неуспех в конкретной дея-
    ства юности. тельности от общего пред-
    Естественно, с первого же мо- ставления о себе, своих спо-
    мента юность начинает рваться к собностях, возможностях.
    борьбе за свою личность, за вы- Развитие временных пред-
    явление себя, за собственное опо- ставлений тесно связано как с
    знание. Найти для себя арену дея- умственным развитием, так и
    тельности и простор для самовыяв- изменением жизненной пер-
    ления, что ведет к повышенной спективы ребенка. Воспри-
    жажде активности, неугомонности, ятие времени подростком
    суетливой горячности и так далее. еще остается дискретным и
    Интерес к субъективному ми- ограничено непосредствен-
    ру, внутренний мир, как большой ным прошлым и настоящим,
    мир, как постоянное явление, от- а будущее кажется ему почти
    крывается именно в юности. Это буквальным продолжением
    действительно открытие Америки, настоящего. В юности вре-
    и для каждого юного человека это менной горизонт расширяет-
    открытие нетронутых, невиданных ся как вглубь, охватывая

 


Новооб- По данным По данным
разова- психологического психологического
ния исследования 1927 г. исследования 1987 г.
    плодоносных целин, которые отдаленное прошлое и буду-
    ждут и неотложно требуют своей щее, так и вширь, включая
    разработки. уже не только личные, но и
    Яркое ощущение нового Я, социальные перспективы.
    которому надо дать новое со- Изменение временной
    держание. Так сильно захватыва- перспективы тесно связано с
    ет юность это стремление к выяв- переориентацией юношеско-
    лению своей личности... У нее го сознания с внешнего кон-
    горячее стремление к осчастлив- троля на внутренний само-
    ливанию человечества, к соци- контроль и ростом потреб-
    альному делу, к альтруизму. И ности в достижении. И то и
    все это идет рука об руку с го- другое сильно зависит от
    товностью жертвовать собой. социальных и культурных
    Юность, даже широко подра- условий. Формирование но-
    жая, не хочет, чтобы думали, что вой временной перспективы
    она подражает. Все подражания не всем дается легко. Обост-
    юности конкретным образцам по- ренное чувство необратимо-
    ведения включены в основное ис- сти времени нередко сочета-
    кание юности - в стремление найти ется в юношеском сознании с
    и выявить свое Я. Юность способ- нежеланием замечать его
    на в известных случаях быть сча- течение, с представлением о
    стливой своим несчастьем, даже том, что время остановилось.
    болезнями, лишь бы они не несли с Особенности организации
    собой ощущение преодоления, не- систем саморегуляции лично-
    обыденности, возможность выде- сти детерминируют актив-
    лить свою личность. ность учащихся в согласии, а
    Ни в коем случае нельзя просто порой и вопреки субъектив-
    развенчивать эти порывы юности к но представленным содержа-
    новому Я и насыщать их с ранней поры обыденностью ниям желаемой перспективы Я. Содержание в данном
        случае не всегда является
        определяющим, ибо высту-
        пает лишь как ориентир в
        сложном процессе активно-
        сти и развития личности
3. Неко- Индивидуализм юности - чер- Жизненная позиция неот-
торые та, которую мы отмечали неод- делима от мировоззрения
характер- нократно, особенно в стремлении личности. Социальная цен-
ные чер- юности быть самим собой. Юность ность человека определяется
ты умо- полна социальных стремлений, но тем, насколько его деятель-
настрое- она без всякого противоречия с ность способствует прогрессу
ния юно- этой своей чертой хочет быть общества. Чем больше чело-
сти индивидуально социальна, чув- век дает людям, тем богаче
    ствуя, что повторение снижает становится сам как личность.
    ценность личности, что для соци- Задавая вопрос о смысле жиз-
    ального служения нужно не ста- ни, юноша думает одновре-
    до. а многогранный коллектив. менно и о направлении обще-

 

516

По данным
психологического
исследования 1927 г.

По данным
психологического
исследования 1987 г.

Юные люди черпают свои идеалы
и образцы не из семьи, а из лите-
ратуры, из истории, обществен-
ной жизни, иногда знакомые толь-
ко понаслышке.

Эти образцы меньше подав-
ляют их сознание своей индиви-
дуальности, оставляют больше
простора для собственных выяв-
лений или фиксации их.

Ее увлекает все новое. Отри-
цание увлекательно уже тем, что
оно расчищает почву для ощуще-
ния своей самобытности. Скеп-
тицизм юности носит служебный
характер, юность должна иметь
мужество отрицания, огонь этот
очистителен с точки зрения про-
гресса и культуры.

Общей тенденции приходит на
помощь крепнущий свет разума,
собственной думы, обобщения и
отвлечения... Устойчивость тут не
такое уж частое явление, и в этом
не следует видеть повода для отри-
цательной оценки. Одновременно с
такими чертами, как скепсис, кри-
тика, некоторый нигилизм, она
проявляет не только самоуверен-
ность, но и довольно наивно выяв-
ляющийся догматизм. Юность спо-
собна приняться поучать кого хо-
тите и в чем хотите, и не охотно
признается в том, что она в чем-
либо некомпетентна. Это ощуще-
ние резко повысившейся телесной и
духовной силы..

Максимализм - юность рвется
на простор к большему, обыден-
ное имеет мало шансов на успех у
юности. Для подъема юности ха-
рактерно пользование своего рода
словесным максимализмом («друж-
ба», «верность», «навсегда», «ни-
когда» и так далее).

Обжорство тоже может быть
проявлением максимализма.

Фанатизм - черта, которая

ственного развития вообще, и
о конкретной цели собствен-
ной жизни. Каково мое место
в общей борьбе, в какой
именно деятельности в наи-
большей степени раскроются
мои индивидуальные способ-
ности? На эти вопросы нет
общих ответов, их нужно вы-
страдать самому, к ним мож-
но подойти только практиче-
ским путем. Трудность юно-
шеской рефлексии о смысле
жизни в правильном совме-
щении ближней и дальней
перспективы. Способность
отсрочить непосредственное
удовлетворение, трудиться
ради будущего, не ожидая
немедленной награды, - один
из главных показателей мо-
рально-психологической зре-
лости человека.

В юности мировоззрен-
ческие вопросы решаются
категорично, в них отража-
ется противоречие между
абстрактным и конкретным.

Характерная черта юно-
шеского возраста - форми-
рование жизненных планов.
Это явление одновременно
социального и этического
порядка. Это план деятель-
ности, который заземляется
на выбор профессии. Стрем-
ление к самоутверждению
сменяется более реалистиче-
ским и критическим самоана-
лизом и самовоспитанием.

