рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Не хлебом единым жив человек

Не хлебом единым жив человек - раздел Психология, Как преодолеть вредные привычки Этот Общеизвестный Образ Фигурирует Как В Ветхом, Так И В Новом Завете, И Смы...

Этот общеизвестный образ фигурирует как в Ветхом, так и в Новом Завете, и смысл его вполне понятен. Фактически, он означает, что наши потребности не ограничиваются удовлетворением лишь материальных нужд. Однако стоит обратить внимание, насколько категорично это высказывание. Духовное удовлетворение представлено как фундаментальная жизненная потребность, сравнимая с потребностью в пище. По существу, на тех же позициях стоят и все другие религии и духовные традиции: чтобы жить, нам необходима «пища для души».

По моему мнению, это верно в совершенно буквальном смысле. Состояние нашей духовной жизни напрямую связано с функционированием нашего тела, в том числе с обменом веществ, пищеварением, дыханием и всеми остальными видами физиологической деятельности. Но мы нередко пренебрегаем своими духовными потребностями или недооцениваем их. Конечно, имеются некоторые признаки того, что на смену подобному поведению постепенно приходит иное — у людей вновь возникает осознание духовных ценностей. И тем не менее материалистическая ориентация, под влиянием которой мы находились столь длительное время, повлекла весьма серьезные последствия, тесно связанные с распространенностью в современном обществе склонности к вредным привычкам.

Коль скоро мы не в полной мере осознаем необходимость духовных достижений, нет ничего удивительного в том, что многие люди неверно понимают истинные потребности человеческого духа. Они открывают для себя великое множество гиперстимулирующих видов деятельности и такое же количество способов снятия напряжения, заменяя ими состояние «действительно высшего класса» —именно то глубокое переживание, которое Роберт Джонсон называет экстазом.

Это-то и прискорбно, ведь экстаз нам необходим. Мы нуждаемся в нем так же остро, как в пище, воде и воздухе. Но в современном западном обществе эта основополагающая человеческая потребность не осознается в полной мере. За последние тридцать лет мы существенно продвинулись в понимании того, насколько ухудшилось наше физическое окружение, и в преодолении такого рода тенденций. А вот столь же решительно осознать свои духовные потребности нам пока не удалось. В проблеме вредных привычек я вижу прямое следствие этой фундаментальной оплошности.

В каждой культуре, во все эпохи человеческой истории люди испытывали потребность в экстатическом переживании — в наслаждении того или иного рода, выходящем за рамки повседневной реальности. Различные культуры пытались удовлетворить эту потребность множеством всевозможных способов, и некоторые из этих способов оказывались куда более духовно ориентированными, чем все прочие.

В XIX веке русский писатель Федор Достоевский утверждал, что человек может чувствовать себя удовлетворенным, только получая от общества три вида переживаний — чудеса, таинства и духовное руководство, и что переживания эти куда более важны для него, чем удовлетворение материальных потребностей. Человек, испытывающий то или иное пагубное пристрастие, по всей видимости, верит, что с его помощью он сможет обрести чудеса и таинства, а отсутствие духовного руководства делает такой взгляд еще более соблазнительным. Вместо того чтобы считать пристрастившихся просто-напросто слабыми людьми, а то и преступниками, я предпочитаю видеть в них тех, кто губительным для них самих, но все же вполне понятным образом откликается на духовный вакуум, скрывающийся за нашим материальным изобилием.

Мы все ощущаем последствия этого духовного вакуума, В зависимости от того, кто мы есть, и от тех обстоятельств, в которых оказываемся, мы откликаемся на него одним из множества способов. Однако в нашем обществе человеческий отклик на духовные в своей сущности устремления сплошь и рядом принимает материальные формы.

Мне вспоминается один мой друг, который, будучи еще совсем молодым человеком, достиг впечатляющих успехов в бизнесе. В его сорок с небольшим лет у него в руках оказались средства, достаточные для того, чтобы делать или иметь буквально все, что ему захочется. И он действительно хотел чего-то, вот только не был уверен, чего именно. Как бы то ни было, он купил летний домик у озера. Чтобы добираться до этого домика, он приобрел дорогой джип, а чтобы, добравшись, ему было чем заняться, купил катер. Помимо этого, он обзавелся суперсовременным сотовым телефоном, чтобы иметь возможность из джипа или катера следить за ходом своего бизнеса.

Словом, обычная история, множество раз происходившая с финансово успешными индивидуумами. Приобретя дом, автомобиль, катер и телефон, мой друг никоим образом не оказался ближе к подлинной самореализации, чем был до этого. Результатом стало лишь то, что он впал в еще более угнетенное состояние духа, и отдаленные последствия этого наблюдаются до сих пор. Так, например, катер оказался весьма удобным местом для довольно-таки обильных возлияний.

Мой друг —человек состоятельный и, по большому счету, сильная личность. Вероятно, поэтому его помешательство на приобретениях не причинило ему особого вреда. А вот для человека с меньшими финансовыми возможностями или, скажем, для более уязвимой личности это могло бы иметь довольно пагубные последствия в виде непредсказуемых душевных пристрастий. Алкоголь, наркотики, безрассудство в сексуальной сфере представляют собой по существу материальные отклики на потребности, не являющиеся физическими в своей основе. Но если человек не представляет себе, где кроме сферы простой чувственности ему искать подлинное наслаждение, неудивительно, что он его и не находит.

В своей книге «Утраченный мир Выставки», вышедшей в 1939 году, специалист по компьютерам Дэвид Джелентер использует в качестве от правкой точки для анализа тогдашнего общества Нью-йоркскую всемирную выставку. Сделанные им выводы представляются мне вполне четкими и убедительными. Ближе к концу Великой депрессии и непосредственно перед началом Второй мировой войны Всемирная выставка рисовала картину будущего, поражавшую воображение большинства людей того времени. Еще немного, говорила эта картина, и у каждого будет собственный автомобиль. Более того, у каждого будет гараж, где он сможет этот автомобиль содержать. Жилье, электрические холодильники и даже телевизоры станут доступными всем и каждому.

По словам Джелентера , эта невероятная на первый взгляд перспектива придавала силы американскому обществу в годы войны и в последовавший за ней период роста благосостояния. Постепенно то, что казалось недостижимым идеалом, превратилось в реальный образ жизни множества людей. Но по мере достижения все большего успеха в вопросах удовлетворения материальных потребностей, естественным образом уменьшалось количество вещей, к которым нужно было стремиться. Коль скоро вещи были тем, к чему были обращены наши надежды и ради чего мы трудились, с достижением каждой новой материальной цели у нас оставалось все меньше надежд и меньше целей.

Сегодня мечта, вдохновлявшая нас полвека назад, стала явью. И если эта явь не принесла счастья многим американцам, то не потому ли, что мечта была основана на том, в чем мы нуждались тогда! Теперь же, когда многие из нас получили все сполна, нам необходимо нечто качественно иное. Нам необходимо что-то большее.

Для миллионов же людей, которые пока что не достигли финансового и материального успеха, ассоциирующегося у нас с сегодняшним днем, ситуация оказывается еще сложней. Склонность к вредным привычкам, несомненно, более характерна для бедных, чем для обеспеченных слоев общества, и ее последствия для людей с ограниченными социальными и личными ресурсами куда пагубней.

Говоря людям, чувствующим себя за бортом материального благополучия, что им следует осознать свои духовные потребности, я затрагиваю весьма непростые проблемы. Мне могут, например, задать вопрос, а не напоминает ли это обращенные к маленькому ребенку увещевания, что быть взрослым вовсе не так прекрасно, как может показаться? Дети все равно будут хотеть испытать это на себе! И все же я уверен, что осознание и развитие Духа необходимо каждому, вне зависимости от его нынешнего положения в обществе, поскольку такое осознание — единс твенная подлинная и неизменная альтернатива пагубным пристрастиям.

На страницах этой книги я попытался показать, что духовное совершенствование доступно каждому человеку, какова бы ни была его личная история или же материальная обеспеченность. Разумеется, ваши индивидуальные обстоятельства неизбежно окажут свое влияние на выбор пути к духовному совершенству. Однако одним из величайших достоинств Аюрведы является ее гибкость и способность удовлетворить уникальные потребности каждого конкретного человека.

Хочется надеяться, что подзаголовок этой книги в надлежащей мере подчеркивает силу моих чувств по отношению к вредным привычкам. Я говорю о духовном пути к решению проблемы, потому что уверен — это и есть подлинный ответ. В третьей главе я подробней поясню, почему я уверен в этом; в ближайших же главах мы разберемся, каким образом вы сможете найти приме­нение духовному пути в своей повседневной жизни.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Как преодолеть вредные привычки

На сайте allrefs.net читайте: "Как преодолеть вредные привычки"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Не хлебом единым жив человек

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЗАБЛУДИВШИЙСЯ В ПОИСКАХ
Среди наиболее серьезных проблем нашего общества, касающихся человеческого здоровья, вредные привычки и их последствия занимают, по моему глубокому убеждению, далеко не последнее место. Сердечно-со

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВОЕГО МЕНТАЛЬНО-ТЕЛЕСНОГО ТИПА
Аюрведа — древнейшая в мире система знаний о здоровье человека, предназначенная для предотвращения и излечения болезней. Она возникла за две с половиной тысячи лет до нашей эры и существовала уже з

АЮРВЕДИЧЕСКАЯ АНКЕТА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕНТАЛЬНО-ТЕЛЕСНОГО ТИПА
Эта анкета состоит из трех разделов. Первые 20 вопросов относятся к Вата-доше : прочитайте каждое предложение и отметьте (по шкале от 0 до 6), в какой мере оно справедливо в вашем случае.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ВАШ ТЕЛЕСНЫЙ ТИП
Теперь, когда вы получили три суммы баллов, можно опре­делить ваш телесный тип. Хотя существует всего три доит, помните, что Аюрведа различает десять вариантов их ком­бинаций и, соответственно, дес

ТРИ ДОШИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Согласно Аюрведе , знание своего телесного типа есть первый и важнейший шаг к подлинному здоровью. Это особенно верно в отношении вред­ных привычек. Хотя для поддержания жизни организма в нем должн

Характеристики Вата-типа
• легкий, худощавый • все делает быстро • нерегулярные аппетит и пищеварение • легкий, непостоянный сон, склонность к бес­соннице • энтузиазм, живость, воображен

Характеристики Питта-типа
• среднего телосложения • острый голод и жажда, мощное пищеваре­ние • склонность к гневу и раздражению в стрес­совых ситуациях • белая или розовая кожа, нередко в веснуш­

Характеристики Капха-типа
• крепкое, мощное телосложение; большая физическая сила и. выносливость • стабильная энергия; медлительность и изя­щество в действиях • спокойный, расслабленный характер; не спеши

АЛКОГОЛИЗМ
Алкоголь, в форме пива ли, вина или крепких напитков, с древнейших времен служит в обществе для множества целей. В католической мессе, еврейском пасхальном богослужении, ритуалах многих других рели

ПЛЮСЫ АЛКОГОЛЯ
Обсуждая историю моей юной пациентки Эллен , я уже говорил о своем убеждении, что, имея дело с пристрастием к тому или иному веществу, важно знать как о его пагубном воздействии, так и о доставляем

ОПАСНОСТЬ АЛКОГОЛЯ
Алкогольные продукты можно считать напитками, но точно так же их можно рассматривать как наркотики. По существу, алкоголь — это нарко­тик, злоупотребление которым распространено в Соединенных Штата

АЛКОГОЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ И ПРИСТРАСТИЕ К АЛКОГОЛЮ
Как врачу, знакомому с Аюрведой, мне не особенно по душе утверждение, что существует четкая граница между физическими и умственными, эмоциональными и духовными составляющими человеческой природы. К

ОТ ПОТРЕБНОСТИ К ПРИСТРАСТИЮ
Нет ничего удивительного в том, что потребность в алкоголе часто перерастает в полновесное алкогольное пристрастие. Этот процесс был во всех подробностях описан в цикле лекций, прочитанных в Йельск

Вторая стадия
Внезапное появление провалов в памяти свидетельствует о наступлении второй стадии алкоголизма. Провалы обычно затрагивают промежуточную память, например, события или беседы, имевшие место в период

Третья стадия
В оригинальной формулировке Джеллинека это критическая фаза, когда пьющий переходит от более или менее контролируемых намерений к полностью неуправляемому поведению. Теперь пристрастившийся мгновен

Четвертая стадия
Джеллинек описывает ее как хроническую фазу алкогольной зависимости, которая знаменуется продолжительными запойными периодами. Для нее характерны серьезные проблемы с физическим и умственным здоров

ЧУДО ИЛИ МАШИНА?
Мою уверенность в необходимости духовного подхода к проблеме алкоголизма вполне может объяснить краткое рассмотрение возможных ему альтернатив. Одним из примеров такой альтернативы может служить пр

Алкоголизм и Вата
Длительное аддиктивное поведение практически всегда приводит к серьезной Вата-неуравновешенности , которая может еще более усугубиться из-за стрессов, вызываемых воздержанием от ал­коголя. Поэтому

ПРИСТРАСТИЕ К НАРКОТИКАМ
Мечта о некоей субстанции, которая преображала бы действительность, глубоко укоренена в человеческом воображении. В ведической литературе не раз упоминается мистическая жидкость, называемая сома, —

УЗЛОВЫЕ МОМЕНТЫ НАРКОТИЧЕСКОГО ПРИСТРАСТИЯ
С точки зрения Аюрведы , отсутствие в жизни человека счастья есть важнейшая причина и одновременно главнейшее следствие его пристрастия. Вместе с тем существует также ряд вполне определенных призна

КРИТЕРИИ ПРИСТРАСТИЯ ПО ДСР- IV
Проявление повышенного интереса к препарату в промежутках между периодами потребления Вне зависимости от того, идет ли речь о пристрастии к азартным играм, героину, рафинированному сахару

НАРКОТИКИ И ДОШИ
Вата Привычка к употреблению наркотиков начинается со своего рода сделки, где сиюминутное, крат­ковременное наслаждение достигается ценой риска серьезных и долговременных физических, эмоци

ПРИСТРАСТИЕ К КУРЕНИЮ
Роль табака в жизни Америки относится к числу тем, вызывающих сегодня наиболее жаркие дискуссии. В отличие от вопросов, связанных с опасностью употребления запрещенных веществ, например наркоти­ков

ИСТОРИЯ И ПРИТЯГАТЕЛЬНОСТЬ ТАБАКА
Как и алкоголь, табак всю свою историю обладал ритуальной функцией. Общеизвестна бывшая в распространении у некоторых индейских племен церемония выкуривания «трубки мира». Вероятно, именно в этом к

ПРИСТРАСТИЕ К ТАБАКУ
Как бы ни относились к табаку медики прошлого, сегодня практически все врачи строжайшим об­разом предостерегают своих пациентов об опасности курения. И хотя представители табачной промышленности по

ОТУЧЕНИЕ ОТ КУРЕНИЯ: АЮРВЕДИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Широкая популярность курения в мире со всей очевидностью свидетельствует о том, что это пристрастие не ограничивается рамками какой-либо определенной группы людей. Как позволяет увидеть аюрведическ

Четыре шага к избавлению от привычки к курению
Если вы похожи на большинство курильщиков, вы, скорее всего, зажигаете сигарету, выкуриваете ее и выбрасываете прочь, совершенно не задумываясь над своими действиями. За многие годы эти привычки ст

ПРИСТРАСТИЕ К ЕДЕ
Известно, что в годы, проведенные им в Институте специальных исследований в Принстоне ( Нью-Джерси ), Альберт Эйнштейн был совершенно поглощен своими научными размышлениями. В своей книге об истори

ЕДА И АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Новорожденные младенцы плачут. Они не понимают, почему именно они плачут, — они просто чувствуют, что что-то не так. Но мама новорожденного знает, что ребенок голоден, и это дело вполне поправимо.

ПРИСТРАСТИЕ К ЕДЕ И ДОШИ
Вата, Питта и Кстха отличаются друг от друга своим проявлением в сфере питания. Но, как и в случае других пристрастий, более или менее длительное пристрастие к еде обычно приводит к Вата-неуравнове

ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ: АЛЬТЕРНАТИВА ПРИСТРАСТИЮ К ЕДЕ
На Западе продукты питания классифицируются по содержанию в них жира и по калорийности. В последние годы мы также стали проводить различие между так называемыми натуральными продуктами и теми, кото

ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ ПРИСТРАСТИЯ
До сих пор мы имели дело с пристрастиями, обусловленными тем или иным веществом, и выяснили, каким образом они оказались частью человеческой истории почти с самого ее начала. Современное общество,

ПРИСТРАСТИЕ К РАБОТЕ
Слово - трудоголик известно каждому, но мне этот термин кажется не вполне точным. Он предполагает аналогию между пристрастиями к работе и алкоголю, однако это, несомненно, совершенно разные вещи.

ПРИСТРАСТИЕ К СЕКСУ
В течение всей истории Запада секс подвергался таким порицаниям и гонениям, что к критике чьего-либо сексуального поведения следует подходить с величайшей осторожностью. Встречаются, однако, люди,

ПРИСТРАСТИЕ К ТЕЛЕВИЗОРУ
Телевидение было изобретено в 20-х годах нашего века, и за десять лет была полностью выработана технология производства этого средства связи. Шестьдесят лет назад телевидение было способно, в сущно

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ ВОССТАНОВЛЕНИЕ РАВНОВЕСИЯ
Выше я высказался в том духе, что человек, обладающий вредными привычками, — это искатель счастья, однако ищет он его не там, где нужно, а блуждает — быть может, многие годы — окольными путями. О н

МЕДИТАЦИЯ
Мы уже видели, в каком смысле пристрастие может представлять собой попытку удовлетворить те или иные потребнос­ти и как эти потребности можно трактовать с точки зрения ментально-телесного типа чело

ДЫХАТЕЛЬНАЯ МЕДИТАЦИЯ
Вопреки вашим возможным представлениям, для многих форм медитации не нужны специальные упражнения и руководства. Представленный здесь метод требует только лишь сосредоточенного, но вместе с тем бес

МЕДИТАЦИЯ С ПОМОЩЬЮ ПЕРВИЧНЫХ ЗВУКОВ
Ощутив пользу ежедневной медитации, вы, возможно, захотите узнать и о других медитативных техниках. В некоторых формах медитации используются слоги санскритского алфавита, образующие . мантры , или

УПРАЖНЕНИЯ
Истинная цель упражнений состоит в том, чтобы наделить наши тело, разум и дух бодростью и силой. У многих людей упражнения принимают форму соревнования или экстремальной физической деятельности. Од

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
Начав выполнять тренировочную программу, руководствуйтесь приведенными ниже тремя прин­ципами. Они будут полезны вам и тогда, когда вы накопите некоторый опыт. Эти принципы весьма отличаются от сор

УПРАЖНЕНИЯ И ДОШИ
Аюрведа учит, что каждый человек уникален, и истинность этого положения особенно очевидна, когда речь идет о тренировках. Точно так же как не существует одинаково хорошего для всех лекарственного р

ВАТА-УРАВНОВЕШИВАЮЩИЕ ПОЗЫ
Выполняя эти упражнения, не забывайте расслабляться, принимайте позы без напряжения. Не вменяйте себе в обязанность безупречное выполнение каждого упражнения. Просто растягивайтесь до такой степени

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Дыхание — это процесс вступления в тесную связь со Вселенной. При каждом вдохе и выдохе вы обмениваетесь с окружающей средой миллиардами атомов. Ваша телесноментальная система берет из нее все необ

НЕКОТОРЫЕ КОНКРЕТНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Молочные продукты. Все молочные продукты успокаивают Вату. Сладкое. Любые сладости (в умеренном количестве) хорошо успокаивают, уравновешивают Вату. Масла растит

СЧАСТЬЕ—ВОТ ОТВЕТ
У читателя может сло­житься впечатление, что психология и биология аддиктивного поведения изучены со всех воз­можных сторон. Большая часть такого рода ис­следований действительно оказалась весьма ц

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги