Значение красного цвета

Ты конечно же знаещь детский стищок:

Красный – это любовь,

Красный – это кровь.

Красный – это разъяренный черт.

Любовь и ярость кажутся несовместимыми противоречиями. Тем не менее, у них есть одно общее: оба выражают чувства сильного возбуждения. Любовь –

это приятное, ярость – неприятное возбуждение. "Он весь красный", ~ говорят о человеке, который возбужден и разъярен.

В хаосе вульгарной "психологии цвета" быстро устанавливается порядок, если мы принципиально исходим из того, что каждое чувство, независимо от того, что это – возбуждение (красный) или покой (голубой), должно постоянно рассматриваться с двух точек зрения, а именно, с точки зрения "удовольствия" и симпатии или "неудовольствия" и антипатии.

Красный как удовольствие – это любовь, аппетит, сила.

Красный как неудовольствие – это ярость, отвращение, перевозбуждение.

Голубой как удовольствие – это покой, удовлетворение, гармония.

Голубой как неудовольствие – это сковывающий покой, смертельная скука, а поэтому неудовлетворенность, взбудораженность, беспокойство.

Цвета воздействуют на определенные чувства. Так как цветовое возбуждение передается от глаза по вегетативной нервной системе в промежуточный мозг, можно предположить, что эти чувства возникают в промежуточном мозге. Здесь осуществляется руководство нервной системой и гипофизом. Они, со своей стороны, осуществляют согласованную работу органов. Неудивительно поэтому, что у животных наблюдаются те же самые физические реакции на цвета.

Алжирский исследователь Бенои завязал селезням (мужским особям уток) глаза черной повязкой. Их сексуальная деятельность ослабла. Затем он посадил селезня на 120 часов под оранжево–красный свет. Размеры семенных яичек увеличились почти вдвое. Сексуальная активность повысилась.

Так как цвета, независимо от сознания, действуют непосредственно на вегетативную нервную систему, то для врача цветовой тест – это простое подсобное средство для определения духовно–физической конституции своего пациента. Ему необходимо только предложить цветовой тест пациенту и спросить: "Какой цвет нравится Вам и какой цвет Вы находите несимпатичным?"

Воздействие определенного цвета на вегетативную нервную систему у всех людей одинаково. На всех красный влияет определенным образом, а синий – совсем другим образом. Если ты какое–то время смотришь на один цвет, то твое дыхание и твой пульс учащаются, давление крови повышается, если ты смотришь на другой цвет, то эти три вегетативные физические реакции затухают Подумай, что происходит при красном цвете, а что при синем.

Когда американские студенты в качестве испытуемых несколько минут смотрели на оранжево–красный цвет теста Люшера, их вегетативные физические функции повысились. Когда же студентам был показан темный синий цвет теста Люшера, их нервная система среагировала обратным образом. Пульс стал спокойнее, кровяное давление упало и дыхание замедлилось.

То, что выявилось у этих студентов, происходит со всеми людьми во всем мире. "Язык" цвета интернационален. Он не связан ни с одной расой и ни с одной культурой.

Уже более одного десятилетия подтверждают исследования В.Еггерта, Берлин (Диагностика функциональных синдромов с помощью цветового теста Люшера. Материа Медика. Нордмарк, 1965, №54), что люди, пораженные в результате внутреннего стресса сердечным инфарктом, предпочитают в цветовом тесте оба цвета – красный и зеленый. (Красный: активность; сине-зеленый: напряжение воли). Затем следуют цвета, которые передают острое вегетативное состояние. У инфарктников это серый и коричневый, оба цвета усталости, утомления. Еще хуже эта сердечная нагрузка при одновременном отказе от синего, от покоя: "Я не могу достичь состояния покоя".

Эротизирующее освещение для танго, конечно же, красное, и красные фонари указывают во всем мире путь туда, где продается сексуальное возбуждение.

Среди немногих художников, которые смогли описать словами, что выражает цвет, Кандинский ("О духовном в искусстве") очень точно описал красный цвет. О красном он говорит, что он действует "внутренне как очень живой, подвижный, беспокойный цвет, у которого, однако, не легкомысленный характер желтого цвета, раздающего себя на все стороны".

Художник Арнольд Беклин неделями пытался изобразить страстно пылающий оранжево–красный цвет, чтобы нарисовать им щаль, на которой сидит обольстительная Калипсо.

Франц Марк на известном полотне "Три красные лошади" изобразил лошадей красными потому, что они обладали импульсивным, легко возбудимым темпераментом. Для изображения коричневой шерсти он использовал красный цвет, так как хотел показать психическое состояние. В африканских любовных письмах, которые состоят из нитки разноцветного жемчуга, красные бусинки обозначают: "Я люблю тебя страстно. Я испытываю к тебе страстное влечение".

Значение голубого цвета

К.Кестлин, малоизвестный автор прошлого столетия, пишет в своей "Эстетике" (Тюбинген, 1869) о голубом цвете: "Голубой цвет – это чрезвычайно мягкий и освещающий контраст по сравнению со всем неспокойным, резким, мрачным и наступательным; проявление миролюбиво–кроткого и отрадно–свежего; это сама нежность в наглядном противоречии со всем материально массовым и тяжелым". Кандинский определял голубой цвет как концентрическое движение.

Посмотри, как-нибудь, внимательно на голубое полотно и определи, какое настроение оно в тебе вызывает.

Ты почувствуешь, как на тебя нисходит состояние неподвижного покоя, расслабленного удовлетворения, бесконечное чувство гармонии и умиротворения.

Если твои желания со всех сторон удовлетворены, если тебе во всех отношениях хватает того, что ты имеешь, то ты ощутишь законченное "наслаждение", довольное веселье, которое произрастает из самоограничения. Удовлетворение собой – это жизненная философия, в соответствии с которой жил Диоген.

Тогда становится понятным, почему Диоген сказал Александру Великому: "Если бы я не был Диогеном, я хотел бы быть Александром". Если бы Диоген не нашел удовлетворения в самоограничении (голубое), он должен был бы стремиться, как Александр, в лихорадочном ослеплении завоеваниями к самоутверждению, к силе и к импонирующему величию (красный). Напротив, в окружении голубого, который выражает самоограничение, удовлетворенность и согласие, ты чувствуешь себя в гармонично–ненапряженном состоянии. Ты чувствуешь себя принадлежащим к определенной общности и защищенным. Поэтому голубой цвет соответствует взаимосвязанности вокруг тебя: принадлежности к единству; народная мудрость гласит также: "Голубой цвет означает верность".

В состоянии восприимчивой взаимосвязанности ты особенно остро ощущаешь различия. Поэтому голубой цвет соответствует всем видам восприимчивости.

Голубой как расслабленная восприимчивость является предпосылкой для проникновения, для эстетического переживания и Спокойного размышления.

Шеллинг прибегает в своей "Философии искусства" к сплошным символам голубого, когда говорит: "Тишина – своеобразное состояние красоты, как спокойствие неволнующегося моря". Голубой цвет соответствует символически женскому началу, горизонтальному направлению, левой стороне, флегматичному темпераменту.

В немецком языке существует для настроения, которое вызывается синим цветом, почти непереводимое на другие языки понятие "нрав, душа". Голубой – это идеал единства и гармонии. Это исконно материнская привязанность, верность и доверие, любовь и самоотдача (поэтому голубой плащ богоматери). Толубой – это символический цвет вечности и гармонии в общественном развитии: цвет традиции. Новалис в своем романе "Генрих фон Офтердингер" выразил романтическую позицию в символе голубого цветка:

"Он находился в состоянии сладкого полусна, в котором ему грезились самые невероятные события. Он видел себя на мягком ковре трав на краю источника. Синие скалы с разноцветными прожилками возвышались в отдалении. Дневной свет, который его окружал, был светлее и мягче чем обычно. Небо было темно–голубое и совершенно чистое. Что его притягивало изо всех сил, так это высокий, светло–синий цветок, который сначала рос у источника и касался его своими широкими блестящими лепестками. Он не видел больше ничего, кроме голубого цветка, и смотрел на него долго с несказанной нежностью".

Немецкий психиатр Ф.Штеффлер исследовал "Эфир Гельдерлина и душевную гармонию" (Arztliche Praxis, №6, 1976):

"При этом без труда можно установить, что Гель-дерлин, особенно в своем романе "Гиперион", придает эфиру определение голубой, т.е. что он связывает небесную голубизну с понятием эфира. Неоднократное упоминание голубого тона побуждает нас обратиться за советом к современной психологии цветовых оттенков. Психолог Макс Люшер называет голубой цвет цветом гармонии, тождества. Упоминание понятия гармонии заставляет нас насторожиться, если мы вспомним, что через все творчество Гельдерлина, именно в качестве лейтмотива, проходит стремление к установлению гармонии между я и миром. Бросается в глаза, что голубой эфир Гельдерлина называется как раз в те моменты, когда человек отождествляет себя гармоничным образом со своим окружением. В "Гиперионе" молодой герой, воспринимая интенсивно природу, становится таким образом единым с миром: «Затерявшись в далекой голубизне, я часто вглядываюсь вверх в эфир и внутрь божественного мира, и мне кажется, что как будто родственный дух распахивает свои руки мне навстречу, что боль одиночества растворяется в существовании божества. Быть одним целым со всем, это жизнь для божества, это небеса для людей. Быть единым со всем, что живет, возвращаться в блаженном самозабвении в бесконечность природы, это вершина мысли и радости, это священная горная вершина, место вечного покоя»."