В отличие от ребенка,
принимающего правила по-
ведения на веру, юноша уже
начинает осознавать их отно-
сительность, но еще не всегда
знает, счем именно их нужно
соотносить. Простая ссылка
на авторитеты его уже не

отчасти намечена в максимализ

удовлетворяет. Более того.

517


Новооб- разова- ния По данным психологического исследования 1927 г. По данным психологического исследования 1987 г.
    ме, это стремление к расцвету «разрушение» авторитетов
    своей личности, к ее выявлению, с большим устремлением в эсте- тическую сторону, к подчеркну- той жизни чувством, с интересом к универсальному. Мечтательность, в которой собственное Я не столько знает- становится психологиче- ской потребностью, предпо- сылкой собственного мо- рального и интеллектуально- го поиска. Пока своя система ценностей не сложилась, юноша легко поддается мо-
    ся, сколько ощущается. Мы здесь снова должны со ральному релятивизму: если все относительно, значит, все
    всей энергией выступить против дозволено, все, что можно
    постоянной тенденции нашего времени безоглядно насаждать в понять, можно оправдать и так далее. Целенаправленное
    юности и даже детстве трезвость и скороспелую практичность. То- ропиться раздевать жизнь и ого- лять факты под весьма спорным этическое воспитание, разъяс- нение принципов морали в общем виде или на конкрет- ных примерах жизни, литера-
    прикрытием утверждения, что это «настоящая жизни», ни в ко- ем случае не следует туры повышают уровень мо- рального сознания юношей и девушек, помогают им глубже
        понять, взвесить и оценить
        жизненные ситуации

 

Думаю, что вы не напрасно потратили усилия на чтение
двух текстов. В сущности, они говорят об одном и том же,
об одних и тех же явлениях. Тексты можно считать тождест-
венными по отношению к тем закономерностям возраста,
которые пытаются описывать и анализировать авторы. Но
как они отличаются тем отношением к исследованному фе-
номену, который проявляют авторы. Думаю, что дело не в
литературных способностях, а в изменившейся за 60 лет по-
зиции исследователя. Мне так хочется назвать позицию оте-
чественной науки первой четверти XX века, представленную
для вас текстом М.М.Рубинштейна, позицией любви к чело-
веку, что я и делаю.

Отчужденную позицию исследователей человека послед-
ней четверти XX века хочется назвать позицией псевдолюб-
ви. Человек уже испытуемый, обследуемый, о нем можно
сказать отстранение, безлично, не прибегая в тексте даже к
намеку на то, что исследуемый материал может вызвать у
исследователя чувства.

За этим стоит не только изменение приоритетов отечест-
венной науки, думаю, что за этим стоит и более глобальное

5J8

явление, которое я называла много раз словами отчуждения
человека от собственной жизни.

Современный ребенок, переживающий свои 13-17 лет,
сталкивается с культурой, в которой универсальные инст-
рукции ценятся выше индивидуальных проявлений жизни;

общее, алгоритмизированное, понятное в поведении другого
человека делает его «удобным» для управления во всех со-
циальных системах.

Но, к счастью для всех, всегда есть юные люди, которых
тяготит эта универсальность, потому что по законам жизни
они особенно чувствительны к проявлениям силы и слабости
самой жизни, открытой для нее через существование живого Я.
(Хочется сказать, зная, что происходит во взрослой жизни, -
пока еще живого Я.) Это живое Я проявляет себя в широком
размахе колебаний и противоречивых переживаний, связан-
ных с необходимостью найти и установить свое собственное
содержание, освоить свое собственное психологическое про-
странство. Сразу это сделать очень трудно, но жить без него
уже невозможно; увлечение чужими формами жизни редко
несет в себе черты устойчивости. Цитирую М.М.Рубинштей-
на: «Путь продвижения к самому себе совершается вовсе не с
роковой необходимостью: это норма, которая далеко не все-
гда достигается» (с. 159).

У роста есть свои законы, так и хочется сказать, что у рас-
тущей души, у растущего Я они свои, каждой поре надо вы-
зреть, и рост должен быть постепенным. Противоречивость
переживаний в юношеском возрасте - это проба на глубину
своего психологического пространства, приближенность к
экзистенциальным его характеристикам. Противоречивость
(или дихотомичность) естественно связана с жизнью тела мо-
лодых людей, ведь часто именно оно дает пищу для построе-
ния новых переживаний.

(Мне так нравятся слова М.М.Рубинштейна «юные люди»,
что я их буду использовать дальше.) В это время юным людям
снятся космические сны - они видят как бы со стороны свое
собственное тело, которое соотносится по размеру или поло-
жению с планетами или со светилами - Солнцем, Луной. Об-
ращает на себя внимание общность сюжетов (по материалам
моих интервью со студентами I-IV курсов): во всех них есть
переживание противоречивых чувств по отношению к планете
или светилу, в основном это чувства притяжения и отталкива-
ния. Возможно (и естественно), с психоаналитической точки
зрения эти сны выглядят не так, как я их попробую понять, но
мне этот вариант объяснения кажется логичным: в этих снах


юные люди сталкиваются с проблемой конкретизации (если
хотите, воплощения) своей экзистенциальности, своей сущно-
сти, своего назначения.

В бытовой, дневной жизни тело подсказывает формы та-
кой конкретизации в виде осуществимой половой роли. Жен-
ская роль в этом смысле очевиднее, давно замечено, что де-
вушки испытывают меньшие колебания в переживаниях, свя-
занных с воплощением собственного Я, они сравнительно
быстро достигают устойчивости, хотя бы это было успокое-
ние, вызванное принятием известного образца чужого Я. Не-
даром 16-17-летняя девушка производит впечатление взрос-
лого человека, что далеко не всегда можно сказать о молодом
человеке ее же возраста. Известно, что девушки в этом воз-
расте чувствуют себя взрослее своих сверстников и склонны
их опекать и воспитывать, даже перевоспитывать.

У юношей диапазон колебаний в переживаниях значи-
тельно шире и они дольше идут к обретению устойчивого
отношения к самому себе, то есть к ощущению границ сво-
его Я и его динамической силы. Как тут не вспомнить слова
из пословицы о том, что мужчине принадлежит весь мир...
Для того чтобы это почувствовать, надо проделать огром-
ную работу по построению своего мирового (соответст-
вующего меркам мира) психологического пространства,
ощутить в себе силы Я по возможному устройству жизни
именно в таком масштабе. У некоторых мужчин это получа-
ется, а о других пока говорить не будем - впереди описание
взрослой жизни.

Противоречивость переживаний, свойственная юным
людям, делает их особо чувствительными к существующим
в культуре формам организации жизни, в том числе к са-
мым обобщенным формам, содержащим идеал человече-
ской жизни. Они буквально впитывают всеми чувствами,
пробуют через действия в виде самовоспитания конкретизи-
ровать, персонифицировать идеал, для того чтобы решить
свои жизненные задачи, связанные с поиском своего Я. Идеалы
юности многообразны и зависят от множества факторов,
но то, что они есть, они нужны, в них существует потреб-
ность, доказывается исследованиями и прошлого, и сего-
дняшнего дня. Идеалы, естественно, соизмеримы с эпохой,
но в них есть общее - они связаны со стремлением к твор-
честву, к тому проявлению жизни, которое я раньше назы-
вала полным.

Идеал как мечта о творчестве жизни, о создании жизни.
Он как бы фиксирует саму возможность полной жизни,

„„„ной на собственных усилиях по ее построению. Это
осн0 „з оснований для появления чувства взрослости и его
^пления по мере роста физических и духовных сил

^"Йде^Тмеет огромное влияние на выбор и осуществление
ппойессиональной деятельности, выбор той сферы приложе-
г своих сил, которая будет приносить переживание полно-
"Ы жизни, как бы отражать реализуемость, призвание челове-
ть - одно из важнейших экзистенциальных переживании, от-
ражающих реалистичность усилий по организации и осущест-
влению жизни.

Мне бы хотелось, чтобы читатель увидел следующую ло-
гическую связь, существующую в решении жизненных задач
подросткового возраста:

Взрослые Любовь; псевдолюбовь
Я=? Место подростка в жизни
Идеал человека Осуществимость
Профессия Эта форма жизни моя

 

Взрослые в своем отношении к подростку (1) конкретизи-
руют свойства его Я; через эту конкретизацию подросток
получает переживания, необходимые ему для определения
своего места в жизни среди других людей; границы этого мес-
та задаются степенью осуществимости идеала Я (идеала чело-
века), который может конкретизировать подросток в выборе
профессии. Профессия и ее осуществление будут восприни-
маться в свете возможной любви (или псевдолюбви) к самому
себе и другим людям.

Получается, что в отношениях подрастающих юных людей
со взрослым миром (и в самоотношении) постоянно актуаль-
ной оказывается (в разных конкретных проявлениях) важ-
нейшая экзистенциальная проблема - проблема свободы и
ответственности Я за свое же собственное воплощение в кон-
кретных, бытовых, ежедневных проявлениях жизни, где чув-
ство реальности собственного Я дает человеку то достоинст-
во, за которым другими людьми читается его уверенность в
наличии у него своего места среди людей. Иначе это еще на-
зывают чувством социальной принадлежности, может быть,
это его формула: «Я не чужой на этом свете».

Когда возникают проблемы в становлении этого пережи-
вания, юноши и девушки сталкиваются с невыносимой плот-
ностью бытия, которое не поддается их попыткам найти в нем

520

52]


свое место. Давно уже был отмечен факт, что юность сравни-
тельно легко идет на самоубийство. Даже сама мысль об этой
возможности часто является сладостно-утешительной, сни-
жающей как бы степень риска перед возможными жизненны-
ми трудностями. Да, юные люди живут большей экзальтиро-
ванностью, невыраженными и неопределенными волнениями
и думами, которые они не могут реализовать в соответст-
вующей себе форме. Такую форму нельзя найти в один день
или в один час, на ее поиски могут уйти годы, для наблюдате-
ля это вообще может выглядеть как нечто ненормальное, на-
пример, уход в секту, приобщение к вегетарианству, увлечение
каким-то видом коллекционирования и тому подобное. Все
это может быть не тем, не моим, все это может быть отброше-
но или превращено в свою противоположность, и вчерашний
панк может стать примерным студентом университета, и все
это за короткое время.

Как хорошо, что сегодня у молодых есть эта возможность
смело пробовать свои силы в поисках формы жизни - своей
формы жизни. Хватило бы у взрослых мудрости не мешать
им, тогда, возможно, у них во взрослой жизни останется не
только горькое разочарование в своих идеалах, но чувство
полноты прошедшей жизни. Той жизни, в которой творение
самого себя естественно как любовь, а Э.Фромм говорил о
практиковании искусства любви как о действенности в мысли,
в чувстве, в активном видении и слышании на протяжении
всего дня (каждого дня).

Итак, исследуемый период жизни представляет время
оперирования человеком со сложнейшими переживаниями,
непосредственно затрагивающими его экзистенциальность
как духовную, так и физическую. Это время, когда душа
человека находит свое место, место среди других людей и
место в самом теле человека, которое стремительно меняет-
ся, создавая новый дом для растущей же души. В этом доме
все должно быть своим, возможно, поэтому подростки так
много двигаются, готовы без устали танцевать, кричать,
бегать. Эта потребность в движениях не только помогает
освоению внешнего пространства, но и пространства своего
тела, которое организовано весьма сложно и многоуровне-
во: от непроизвольных реакций до сложнейших произволь-
ных видов активности; установление иерархических отно-
шений между ними - одна из задач освоения пространства
тела в подростковом возрасте. Растущее тело дает много
новых переживаний; мне очень импонирует описание их как
изолированной мышечной эротики или мышечной радости,

522

которая доступна только в подростковом возрасте, так и
хочется сказать, что именно в это время границы между ду-
шой и телом очень размыты. Недаром/во все времена такое
большое внимание уделялось физическому воспитанию мо-
лодых, юных людей.

Овладение пространством собственного тела как психо-
логическая проблема появилась в науке благодаря работам
Стенли Холла, который обратил внимание на то, что сила
подростков не прибывает по мере роста массы их тела.
Половые различия очень ярко проявляются в развитии ско-
рости движений. У мальчиков сила и ее увеличение высту-
пают на первый план, у девочек больше развивается быст-
рота движений. Координация также улучшается, почему и
движения становятся более ловкими, хотя ловкость пред-
ставляет качество, достигающее совершенства в последую-
щие годы, когда равновесие в организме получает боль-
шую устойчивость.

Из-за особенностей развития мышечной системы и ее ко-
ординации нервной системой подросток очень быстро утом-
ляется, что вызвано напряжением всей нервной системы, в том
числе и центральной' Перед воспитателями подростков стоит
непростая проблема создания для них необходимых условий
жизни с целью предотвращения переутомления, раннего ис-
тощения нервной системы.

/ С сожалением приходится констатировать, что признаки
раннего физического старения можно сегодня наблюдать у
очень молодых людей, еще даже не вступивших в период юно-
сти, а только стоящих на ее пороге.)

Как говорят исследователи подросткового возраста, под-
росток-девочка и подросток-мальчик - это две различных
биологических величины. В этот период жизни они пережи-
вают необходимость решения такой жизненной задачи, как
установление близких отношений с лицами противополож-
ного пола. Биологическая основа этой формы поведения
представляет собой врожденный инстинкт исключительной
силы, значение которого в жизни человека нельзя недооце-
нивать. Появление переживаний, связанных с отношением к
противоположному полу, можно зафиксировать у детей в
очень раннем возрасте - уже в 1,5-2 года они могут про-
явить выраженное восхищение человеком, явно любуясь им.
К сожалению, разрозненные факты таких наблюдений почти
не систематизированы в специальной литературе, их иссле-
дование относят чаще всего к подростковому возрасту в
свете обсуждения проблем ранних браков, ранних половых

523


контактов. Мне встречалось мало работ, где бы авторы об-
суждали половые влечения человека с точки зрения прояв-
ления в них экзистенциальных особенностей. Когда же
встретила в литературе начала века' несколько важных, с
моей точки зрения, идей, была поражена их актуальностью
сегодня. Для меня важно, что в них предстает проблема
осознания человеком динамических сил своего Я, возмож-
ность пережить свое отношение к ним как к проявлению
своей сущности. По-моему, заслуживает внимания идея о
том, что инстинкт материнства, данный природой женщине,
составляет основу социальных навыков. Именно этот ин-
стинкт позволяет строить те отношения, которые задают
человеку его психологическое пространство, определяют в
начале жизни его место среди других людей. Материнский
инстинкт является и источником альтруистических стремле-
ний. Может быть, отсюда один шаг и к физиологическим
основам нравственности? Может быть, торможение является
основой совместной жизни людей?

Сложность отношений в современном обществе разрушает
традиции и условности, они уже не носят определенности,
существовавшей ранее. Это наносит ущерб биологии челове-
ка, ущерб, не ощущаемый вначале как потеря целостности
своего организма, но реальный по своим последствиям воз-
действия на все системы организма. Факты ранней половой
жизни подростков, аборты говорят о том, что природа жесто-
ка в проявлении последствий грубого вмешательства человека
в ее естественное развитие, расплата обычно бывает жестокой -
от раннего старения до рождения слабого плода с признаками
общей хилости, а то и уродства. Это уже толчок к патологи-
ческой наследственности, ведущей к вырождению как отдель-
ной личности, так и генеалогического древа.

Взаимные отношения полов в современной культуре пре-
терпевают серьезные изменения, многие авторы говорят о
том, что в результате бледнеет и оскудевает не только психи-
ческий лик матери, но и лик женщины вообще. К сожалению,
оправдываются предсказания, сделанные еще давным-давно, о
том, что общество, которое хочет сделать из женщины лю-
бовницу (а она только мать), толкает ее к усилению чувствен-
ности, ослаблению материнского инстинкта, к возрастанию
скрытой плодовитости, весьма вероятной дальнейшей диффе-
ренциацией менструальной функции, к склонности к гомосек-
суализму и омужествлению вообще. Когда грубо прерывается

' Работы Бехтерева В. М., Фрейда3., Лазурского А. и др.
524

(аборты всех видов) процесс материнства, жизнь становится
холоднее, суше, беспощаднее, в ней все меньше места человеч-
ности, состраданию, жалости.
<^Ha этом фоне жизни ранняя половая функция - это верный
путь к истощению сил организма, еще не приобретшего ус-
тойчивости, еще не сформировавшего необходимого аппарата
для саморегуляции,) Проповеди взрослых в этом отношении
всегда будут восприниматься подростками с оговорками и
сомнениями, важно сообщение точной физиологической и пси-
хологической информации об особенностях физиологическо-
го созревания организма. Эта точная информация позволит
решать проблемы отношений с противоположным полом на
культурном уровне, будет способствовать пониманию роли
полов в культурном развитии.

Мироощущение самих подростков, дополненное объек-
тивной информацией, будет способствовать установлению
бережного отношения между полами, подскажет необходи-
мость выработать свой кодекс, в котором целибату будет
отведено достойное место. Хочется думать, что острота
личных переживаний подростков, связанных в ценностью
своего тела и своей души, своего физического и психологи-
ческого дома, не будет у них отнята той дружной волной
физического и психического насилия, которая захлестывает
порой нашу жизнь.

У подростков есть свойственное их возрасту переживание
своего одиночества, своей непричастности к другим людям,
может быть, это тот шанс, который в виде этих подростко-
вых переживаний дан всему человечеству, и это шанс оста-
новиться, задуматься и посмотреть на себя со стороны.
Именно это делают подростки - они смотрят на жизнь
взрослых с дистанции младших, которые уже чувствуют в
себе силы быть старшими. Эта дистанция - удаленность от
взрослой жизни, позволяет им сблизиться со сверстниками,
так как одиночество подростков - это не пустота, это энер-
гетический источник, который требует направленного вы-
хода энергии - требует действия, иначе он может взорваться.
(Я уже говорила о самоубийствах молодых.) В современной
культуре для подростков не так много поля для приложения
их сил действия, вот и появилась та субкультура подростков,
в которой реализуются доступные им действия по устройст-
ву жизни.

Субкультура подростков - это действительно системы
действий разного вида, которые позволяют организовать
как внешнюю жизнь, так и внутреннюю (организовать свое

525


психологическое пространство). Именно в этом возрасте
расцветает такое, еще мало изученное, явление, как собст-
венный язык подростков. Явление, которое отмечается во
многих странах.

Основное отличие этого языка от языка более ранних
детских субкультур в том, что/подростки более-менее ясно
осознают, что мысль приобретает действенность только
тогда, когда она находит для себя соответствующее речевое
выражение."^Фактически без этого невозможно самостоя-
тельное мышление (о чем речь чуть ниже). Подростки уходят
в сторону словесного максимализма, прямо или косвенно
отражающего те переживания необычного космического
порядка, в которых они прикасаются к экзистенциальному.
Словесный максимализм обычного порядка («никогда»,
«навсегда», «класс» и тому подобное) переходит в образова-
ние жаргона. Этот жаргон открыт всем жаргонам языка, в
^ том числе и жаргону преступного мира - зоне. В общении
« друг с другом применяется словесная небрежность, даже
у пренебрежительность, разрушающая границы и дистанции.
» Общим достоянием подростков становятся оригинальные, с
1 их точки зрения, словесные выражения. Молодые люди, ко-
1 торые сейчас меня окружают, например, с удовольствием
используют фразу «дохлый барсик», придавая ей десятки
смыслов интонацией и жестами.

В эту пору не только увеличивается словарный запас, но
и приобретается большой навык оперирования словом - это
путь к массовому словесному творчеству, типичному для
подростков. Это и путь в равной мере порчи языка и его
обогащения.

Обращает на себя внимание тот факт, что все исследовате-
ли речи подростков отмечают их эксперименты над речью как
неслучайное явление, которое порождается закономерностями
развития: новые переживания ищут соответствующей им
формы, отсутствие такой формы ощущается как невырази-
мость Я, несоответствие его обыденности. «Огонь», о кото-
ром я говорила, используя слова М.Волошина, требует про-
явленности - Я нужна адекватная форма, дающая возмож-
ность зафиксировать его динамику как проявление жизни.
Как важны для юных людей живые образцы живой устной
речи! Как важна практика собственного живого говорения и
практика слушанья живой речи!

В жизни, особенно школы, так часто недооценивается это
умение, что старшеклассники, обнаружив собственное косноя-
зычие, склонны отождествлять его с собственной бездарностью.

526

Сегодня педагоги и психологи с грустью отмечают, что
подростки очень мало и поверхностно читают (если читают
вообще). Думаю, что одна из причин этого состоит в том, что
чтение связано с движением в собственном психологическом
пространстве, причем это движение естественное, оно осно-
вывается на уже существующих в нем переживаниях, структу-
рированных в разной степени. Символическая функция соз-
нания обеспечивает относительную устойчивость этих струк-
тур (образов, внутренней речи) и возможность развития глу-
бины и ширины семантического поля каждого структурного
образования. Психологическое пространство и движение в его
семантике требуют от Я человека его выраженности, если
хотите, то оформленности в виде собственных текстов - «Я-
высказываний». Говоря другим языком, умеющий читать
чужой текст обладает для этого необходимым умением читать
собственную душу.

Я бы не хотела смотреть пессимистически на проблемы не-
читающих подростков, но, похоже, что за этим видна оглу-
шенность их сознания, которую разные авторы описывают то
как сон души, то как конформизм (бездумное следование дру-
гим людям), то как неспособность любить себя. Тревогу вы-
зывает в явлении «нечтения» то, что без книги подросток ста-
новится обделенным одним из важнейших средств культуры,
развивающем в человеке способность к сосредоточению на
собственном Я. У современного подростка много соблазнов
получать информацию извне в обобщенном виде через зри-
тельный анализатор, гораздо меньше таких жизненных ситуа-
ций, где он должен сосредоточиться на информации, идущей
непосредственно от его Я. Нетренированное Я, если его не
научить слушать самого себя во внутреннем диалоге, может
потерять чувствительность к собственной диалогичности.
Пусть эти мои мрачные мысли будут преждевременными.

Все-таки интеллектуально развитые подростки читают,
пробуют писать, а это и есть диалог, так необходимый для
существования самой психической реальности. Мне хотелось
бы, чтобы из предыдущего описания закономерностей разви-
тия в подростковом возрасте, из анализа жизненных задач,
которые встают перед подростком, читатель вынес идею о
том, что физическое созревание в этом возрасте обостряет
экзистенциальные переживания в реальном проявлении жизни
(куда уж более реальным может быть собственный вес, цвет
кожи, движения, голос и тому подобное).

Не в фантомном проявлении жизни, не в творческих про-
явлениях, а в земном, телесном, даже, по мнению многих,


низменном проявлении жизни подросток переживает собст-
венную экзистенциальность. Причиной его трагедии может
стать не тот факт, что счастье для всего человечества неосу-
ществимо, а прыщик на лице, из-за которого якобы нельзя
пойти на дискотеку.

Подросток - реалист и романтик одновременно, он пере-
живает как собственную целостность, так и возможность ее
потери. Добро и зло, жизнь и смерть в его переживаниях
конкретны и абстрактны одновременно, так как он только
учится мыслить абстрактно, поэтому в процессе мышления,
в поиске закономерностей он легко может принять случай-
ное за общее, конкретное - за абстрактное, единичное - за
общее. Он переживает несоответствие силы своих чувств,
переживаний и возможностей своего мышления, подросток -
это тот человек, который может сформулировать и попро-
бовать решить задачу развития собственного мышления.
Именно для него написаны все книги по самовоспитанию,
именно он может воспользоваться (если захочет) их мудро-
стью не для манипулирования другими, а для воздействия на
самого себя.

Итак, экзистенциальные переживания подростков связа-
ны с реальными проявлениями жизни, огонь Я имеет в них
свой ритм.

Думаю, интересно отметить и тот факт, что творчество,
позволяющее, подростку переживать полноту жизни, связыва-
ется с усилиями по организации Я. Подросток начинает что-
то делать, специально ставя задачу делать это творчески, то
есть по-своему. Так появляется уже их исполнительская дея-
тельность (например, самостоятельное освоение музыкальных
инструментов), изобразительная деятельность, литературная
и другие. Важно, что теперь это воспринимается и осуществ-
ляется как для-меня-важная-деятельность. Как жаль, что да-
леко не все подростки имеют возможность попробовать себя
в разных видах культурной самодеятельности, позволяющих
почувствовать силу своего Я. Может быть, тогда мы не бы-
ли бы свидетелями проявления этой силы в виде скрученных
в жгут металлических скамеек в парке, выломанных дверей и
прочего такого. Деструктивное «творчество» подростков за-
служивает, думаю, внимания не меньше, чем их самодея-
тельность конструктивная. По-моему, мы так и не знаем,
откуда берется эта неимоверная сила, достойная, конечно,
лучшего применения. Какие силы вырываются из-под ра-
зумного контроля Я в это время? Думаю, что проблема ждет
своего исследователя.

^28

Продолжу разговор о тех задачах развития подростков,
которые возникают при освоении ими абстрактных мысли-
тельных операций. Одна из важнейших особенностей абст-
рактного мышления состоит в том, что оно основано на
применении в качестве средств мышления понятий, не псев-
до, а настоящих понятий, в которых процедуры собственно-
го мышления становятся доступными для человека. Мышле-
ние в понятиях дает основания для мысли о мысли, для реф-
лексии на содержание собственной познавательной активно-
сти. Говоря иначе/мышление из спонтанного процесса ста-
новится опосредованным отношением к нему самого чело-
века, то есть диалогичность собственного сознания стано-
вится доступной для воздействия самим человеком^Л'0, ка-
ким человек видит себя в этом диалоге, как он себя видит,
определяет эффективность мышления, иначе это еще назы-
вают смелостью мышления. Мне очень импонирует идея о
том, что уровень интеллектуального развития подростков
надо «измерять» не в показателях успеваемости по школь-
ным предметам и не по широте или глубине умозаключений,
а по общему развитию и соотношению углубленных жиз-
ненных интересов, по содержанию той концепции жизни,
которая отражает и уровень овладения собственным Я. Ду-
маю, что так и должно быть в условиях жизни, где искусст-
венно не искажаются факторы развития подростка, так как
он уже подошел к тому рубежу развития, когда он не только
в фантомном мире мечты, но и в реальности подошел к
взрослости. Половое созревание, то есть изменения в биохи-
мии организма, которые оно вызывает, создает достаточно
органических, телесных, если хотите, предпосылок для
ощущения реальной полноты жизни, чтобы воплотить ее в
соответствующей концепции, построенной совершенно про-
извольно на основе самовоздействия на собственный про-
цесс мышления.

г^Если начало подросткового возраста связано со снижени-
ем показателей интеллектуальной активности (это отмечают
• многие исследователи), то период вступления в юность, за-
вершение полового созревания связан с подъемом интеллек-
туальной активности на качественно новый уровень^Подро-
стковый возраст, думаю, можно считать завершенным, если
юный человек начинает переживать возможность «приклю-
чения» своего Я в области мысли, то есть возможность само-
воздействия и самопреобразования в соответствии с образом
своего же Я. Это вносит особое содержание в психологическое
пространство молодого человека, можно было бы назвать его


источником собственной силы, так как я не знаю, как его обо-
значить точнее в научных терминах. Может быть, это пере-
живание интегративных (объединительных) свойств своего Я.
Это проявляется и в возрастании интереса и способности к
отвлеченной мысли, к обобщению, стремлению понять смысл
действительности, смысл самой жизни.

Эта ориентация опосредует все психические процессы и
придает им большую устойчивость, так как смысл является
саморазвивающимся образованием, он и есть одно из прояв-
лений жизни. Юные ищут в смысле проявление своего Я,
поэтому когда вместо него предлагают готовые механиче-
ские схемы, которые надо просто воспроизводить в соответ-
ствии с образцом, возникает проблема оглушения. Опять
можно сказать об огне: если для него нет пищи, он гаснет.
Если для юных людей нет возможности соответствовать в
мышлении самим себе, своим потребностям, они теряют
интерес, в том числе может быть потерян интерес и к жизни
вообще. Боюсь, что именно это происходит со многими со-
временными старшеклассниками, которые «проходят» клас-
сическую литературу в качестве и количестве, не соответст-
вующем их потребностям. Недаром среди выпускников
школ так много людей, которые часто не читали классиче-
ских произведений, по которым писали сочинения на «пя-
терки» и «четверки».

Для подростков естественно в своем умственном образо-
вании стремиться к углублению и расширению своего психо-
логического пространства, своего Я. Секрет в том, что это
стремление осуществляется среди взрослых, которые решают
свои задачи в отношении обучения молодых. Подростки бес-
конечно нуждаются в помощи и поддержке старших по реше-
нию жизненно важной задачи - развития своих интеллекту-
альных возможностей, так как в этот период жизни реаль-
ность собственного мышления такова же, как реальность те-
ла, можно сказать, что она осязаема в результатах мышления
и его процессе как мне принадлежащем.

Это обостряет значение содержания общения между под-
ростком и взрослыми людьми. Подчеркиваю, именно взрос-
лыми людьми.

На поверхности бытового поведения подростков наблюда-
тель видит, что они очень много сил и времени отдают обще-
нию со сверстниками. Казалось бы, значение взрослых суще-
ственно меняется в сторону уменьшения его значения. Но
чудо жизни Я состоит в том, что зажечь его в полную силу у
юного человека может человек зрелый, я уже пыталась его

530

однажды в этом тексте назвать таким, который в своей жизни
персонифицирует, конкретизирует сущностные характеристи-
ки человека. Это не только теоретическое построение, оно
подтверждается фактами экспериментально-психологических
исследований'. Использование бесед, стандартизированного
интервью и опроса дало возможность прийти к заключению о
том, что потребность в общении со взрослыми обусловлена
прежде всего проблемами перспективного жизненного само-
определения. Содержанием общения со взрослыми становятся
вопросы взаимоотношения людей, отношения между полами,
выбор профессии.

Значительное большинство исследованных школьников
показало, что они испытывают острую потребность в нерег-
ламентированном общении со взрослыми, которые составля-
ют их ближайшее окружение.

Обращает на себя внимание еще одна особенность обще-
ния подростков со взрослыми. Если ребята в большинстве
случаев не удовлетворены отношениями со старшими, то
взрослые те же отношения считают вполне приемлемыми, то
есть не понимают отношения с подростками - переоценивают
или недооценивают их. Реально то, что взрослые, скорее, не
понимают, чем понимают потребности детей, скорее всего
«срабатывает» распространенность среди взрослых педагоги-
ческой позиции, основанной на механизмах проекции.
(«Подросток - это я».)

Заслуживает особого внимания экспериментальный ма-
териал, который показывает влияние характера общения со
взрослыми на развитие Я подростков2. Я уже писала выше,
что важнейшим моментом в развитии подростка является
переживание им интегративных возможностей своего Я, их
можно в экспериментально-психологическом исследовании
личности зафиксировать в виде устойчивости и адекватно-
сти самооценки. '

По мнению многих исследователей3, именно эти свойства
самооценки определяют степень самостоятельности и незави-
симости человека в разных видах деятельности и во взаимо-
отношениях с другими людьми.

' Кон И.С. Психология старшеклассника. - М., 1980; Миславский
Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. - М.,
1991; и др.

2 По материалам сборника: Формирование личности в переходный пери-
од от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В.Дубровиной. -
М., 1987.

3 Например: Донцов А. И., Сапожникова Л. С., Чеснокова И. И. и др.

531


Оказалось, что характер общения со взрослыми сущест-
венно (!) влияет на эти параметры самооценки. Вот эти циф-
ры: у подростков, которые могут доверительно общаться с
родителями, только в 8,3% неадекватная самооценка (они так
или иначе недооценивают себя). У ребят с преобладанием
регламентированного типа общения с родителями неадекват-
ная самооценка в 87,9% случаев. Хочется поставить здесь ряд
восклицательных знаков как знаков внимания к тому, что
детское следование правильности в отношениях с родителя-
ми давно уже сменилось стремлением подростка следовать
своему собственному Я. Кто-нибудь из старших это замечал?
Только кое-кто.

Устойчивая же самооценка формируется у 79,1% исследуе-
мых школьников, если им есть с кем доверительно общаться,
при регламентированном общении с родителями - у 25%.

Не надо быть особенно прозорливым, чтобы представить
себе, какие переживания преобладают у человека с устойчи-
вой самооценкой и человека с неустойчивой самооценкой.
Воспользуюсь для иллюстрации образом: крепко сколочен-
ный корабль с бушующем море - это образ устойчивой само-
оценки, и корабль, который скрипит всеми болтами и гайка-
ми, пытаясь одолеть бурное море, - это образ неустойчивой
самооценки. Какому кораблю предстоит более долгий путь,
читатель решит сам.

Юные люди, удовлетворенные своим доверительным об-
щением со взрослыми, характеризуются развитой способно-
стью самостоятельно, без помощи других, не по готовому
шаблону, глубоко и в соответствии со свойствами реально-
сти человеческой жизни анализировать и оценивать качест-
ва своих сверстников и взрослых, составляющих их круг
общения. У них нет противоречий между потребностью в
доверительном общении и условиями ее реального удовле-
творения. Поведение этих подростков взрослые и сверстни-
ки воспринимают и оценивают как «взрослое». (Остановите
свое внимание на этом факте.)

Совершенно иная картина характерна для школьников с
низкой удовлетворенностью общения со взрослыми. Они за-
трудняются самостоятельно анализировать и оценивать свер-
стников и взрослых, не умеют и не хотят это делать. В пове-
дении этих подростков наблюдатели отмечают агрессив-
ность, недоверчивость, конфликтность, безразличие ко всему
и так далее.

В экспериментах с несовершеннолетними правонаруши-
телями установлено, что ближайший круг их общения ста-

532

новится важнейшим фактором формирования их ценност-
ных ориентации. Их мотив самостоятельности, стремление к
автономности не получает удовлетворения, что приводит к
использованию искаженных средств, ограждающих от влия-
ния взрослых, которые воспринимаются только как «по-
меха» для удовлетворения потребности в автономности, в
самоутверждении. В зависимости от реальных объективных
условий общения этот мотив получает антисоциальное со-
держание.

Подросток переживает период поиска форм проявления
своей силы, энергии, возрастающей вместе с темпом физиче-
ского созревания, это не только физическая сила, но и сила
его Я, которая в этом возрасте проявляется в возможности
интегрировать разные проявления жизни. Для интеграции
нужен механизм, в психологии пока неизвестны более уни-
версальные пути становления механизмов, осуществляющих
психические процессы, чем пути интериоризации - вращи-
вания и выращивания их. Нужен материал (психологическая
информация) для вращивания и почва (необходимые пере-
живания) для выращивания. Таким «материалом» для вы-
ращивания собственных интеграционных качеств для под-
ростка является событие встречи с работающим - осуществ-
ляющимся или осуществлявшимся когда-то - интегрирован-
ным Я, живущим полной жизнью. Такое Я обладает важ-
нейшим свойством - оно самодостаточно, ему для существо-
вания достаточно силы собственного Я, оно не отбирает
часть (или все) психологического пространства другого че-
ловека, оно, это Я, действует по принципу света, высвечивая
в другом человеке его истинные качества, которые как бы
резонируют в ответ на воздействие, приобретая собственное
звучание.

Очень сложно описать это воздействие человека на че-
ловека в нерегламентированном общении, в общении души
с душой, где слова часто не имеют большого значения -
важнее отношение. Оно же может быть выражено во взгля-
де, жесте, короткой реплике, совместном чувстве... Этот
другой человек находит имя для Я подростка и таким об-
разом делает его видимым, доступным для воздействия, до-
ступным для необходимой защиты, ухода и, если хотите, то
для любви.

Доли этого нет, если к Я подростка подходят с мерками
универсальной правильности жизни (словно такая существу-
ет), он попадает в конфликт между своим Я и несоответст-
вующей ему формой жизни. В зависимости от степени ее

533


жесткости и степени несоответствия подросток будет пере-
живать разного рода напряжения - от депрессии до агрес-
сии, пытаясь разрешить этот конфликт. Ситуация осложня-
ется тем, что ресурсы для интегрирования собственного Я у
него не бесконечны, отсутствие необходимой психологиче-
ской информации приведет к пустоте. Это то, что еще назы-
вают духовным оскудением, безразличием к жизни, безот-
ветственностью, потерей себя и тому подобное. Это еще
одно рассуждение о том, что огонь жизни Я в подростке
поддерживает взрослый человек, всей своей жизнью показы-
вающий ее осуществимость.

Преобладание нормативного содержания в отношении со
взрослым толкает подростка на поиск людей, которые могут
подарить ему любовь, отнестись к нему самому, а не к како-
му-то придуманному, фантомному образу Я этого конкрет-
ного человека. Такими людьми оказываются сверстники,
хотя это могут быть и люди (компании) более старшего воз-
раста. Эти люди могут дать подростку (в силу своей жизнен-
ной некомпетентности) недостоверную психологическую
информацию, что окажет свое влияние на его отношение к
собственной жизни.

Недаром конкретные экспериментальные данные показы-
вают, что доверительное общение с родителями связано с
проявлениями пониженной тревожности, а регламентирован-
ность - с повышенной.

С сожалением приходится констатировать, что потреб-
ность подростков в нерегламентированном общении со
взрослыми не получает своего удовлетворения, так как в
жизни преобладает регламентированный тип общения. Ос-
тается только думать, что за этим стоит еще одно проявле-
ние обусловленной любви, замененной псевдолюбовью, то
явление, которое носит культурно-обусловленный характер,
где идеал человека и концепция жизни не являются научны-
ми абстракциями, а составляют ткань отношения человека к
другому человеку.

Вспоминаются в этой связи слова подростка, сорвавшиеся
у него в ответ на упреки взрослых в его плохости: «Вспомните
хотя бы, как вы меня любили в детстве». Хорошо еще, что
есть что вспомнить.

Свою личностную Я-индивидуальность подросток охраня-
ет, создавая разные формы ее целостности. Надо согласиться с
Э.Эриксоном в том, что «это есть осознанный личностью
опыт собственной способности интегрировать все идентифи-
кации с влечениями либидо, с умственными способностями,

534

приобретенными в деятельности, и с благоприятными воз-
можностями, предлагаемыми социальными ролями».

Опасностью этой стадии является ролевое смещение, по-
теря механизма интеграции собственных проявлений жиз-
ни. Для того чтобы компенсировать его, подростки разви-
вают идентификацию со сверстниками, где сама принад-
лежность к группировке гарантирует переживания «своих»
людей как «моих», где верность группе культивируется как
верность себе.

Подросток потенциально готов к освоению морали, так
как он уже переживает необходимость в интегративных ме-
ханизмах, позволяющих сохранить его Я от воздействия
других людей. У него уже есть готовность к организации
своей жизни в соответствии с идеей-концепцией жизни, не-
даром мировоззрение подростков часто называют идеологи-
зированным; он еще только определяет свое место среди
людей, свое место в обществе, с которым он уже может об-
щаться на равных. Он готов к воплощению идей лучшей
организации жизни, можно сказать, что он готов к подвигу.
Этой готовностью к подвигу и можно было бы разграни-
чить подростковый и юношеский возраст, о котором речь
впереди.

В завершение этой главы я приведу несколько отрывков из
«Дневника обыкновенной девушки», который был начат Ни-
ной Костериной, московской школьницей, в 1936 году, когда
ей исполнилось 15 лет'. Короткие отрывки, в которых хоте-
лось бы показать читателю живое биение огня:

«...кто я и какая я? Талантов у меня нет никаких... Ну, са-
мая обыкновенная. У меня даже в мечтах нет ничего особен-
ного... А у меня в будущем - один туман...

Танцую я давно и люблю танцевать, но с таким удовольст-
вием еще никогда. Шутя Алик поднял меня на воздух: сердце
замерло, дыхание перехватило, и жарко запылали щеки...

Многое я уже прочитала, некоторые произведения доводи-
ли меня до бессонницы...

"Человек, который смеется" Гюго чуть не сорвал мне эк-
замен по физике - зачиталась и забыла о том, что надо гото-
виться.

Эх, и не люблю, когда ко мне приходят мальчики! В квар-
тире потом все на меня так глядят, что... Да ну их?.. Дали во-
жатую Люсю из Института права. Толстенькая по форме, а
каково содержание - посмотрим...

' См.: Из дневников современников. - М., 1965.

535


Вчера папа купил мне гитару. Я очень обрадовалась по-
дарку.

...И еще страшное и непонятное: арестован папа Стеллы.
Он был начальником главка при Наркомтяжпроме. Говорят,
он предатель.

...Обидно, что не умею драться как надо.

...У нас с Леной одинаковые характеры: когда есть дело,
когда мы заняты по горло, бегаем, суетимся, - мы счастливы,
мы веселы. Но вот покой, тишина, дела нет - тень хандры
опускается на нас, и мы ругаемся друг с другом...

Ну и дела? Мне сейчас объяснились в любви!.. Не хочу и не
могу писать об этом. Когда он сказал мне это, я еле дошла
домой. Есть не могу, плачу и смеюсь...»

Нина Костерина погибла в декабре 1941 года.

1. лава 1- /

О ЮНОСТИ
(18-22 ГОДА)

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Проблемы возрастной психологии

На сайте allrefs.net читайте: "Проблемы возрастной психологии"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: По данным психологического исследования 1987 г.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Абрамова Г. С.
А 16 Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.-672 с. ISBN 5-7695-0303-3 Проблемы возрастной психологии, р

Строение психической реальности
полагают исследование свойств психического как природных прису

Ты опять со мной
Ты опять со мной, подруга осень, Но сквозь сеть нагих твоих ветвей Никогда бледней не стыла просинь, И снегов не помню я мертвей. Я твоих печальнее отребий, И твоих черней не ви

То, что страшит до ужаса
Раскат грома посреди ночи. Вор, который забрался в соседний дом. Если грабитель проник в твой собственный дом, невольно потеряешь голову, так что уже не чувствуе

Познание смерти
А мы за славой гонимся упрямо, мы упиваемся своей игрой... Но вырвавшееся из нашей драмы твое существование порой Нас будто тянет за собой из плена, чтоб вдохновить нас под

Проявление переживания полноты жизни в индивидуальной истории человека
1 состояние Действие 2 состояние Пргппонятие 3 состояние Понятие 4 состояние Переживание понятия

Звонить - лететь
(логика бесконечного небытия) Вот и дом полетел. Вот и собака полетела. Вот и сон полетел. Вот и мать полетела. Вот и сад полетел. Конь полетел. Баня полете

Переживаний женщины
«Если он сейчас себя так ведет, каким же он будет через год», «он копия своего отца» «Надо к нему найти подход, а то он совсем неуправляемый, как мне с ним лучше

Научное понятие нормального человека
Написала этот заголовок и поняла, что необходимо еще раз уточнить роль и место научного знания в индивидуальной судьбе человека. Наука появляется в его жизни чаще всего не в виде научны

Эпигенетическая матрица Э. Эриксона
н зрелость     личностная целостность против отчаяния G взрослость     произво

Деление жизненного цикла на этапы
Жизненная Ключевая Задачи Ресурсы Кризисы стадия система развития р

Младший школьник
Все новое - новые требования, новые правила в отношени- ях с другими людьми, новые нормы предметных действий раскрывают неизвестные до сих пор закономерности объек- тов. Мир упорядочен

Средний школьный возраст
«Период подростковой "ошалелости" обычно сбивает роди- телей с толку. Перестают помогать испытанные методы воспи- тания, наказания не приносят никакого эффекта, разговор по

Старший школьник
Социальное образование как особый период детства воз- никает прямо на наших глазах. По мере реализации общест- венных требований к данному возрасту, выступающих, в ча- стности, как треб

Степень сопротивляемости
Высокая Пороговая Низкая (ранимость) Надеюсь, читатель, что ваша сумма баллов не превышает 300 и вам не грозит нервное истощение. Если же она больше 300, то вас п

Раздумья о прошлом
Наберитеся терпения Прочитать мои труды - Не великие творенья, Чувства доброго плоды. По рассказам, по заметкам Пропишу свои стихи, Как согласно, мирно жили Наши деды -

ОЧЕНЬ КРАТКОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ
Бесконечно трудно слушать сегодня новости. Среди них столько плохих, что кажется порой - хорошие просто не су- ществуют. Кровь, смерть, страдания десятков и сотен людей - равнодушная ре

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги